пʼятницю, грудня 02, 2011

НАМ ЭТО НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ,ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОВТОРЕНИЙ.

О   авариях, катастрофах и другие ЧП в ВМФ России(20 лет тому из архивных данных)).

Положение в ВМФ вызывает глубокую тревогу, аварии, катастрофы и другие ЧП не уменьшаются, выводы из трагических событий не делаются. Уже после гибели «Комсомольца» в начале 1991 г. на TOФ у причала при погрузке боезапаса затонула дизельная подводная лодка.
По причине преступной халатности, одних и тех же нарушений норм безопасности при перегрузке активной зоны произошли тепловые взрывы на реакторах АПЛ в г. Северодвинске (Северный флот) и в п. Шкотово-22 (Тихоокеанский флот). Во втором случае имела место гибель людей, а также радиоактивное заражение акватории и причалов завода. В 1983 г. на Тихоокеанском флоте у берегов Камчатки затонула новейшая АПЛ, только часть экипажа удалось спасти. Некоторое время спустя АПЛ была поднята, отбуксирована на судоремонтный завод, частично восстановлена, после чего... затонула во второй раз, прямо у причальной стенки завода.

Рабочая группа изучила 4 из 10 запрошенных уголовных дел (остальные не представлены): столкновение ПЛА «К-56» с судном «Академик Берг» 14.06.73 г. на ТОФ; пожар на ПЛ «K-131» 18.06.84 г. на СФ; гибель ракетного подводного крейсера 06.10.86 г. в Атлантике; гибель АПЛ «Комсомолец» 07.04.89 г. в Северной Атлантике. Только в этих рассмотренных случаях погибло 86 человек, материальный ущерб в ряде случаев трудно поддающийся точному исчислению, составил ориентировочно несколько миллиардов рублей. Ни по одному делу никто из должностных лиц, в той или иной степени причастных к авариям и катастрофам, к уголовной ответственности не привлечен.
Следствие проводилось, как правило, в рамках версий и выводов Правительственных комиссий, что препятствовало объективному и оперативному ведению уголовных дел, затрудняло установление истинных причин и виновников аварий и катастроф. Обстановка в ВМФ продолжает обостряться из-за невыполнения совместных решений Минсудпрома и ВМФ по повышению пожаробезопасности подводных лодок (СР № С-13/1719 от 22.09.89 г.) и выполнению первоочередных мер по повышению живучести ПЛ (СР № С-13/1786 от 22.09.89 г.) принятых поcле гибели «Комсомольца», как и множество ранее принятых решений, направленных на безопасность плавания кораблей ВМФ.
И сейчас отдельные атомные ПЛ выходят в море без надежды на спасение из-за: заклинки выходных люков ПЛ и дефектов в конструкции аварийновсплывающей камеры (ВСК), не позволявших личному составу выйти из затонувшей подводной лодки; большой пожароопасности электро-энергетических систем с повышенной емкостью и являющихся поэтому своеобразным детонатором пожара; невнедрение режима «максимальной ремонтной площадки» на атомных ПЛ (Директива ГК ВМФ о внедрении от 26.03.87 г.) — единственного способа спасения личного состава и ПЛ от катастрофы в случае выхода из строя двух главных энергетических установок при плавании под льдами (устранение двух последних крайне опасных недостатков практически не требует ни материальных затрат, ни времени на их устранение).
При расследовании уголовного дела по факту гибели «Комсомольца» не допрошены в качестве основных свидетелей вице-адмирал Чернов Е. Д., являвшийся в прошлом Командующим флотилии, куда был включен «Комсомолец» (он же председатель комиссии опытовой эксплуатации), а также контр-адмирал Прусаков В. Т. и капитан I ранга Долгов В.А., являющиеся командиром дивизии и заместителем командира дивизии по электро-механической части соответственно.
В уголовном деле не рассмотрено по меньшей мере 17 ключевых вопросов, касающихся катастрофы «Комсомольца», по отдельным из которых вице-адмирал Чернов Е. Д. выступал в Комитете обороны и государственной безопасности, однако не получил поддержки и с их стороны.
Вопрос об игнорировании международного механизма спасения личного состава из воды не рассматривался, хотя он существует и в рамках двустороннего советско-норвежского соглашения и в рамках многосторонней Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974/78 гг. Международный механизм спасения не задействовался вообще, хотя место гибели «Комсомольца» находилось на линии обнаружения средствами и силами НАТО, а спасательной операцией «Комсомольца» руководил лично Главком ВМФ Чернавин В. Н.
Рабочая группа 11 предложила незамедлительно возобновить следствие по гибели «Комсомольца» (с этим согласен и Главный военный прокурор Катусев А. Ф.), не связывая следствие с результатами работы Правительственной комиссии и сроками подъема затонувшей ПЛА на поверхность.
Доклад обсужден и утвержден
на Всесоюзном слете родителей военнослужащих
23 марта 1991 года
г. Москва

Немає коментарів: