пʼятниця, лютого 17, 2012

  Состав российского военно-морского флота по состоянию на октябрь 1917 года.
 До Октябрской революции российский ВМФ состоял из 52 ПЛ, из которых 41 находилась в строю, 7 - в постройке и сборке, 4 - на хранении в порту.
По количеству ПЛ российский флот не уступал флотам многих крупнейших морских держав. Однако существенным недостатком были многотипность ПЛ, а также техническая и моральная устарелость почти половины их.
На Балтийском море имелись 32 ПЛ 6 типов, на Черном море - 19 ПЛ 7 типов. Одна ПЛ входила в состав флотилии Северного Ледовитого океана ("Святой Георгий").
Лишь около 60% подводного флота (31 ПЛ типов "Касатка", "Минога", "Морж", "Барс" и "Краб") строились на отечественных судостроительных заводах по проектам российских конструкторов. Остальные ПЛ были либо построены в России по иностранным проектам, либо закуплены у иностранных фирм. Из 52 ПЛ 49 были торпедными и 3 - минными заградителями. На Балтике ПЛ, находившиеся в строю были сведены в дивизию, на Черном море - в бригаду
К началу 1918 г. на Балтике ПЛ находились в следующих базах:

В Ревеле - 17 ПЛ (типа "Сом" - "Пескарь", "Белуга", "Щука", "Стерлядь", типа "Кайман" - "Кайман", "Аллигатор", "Крокодил". "Дракон"; типа "Барс" - "Тигр", "Пантера", "Рысь", "Кугуар", "Ягуар", "Единорог", "Тур", "Змея", "Угорь".
В Хельсингфорсе - 4 ПЛ (типа "Барс" - "Вепрь", "Волк", "Леопард", "Ёрш").
В Хангэ - 4 ПЛ (типа "АГ" - "АГ-11", "АГ-12", "АГ-15", "АГ-16").
В Петрограде - 7 ПЛ ("Минога", типа "Касатка" - -"Касатка", "Кета", "Макрель", "Окунь", типа "Барс" - "Форель". "Язь"). ПЛ "Форель" и "Язь" были переведены из Ревеля в ноябре 1917 г. ПЛ "Минога", "Касатка", "Кета", "макрель" и "Окунь" прибыли из Финляндии для капитального ремонта 19 декабря 1917 г. ПЛ "АГ-16" до 21 июля 1917 г. именовалась "АГ-13", "Кета" до 17 августа 1917 г. - "Фельдмаршал граф Шереметев".
В связи с признанием 18 (31) декабря 1917 г. государственной независимости Финляндии глава Советского правительства Ленин считал абсолютно необходимым полное передислоцирование кораблей Балтийского флота на новую систему баз - Кронштадт, Петроград, Сестрорецк, Лужская губа.
15 февраля 1918 г. на флот поступило распоряжение подготовить все находившиеся в Ревеле ледоколы. 16 февраля начальник 1-й бригады крейсеров в Ревеле получил приказание привести корабли в двухсуточную готовность для перехода в Хельсингфорс. В тот же день Морской генеральный штаб дал срочную директиву командованию флота, в которой , в частности, предусматривалось перебазирование кораблей из передовых баз (Ревель и Хельсингфорс) в Кронштадт. 17 февраля от имени СНК Центральному комитету Балтийского флота (Центробалту) была передана телеграфом директива Коллегии Народного комиссариата по морским делам, в которой предписывалось начать перевод кораблей из Ревеля в Хельсингфорс, а затем в Кронштадт.. Эти директивы явились исходными документами для подготовки и проведения первой стратегической операции советского АМФ - Ледовитого похода, осуществленного в феврале - апреле 1918 г.
17 февраля начальнику дивизии подводного плавания (эти обязанности временно исполнял капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин) было приказано немедленно начать перевод в Хельсингфорс всех ПЛ, а также плавучих баз и прочих вспомогательных судов, зимовавших в Ревеле.
Почти на всех ПЛ дивизии подводного плавания, зимовавших в Ревеле, производился ремонт механизмов
20 февраля из Ревеля на буксире ледокола "Волынец" вышли первые 3 ПЛ. Спустя два дня ледокол "Ермак" повел в Хельсингфорс еще 2 ПЛ и два груженых транспорта.
24 февраля из Ревеля вышел транспорт "Европа" вместе с ПЛ "Тигр" и "Кугуар".
Германская авиация пыталась бомбардировками воспрепятствовать переходу кораблей, но это ей не удалось. Балтийские моряки в чрезвычайно тяжелых условиях вывели из Ревеля 9 ПЛ типа "Барс". На переходе в Хельсингфорс затонула неисправная ПЛ "Единорог". Эту лодку, не имевшую хода, вел буксир "Германмарк", отщвартовав ее у своего борта. В лодку все время поступала вода, поэтому на буксире непрерывно работала водяная помпа. Когда же помпа засорилась и ПЛ стала быстро наполняться водой, швартовы пришлось отдать. ПЛ пошла ко дну. У ПЛ "Единорог" оказалась весьма своеобразная судьба. 25 сентября 1917 г. она села на камни у острова Эрё (Або-Аланский архипелаг), получив при этом пробоину. После снятия с камней, следуя на буксире, снова наскочила на подводные рифы и затонула. Была поднята спасательным судном "Волхов" 7 октября 1917 г.
В полдень 25 февраля в Ревель вступили германские войска. Здесь они захватили ПЛ типа "Сом" учебного отряда "Белуга", "Пескарь", "Стерлядь" и "Щука" (вступили в строй в 1905 - 1906 гг.), а также 4 ПЛ типа "Кайман", вступившие в строй в 1911 г., устаревшие и поэтому сданные в порт (ПЛ "Крокодил" была переоборудована в зарядную станцию). Не удалось вывести из Ревеля транспорт "Святой Николай", на котором находилось имущество 4-го дивизиона ПЛ типа "АГ", базировавшихся в Хангэ, буксир "Гренен" с имуществом и некоторыми механизмами ПЛ "Угорь", плавучую мастерскую Балтийского судостроительного завода.
Всего из Ревеля было выведено 56 боевых кораблей и судов. Несколько судов были затерты льдами, они пришли в Хельсингфорс в начале марта.
В Хельсингфорсе шла усиленная подготовка к перебазированию кораблей в Кронштадт.
12 марта вышел первый отряд кораблей в составе 4 линкоров и 3 крейсеров. Проводку осуществляли ледоколы "Ермак" и "Волынец". Но вскоре военно-политическая обстановка в Финляндии существенно осложнилась. 3 апреля в Хангэ высадилась германская дивизия.
Поэтому моряки 4-го дивизиона были вынуждены взорвать ПЛ "АГ-11", "АГ-12", "АГ-15" и "АГ-16" и уничтожить плавбазу "Оланд", чтобы они не достались интервентам.

К этому времени в Хельсингфорс сосредоточились 12 ПЛ типа "Барс", плавбазы "Тосно" и "Воин", учебное судно "Пётр Великий", использовавшееся в качестве плавбазы и спасательное судно "Волхов". Идти своим ходом могли только 7 ПЛ. особенно тяжелым было состояние ПЛ "Кугуар" и "Угорь"
В ночь на 5 апреля начал переход в Кронштадт второй отряд. НА буксире линкора "Андрей Первозванный" шла ПЛ "Тур", у крейсера "Олег" - ПЛ "Тигр", у крейсера "Баян" - ПЛ "Рысь". На траверзе маяка Грохар примерно в 6 милях от Хельсингфорса, ПЛ "Рысь" была затерта льдом, ее корпус получил повреждения. Крейсер "Баян" отдал буксир. К вечеру 6 апреля этой ПЛ удалось вернуться в Хельсингфорс.
ПЛ "Тур" и "Тигр" в полдень 11 апреля вошли за ледоколом "Ермак" в Кронштадт. У ПЛ "Тур" были серьезно повреждены носовые балластные цистерны и надстройка, у ПЛ "Тигр" оказалась разбита носовая оконечность. Переход третьего отряда был осуществлен 5 эшелонами с 7 по 12 апреля. В этот отряд входили 48 миноносцев, 10 ПЛ, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей. Это был самый сложный и трудный этап Ледового похода. Германское правительство ультимативно потребовало разоружить до 12 часов 12 апреля все советские военные корабли, находящиеся в портах Финляндии.
На рассвете 7 апреля сторожевые корабли "Ястреб" и "Руслан" вывели совместно с буксиром "Аркона" из Хельсингфорса 8 ПЛ. 9 апреля покинули гавань ПЛ "Угорь" 9на буксире у транспорта "Иже") и ПЛ "Кугуар" (на буксире у плавбазы "Тосно"). На ПЛ "Кугуар", вышедшей последней, находился временно исполнявший обязанности начальника дивизии капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин.
На переходе корабли часто подвергались сжатию льдами. ПЛ типа "Барс" не имели водонепроницаемых переборок и появление пробоины в прочном корпусе могло привести их к гибели. Лодки настолько покрывались льдом, что порой над глыбами, громоздившимися на палубах, возвышались только рубки. Подводники постоянно скалывали лед. Нередко путь кораблям приходилось прокладывать ломами. Особенно опасной была подвижка льдов. Лед наползал на ПЛ, сжимал их. В корпусах образовывались вмятины, вылетали заклепки, расходились швы. У многих ПЛ были повреждены крышки носовых торпедных аппаратов, носовые и балластные цистерны и надстройки, погнулись вертикальные и горизонтальные рули, обломались лопасти винтов.
15 апреля в наступлением темноты ПЛ "Вепрь", "Волк", "Ягуар", "Рысь", "Ёрш", "Змея", "Леопард" и плавбаза "Тосно" с ПЛ "Кугуар" на буксире прибыли в Кронштадт, а на следующий день они перешли в Петроград.
17 апреля пришла ПЛ "Угорь", 18 апреля - ПЛ "Пантера", 22 апреля - плавбаза -"Воин".
Таким образом, переход третьего отряда кораблей был успешно завершен. В Хельсингфорсе из состава дивизии подводного плавания остались транспорт "Европа", плавбаза "Память Азова" и спасательное судно "Волхов", которые не смогли выйти из-за нехватка угля и значительного некомплекта экипажей.
Последние корабли третьего отряда вышли 12 апреля, когда германские войска уже вступили в предместья города. На следующий день на рейд Хельсингфорса вошли германские дредноуты "Вестфален", "Позен", броненосец "Беовулф" и открыли артиллерийский огонь по берегу.
В Ледовом походе исключительное мужество и самоотверженность проявили В.Ф.Дудкин, С.П.Языков, Г.В.Васильев, Б.М.Ворошилин, Н.А.Горняковский, Г.И.Гутта, А.А.Ждан-Пушкин, Я.К.Зубарев, А.А.Иконников, Н.К.Кечеджи, М.В.Лашманов, Ю.В.Пуарэ, М.Ф.Стороженко, Г.М.Трусов, Г.А.Шредер и многие др.
Спасательное судно "Волхов" вышло из Хельсингфорса 11 мая 1918 г.
Последним его покинуло 28 мая судно "Память Азова", использовавшееся в качестве флагманского корабля старшего морского начальника в Финляндии.
Спасенные ПЛ вместе с небольшим числом ПЛ, находившиеся в Петрограде, составили ядро советских подводных сил.
Советское правительство приняло срочные меры для защиты Кронштадта и Петрограда. В связи с обострением отношений с Германией 14 мая был взорван форт Ино.
Корабельные силы Балтики, приведенные в состояние повышенной боевой готовности, 16 мая 1918 г. были разделены на 3 категории:
Действующий флот,
Вооруженный резерв,
Корабли на долговременном хранении
.
В командование дивизией подводных лодок флота \Балтийского моря 22 мая вступил капитан 2 ранга К.Е.Введенскицй, главным комиссаром дивизии по политической части был назначен минный машинист И.В.Владимиров.
Вместо 6 дивизионов, из которых ранее состояла дивизия, были сформированы две.
Первый дивизион (начальник - старший лейтенант К.Л.Соболев, комиссар И.Е.Иванов) являлся резервным и насчитывал 11 ПЛ : "Волк", "Вепрь", "Ёрш", "Змея", "Форель", "Кугуар", "Язь", "Угорь", "Кета", "Касатка" и "Окунь". Все они нуждались в ремонте или находились в достройке.

Немає коментарів: