Подводный патруль спустя четверть века
Сегодня, 08:35
Не так давно, пока российская корабельная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» бороздила моря, наблюдалось серьезное повышение активности обсуждений целого набора вопросов, от чисто технических до касающихся глобальной геополитики. Похоже, уже к лету текущего года все эти споры перейдут на новый виток, ведь главком Военно-морского флота России адмирал В. Высоцкий в начале февраля-месяца предал огласке планы своего ведомства.
Не секрет, что развитие флота является одной из первоочередных задач страны. В последние годы наметилась тенденция к повышению интереса государства к будущему собственного ВМФ. Особенно хорошо она наблюдается в сравнении с той частью истории флота, которая пришлась на 90-е годы прошлого века и часть 2000-х. Небыстро, но планомерно стали строиться новые корабли, значительно выросло финансирование, а главное – уже имеются четкие планы по перевооружению флота до 2020 года и, как сказал адмирал Высоцкий, полным ходом идет разработка новой программы строительства материальной части. На этот раз сроки куда большие – планы строятся аж до 2035 года. Этот план уже прошел стадию обсуждения на уровне министерств и предприятий и теперь ему предстоит отправиться сначала в Государственную Думу, а затем и в Совет Федерации. После утверждения и, возможно, некоторой корректировки Программы-2035 в законодательных органах она будет подписана президентом России (сделать это придется уже новому президенту, выборы которого состоятся 4 марта). Подробности планов до 2035 года по понятным причинам пока не публиковались, но определенные предположения делать можно. Наиболее вероятным выглядит продолжение недавно начатого курса по строительству новых кораблей, принадлежащих к новым или к неновым, но модернизированным проектам. Объем этого строительства, по всей видимости, со временем будет расти и нельзя исключать того, что в середине 20-х годов за год в строй будет входить столько кораблей, сколько принималось в эксплуатацию за несколько лет в начале или середине предыдущего десятилетия. Но это, понятное дело, только предположения.
Улучшение количественных и качественных показателей военно-морского флота – это, без сомнения, очень и очень хорошо. Но после радости за моряков рано или поздно возникает вполне логичный вопрос: а для чего нам столько новой материальной части? Самый простой ответ на него звучит так: Россия – большая и сильная страна; ее флот должен быть таким же. Но следует подумать и о конкретных аспектах применения большого и мощного флота. Кто бы что не говорил, а у командования наших ВМФ и на этот счет есть что предложить. Уже 1 июня этого года или немного позже наши атомные подводные лодки со стратегическими ракетами снова выйдут в большой поход. Но не так, как это делалось в течение последних двадцати с лишним лет (отдельные выходы раз в несколько месяцев, а то и лет). Летом, наконец, будет возобновлено постоянное патрулирование в особо важных районах мирового океана.
Куда именно отправятся лодки из состава самой первой патрульной группы, пока не говорится. Однако к лету ситуация должна прояснится. Куда больший интерес представляет состав этой группы. По вполне понятным причинам сейчас в нашем ВМФ гораздо меньше новых кораблей, чем хотелось бы и чем нужно. Скорее всего, основу патрульных групп в первое время будут составлять имеющиеся атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». Вряд ли их можно назвать в полной мере современными, но свою работу эти подлодки выполнять в состоянии. К тому же большая их часть недавно прошла ремонт и модернизацию. Также нельзя исключать появление в районах патрулирования лодки «Дмитрий Донской» (проект 941УМ), хотя вероятность этого немного меньше, чем у участия в походах «Дельфинов». Другая новая атомная лодка со стратегическими ракетами, которая вполне может выйти в патрулирование в этом или следующем году – «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»). Но сначала она должна войти в строй. Дата этого события постоянно откладывается. Тем не менее, рано или поздно это случится. Будем надеяться, скоро. Больший процент новых лодок стоит ждать не раньше 2015 года, а то и позже.
Намерение возобновить присутствие в ответственных районах океана похвально и своевременно. Если с первым эпитетом в отношении планов командования ВМФ и так все понятно, то о своевременности такого шага опосредованно говорят даже в Соединенных Штатах. В конце прошлого года аналитики при Пентагоне представили военному руководству США доклад о перспективах развития военно-морского флота. Лучшие умы Америки отводят подводным лодкам, как минимум, важное место в структуре флота. По их подсчетам, сейчас подводные лодки обеспечивают до трети военного потенциала всех ВМС, но при этом на их строительство и содержание уходит всего около 20% от всего морского бюджета. В будущем, считают докладчики, удастся сохранить расходы на сегодняшнем уровне или не допустить их значительный рост, а также поднять эффективность до сорока или даже до пятидесяти процентов от всей мощности US NAVY. Соответственно, возрастет и роль подводного флота в политическом аспекте военного дела.
Если американские аналитики окажутся правы, то вскоре будет ясно, что курс развития военно-морского флота России был выбран разумно и правильно. Однако нельзя исключать возможность ошибки американцев. Но даже в таком случае наш флот все равно окажется в выигрыше: технику нужно регулярно обновлять, что сейчас и делается. Только потерянные в свое время темпы в создании и строительстве боевых кораблей не позволят сразу разогнаться до былых темпов. Это, конечно, неприятно, но любое дело начинается с первого шага, иногда совсем маленького и неприметного.
Не секрет, что развитие флота является одной из первоочередных задач страны. В последние годы наметилась тенденция к повышению интереса государства к будущему собственного ВМФ. Особенно хорошо она наблюдается в сравнении с той частью истории флота, которая пришлась на 90-е годы прошлого века и часть 2000-х. Небыстро, но планомерно стали строиться новые корабли, значительно выросло финансирование, а главное – уже имеются четкие планы по перевооружению флота до 2020 года и, как сказал адмирал Высоцкий, полным ходом идет разработка новой программы строительства материальной части. На этот раз сроки куда большие – планы строятся аж до 2035 года. Этот план уже прошел стадию обсуждения на уровне министерств и предприятий и теперь ему предстоит отправиться сначала в Государственную Думу, а затем и в Совет Федерации. После утверждения и, возможно, некоторой корректировки Программы-2035 в законодательных органах она будет подписана президентом России (сделать это придется уже новому президенту, выборы которого состоятся 4 марта). Подробности планов до 2035 года по понятным причинам пока не публиковались, но определенные предположения делать можно. Наиболее вероятным выглядит продолжение недавно начатого курса по строительству новых кораблей, принадлежащих к новым или к неновым, но модернизированным проектам. Объем этого строительства, по всей видимости, со временем будет расти и нельзя исключать того, что в середине 20-х годов за год в строй будет входить столько кораблей, сколько принималось в эксплуатацию за несколько лет в начале или середине предыдущего десятилетия. Но это, понятное дело, только предположения.
Улучшение количественных и качественных показателей военно-морского флота – это, без сомнения, очень и очень хорошо. Но после радости за моряков рано или поздно возникает вполне логичный вопрос: а для чего нам столько новой материальной части? Самый простой ответ на него звучит так: Россия – большая и сильная страна; ее флот должен быть таким же. Но следует подумать и о конкретных аспектах применения большого и мощного флота. Кто бы что не говорил, а у командования наших ВМФ и на этот счет есть что предложить. Уже 1 июня этого года или немного позже наши атомные подводные лодки со стратегическими ракетами снова выйдут в большой поход. Но не так, как это делалось в течение последних двадцати с лишним лет (отдельные выходы раз в несколько месяцев, а то и лет). Летом, наконец, будет возобновлено постоянное патрулирование в особо важных районах мирового океана.
Куда именно отправятся лодки из состава самой первой патрульной группы, пока не говорится. Однако к лету ситуация должна прояснится. Куда больший интерес представляет состав этой группы. По вполне понятным причинам сейчас в нашем ВМФ гораздо меньше новых кораблей, чем хотелось бы и чем нужно. Скорее всего, основу патрульных групп в первое время будут составлять имеющиеся атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». Вряд ли их можно назвать в полной мере современными, но свою работу эти подлодки выполнять в состоянии. К тому же большая их часть недавно прошла ремонт и модернизацию. Также нельзя исключать появление в районах патрулирования лодки «Дмитрий Донской» (проект 941УМ), хотя вероятность этого немного меньше, чем у участия в походах «Дельфинов». Другая новая атомная лодка со стратегическими ракетами, которая вполне может выйти в патрулирование в этом или следующем году – «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»). Но сначала она должна войти в строй. Дата этого события постоянно откладывается. Тем не менее, рано или поздно это случится. Будем надеяться, скоро. Больший процент новых лодок стоит ждать не раньше 2015 года, а то и позже.
Намерение возобновить присутствие в ответственных районах океана похвально и своевременно. Если с первым эпитетом в отношении планов командования ВМФ и так все понятно, то о своевременности такого шага опосредованно говорят даже в Соединенных Штатах. В конце прошлого года аналитики при Пентагоне представили военному руководству США доклад о перспективах развития военно-морского флота. Лучшие умы Америки отводят подводным лодкам, как минимум, важное место в структуре флота. По их подсчетам, сейчас подводные лодки обеспечивают до трети военного потенциала всех ВМС, но при этом на их строительство и содержание уходит всего около 20% от всего морского бюджета. В будущем, считают докладчики, удастся сохранить расходы на сегодняшнем уровне или не допустить их значительный рост, а также поднять эффективность до сорока или даже до пятидесяти процентов от всей мощности US NAVY. Соответственно, возрастет и роль подводного флота в политическом аспекте военного дела.
Если американские аналитики окажутся правы, то вскоре будет ясно, что курс развития военно-морского флота России был выбран разумно и правильно. Однако нельзя исключать возможность ошибки американцев. Но даже в таком случае наш флот все равно окажется в выигрыше: технику нужно регулярно обновлять, что сейчас и делается. Только потерянные в свое время темпы в создании и строительстве боевых кораблей не позволят сразу разогнаться до былых темпов. Это, конечно, неприятно, но любое дело начинается с первого шага, иногда совсем маленького и неприметного.
Источник.Военное Обозрение.
Немає коментарів:
Дописати коментар