"... Пакет с маршрутами развертывания вскрыл с выходом из Кольского залива. В нем говорилось: «Переход подводных лодок совершить скрытно. Оружие на переходе морем иметь в готовности к боевому использованию. Обычное оружие применять по указанию Главнокомандующего ВМФ или при вооруженном нападении на ПЛ. Торпеду с ядерной боеголовкой - только по специальному указанию министра обороны СССР или Главнокомандующего ВМФ. Конечная цель маршрута - бухта Мариэль на Кубе (вблизи Гаваны)».
С выходом из Кольского залива управление подводными лодками брал на себя Главный штаб ВМФ. На маршруте развертывания обозначались контрольные точки, пройти которые нужно было в определенное Главным штабом ВМФ время. При достижении некоторых из них надлежало отправлять в штаб РДО (радиодонесение). Я сразу усомнился, а сможем ли мы своевременно и скрытно достигать эти точки. Дал приказание штурманам рассчитать скорость движения лодки по маршруту. Данные командира штурманской боевой части (БЧ-1) капитан-лейтенанта В.В. Наумова и командира рулевой группы БЧ-1 лейтенанта В.Д. Маслова (Вячеслав) меня обескуражили - выходило, что переход от одной контрольной точки к другой подводная лодка должна совершать в надводном положении со скоростью... 12 узлов с небольшим. Соблюдение условий скрытого развертывания в районах Северной и Центральной Атлантики не позволяют иметь такие скорости. Даже скорость 5 узлов при преодолении противолодочных рубежей НАТО в Атлантике вызывает большое напряжение для лодок 641 проекта («Фокстрот»). Об этом хорошо знают не только наши командиры лодок, но и американские подводники. Вероятнее всего, рассуждал я, сроки прибытия в конечный пункт перехода назначены свыше - в Министерстве обороны СССР, высшие должностные лица которого не знают возможностей и особенностей подводных лодок нашего проекта..."
В пучинах Бермудского треугольника. Капитан 1 ранга в отставке А. ДУБИВКО, бывший командир подводной лодки Б-36. Морская газета. Приложение "Флот". 17 октября 2005 года.
"... Следует отметить хорошую, слаженную работу всего экипажа. С чувством глубокого уважения и признательности, уже много лет спустя, хотелось бы выразить еще раз благодарность моим бывшим сослуживцам-подводникам, вахтенным офицерам и специалистам, волею судьбы оказавшимся на подводной лодке Б-36 во время боевого похода в Саргассово море в период обострения Карибского кризиса. Вот их имена: старший помощник командира подводной лодки капитан-лейтенант А.А. Копейкин (Аркадий Алексеевич?), помощник командира капитан-лейтенант А.П. Андреев, командир БЧ-3 капитан-лейтенант А.А. Мухтаров, командир торпедной группы старший лейтенант В.М. Кутьин, командир БЧ-1 капитан-лейтенант В.В. Наумов, командир рулевой группы лейтенант В.Н. Маслов (Вячеслав), начальник радиотехнической службы старший лейтенант Ю.А. Жуков (Юрий Александрович), командир БЧ-5 капитан-лейтенант-инженер А.Г. Потапов (Анатолий), командир группы мотористов старший лейтенант-инженер Г.Р. Кобяков (Кобяков Герман Александрович), замполит капитан 3 ранга В.Г. Сапаров, доктор подводной лодки капитан медицинской службы В.И.
. Все они - настоящие герои своей Родины! Ну а если о них забыли, то своей рукой я вывожу слова: «Вы, действительно, Герои Саргассова моря, дорогие мои сослуживцы-подводники!» Может, кто-нибудь из вас прочтет мою повесть, если она когда-либо будет опубликована, подтверждаю - вы Герои, передайте мое мнение своим потомкам». К сожалению, чиновники от ВМФ выделили для награждения экипажа нашей лодки только один орден Красной Звезды. По моему ходатайству этот орден был вручен инструктору-гидроакустику мичману Панкову, спасавшему подводную лодку не однажды благодаря своей высокой выучке, профессиональной компетенции, организованности и дисциплинированности. Своевременный, четкий доклад его об обнаружении противолодочных сил вероятного противника спасали положение, подводная лодка даже в самых экстремальных условиях ускользала от преследования."
"В штурманскую рубку вошел контр-адмирал В.Ф. Рыбалко и рукопожатием поблагодарил штурманов за хорошую работу. С В.В. Владимировым останутся добрые отношения на всю оставшуюся Военно-морскую службу.
Ноябрь 1963 г. На корабль прибыл вновь назначенный помощник командира капитан 3 ранга Анатолий Глазунов.
Командир БЧ-4-сл. "Р" К.Н. Соловьёв назначен на строящуюся атомную ПЛ "К-22", командиром которой был В. Поникаровский, вместо Соловьева прибыл его однокашник Радомир Аникин. Командиром группы движения назначен выпускник училища им.Дзержинского Ю. Поваров."
"Единственный случай, сдержавший нашу скорость на переходе, был связан с операцией аппендицита, которую пришлось сделать прикомандированному к нам инструктору-гидроакустику мичману Панкову. Операцию выполнил доктор подводной лодки капитан медицинской службы В.И. Буйневич, который перед походом прошел в стационарном госпитале в г. Полярный двухмесячную стажировку и приобрел необходимую в таких случаях медицинскую практику. Операция прошла успешно. Так как подготовка к операции и сама операция заняли значительное время, мы выбились из графика движения (операция проводилась на глубине 150 метров при скорости ПЛ 3 узла), опаздывая от своей «подвижной точки следования» почти на сутки. Решил догонять эту «точку» в надводном положении, запустив все три дизеля для дачи полного хода. До Бермудских островов было еще примерно 500 миль. Всплыли. Нам «повезло». На море сильнейший шторм - более 9 баллов. Гребни волн высотой 25-30 метров одна за другой в расстоянии 150-200 метров шли попутно нашему курсу. На вершинах гребней подводная лодка совершала нечто невероятное. Крен достигал временами 45-50 градусов. Что недостаточно надежно было закреплено, летело от борта к борту: люди, битая посуда, плохо закрепленные банки регенерации и прочее. В диком неистовстве волны то подбрасывали лодку, как щепку, вверх, то швыряли вниз в преисподнюю взбесившегося океана. При очередном крене в 50 градусов каждый с замиранием сердца ждал, станет ли лодка из очередного крена, не сорвутся ли с фундаментов дизеля, не расплескается ли электролит в аккумуляторных батареях. К счастью, люди и техника выдержали и этот экзамен. С большой благодарностью и добрыми словами мы вспоминали в эти часы конструкторов и строителей нашей лодки (г. Ленинград, бывший завод «Судомех»). Суточное испытание девятибалльным штормом в Центральной Атлантике в надводном положении пришлось испытать только нашей подводной лодке. И, хотя техника выдержала натиск стихии, не обошлось без поломки, казалось бы, второстепенного механизма. Набегавшими штормовыми волнами отжало верхнюю крышку выбрасывающего устройства (ВИПс) в кормовой части ПЛ. Но на подводной лодке мелочей не бывает. Механики доложили: погружение подводной лодки с оставшейся одной работоспособной (нижней) крышкой ВИПс на глубину более 60-70 м опасно. В этих условиях решили дождаться хорошей погоды, всплыть в надводное положение и исправить повреждение.
Была и другая неприятность. Вышла из строя холодильная установка провизионки. Скоропортящиеся продукты и несколько туш свежего мяса пришли в негодность, их пришлось выбросить в море на корм акулам. До конца похода на питание личного состава расходовались только крупы и консервы.
Не пощадил шторм и личный состав. В штормовую погоду набегавшими волнами полностью, иногда частично, заливалась боевая рубка. На мостике командир, вахтенный офицер и сигнальщик находились в гидрокомбинезонах, крепкими капроновыми концами привязанные к ограждению рубки. При набегающей волне следовало приспособиться, прижаться к ограждению. Так, однажды вахтенный офицер, командир БЧ-3 капитан-лейтенант Мухтаров при очередной набегавшей волне неудачно повернулся, не успел прижаться к ограждению рубки. Это стоило ему поломки двух ребер. Доктор капитан В.И. Буйневич оказался на высоте - всего за 12 дней вылечил Мухтарова, и тот возвратился в строй.
Таким образом, через полторы недели, используя непогоду и данные радиоразведки, мы скрытно вошли в Саргассово море (Бермудский треугольник)."
Буйневич Виктор Иванович. Хоста, 50 лет СССР 8А. Тел. 653581.
Потапов Анатолий Г.
В пучинах Бермудского треугольника. Капитан 1 ранга в отставке А. ДУБИВКО, бывший командир подводной лодки Б-36. Морская газета. Приложение "Флот". 17 октября 2005 года.
"Хотелось бы отметить работу наших механиков, шутливо-уважительно называемых подводниками «маслопупами». Не прекращая работы в свободное от вахт время с вышедшими из строя дизелями, мобилизуя последние силы, они все же сумели на подходе к Фарерам отремонтировать один из них. Опробовали его в режиме РДП. Дизель работал хорошо, что позволило скрытно проходить противолодочные рубежи, когда это было необходимо в этом режиме. Руководили работами по введению в строй дизеля командир БЧ-5 капитан-лейтенант-инженер А.Г. Потапов и его командир группы старший лейтенант-инженер Г.Р. Кобяков. Общее руководство осуществлял флагманский механик бригады капитан 2 ранга-инженер В.В. Любимов. Как мы ни экономили топливо, но после прохода Фарер оно кончилось. Пришлось, используя опыт подводников в период Великой Отечественной войны, идти на масле, разбавленном водой. На нашу просьбу о заправке в районе Лофотенских островов к нам подошел танкер, но из-за штормовой погоды заправиться не смогли. Так и прошли Норвежское море на разбавленном водой масле. На траверзе острова Медвежий закончились и запасы масла! Баренцево море прошли под электромоторами. В двадцатых числах декабря возвратились в базу последними из лодок бригады. Встречал нас... один начальник штаба подводных лодок бригады капитан 2 ранга В.А Архипов (впоследствии вице-адмирал). Сходили мы на берег с высоко поднятыми головами, с чувством до конца выполненного долга перед Родиной, с осознанием того, что мыне уронили честь советских подводников, сохранили верность присяге, воинскому долгу и Военно-морскому флагу!"
Командир подводной лодки Б-36 А.Ф. ДУБИВКО, командир Б-130 Н.А. ШУМКОВ, начальник штаба 69-й бригады В.А. АРХИПОВ, командир Б-4 Р.А. КЕТОВ. Полярный, 1962.
Наумов В.В.: Опыт подводников Великой Отечественной войны, использованный механиками нашей лодки, исключал использование воды, смешивались остатки дизельного топлива с маслом.
Вода бензин дизельное топливо смеси смешивание. 17.11.2008. "... возвращаясь к теме добавления воды в дизельное топливо - днями разговаривал с механиком, который проработал на судовых дизелях 30 лет и помнит "компанейщину", когда один из Ленинградских НИИ активно "внедрял" смеси дизельного топлива и воды на корабельных дизелях, цитата: "я помню как останавливались в море моторы и корабли, если везло, выбрасывало на берег, плунжерные пары и топливная аппаратура приходила в полную негодность, я помню снятые с кораблей и выброшенные на берег дизеля только чистая безводная гомогенизация топлива - измельчение, корректировка состава, все остальное пусть льют те кто этого не видел"
Мухтаров Аслан Азисович.
Наумов В.В. 18.02.2009.: Второй орден Красной Звезды был вручен командиру БЧ-3 капитан-лейтенанту Мухтарову А.А.
Андреев А.П., Мухтаров Аслан Азисович, минер "букашки", Наумов В.В.
Добрые слова сослуживцев о Мухтарове А.А., его последующей службе.
Е.К.Пензин. О службе в Полярном. - Краснознаменное ордена Ушакова 1-й степени соединение подводных лодок Северного флота. Серия "На службе Отечеству", выпуск 2, 2003 г.
"Пора на пенсию, Виктор Михайлович?
Командиру 4-й эскадры ПЛ контр-адмиралу Льву Давыдовичу Чернавину посвящается.
В августе 1976 г. на 4-й эскадре ПЛ в Полярном освободилась должность флагманского минёра. Это произошло так: в ходе учений флота, на котором присутствовал ГК ВМФ С.Г.Горшков, у одной из лодок эскадры практическая торпеда 53-65К всплыла в точке залпа. Крутой на расправу главком тут же снял флагмина с должности. По большому счёту, Горшков исправил ошибку, (с его точки зрения), которую совершил в октябре предыдущего 1975 г., когда на эскадре потопили боевую торпеду САЭТ-60. Конечно, происшествие было тяжёлым, разгильдяйство должностных лиц — просто выдающимся.
На ПЛ, стоящей у причала, производилась прострелка ТА торпедоболванками. Плановая, нормальная работа, но, к сожалению, совмещённая с погрузкой боезапаса. Подошло время обеда. Сделали перерыв. Личный состав отправился на базу, а специалисты флотского арсенала — в город, в столовую. После обеда все собрались снова на лодке. Кто-то из экипажа заступал на вахту, кто-то прибыл из числа, занятых с утра. Небольшая смена личного состава произошла и в группе подкатки оружия, но основные действующие лица — на месте: командир боевой части, старшина команды торпедистов, рабочие арсенала.
Подается сверху в отсек боевая торпеда САЭТ-60. Перепутать её с торпедоболванкой может только пионер сельской начальной школы. Для прострелки аппаратов используются торпедоболванки, переделанные из старых парогазовых торпед, которые внешне принципиально отличаются от электрической САЭТ-60. Кроме того, болванки покрашены яркой красной краской. Торпеда САЭТ-60 окрашивается в светло-серый (шаровый) цвет. На причале — флагманский минёр бригады капитан-лейтенант Краснов, командир лодки с “проклятым минным прошлым”, как любил говаривать контр-адмирал Иван Николаевич Паргамон, начальник штаба эскадры.
Кто первым в отсеке принял боевую торпеду за торпедоболванку, как не сработал контроль сверху за действиями в отсеке — одному Богу известно. Важно другое, боевая торпеда была загружена в ТА и ею был произведен выстрел. Поскольку электрические торпеды в те времена подавались на лодки без закаченного воздуха высокого давления, а запальное устройство в неё не вставлялось, то, с точки зрения безопасности, ничего страшного не произошло: торпеда, пройдя по инерции метров пятьдесят-шестьдесят, затонула в Екатерининской гавани. Но вопрос не в ущербе, как таковом, а в уровне квалификации всех должностных лиц и в организации службы в минно-торпедном деле на эскадре в целом. Начались длительные поиски торпеды водолазами в условиях зимнего времени. Глубины достаточно большие, от 60 м и более. Работа водолазов должна проводиться с декомпрессией. Это принципиально снижает их общее работное время непосредственно на грунте. Одним словом, работа затянулась на месяцы…
Что-то помешало главкому снять с должности Аслана Азизовича Мухтарова, но фамилию он запомнил. И едва она прозвучала в ходе учений, как реакция была незамедлительной и, как часто в таких случаях бывает, не соответствующей проступку. Правда, потом выяснилось, что капитана 1 ранга имеет право снимать только министр обороны, обращаться к которому никто не пожелал. В результате формулировку “снятие” заменили на “назначение на новую должность”. Аслан Азизович стал начальником ТТБ эскадры...
1 ноября 1976 г. Костя Дрызлов, флагманский минёр, сменивший меня на 49-й БрПЛ, любезно предложил проехать на своем “Жигулёнке” в Полярный, где у него была масса знакомых по предыдущей службе. Я зашёл в помещение флагманских специалистов, поздоровался с Мухтаровым, познакомился с новыми коллегами и отправился представляться своим командирам.
Командир эскадры контр-адмирал Лев Давыдович Чернавин с первого взгляда производил сильное впечатление: высоченный моложавый мужчина спортивного сложения, огромный лоб с выдвинутыми бровными дугами, да ещё усиленный залысинами, тяжёлый взгляд глубоко посаженных серых глаз, мощная нижняя челюсть боксёра-профессионала — всё это поневоле заставляло сжиматься в комок и ждать худшего.
Судя по вопросам, которые он мне задал при первой встрече, моё личное дело он изучил достаточно подробно. Это как-то объяснило мне его согласие на назначение флагманского минёра эскадры со стороны. Специфика службы на этом соединении предполагала выращивание кадров в своей среде. Невыносимая нагрузка на экипажи ПЛ, офицеров штабов, ломала любых новичков. Даже за моё четырёхлетнее пребывание на эскадре сторонних прижилось буквально один-два человека.
При первой встрече Чернавин сразу обозначил моменты, за которые он меня будет “драть”: торпедная подготовка и торпеды ТЭСТ-68. Первое меня, конечно, очень удивило. Торпедная подготовка — прерогатива командирская, и флагманский минёр в ней участвует чуть более, чем флагманский штурман или флагманский РТС (радиотехнической службы). При этом Чернавин добавил, что вопросы качества приготовления оружия он возлагает на торпедно-техническую базу, командиром которой назначен теперь уже бывший флагманский минёр эскадры Аслан Мухтаров.
— У него 35 офицеров, пусть они и лижут свои изделия, — пояснил он свою позицию...
Наши отношения с бывшим флагманским минёром эскадры, а теперь командиром торпедно-технической базы, Асланом Мухтаровым складывались нормально. Хотя я и чувствовал на себе его несколько ревнивый взгляд, но это не мешало службе. С моей точки зрения в нём погиб следователь. Разгадывать житейские “рекбусы” он был потрясающим мастером.
Помню, как-то был ограблен магазин, находящийся на территории эскадры. Дело было летом, видимость ночью достаточная. Грабителей наблюдал один из часовых, охранявших периметр части. Правда, с очень большого расстояния, так что кого-либо опознать не было возможности. Но по каким-то признакам он дал “наводку”, что грабители были с ТТБ. Что делается в подобных случаях? Из числа офицеров назначается дознаватель, который проводит расследование, как правило, безуспешное, составляется акт. На этом всё и заканчивается. Аслан Азизович поступил иначе. Он отправился в прокуратуру, сделал официальное заявление. К обеду прибыл следователь, а к ужину зачинщик и его подельник уже были арестованы и всё украденное, за исключением мелочей, возвращено.
Случай с Кутьиным он уже раскрыл самостоятельно. Все молчали, как партизаны, от командира до матроса.
— Всё было нормально. Накачали, загрузили, выстрелили…
Он дня два ходил вокруг лодки. Опрашивал по второму и по третьему разу, вместе и порознь. И ведь докопался до истины. Мне это было бы абсолютно не по силам. Я слишком доверчив, если человек говорит так, значит, так и было.
Вот ещё один случай его потрясающего профессионализма. Одна из лодок, находясь в боевом дежурстве, была выделена для участия в учении флота с применением торпед. Это достаточно хлопотливое дело. При наличии ядерного оружия на борту разрешение на стрельбу практическими торпедами даёт только командующий флотом. При этом, не вдаваясь в подробности, проводится ещё масса организационных мероприятий. Так получалось, что для практической стрельбы кислородной торпедой 53-65К можно было выделить только торпедный аппарат, предназначенный для телеуправляемой торпеды. Особенность таких аппаратов в том, что их задние крышки очень глубокие, как церковные колокола, для размещения в них корабельной буксируемой катушки, через которую осуществляется связь с торпедой.
Для использования обычных торпед в крышку устанавливается специальный удлинённый задний стопор. Он удерживает торпеду от смещения в аппарате назад, в сторону крышки. На лодке этих стопоров не оказалось. Я дал команду на ТТБ найти их в базовом ЗИПе. Там отнеслись к этому приказанию достаточно халатно, ответили, что первый раз о них слышат и никогда их не видели. В результате ПЛ выпустить торпеду не смогла по причине загнутых шпинделей ввода данных в торпеду.
По возвращении лодки в базу мы с Мухтаровым и представителем МТУ Анатолием Тихоновичем Жиляевым пошли на неё разбираться. Всё выполнено правильно, никаких замечаний нет. Провели и контрольный отстрел водой, убедившись, что личный состав свои функции отрабатывает правильно, и опрос инструкции по приготовлению. Всё по нулям. Почему торпеда “поехала” в корму? Ни дифферента на момент стрельбы, ни повышенных скоростей. Но за пять-семь секунд до выстрела шпиндели перестали вращаться. Значит, были согнуты.
На следующий день приходит сияющий Аслан Азизович:
— Всё ясно!
После пятого-шестого опроса недавно назначенный молодой командир отделения торпедистов высказал главное, не потому, что скрывал, а просто не придавал этому значения. В отсеке народу, что на базаре, а торпеда и аппарат — в единственном числе. Командиру отделения из всех операций приготовления торпедного аппарата поручен был только один элемент — провентилировать его в процессе заполнения водой перед стрельбой. Это делается только один раз до открытия передней крышки. По команде “Торпедный аппарат номер два — товсь!” он решил ещё раз его провентилировать.
Глубина 40 м, с открытием клапана вентиляции вода из кормовой части аппарата, как ей и положено, начала сливаться в отсек, тем самым, снимая давление в трубе. Торпеда, как поршень, сдвигается забортным давлением назад, заламывая шпиндели, срезая наделки, и упирается в заднюю крышку торпедного аппарата. Выстрел не происходит. Всё просто, но какая должна быть настойчивость в достижении истины!
В Мухтарове, безусловно, мы потеряли великолепного следователя, а-ля Пуаро. Правда, вместе с этим известием он принёс и высыпал мне на стол груду удлинённых стопоров, наличие которых исключило бы данное происшествие.
— Засунь их себе в …! — с досады нагрубил я ему…
Мой предшественник, Аслан Мухтаров, был, по всем статьям, известным человеком в Полярном. Он мог разругаться с любым командиром бригады, отстаивая свою точку зрения, а командиры ПЛ его просто боялись, но и уважали. При этом никто на Мухтарова никогда не обижался. Его вспыльчивость относили на счет кавказского темперамента. В остальном же все знали его как доброго совестливого человека, способного реально помочь в любой ситуации.
Аслан Азизович вел очередь на получение автомобилей, обходя все кюветы на этом "скользком" пути. Подмяв под себя торпедно-техническую базу, он умело использовал ее личный состав на внешних работах: разгрузка товаров военторга, помощь строителям в ремонте теплотрасс, выгрузка угля и так далее. Нет, людей эскадра на эти работы выделяла всегда. Но Мухтаров поставил вопрос так, что без его ведома с торпедно-технической базы нельзя было получить ни одного матроса.
Кроме того, Паргамон был старожилом Полярного. Здесь он провел с 1948 г. тридцать лет своей жизни, за вычетом Классов и академии. Мухтаров тоже был ''аборигеном". Их связывало многое в личных отношениях."
Кубинская эпопея 1962 года. Записки командира группы ОСНA3 Б-36 пр.641. Капитан 1 ранга Р.С.Аникин. - Краснознаменное ордена Ушакова 1-й степени соединение подводных лодок Северного флота. Серия "На службе Отечеству", выпуск 2, 2003 г.
"Смена вахты. С потоком воды по трапу скатывается сигнальщик, за ним скрюченный вахтенный офицер наш минер А.Мухтаров. Помогаем ему снять комбинезон, он вскрикивает. Оказывается его накрыло и прижало к козырьку мостика волной. “Доктора в Центральный!” Прибывает доктор и устанавливает диагноз: перелом двух ребер. Уводит Аслана к себе на перевязку. Возвращаюсь в свою рубку, просматриваю последние материалы. “ Neptun “, идущий на посадку в Кефлавик, обнаружил кратковременную работу радиолокатора советской ПЛ. Смотрю параметры, очень похоже на нашу РЛС. Кто-то, идущий ближе нас к Исландии, не выдержал плохой видимости и “махнул лопатой”, т.е. осмотрелся радиолокатором. Да, крупно повезло американцам — заработали премию, а для всех нас не очень хорошо — нарушена скрытность перехода."
И.Н.Паргамон. Кто не рискует, тот не пьет шампанского. - Краснознаменное ордена Ушакова 1-й степени соединение подводных лодок Северного флота. Серия "На службе Отечеству", выпуск 2, 2003 г.
"Штаб 4-й ЭсПЛ неутолимо трудился по подготовке штабов бригад и их лодок к несению БС. Отработка задач БП в предпоходовый период являлось главной заботой офицеров штаба эскадры. Особенно хочется отметить работу флагманского штурмана Шмарковского, флагманского минера А.А.Мухтарова, флагманского связиста П.В.Мельникова, флагманского специалиста РТС С.М.Кочерги, флагманского инженер-механика Э.Л.Кульницкого и других. Все они вносили свой вклад в дело повышения высокой боеготовности эскадры и успешного плавания лодок в дальних походах."
Сапаров В.Г.
В пучинах Бермудского треугольника. Капитан 1 ранга в отставке А. ДУБИВКО, бывший командир подводной лодки Б-36. Морская газета. Приложение "Флот". 17 октября 2005 года.
"Находясь в экстремальных условиях, личный состав нашего экипажа ощущал отеческую заботу к каждому со стороны заместителя командира лодки по политической части капитана 3 ранга В.Г. Сапарова. Он вместе с доктором лодки В.И. Буйневичем обходил все отсеки каждые полтора-два часа, оказывая моральную и медицинскую помощь нуждающимся. А ведь и тому и другому тоже было трудно и требовалась обоюдная поддержка. Высокое чувство ответственности, любовь к молодым подводникам - сынам Отечества, беззаветная преданность Родине, делу, которому они служат, сплачивали их, придавали силу и уверенность им самим. И эта уверенность в успехе выполнения боевой задачи передавалась личному составу экипажа лодки."
Видимо, настала пора представить Вашему вниманию то, что принято сегодня азывать "эксклюзивными" материалами.
Автобиография Наумова В.В.
"Родился 03.10.1935 г. в городе Ленинграде... В 1943 г. пошёл в сельскую школу в первый класс. В 1944-1945 г.г. окончил второй класс в Ленинграде. В 1945 г. поступил в третий класс Ленинградского Нахимовского Военно-Морского училища, которое окончил в 1953 г. В этом же году направлен на учёбу в 1-е Балтийское Высшее Военно-морское училище Подводного Плавания, которое успешно окончил в 1957 г. с дипломом офицера штурмана подводного плавания.
По окончанию училища согласно желания направлен в распоряжение отдела кадров ТОФ, в котором получил назначение на должность командира рулевой группы БЧ-1 пл «С-178» 125-й бригады 10-й дивизии пл пл Камчатской Военной флотилии.
С прибытием в Петропавловск группа выпускников была на машинах командного состава доставлена в штаб флотилии на Военный Совет, где выпускники получили тёплое напутствие на дальнейшую службу от командующего флотилией Героя Советского Союза Щедрина Г.И. Затем по распоряжению командира 10-й дивизии контр-адмирала Парамошкина Павла Ивановича (Участник Великой Отечественной войны, впоследствии вице-адмирал. - Ред.) на его ПСК были доставлены в Тарью Камчатскую, где их встретили дежурные всех трёх бригад дивизии и развели по кораблям, а прибывшим с семьёй предоставили свободные штабные каюты на плавбазах."
Продолжение следует.
Некоторые сослуживцы Наумова В.В..
Алботов Мурад Шамильевич. Алешкин Анатолий Григорьевич. Андреев Анатолий Петрович. Балтин Эдуард Дмитриевич. Беляков Василий Викторович. Березовский Вадим Леонидович. Бец Валентин Иванович. Божинский Александр Михайлович. Воронов Юрий Александрович. Галеев Мавлюд Хамитович. Гуляев Иван Иванович. Дубивко Алексей Федосеевич. Егоров Геннадий Васильевич. Ефремов Борис Иванович. Заика Игорь Валентинович. Жильцов Лев Михайлович. Жуков Борис Петрович. Иванов Алексей Анатольевич. Имнадзе Гиви Васильевич. Каравашкин Валентин Степанович. Козырь Виталий Викторович. Кутьин Вячеслав Михайлович. Леонов Павел Федорович. Максимов Николай Иванович. Мочалов Владимир Васильевич. Муравьев Борис Петрович. Мухтаров Аслан Азисович. Некрасов Иван Ильич. Павлов Анатолий Иванович. Панов Владимир Александрович. Парамошкин Павел Иванович. Паук Аркадий Алексеевич. Петренко Сергей Яковлевич. Потапов А.Г. Рыков Валентин Павлович. Сакерин Николай Иванович. Сапаров В.Г. Семенов Иван Александрович. Симонян Гурген Аветисович. Солнышкин Владислав Владимирович. Толоконников Михаил Григорьевич. Травкин Юрий Александрович. Устьянцев Александр Михайлович. Фролов Виктор Павлович. Шварц Тибор Янушевич. Щедрин Григорий Иванович.
Немає коментарів:
Дописати коментар