субота, грудня 24, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА КОНТР-АДМИРАЛА АКАТОВА А,В.(продолжение)

Командир бригады подводных лодок
 
В 1968 году меня направили на учёбу в академию на командный факультет. Занимался с большим интересом, так как узнавал много новых сведений, расширяющих кругозор. Здесь мне присвоили звание капитана 1 ранга.
После окончания академии получил назначение начальником штаба бригады подводных лодок Северного флота, базирующейся в Лиинахамари, недалеко от границы с Норвегией. Бригада состояла из ПЛ 613 проекта.
В этой должности служил всего полтора года. За это время дважды выходил на боевую службу, причём, второй раз на бывшей моей ПЛ  С-192. Затем был назначен командиром бригады больших океанских подводных лодок 641 проекта.
Семь лет был комбригом. Это большой срок. За это время сходил ещё на три боевые службы. Первая из них продолжалась полгода, каждая последующая длилась год, так как в это время на Средиземном море я был командиром оперативного соединения, а в 1972 и 1974 годах ещё и старшим морским начальником в Александрии.
 
 
Полярный, 1974 год
Командир 211 БПЛ капитан 1 ранга Акатов А.В. докладывает Командующему 4-й эскадрой контр-адмиралу Чернавину Л.Д.
о возвращении подводных лодок бригады с боевой службы.
Справа –замполит бригады капитан 2 ранга Марченко
 
Надо было учить молодых командиров подводных лодок, а научить их можно было только в море. Поэтому, будучи комбригом, всё время находился в плавании на разных лодках бригады. Мои лодки тогда выполняли боевые задачи в различных точках Мирового океана. Это было боевое, интересное время, которое не повторится. За время боевой службы в Средиземном море базировались неоднократно в Алжире, Тунисе, Сирии, Югославии и Египте. Мы помогали этим странам, поэтому отношения были дружескими.
Днём строго соблюдали скрытность своих действий и ходили в подводном положении, а ночью вынуждены были всплывать, чтобы зарядить аккумуляторные батареи. Одновременно вентилировали отсеки.
Нагрузка на личный состав была очень большая, люди очень уставали, буквально изматывались. Поэтому через полгода пребывания ПЛ в автономном плавании меняли экипаж целиком и отправляли отдыхать в санаторий, а лодка с новым экипажем ремонтировалась, оставаясь на боевой службе. Через месяц экипаж возвращался и продолжал боевую службу после проверки по задачам № 1 № 2.
В этот период, слава Богу, серьёзных ЧП не случалось. Были, правда, незначительные пожары, но их быстро ликвидировали своими средствами. Была ещё хирургическая операция по случаю аппендицита у одного из матросов, которая прошла благополучно, так как доктор наш был специально обучен этому.
 
Адмиралом стал на боевой службе
 
Звание контр-адмирала мне присвоили в ноябре 1977 года. Находился тогда на одной из наших плавучих баз в Тунисском заливе и был там старшим морским начальником. Позвонил мой бывший подчинённый из Главного штаба ВМФ и сообщил о присвоении очередного воинского звания. Это сообщение подтвердил Володя Гарин.
Адмиральские погоны мне прислали значительно позже из штаба  5-й Средиземноморской эскадры. А первую фотографию в форме контр-адмирала сделали ещё позже на моём флагманском корабле командира оперативного соединения.
Всего в должности комбрига только в Средиземном море провёл на боевой службе 682 суток.
На Средиземном море мы постоянно соперничали с американским флотом как нашим вероятным противником. Поэтому отношения были сложными и напряжёнными. Первый мой поход в должности командира соединения был особенно трудным. В соединении под моим командованием было десять подводных лодок, пять надводных кораблей охранения и снабжения и мой штабной корабль. На переходе в Атлантическом океане в центре идёт штабной корабль. Вокруг в надводном положении идут подводные лодки, а вторым кольцом – корабли охранения.
И вот представьте, на траверзе Португалии нас встречает Североатлантическая эскадра США и окружает нас внешним кольцом. Это весьма неприятный и далеко не почётный эскорт. Долго шли параллельными курсами, наблюдали и изучали супостата, проявляя выдержку и спокойствие. Они сопровождали нас до района погружения, где все лодки по моему приказу одновременно ушли под воду при активном противодействии кораблей 6-го флота США.
В Средиземном море американские корабли и самолёты постоянно следили за нашими лодками, напрягали обстановку и действовали на нервы. Но мы быстро научились им противодействовать и ни в чём не уступали. Наладили постоянное слежение за американскими подводными лодками и авианосными ударными группами. В этом деле мы выработали и освоили много новых тактических приёмов, приобрели большой боевой опыт, который пригодился в дальнейшем.
Самым трудным делом была замена подводных лодок. Надо было скрытно вывести из Средиземного моря лодки, прошедшие боевую службу, заменив их тоже скрытно другими под непрерывным наблюдением кораблей, самолётов и технических средств, а также агентуры США. Разрабатывались и успешно осуществлялись сложнейшие, хитроумные операции и для прохода подводных лодок через Гибралтарский пролив. Проходили днём и ночью в подводном положении, учитывая особенности рельефа дна, течений и гидрологии моря. Иногда проходили пролив ночью в надводном положении, скрываясь в тени больших транспортов и маскируясь «под рыбака».
 

Ленинград, октябрь 1978 года.
Присутствую на торжественном заседании нашей юбилейной встречи в стенах училища
  
25 лет службы на подводных лодках
 
Первый раз вышел в Баренцево море из Полярного на подводной лодке 613 проекта в 1953 году. На этих новейших по тому времени дизель-электрических лодках прошли хорошую школу подводного плавания большинство советских подводников, в том числе и я. Позднее командовал подводной лодкой Б-25, на которой несколько раз выходил на боевую службу в Атлантику и в Средиземное море. Это была большая океанская торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 с отличными тактико-техническими характеристиками. Однако она была недостаточно приспособлена по обитаемости для плавания в тёплых водах южных морей. Кондиционеров воздуха не было, и высокая температура в отсеках изнуряла личный состав.
Главным же недостатком этих лодок было то, что они имели малый запас электроэнергии для плавания под водой. Поэтому днём мы ходили как правило на глубине экономическим ходом и наблюдали за всем, а ночью заряжали аккумуляторную батарею в надводном положении от работы дизелей. Одновременно вентилировали отсеки и пополняли запас сжатого воздуха.
Далее, будучи командиром бригады подводных лодок, многократно выходил в море на каждой своей подводной лодке, обучая молодых командиров ПЛ. Последний раз выходил в продолжительное плавание в 1978 году. Вот и получается, что я плавал на подводных лодках 25 лет.
Интересно отметить, что последний свой поход на боевую службу я совершил на бывшей своей подводной лодке, которую строил, принимал от промышленности и которой командовал четыре года, сделав много походов. Она стала именоваться Б-825.
Командовать атомными и ракетными подводными лодками мне не пришлось, но серьёзно изучал их и непосредственно занимался их освоением и боевой деятельностью после 1978 года, проверяя перед выходом на боевую службу, когда был назначен помощником Командующего Северным флотом.
Служба на флоте прошла интересно, по-боевому, и отмечена наградами правительства. В 1968 году был награждён орденом Красного знамени за успешный поиск и длительное слежение за ракетными подводными лодками США во время боевой службы в Средиземном море. В 1975 году награждён орденом «За службу в Вооружённых Силах СССР» третьей степени, а в 1980 году – орденом Красной Звезды. Получил также все медали, положенные за длительную службу.
Главком ВМФ С.Г. Горшков в 1985 году вручил мне кортик с рубиновой звездой и дарственной надписью.
 

Немає коментарів: