Всплытие показало(из личного архива)
Незавидно сложилась судьба самой знаменитой атомной субмарины К-3
Ещё 45 лет назад атомная подлодка "Ленинский комсомол" достигла Северного полюса и подтвердила право СССР на свои полярные владения
ВИЗА СТАЛИНА
"Попасть в число первых офицеров атомохода было почти столь же престижно, как быть зачисленным в отряд космонавтов", - писал в своих воспоминаниях командир К-3 капитан 2 ранга Лев Жильцов. Именно ему было поручено доказать, что мы способны пройти подо льдами на макушку планеты.
http://ruscourier.ru
http://ruscourier.ru
Поражают темпы создания уникального корабля. 12 сентября 1952 года вышло подписанное Сталиным правительственное постановление "О проектировании и строительстве объекта 627". А уже пять лет спустя первенец отечественного атомного кораблестроения спустили на воду.
Процесс строительства шел под покровом строжайшей секретности. Даже в руководстве флота лишь ограниченный круг адмиралов был в курсе. Ничего общего с американским "Наутилусом", первой в мире атомной подлодкой, К-3 не имела. У нее был китообразный корпус (отсюда название проекта - "Кит"), по скорости и автономности она намного превосходила тот же "Наутилус". Наш корабль мог уходить в океан на три месяца.
К лету 1962-го, когда решено было покорить полюс под водой, помимо К-3, в составе флота были и более новые атомоходы. Но выбор пал на весьма потрепанную к тому времени "тройку". На ней отрабатывались предельные режимы работы всех устройств, прежде всего реактора. Но у экипажа Жильцова оказалось и важное преимущество - сплаванность. Шли на полюс вслепую и вглухую. Не было точно известно, какие по курсу глубины, толщина льда над головой. Однажды эхограмма показала, что глубины под килем стали резко уменьшаться. Почему? Что будет дальше? Никто доселе в этот угол Арктики не забирался. Так подводники открыли гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Его назвали именем русского гидрографа Якова Гаккеля.
Всплыла на полюсе К-3, на удивление, аккуратно. С любого борта можно прыгать на лед прямо с палубы. После торжественного водружения государственного флага Жильцов объявил "увольнение на берег". Как он потом писал, бойкие фотографы из числа членов экипажа запечатлели во всех ракурсах лодку во льдах и счастливые лица членов экипажа. А ведь перед выходом в море особисты прочистили все корабельные шхеры - ни одного фотоаппарата на борту быть не должно. Но кто лучше знает все потайные места на лодке - контрразведчики или подводники?
Встречал К-3 на берегу тогдашний глава государства Никита Хрущев, вручивший звезды Героя Советского Союза старшему похода контр-адмиралу Александру Петелину, капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву. Еще раньше геройского звания - впервые после войны! - был удостоен первый командир К-3 капитан 1 ранга Леонид Осипенко.
"Ленинский комсомол" находился в боевом составе ВМФ более 30 лет. За это время чего только не пришлось ему пережить. Не только радостные, но и трагические события. Например, 8 сентября 1967 года на К-3 в Норвежском море вспыхнул объемный пожар. За считанные минуты сгорели 39 моряков. Произошло почти то же самое, что в 2000 году на "Курске": воспламенение в торпедном отсеке из-за прорыва одного из узлов системы гидравлики. Командир лодки капитан 1 ранга Юрий Степанов принял единственно верное решение, позволившее предотвратить взрыв торпедного боезапаса, - сбросил давление в первом и втором отсеках.
Трагедия произошла из-за сущей ерунды. Рассказывает писатель-маринист Николай Черкашин:
- Когда по возвращении на базу снимали злополучную гидравлическую машинку, обнаружили, что там вместо уплотнительной прокладки из красной меди стоит какая-то примитивная шайбочка, не рассчитанная на перепады давления. Чья-то рука поменяла прокладки во время заводского ремонта. Красная медь высоко ценится у флотских умельцев, изготавливающих из нее разную сувенирную дребедень.
О той трагедии 1967 года сказано и по сей день мало. И похоронили сгоревших людей незаметно, поставив безымянный памятник вдали от людных мест.
В ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД
Когда легендарный советский крейсер в 1991 году был выведен из боевого состава Северного флота, общественность твердила: резать его на иголки - преступление. В апреле 2005-го представители Росатома, Минобороны, завода "Нерпа" и администрация Санкт-Петербурга обратились с совместным предложением поставить "Ленком" на вечную стоянку рядом с "Авророй". То есть поступить так, как сделали с первенцами своих атомных подводных флотов главные мировые державы. Американский ровесник "Ленинского комсомола" "Наутилус" поставлен на вечную стоянку. Британский "Дредноут" стал музеем на берегу. Французский "Редутабль" экскурсанты осматривают в доке. А у нас пока 13 старых заслуженных подлодок различных классов продали за рубеж. Часть из них стала иноземными музеями "холодной войны". Другие - развлекательными комплексами. А что останется нам?
С "Ленинским комсомолом" долго ничего не получалось. Годами он стоял в богом забытой и заброшенной флотом бывшей военно-морской базе Гремиха. Потом ржавеющий крейсер перетащили под Мурманск на завод "Нерпа".
Благие намерения уперлись в финансы, которых не было. Сначала намеревались сделать "Ленком" питерским музеем к 100-летию подводного флота России. Но юбилей давно миновал. Теперь говорят о 2008-м, когда крейсеру стукнет 50 лет. Тоже сомнительно, что успеем. На все про все необходимо 400 миллионов рублей. Пока выделено 57 миллионов. Впервые за полтора десятилетия на палубе засверкала сварка. Рабочие "Нерпы" сегодня вырезают для утилизации реакторный отсек лодки. Его заменят на подобный с соседнего списанного атомохода. Но без радиации. В третьем квартале заслуженный корабль снова спустят на воду из дока.
Впрочем, до музея в Питере все равно, как до Луны. Ни на оборудование экспозиции, ни на подготовку согласованного с мэрией Санкт-Петербурга места вечной стоянки у Литейного моста средств нет.
Своим мнением о дальнейшей судьбе "Ленинского комсомола" поделился Радий ШМАКОВ, бывший главный конструктор КБ "Малахит":
- Как бы ни тянули чиновники с выделением денег, лодку, думаю, резать не станут. Если не найдут места в Питере, готовы принять у себя музей Москва, Вологда, Калининград. Правда, мне, петербуржцу, не хотелось бы такого исхода. Но главное - сохранить для России одну из святынь флота.
Автор: Сергей Ищенко, Михаил Лукан
Немає коментарів:
Дописати коментар