МПЛАТРК проектов 945/945А/945Б - Барракуда, Кондор, Марс
Сегодня, 07:36
60 годы. Идет строительство подводных кораблей второго поколения, и проектируются новые подлодки данного класса. Однако советские конструкторы ведут активные поиски по созданию подлодки следующего поколения. Например, проект 673, представленный Горьковским конструкторским бюро №112 в начале шестидесятых – это уже была многоцелевая АПЛ, третьего поколения. Конструкторы заложили в нее известные передовые решения. Схема корпуса – полуторная, эффективные обводы, ЭУ с 1-м реактором в одновальном исполнении, и ряд других инновационных на то время решений. Кроме данного проекта Горьковское ЦКБ разработало еще несколько проектов. В 71 году один из таких проектов стал базой для проектирования АПЛ третьего поколения.
Успехи американских конструкторов в области построения новейших подводных кораблей и сопутствующего вооружения, что особенно стало заметно к 80 годам, требовали адекватных действий со стороны Советского союза. 73 год. В СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию ПЛО государства. Для успешной реализации данной концепции центральное НПО «Комета» создает КСОПО «Нептун» - программу создания комплексных систем освещения обстановки. Программа «Нептун» состоит из:
- центрального звена системы. В нем осуществлялось сбор, обработка, отображение и распределение всей информации;
- системы освещений подводной обстановки, стационарного выполнения. Они обрабатывали широкий спектр физических полей;
- буи с гидроакустикой, которые оставляли в заданных районах корабли и самолеты;
- системы для обнаружения подлодок из космоса, по характерным признакам и следам;
- силы маневрирования, состоящие из кораблей, подлодок и самолетов. А многоцелевые АПЛ 3-го поколения, играли здесь важнейшую роль в обнаружении, слежении и уничтожение подводных кораблей противника.
Конструкция, устройство и вооружение МПЛАТРК класса 945
В 72 году, согласно выданного задания, начинается процесс проектирования многоцелевой АПЛ. Одно из условий задания – водоизмещение подводного корабля не должно превышать возможности отечественных судостроительных заводов, то есть она должна вписаться в верфи завода. Основное предназначение новых подводных кораблей – обнаружение, слежение и гарантированное поражение ракетных подлодок , кораблей АУГ противника. Применение новой технологии построения корпуса из титанового сплава, позволило увеличить максимальную глубину погружения более чем в полтора раза в сравнении с подлодками 2-го поколения. Это же позволило уменьшить массу корпуса и добиться требуемого водоизмещения. Такая конструкция корпуса снизила вдобавок и магнитные характеристики подводного корабля, по данным характеристикам они выделяются в лучшую сторону, и по сей день. Но производство корпуса из титановых сплавов, привело к значительному росту всех затрат на строительство одной подлодки, что свело построение будущих подлодок к ограниченному числу экземпляров.
Согласно проекта, ТРК подлодки должен получить увеличенный вдвое боезапас. Это достигалось применением в ТРК новых видов боеприпасов. Усовершенствовали систему целеуказания, возросла дальность применения ракето-торпед, сократилось почти в 2 раза время, необходимое для осуществления первого залпа. В конце 69 года, ОКБ «Новатор» приступило к работам по созданию новейших ракетных противолодочных комплексов 2-го поколения Водопад и Ветер, калибра 533 и 650 мм соответственно. Основное предназначение – вооружение АПЛ нового поколения. Они получили два типа боеприпасов, увеличенный диапазон применения и скоростные характеристики. Водопад, получил название РПК-6 и встал на вооружение флота в 81 году, мог использовать малогабаритные самонаводящиеся торпеды и специальные БЧ. Ветер получает название РПК-7 и 84 году становится на вооружение флота, как и РПК-6, может использовать УМГТ и ядерные БЧ.
Следующее вооружение, которое получает новая АПЛ, становятся торпеды типа ТЭСТ-71. Основное назначение торпед – нанесение критических повреждений подводным лодкам противника. ТЭСТ-71 оснастили системой гидроакустики активно-пассивного типа с самонаведением. По проводам осуществляли телеуправляемое наведение в 2-х плоскостях с борта подлодки. При необходимости, торпеду можно было быстро перенацелить или выключить самонаведение. По скрытности действия торпеда опережала американскую Мк.48, но проигрывала по скоростным характеристикам. Для наблюдения за надводно-подводной обстановкой в новой АПЛ установили комплекс гидроакустики МГК-503 «Скат». Из-за малой шумности и сниженным помехам от подлодки, дальность действия гидроакустики выросла с два раза по сравнению с используемыми АПЛ. Радиоэлектронное вооружение, устанавливаемое на АПЛ типа Барракуда, увеличило точность определения координат противника в 5 раз. Увеличилось время между всплытиями, необходимое для уточнения собственных координат. Дальность действия связи увеличилась в 2 раза. Для создания АПЛ, на заводе «Красное Сормово» строят настоящий отсек из сплавов титана, на котором отрабатывают технологии прочности корпуса и отсеков. Для перспективных АПЛ, с теми же целями, строят отсек в половину реальной величины из сплавов титана повышенной прочности. Оба отсека перевозят в Северодвинск, где собственно в доковой камере и проходили испытания характеристик прочности. АПЛ класса 945 «Барракуда» изготовлена по двухкорпусной концепции. Корпус легкого типа получил носовое эллипсоидное окончание и кормовое веретенообразное окончание. Внешние отверстия всех цистерн в нем закрываются с помощью кингстонов и затворов шпигатного типа. Корпус прочного типа, изготовленный из сплавов титана, получил среднюю цилиндрическую часть и коническую носовую и кормовую оконечность. Переборки в концах корпуса – сферические. Конструкция креплений выполнена без возможности получить изгибные напряжения на глубине.
АПЛ разделена на 6 отсеков. На борту находится аварийная система продува 2-х цистерн из главного балласта при помощи результатов сгорания топлива. Команда подводного корабля 61 человек, из которых больше половины офицеры. Условия обитания на борту АПЛ достаточны комфортные на то время. Подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, рассчитанную на всю команду. ГЭУ – мощность 43 тысячи л.с. Состоит из одного водоводяного реактора ОК-650А и паро-зубчатого агрегата. Реактор обеспечен 4-мя парогенераторами и насосами для каждого контура. На борту подлодки находятся также два турбогенератора с обслуживающими насосами, вырабатывающих переменный ток. Для использования электроэнергии имеются 2-е группы батарей аккумуляторного типа и 2 преобразователя. Винт гребной изготовили малозаметным в плане гидроакустики и уменьшили частоту его вращения. Имеются на АПЛ резервные двигатели - 2 дизеля ДГ-300 со своим запасом топлива, которого хватит на десять дней работы. Они вырабатывают постоянный ток для гребных ЭД и переменный ток для систем подлодки. Гребные ЭД заставляют двигаться подлодку на скорости до 5 узлов, где каждый из них движет свой винт.
На борту установили комплекс «Молния-М», состоящий из спутниковой системы и антенны «Параван» буксируемого типа. ТРК и БИУС сохраняют возможность проведения выстрела даже на большой глубине. Носовая часть получила 4 ТА калибра 533 мм и 2 ТА калибра 650 мм. Боезапас - более 40 единиц боеприпасов.
АПЛ класса 945/945А/945Б
Головной подводный атомный корабль, получивший название Карп и номер К-239, начали строить в 82 году, в 83 году он сошел со стапелей и 84 году поступил на вооружение советского флота. Списан в 98 году.
Следующий корабль, получивший название Краб и номер К-276, начали строить в 83 году, в 84 году он сошел со стапелей и 87 году поступил на вооружение. В 93 году получает номер Б-276. В 96 году подлодку переименовали в «Кострома».
Следующими подводными кораблями из серии 945, стали модернизированные подлодки проекта 945А «Кондор». Модернизация коснулась в основном состава вооружения – на борту АПЛ устанавливают 6 ТА калибра 533 мм, вместо 4-х однотипных на «Барракуде» и 2-х ТА калибра 650 мм. АПЛ получает стратегические КР «Гранат» и 8 комплектов ПЗРК «Игла». Увеличили число отсеков – их становится 7 единиц. Модернизировали реактор ОК-650Б, он стал более мощный – 48 тысяч л.с. По характеристикам скрытности данный проект 945А «Кондор» становится самым малозаметным в Советском ВМФ.
Первая подлодка проекта 945А получившая название Зубатка и номер К-534, начала строится в 86 году, в 88 году она сходит со стапелей и 90 году поступает на вооружение советского флота. В 93 году получает номер Б-534. В 95 году, ее переименовывают в «Нижний Новгород».
Следующая подлодка данного проекта, получившая название Окунь и номер К-336, начала строится в 90 году, в 92году она сходит со стапелей и 93 году поступает на вооружение под номером Б-336. В 95 году получает новое имя «Псков».
Последняя подлодка в серии 945 строилась по модернизированному проекту 945Б «Марс». Основное отличие – согласно проекта подлодка получалась четвертого поколения. Начало строительства подлодки под рабочим номером 305 - 90 год, в 93 из-за нехватки финансирования строительные работы прекращают. Немного позже подлодку разрезают прямо на стапелях. Все МПЛАТРК 945/945А несут службу на Северном флоте в месте базирования «Ара-губа».
Аварии многоцелевых АПЛ
Начало 92 года. Неподалеку от острова Кильдин, в водах Российской Федерации при проведении учений столкнулись подлодки К-276 и американская «Батон Руж», которая осуществляла наблюдение за ходом учений российских кораблей. Результат – отечественная АПЛ получила незначительные повреждения рубки, американская АПЛ получает тяжелые повреждения, но сумела самостоятельно дойти до своей базы. Ремонт лодки признается нерентабельным, и ее выводят из флота Соединенных штатов. 2001 год. Нештатная ситуация произошла в отсеке реактора, на подлодке «Нижний Новгород». Семь лет подлодка простояла на судоремонтном заводе «Нерпа», и только в 2008 году работы по восстановлению «Нижнего Новгорода» были закончены, МПЛАТРК возвращается на место базирование.
Основные характеристики МПЛАТРК 945/945А
- водоизмещение 9.1/10.4 тысяч тонн;
- длина 107/110.5 метров;
- ширина 12.2/12.2 метра;
- осадка 8.8./9.4 метра;
- скорость подводного хода 35/35 узлов;
- скорость надводного хода 19/19 узлов;
- стандартная глубина 480/520 метров;
- команда 61/65 человек.
Успехи американских конструкторов в области построения новейших подводных кораблей и сопутствующего вооружения, что особенно стало заметно к 80 годам, требовали адекватных действий со стороны Советского союза. 73 год. В СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию ПЛО государства. Для успешной реализации данной концепции центральное НПО «Комета» создает КСОПО «Нептун» - программу создания комплексных систем освещения обстановки. Программа «Нептун» состоит из:
- центрального звена системы. В нем осуществлялось сбор, обработка, отображение и распределение всей информации;
- системы освещений подводной обстановки, стационарного выполнения. Они обрабатывали широкий спектр физических полей;
- буи с гидроакустикой, которые оставляли в заданных районах корабли и самолеты;
- системы для обнаружения подлодок из космоса, по характерным признакам и следам;
- силы маневрирования, состоящие из кораблей, подлодок и самолетов. А многоцелевые АПЛ 3-го поколения, играли здесь важнейшую роль в обнаружении, слежении и уничтожение подводных кораблей противника.
Конструкция, устройство и вооружение МПЛАТРК класса 945
В 72 году, согласно выданного задания, начинается процесс проектирования многоцелевой АПЛ. Одно из условий задания – водоизмещение подводного корабля не должно превышать возможности отечественных судостроительных заводов, то есть она должна вписаться в верфи завода. Основное предназначение новых подводных кораблей – обнаружение, слежение и гарантированное поражение ракетных подлодок , кораблей АУГ противника. Применение новой технологии построения корпуса из титанового сплава, позволило увеличить максимальную глубину погружения более чем в полтора раза в сравнении с подлодками 2-го поколения. Это же позволило уменьшить массу корпуса и добиться требуемого водоизмещения. Такая конструкция корпуса снизила вдобавок и магнитные характеристики подводного корабля, по данным характеристикам они выделяются в лучшую сторону, и по сей день. Но производство корпуса из титановых сплавов, привело к значительному росту всех затрат на строительство одной подлодки, что свело построение будущих подлодок к ограниченному числу экземпляров.
Согласно проекта, ТРК подлодки должен получить увеличенный вдвое боезапас. Это достигалось применением в ТРК новых видов боеприпасов. Усовершенствовали систему целеуказания, возросла дальность применения ракето-торпед, сократилось почти в 2 раза время, необходимое для осуществления первого залпа. В конце 69 года, ОКБ «Новатор» приступило к работам по созданию новейших ракетных противолодочных комплексов 2-го поколения Водопад и Ветер, калибра 533 и 650 мм соответственно. Основное предназначение – вооружение АПЛ нового поколения. Они получили два типа боеприпасов, увеличенный диапазон применения и скоростные характеристики. Водопад, получил название РПК-6 и встал на вооружение флота в 81 году, мог использовать малогабаритные самонаводящиеся торпеды и специальные БЧ. Ветер получает название РПК-7 и 84 году становится на вооружение флота, как и РПК-6, может использовать УМГТ и ядерные БЧ.
Следующее вооружение, которое получает новая АПЛ, становятся торпеды типа ТЭСТ-71. Основное назначение торпед – нанесение критических повреждений подводным лодкам противника. ТЭСТ-71 оснастили системой гидроакустики активно-пассивного типа с самонаведением. По проводам осуществляли телеуправляемое наведение в 2-х плоскостях с борта подлодки. При необходимости, торпеду можно было быстро перенацелить или выключить самонаведение. По скрытности действия торпеда опережала американскую Мк.48, но проигрывала по скоростным характеристикам. Для наблюдения за надводно-подводной обстановкой в новой АПЛ установили комплекс гидроакустики МГК-503 «Скат». Из-за малой шумности и сниженным помехам от подлодки, дальность действия гидроакустики выросла с два раза по сравнению с используемыми АПЛ. Радиоэлектронное вооружение, устанавливаемое на АПЛ типа Барракуда, увеличило точность определения координат противника в 5 раз. Увеличилось время между всплытиями, необходимое для уточнения собственных координат. Дальность действия связи увеличилась в 2 раза. Для создания АПЛ, на заводе «Красное Сормово» строят настоящий отсек из сплавов титана, на котором отрабатывают технологии прочности корпуса и отсеков. Для перспективных АПЛ, с теми же целями, строят отсек в половину реальной величины из сплавов титана повышенной прочности. Оба отсека перевозят в Северодвинск, где собственно в доковой камере и проходили испытания характеристик прочности. АПЛ класса 945 «Барракуда» изготовлена по двухкорпусной концепции. Корпус легкого типа получил носовое эллипсоидное окончание и кормовое веретенообразное окончание. Внешние отверстия всех цистерн в нем закрываются с помощью кингстонов и затворов шпигатного типа. Корпус прочного типа, изготовленный из сплавов титана, получил среднюю цилиндрическую часть и коническую носовую и кормовую оконечность. Переборки в концах корпуса – сферические. Конструкция креплений выполнена без возможности получить изгибные напряжения на глубине.
АПЛ разделена на 6 отсеков. На борту находится аварийная система продува 2-х цистерн из главного балласта при помощи результатов сгорания топлива. Команда подводного корабля 61 человек, из которых больше половины офицеры. Условия обитания на борту АПЛ достаточны комфортные на то время. Подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, рассчитанную на всю команду. ГЭУ – мощность 43 тысячи л.с. Состоит из одного водоводяного реактора ОК-650А и паро-зубчатого агрегата. Реактор обеспечен 4-мя парогенераторами и насосами для каждого контура. На борту подлодки находятся также два турбогенератора с обслуживающими насосами, вырабатывающих переменный ток. Для использования электроэнергии имеются 2-е группы батарей аккумуляторного типа и 2 преобразователя. Винт гребной изготовили малозаметным в плане гидроакустики и уменьшили частоту его вращения. Имеются на АПЛ резервные двигатели - 2 дизеля ДГ-300 со своим запасом топлива, которого хватит на десять дней работы. Они вырабатывают постоянный ток для гребных ЭД и переменный ток для систем подлодки. Гребные ЭД заставляют двигаться подлодку на скорости до 5 узлов, где каждый из них движет свой винт.
На борту установили комплекс «Молния-М», состоящий из спутниковой системы и антенны «Параван» буксируемого типа. ТРК и БИУС сохраняют возможность проведения выстрела даже на большой глубине. Носовая часть получила 4 ТА калибра 533 мм и 2 ТА калибра 650 мм. Боезапас - более 40 единиц боеприпасов.
АПЛ класса 945/945А/945Б
Головной подводный атомный корабль, получивший название Карп и номер К-239, начали строить в 82 году, в 83 году он сошел со стапелей и 84 году поступил на вооружение советского флота. Списан в 98 году.
Следующий корабль, получивший название Краб и номер К-276, начали строить в 83 году, в 84 году он сошел со стапелей и 87 году поступил на вооружение. В 93 году получает номер Б-276. В 96 году подлодку переименовали в «Кострома».
Следующими подводными кораблями из серии 945, стали модернизированные подлодки проекта 945А «Кондор». Модернизация коснулась в основном состава вооружения – на борту АПЛ устанавливают 6 ТА калибра 533 мм, вместо 4-х однотипных на «Барракуде» и 2-х ТА калибра 650 мм. АПЛ получает стратегические КР «Гранат» и 8 комплектов ПЗРК «Игла». Увеличили число отсеков – их становится 7 единиц. Модернизировали реактор ОК-650Б, он стал более мощный – 48 тысяч л.с. По характеристикам скрытности данный проект 945А «Кондор» становится самым малозаметным в Советском ВМФ.
Первая подлодка проекта 945А получившая название Зубатка и номер К-534, начала строится в 86 году, в 88 году она сходит со стапелей и 90 году поступает на вооружение советского флота. В 93 году получает номер Б-534. В 95 году, ее переименовывают в «Нижний Новгород».
Следующая подлодка данного проекта, получившая название Окунь и номер К-336, начала строится в 90 году, в 92году она сходит со стапелей и 93 году поступает на вооружение под номером Б-336. В 95 году получает новое имя «Псков».
Последняя подлодка в серии 945 строилась по модернизированному проекту 945Б «Марс». Основное отличие – согласно проекта подлодка получалась четвертого поколения. Начало строительства подлодки под рабочим номером 305 - 90 год, в 93 из-за нехватки финансирования строительные работы прекращают. Немного позже подлодку разрезают прямо на стапелях. Все МПЛАТРК 945/945А несут службу на Северном флоте в месте базирования «Ара-губа».
Аварии многоцелевых АПЛ
Начало 92 года. Неподалеку от острова Кильдин, в водах Российской Федерации при проведении учений столкнулись подлодки К-276 и американская «Батон Руж», которая осуществляла наблюдение за ходом учений российских кораблей. Результат – отечественная АПЛ получила незначительные повреждения рубки, американская АПЛ получает тяжелые повреждения, но сумела самостоятельно дойти до своей базы. Ремонт лодки признается нерентабельным, и ее выводят из флота Соединенных штатов. 2001 год. Нештатная ситуация произошла в отсеке реактора, на подлодке «Нижний Новгород». Семь лет подлодка простояла на судоремонтном заводе «Нерпа», и только в 2008 году работы по восстановлению «Нижнего Новгорода» были закончены, МПЛАТРК возвращается на место базирование.
Основные характеристики МПЛАТРК 945/945А
- водоизмещение 9.1/10.4 тысяч тонн;
- длина 107/110.5 метров;
- ширина 12.2/12.2 метра;
- осадка 8.8./9.4 метра;
- скорость подводного хода 35/35 узлов;
- скорость надводного хода 19/19 узлов;
- стандартная глубина 480/520 метров;
- команда 61/65 человек.
Источник.Военное Обозрение.
Немає коментарів:
Дописати коментар