середу, березня 21, 2012

Есть особая категория людей – КОМАНДИРЫ – это люди на которых держатся вооружённые силы и от которых зависят судьбы многих людей. Когда то советский военноначальник М.В.Фрунзе, на одном из выпусков молодых командиров Красной Армии сказал следующие слова: «Не будьте такими командирами, которых вы не любили». Сегодня я публикую несколько глав из книги капитана 1 ранга Бондаренко Виктора Константиновича,командира атомный субмарин ПЛА "К-23"и "К-305" в которых он рассказывает о командирах под началом которых он служил. Повествуя о своих командирах Виктор Константинович отдает тем самым дань уважения всем командирам подводных лодок Северного,Тихоокеанского,Балтийского и Черноморского Флотов и мн.другим служившим в различных родах войск.


3            В августе 1969 года я был назначен командиром минно-торпедной боевой части на пларк «К-57» которая заканчивала текущий ремонт на судоремонтном заводе. Одновременно со мной на корабль было назначено ещё 10 офицеров-выпускников 1969 года. Командиром корабля был капитан 2 ранга ШОПОТОВ Константин Антонович. Это был требовательный, пунктуальный в любом деле офицер. В последующие годы был начальником штаба бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей.  С 1976 по 1989 год – начальник штурманского факультета ВВМУ им. М.В.Фрунзе. Кандидат исторических наук. С 1989 года президент общества «Память Балтики» Сажи Умалатова присвоила ему звание контор-адмирала и Героя Советского Союза.
В моём подчинении было 4 сверхсрочника и один матрос, плюс первый отсек с приходящим личным составом.  Два мичмана были старше меня по возрасту. Первое что они мне сказали: «товарищ лейтенант, занимайтесь специальностью, сдавайте зачёты, изучайте корабль, а остальное мы всё сделаем сами». И как можно в настоящее время заменить подобных мичманов сержантским составом по американскому образцу. Уму непостижимо. До этого может додуматься человек никогда не служивший в войсках, не понимающий, что для русского солдата отцом и матерью прежде всего  всегда был ротный старшина. Это отвлечение от темы.
Вскорости командиром корабля был назначен капитан 2 ранга ШИПОВНИКОВ Юрий Фёдорович, офицер с  интересной судьбой. К этому моменту капитан 2 ранга ШОПОТОВ К.А. был назначен командиром вновь сформированного при заводе дивизиона ремонтирующихся подводных лодок. Нужно сказать, что в 60–х годах командирами атомных подводных лодок назначались командиры дизельных подводных лодок. Юрий Фёдорович до службы на атомных подводных лодках 6 лет был командиром дизельной пл. Он уже был командиром атомной пл, но по независящей от него причине он был понижен в должности до старшего помощника командира. Тогда не очень разбирались в происшествиях, нашли крайнего и поехали дальше. Конечно, он отличался от капитана 2 ранга ШОПОТОВА по многим параметрам. Он никогда не повышал голоса, не рубил с плеча, досконально знал корабль. Учил офицеров так чтоб за них не было стыдно.  Помимо моих функциональных обязанностей на меня были возложены обязанности и помощника командира. В мае 1970 года нужно было произвести переобмундирование личного состава срочной службы, а это ни много ни мало получить обмундирование на  более 70 человек. Командир приказал мне на завтра убыть в бухту Павловского на вещевой склад и получить всё обмундирование на личный состав. Для этого мне нужно было утром сходить за автомобилем в соседний городок и дальше следовать по плану. В этот вечер, вновь назначенный на корабль доктор, устроил представление офицерам. Утром я всё проспал. Автомобиль стоял уже  наготове. Я доложил командиру о готовности к поездке, получил добро и с тяжёлым грузом на сердце поехал. Вернулся очень поздно, командир ждал меня. Я думал, что начнётся разбор моего проступка, но он ничего не сказал и уехал домой – у него был личный автомобиль «Волга». Наутро начали переобмундировывать, личный состав, я ждал вызова к командиру. Прошёл день, второй и ничего. Я ничего не понимал. Кошки на душе скребут. На десятый день меня вызывает командир. Здесь нужно пояснить, что согласно дисциплинарному уставу командиру даётся 10 суток на то чтобы разобраться с нарушителем воинской дисциплины и применить к нарушителю меру дисциплинарного взыскания. Захожу к командиру, на столе лежит стопка документов, перед ним развёрнутый лист документа. Посмотрел на меня командир и сказал: «я в течении 10 суток наблюдал за тобой и пришёл к выводу, что ты сам себя наказал за содеянное. Считаю этого тебе достаточно и подписываю твоё представление на присвоение очередного воинского звания «старший лейтенант», свободен». От командира я вышел ошалевшим, но урок я запомнил на всю жизнь, стыдно до сих пор. Это первый урок – «знай  время и место».
На корабле заканчивался ремонт и экипаж начал усиленную подготовку к заводским испытаниям. За время ремонта экипаж почти на 70% обновился, многие не имели ни одного выхода в море. Я, как командир БЧ-3, был штатным вахтенным офицером, несущим ходовую вахту. Командир с полной силой занялся нашей подготовкой.  Мне осталось закрыть  один вопрос – использование средств движения корабля. Получив документ я удивился – в нём всего 4-6 страниц. Доложил командиру о готовности к сдаче зачёта. Вечером в кают-компании GRP за чаем командир начал принимать у меня зачёт. И после второго вопроса я поплыл. Командир очень не любил поверхностных знаний у офицеров. Я не задумывался над тем, что эта коротенькая инструкция потребует столько знаний от вахтенного офицера. В общем за три недели я зачёт сдал. Перед этим полазив по трюмам, изучая разное оборудование, относящееся к средствам движения корабля.  Это был для меня второй урок – «специальность нужно знать назубок». Дальше служба шла нормально, мы набирались опыта.
8 мая 1972 года подводная лодка вернулась из докового ремонта. После дня победы по плану мы должны были пополнить все запасы, загрузить оружие и продолжить боевую подготовку. Я остался в смене обеспечения боеготовности. Утром, 9 мая, нас сменили и наша смена уехала домой. Нужно сказать, что до посёлка Тихоокеанский, где жили наши семьи, было 25 км. Нас возили грузовые автомобили крытые брезентовым тентом, так называемые «коломбины» - зимой собачий холод, летом пылища. Не успели сесть за стол, как звонок в дверь, стоит оповеститель с карточкой экстренного вызова.  Ничего не понимая поехали в соединение. На техническом плацу уже стоят тягачи с ракетами и торпедами, вся дивизия занимается погрузкой оружия и других запасов.  Такого я больше никогда не видел. Мы начали погрузку. Грузили всё: я торпеды, командир БЧ-2 ракеты, механики топливо и масло, помощник командира продукты, начхим регенерацию. И это всё одновременно, без всяких контрольных листов готовности, плюс ко всему БЧ-5 начала ввод главной энергетической установки. К 22 часам всё было закончено. Нужно сказать, что командира не было – он с друзьями утром 9 мая уехал на природу. Прибыл командир, нас сразу поставили на стенд СБР. Утром получили команду подойти к пирсу, подходим – на пирсе стоит флагманский штурман дивизии капитан 2 ранга АЛИФИРЕНКО  и просит на пирс нашего штурмана с зачётным листом. Незадолго до этого командиром штурманской боевой части на наш корабль был назначен старший лейтенант ПРОХОРОВ Владимир. Спрыгнув на пирс он подошёл к Ф-1, тот взял его зачётный лист, повернул штурмана к себе спиной, и на его спине расписался в зачётном листе о  допуске ПРОХОРОВА к самостоятельному исполнению должности штурмана. После этого мы ушли на боевую службу в Филиппинское море.


 Справа-автор капитан 1- го ранга Бондаренко Виктор Константинович.

Немає коментарів: