неділю, грудня 25, 2011

Задолго до Октябрьской революции один известный русский адмирал говорил: «Соотечественники! Если вы увидели военного моряка с надписью «Подводное плавание» на бескозырке, то склоните nеред ним голову: каторжный у него военный труд, велика его заслуга в защите Российскою государства!»

Один из первых российских подводников

Боевые подводные лодки в России стали строить начиная с 1902 года на Балтийском заводе в Петербурге и, когда стала очевидной неизбежность Русско- японской войны, начали перевозить их за тысячи верст по железной дороге на Дальний Восток для обороны Владивостока. Вот почему после разгрома русской эскадры Рожественского в Цусимском сражении японцы не рискнули приблизиться к Владивостоку: десять русских подводных лодок типа «Касатка» несли дозорную службу там и даже выходили в атаки. А после окончания войны бывший командир порт- артурского броненосца «Ретвизан» контр-адмирал Эдуард Щенснович доказал царю, что вместо одного дорогого броненосца, построенного за рубежом, можно в России построить 25 подводных лодок по 500 тонн водоизмещением или 60-80 лодок водоизмещением по 120-250 тонн.
Доводы Щенсновича и успехи первых подводных лодок во Владивостоке привели к царскому указу от 19 марта 1906 года о создании подводного флота России, а сам Щенснович был назначен командующим этого флота. Главной задачей на тот момент Э.Н. Щенснович поставил создание в 1907 году на Балтике, в Либаве, первого учебного отряда подводного плавания. Был построен специальный бассейн для стоянки в нем 20-ти лодок (поначалу их было пять). В штат отряда отобрали 7 офицеров и 20 матросов. Они должны были быть высоконравственными, непьющими, бравыми, находчивыми, хладнокровными и отлично знающими дело. А среди первых матросов- подводников как раз и был мой дед по отцу Курочкин Михаил Васильевич (1886-1944), по сословию он - из крестьян Мышкинского уезда Ярославской губернии.
КУРСАНТ ШКОЛЫ ПОДВОДНИКОВ
Михаил Курочкин в 10 лет был привезен родственниками в Москву и отдан «в люди». Работал сначала учеником пекаря, потом на разных должностях в магазине у хозяина. Последняя его профессия - продавец живой рыбы. К 20-ти годам, перед службой в армии, хозяин по договору рассчитал прилежного работника за 10 лет его добросовестного труда. Ему было выдано денежное довольствие, пошиты дорогой костюм-тройка, зимнее пальто и добротная обувь, а главное - была написана хорошая характеристика. На призывной комиссии в армию он был признан годным к строевой службе, благодаря упомянутой характеристике его зачислили в отряд первых подводников, который был в то время, как отряд первых космонавтов в наши дни.
Курсант первой школы подводников М. Курочкин изучал вместе со всеми электрическое дело, устройство подводной лодки, различные механизмы и к тому же нес срочную службу матроса - участвовал в уборке помещений, исполнял другие наряды. Большое внимание уделялось общефизической подготовке, плаванию, изучению иностранных языков (дед мой знал немецкий и английский языки). После окончания школы Михаилу Курочкину было присвоено звание «кондуктор-электрик», которое приравнивалось к фельдфебелю. Сначала дед служил на подводной лодке «Лосось», которая была построена по Надо сказать, что эта лодка была первой быстро погружавшейся субмариной русского флота, двухкорпусной и разделенной непроницаемыми перегородками на 7 отсеков, вооруженной 8-ю торпедными аппаратами. Скорость полного хода лодки составляла девять с половиной узлов, дальность плавания — 3500 миль, экипаж - 35 человек. По рассказам деда, местом стоянки подлодки, ее базой, был Севастополь. Всего же за время боевых действий «Нарвал» захватил и уничтожил 3 образцу американских лодок Голланда и относилась к класст подлодок типа «Сом», имела до 120 тонн водоизмещения.
Первым командиром «Лосося» был 28-летний лейтенант Иван Иванович Ризнич, бывший водолазный офицер с броненосца «Георгий Победоносец». Он был автором «Словаря командных слов по управлению подводными лодками», с 1914 года командовал дивизионом подводных лодок особого назначения, а в 1917 году был командиром подводной лодки «Святой Георгий», совершившей первое среди русских подводных лодок океанское плавание - переход из Средиземного моря (Генуя) в Белое (Архангельск). Со слов дедушки, лейтенант Ризнич был любимцем команды, все старались выполнять его приказы, работать добросовестно. Весь экипаж «Лосося» стал образцовым, и впоследствии кондукторы «Лосося» стали основой экипажей новых подводных лодок.
ВОЕВАЛ НА МОРЕ С ТУРКАМИ
В октябре 1913 года Михаил Курочкин с другими моряками-подводниками едет в город Николаев на Черном море — в командировку для принятия подводных лодок в строй. Однако выходит так, что задерживается он там на целых четыре военных года. Он служит на подводной лодке «Нарвал», которая вошла в строй 23 августа 1915 года и сразу приняла участие в боевых действиях. 2 турецких парохода и 9 парусных и моторных шхун. Сопровождал он также в сентябре 1915 года русский минный заградитель «Краб» во время его похода к проливу Босфор для установки второй минной банки. А однажды на отряд русских подводных лодок, шедших в надводном положении, налетели несколько турецких самолетов и стали бомбить их. «Нарвал» не смог сразу погрузиться в подводное положение из-за поломки в одной из балластных цистерн. Возможно, была диверсия, и лодку хотели захватить в плен. Но когда кондуктору Курочкину было поручено срочно устранить неполадки, он сразу же на другой половине лодки нашел обрезанные провода, восстановил их, и лодка благополучно ушла под воду. За этот подвиг он был награжден. Вообще дедушка был малословен, не любил рассказывать о войне, о наградах, о том, что был офицером императорского флота и знал иностранные языки.
К концу первой мировой войны подводники были возвращены в Петроград, а Михаил Курочкин стал служить на базе подводников в Кронштадте. И что примечательно - в начале 1917 года вместе с ним проходил службу художник из Углича П.Д. Бучкин, который был призван в подводники по мобилизации Временного правительства. Так что мой дед был хорошо знаком с ним, они оба были одного возраста и к тому же земляками. Кроме фотографий, по рассказам моих родственников, у деда какое-то время хранились карандашные рисунки Петра Бучкина - портреты матросов, зарисовки кораблей и улиц Петрограда. К сожалению, со временем они были утрачены.
ПОСЛЕ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ В 1918 ГОДУ
В 1918 году Михаил Курочкин демобилизовался. Приехав на родину в деревню Рябинино Серской волости Мышкинского уезда Ярославской губернии, он женился на местной красавице из состоятельной крестьянской семьи Прасковье Сергеевне Сазоновой, уроженке деревни Мосяги- но. Дед увез ее в Петроград, где они хотели постоянно жить. Бывшего кондуктора- подводника взяли на работ}' на судостроительный завод механиком, у него с женой была квартира на Васильевском острове. Но молодой женщине не понравилось жить в шумном и голодном городе, и она уговорила мужа временно уехать обратно домой, в деревню Рябинино, где они решили крестьянствовать. У них со временем родилось 5 детей: Екатерина, Геннадий, Зоя, Герман (мой будущий отец) и Михаил. С началом коллективизации Михаил Васильевич уезжает в Рыбинск. Семья жила в деревне, а глава ее работал в Рыбинске на судостроительном заводе, приезжая домой в отпуск.
Перед войной старший сын Геннадий (1924 года рождения) переехал жить к отцу, где закончил школу и аэроклуб. С началом войны он пошел добровольцем (в 17 лет) в армию. После окончания краткосрочного летного училища младший лейтенант Геннадий Курочкин погиб 2 февраля 1943 года в воздушном бою под Сталинградом, в день окончания Сталинградской битвы. Сам же бывший моряк- подводник М.В. Курочкин не был призван в армию - на него распространялась бронь, как на специалиста по ремонту судов. Он трагически погиб в Рыбинской тюрьме в 1944 году - после того, как был репрессирован по ложному обвинению в шпионаже.
ОСТАЛЬНЫЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КУРОЧКИНЫХ
Старшая дочь Михаила Васильевича Курочкина, Екатерина Брюханова (1922- 2005), после окончания Угличского педагогического училища в 1941 году по распределению уехала работать в Иркутскую область, в поселок Ново-Чунка. Вышла там за сибиряка замуж и работала учителем. У нее была большая семья: трое детей и много внуков. Вторая дочь, Зоя Михайловна Бессонова (1925 года рождения), во время войны работала по мобилизации на военном заводе в Ярославле. Потом, после окончания войны, училась вместе со своим братом Германом в Мышкинском сельхозтехникуме, работала агрономом. Сейчас ей 82 года, она участница Великой Отечественной войны, живет в Угличе. У нее есть сын Павел. Мой отец, Герман Михайлович Курочкин (1928-2001), работал агрономом, закончил заочно исторический факультет Ярославского пединститута, работал директором филиала госархива в Угличе. В конце 50-х годов в Углич приезжал художник, профессиональный живописец П.Д. Бучкин. Пришел к отцу в архив по делам, узнал, что Он сын Михаила Васильевича Курочкина, с которым служил когда-то в Кронштадте. С тех пор они длительно переписывались, сохранились и письма в фонде моего отца в филиале архива. Результатом этой переписки было, в частности, то, что часть своих картин П Д Бучкин по просьбе моего отца завещал городу Угличу.
Младший сын, Михаил Михайлович Курочкин (1933-1996), после окончания ФЗУ в Рыбинске и службы в частях Группы советских войск в Германии работал с 1957 года до своей кончины на Угличском ма- шзаводе слесарем-ремонтником, был мастером своего дела. Как-то раз я спросил у своего двоюродного брата Павла Бессонова: «Помнишь ли ты нашего деда Михаила Васильевича?» Павел сразу ответил мне, что дед был для него примером всю жизнь. Он слышал рассказы о знаменитом моряке от бабушки и матери. Портрет деда в морской форме на фоне Черного моря всегда висел у него в комнате на стене, когда он учился в школе и Угличском механико-технологичес- ком техникуме, а потом это фото перекочевало в каюту Павла на судне! Павел единственный из нашей семьи продолжил морское дело нашего деда: после службы в армии он окончил мореходное училище и 8 лет ходил в Атлантику на рыболовецких судах из литовского города Клайпеды, который находится в каких-то 100 км южнее латвийского города-порта Лиепаи, где начинал свою морскую службу наш знаменитый дед. Павел работал механиком по холодильным установкам (пригодилась учеба в УМТТ). Во время плаваний в свободное время помогал старпому, заведовал на судах в библиотеке газетами и журналами, занимался спортом, читал много книг о море, морских путешествиях, подводниках. Сейчас Павел живет в Москве, работает наладчиком в одной из иностранных пищевых фирм. Часто приезжает на автомашине в Углич проведать мать.
В старой квартире моих родителей на стене висел свадебный портрет моих дедушки и бабушки, а рядом - портрет погибшего на войне Геннадия. Кстати, моего старшего брата в честь его назвали Геннадием. Так вот, в конце 60-х годов к нам в гости приезжал из Ленинграда старый родственник моего отца и товарищ деда мышкинец Михаил Ботин. Он сразу подошел к свадебному портрету, узнал старого своего приятеля и сказал, что «Мишка-матрос» пользовался большим уважением у всех односельчан и что ради того, чтобы посмотреть на портрет друга, стоило приехать в Углич. В моем домашнем архиве хранятся (по наследству от моего отца) пожелтевшие фотографии моего деда - Курочкина Михаила Васильевича — в военной морской форме, с названиями кораблей на бескозырках. Беречь их надо вечно!
ВОТ ЭТО СЛУЧАЙ!
Интересный факт наблюдается в связи с нашим рассказом о первом подводнике М.В. Курочкине и его генеалогических потомках. Когда молодые кондукторы-сослуживцы заканчивали службу на флоте (было это где-то в 1917 году), Курочкин и его лучший друг (тоже унтер-офицер) Панченко, родом из крымского Джанкоя (на нижнем фото в самом начале статьи он - второй справа), решили, что в будущем они обязательно породнятся, поженив своих детей (а если не детей, то внуков). И ведь почти так оно и вышло! С той лишь разницей, что деду Михаилу Васильевичу не довелось свести свою внучку Людмилу Брюханову с внуком своего флотского друга Григорием Панченко - не дожил наш герой-подводник до радостного дня, загубили его сталинские «цепные псы». Молодые люди нашли себя сами! Григорий, отбывая наказание за какую-то провинность отработкой на «химии» в городе Мышкине, познакомился с мастером-сыроделом Людмилой (она закончила угличское техучилище № 19). Сошлись, как говорится, в начале 70-х годов поженились, а после свадьбы и выясняется вдруг, что их дедушки служили десять лет на одной подводной лодке! Молодожены уехали жить на родину Людмилы, в Иркутскую область. Что и говорить, уникальное совпадение.

Немає коментарів: