понеділок, березня 19, 2012

  КОММЕНТАРИЙ КОМАНДИРА ДПЛ С-95 БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА КАПИТАНА 2- ГО РАНГА БОРОВКОВА С.Н. НА КНИГУ В.ВИКТОРОВА " ВОСПОМИНАНИЕ ВРАЧА ДИЗЕЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ(окончание)


Ув.читатель! Размещая окончания комментарий командира С-95 капитана 2- го ранга Боровкова Сергея Николаевича,хочу  чтобы вы обратили внимание  на главное -  в своих  воспоминаниях командир С-95  ни слова не сказал в свое оправдания. Весь комментарий на книгу доктора В.Викторова построен на одном- защитить Честь.Достоинство своего экипажа,экипажа С-95  Балтийского Флота в том тяжелом походе. Это и есть настоящий Командир подводной лодки,на котором держался и держится Подводный Флот.И никакие «доктора»,никакие их «воспоминание» не смогут опорочить таких вот Командиров как Боровков Сергей Николаевич и его моряков-подводников,служивших под его началом.  

На фотографиях-Слева.Командир дпл С-95 Балтийского Флота капитан 2- го ранга Боровков С.Н. Справа.Встреча командира с членами экипажа г.Санкт-Петербург.Слева направо. Александр  Щекин, Евгений Курочкин, командир С-95 Боровков С.Н. и жена Александра Щекина-Ирена  .2011 год.

 Контр-адмирал  Исай сказал  -  это  боевая  служба  будет  похожа   на  прогулку.  Видимо считал,  что  переход  подводной  лодки  в надводном   положении  по  времени  и  по  расстоянию  будет  больше,  чем  в  подводном  положении.  На  это  я  ответил; ,,  меня  тревожит  состояние  дизелей  и  на  прогулку  серьезные  документы  не  выдают’’. Я  понимал  мои  доводы  не  повлияют   на  уже  принятое  решение  по  известным  всем  причинам.  Через  замполита  я  узнал,  что  меня  хотят  обвинить  в  трусости. На что  я  ему  сказал;  ,, с  19  сентября  1969г  у  меня  появился  второй  день  рождения  и  чувство  трусости  у  меня  отсутствут’’.  Но вернусь  еще  раз  к  фантастическим  мыслям   Виталия  Львовича   Викторова.  Помните  как   Овсяников  В.П.  визжал  в истерике  и  грозил  партийной  комиссией  командиру  БЧ-5  Четверикову  А.И.  как  механику,  и  секретарю  партийной  организации.Так вот ответственно как командир заявляю- такого  разговора  не  было . Можно  уточнить  у  самого  Четверикова  Анатолия  Ивановича. Живет  он  в  Таллине  и   имеет  свой  сайт,  да  и  секретарем  партийной  организации  был  не  Четвериков А.И.,  а  Корзун  Александр  Николаевич. По  характеру  Овсяников  Виктор Павлович был выдержанный человек  и  ,,визжать’’ не  мог. А  в  отношении  корыстных  замашек  начальника  штаба  капитана  второго  ранга  Волкова  Бориса  Анатольевича [а  не  Григорьевича ]  Старший  помошник  командира  пл  С-95  капитан-лейтенант  Яхонтов Ю.  был  назначен  на  эту  должность  с  должности  командира  БЧ-1  одной  из  пл  613пр  г. Лиепая.  Продолжительное  время  не  смог  сдать  зачеты  на  допуск   к  управлению  пл.  А  т.к   при  выходе  в  дальний  поход,  на  корабле  должно  быть  не  менее  2-х  допущенных  к  самостоятельному   управлением  подводной  лодкой,  было  приказано  начальнику  штаба  кап.2 ранга   Волкову Б.А...быть  в  этом  походе  на  пл  С-95.  В  назначеный  срок  подводная  лодка  С-95 вышла  из  Палдиски  в  Балтийск.  Погода  штормовая  и  такая  погода  сопровождала  почти  весь  дальний  поход..  В  Балтийске  готовность  корабля  проверил  штаб  флота,  подварили  электросваркой  кое  что в  легком  корпусе   и  рубашку  правой  газовой  захлопки  и  благословили  в  дальний  поход. В  Северном  море  при  дифферентовке  подводной  лодки  обнаружили  заполнение  уравнительной  цистерны. При  24-х тоннах  воды  в  этой  цистерне  невозможно  нормальное  плавание.  Нужно  снимать  кингстон  цистерны,  а  это   нарушается   прочный  корпус  в  районе  3  отсека. Такие  работы  выполняют  в  доке.  Загерметизировав  3 отсек ,  создав   повышеное  давление  в  отсеке  воздухом  ВВД   заменили  прокладку  на  тарелке  кингстона.  Работа  выполнена  быстро  и  удачно. В  Атлантике  при  подходе  к  точке  погружения  во  время  дифферентовки  подводной  лодки  обнаружили  поступление  забортной  воды   в  пятый  отсек  через  наружную  газовую  захлопку  правого  борта.  Всплыли   проверили  прочный  корпус  на  герметичность.  Приборы  показывали  корпус  герметичен. При  повторном  погружении  все повторилось  как  и  в первом. Чтобы  разобраться  в  причине  поступления  воды  нужно  снимать  наружную  газовую  захлопку,   а  это  значит  людям  надо  выходить  на  кормовую  верхнюю  палубу  для   ремонтных   работ. Погода   штормовая  волны  гуляли   по  верхней  палубе  корабля.  Несколько  часов
маневрировали  меняя  курс  корабля  относительно  волны  и  подбирая  скорость  под-
водной  лодки этим  добился  того,  что   морские  волны  не  ударяли  с  силой  о  корабль,  а
плавно  накатывались  на  кормовую  верхнюю  палубу.  Из  числа  добровольцев   соз-
дали  три  пары  наиболее  подготовленных   специалистов;   в которую вошли-  старший  лейтенант  
Корзун  Александр  Николаевич,  мичман   Марченко,  ст.2 ст.Ларченко,  мотористы  Ро-
маненко,  и  Шикальский.  Всю  группу   одели   в  водолазное  шерстяное  белье,  без  обу-
ви.  Каждая  пара  привязанная  на  пеньковых   тросах,  спускалась  на  кормовую  палубу.
Смена  проводилась  через  час  и  так  в  течении  4  часов [ первая   пара  ходила  дважды]
Cняли  захлопку,  оказалось  попал  кусок  железа  под  захлопку.  После  установки  газовой  захлопки  на  свое  место,  погрузились,  удеферентовались  и  продолжили  плавание  в  подводном  положении.  Для  зарядки  аккумуляторов  отходили  в  районы  свободные  от  плавания  судов.  В виду  того,  что  погода  была  штормовая  на  зарядку  аккумуляторов  ночью  всплывали  в  надводное  положение. В  очередной  раз  шли  в  подводном  положении  в  район  зарядки  аккумуляторной  батареи,  обнаружив   работу   гидролокаторов  [шумов  винтов  кораблей  не  было  слышно]  мы  пытались  обойти  этот  район.  Я  знал  из  сообщения  оперативного  ВМФ  о  планировании  учения  сил   противолодочной  обороны  Великобритании,  а  где  и  когда   известно  не  было. Посчитал,  что  это  и  есть  учения.  Аккумуляторная  батарея  была  значительно  разряжена. Через  некоторое  время  прослушали  на  гидроакустической  станции   на  английском   языке  приказание  своим   подводным  лодкам  всплыть.  Так  доложил  специалист,  который  знал  очень  хорошо  английский  язык.  Похоже  системой  противолодочной   обороны  Англии  было  обнаружено  не  4, а  5  подводных  лодок.
Попытки   уклониться  от  слежения   кораблей  ПЛО  не  увенчались  успехом. с  почти  полностью  разряженной  батареей  и пришлось  всплыть  в  надводное  положение.  По  корме  на  курсовых  углах  150  и  180 градусов  находились  3  надводных   корабля  ПЛО  , производил  облет  самолет  ,,Нептун’’  На  запрос  с  надводного  корабля  ,,Кто  мы’’ сообщил  подводная  лодка  Советского  Союза.  Надводные  корабли  вели  себя  нормально,  не  пересекали  курса  и  не  мешали  движению  подводной  лодки.  Самолет  пытался  изображать  выход  на  боевой  курс  бомбометания,  но  после  того,  как  ослепили  его  прожектором  при  очередном  заходе  на  пл  он  улетел  и  больше  не  возвращался.  В  учениях  со  стороны   Англии  участвовало  4  подводные  лодки,  авиация ,  выставленные  гидроакустические  буи.  Из  надводных  кораблей  видел  3 СКР,  c  надводного  корабля  получил  сообщение,  что  мы  находимся  в  районе  учения  и  для   нас  могут  быть  опасны   буи.  О  событиях  доложил  на  командный  пункт, оперативный   дежурный   дал  приказание  следовать  в  определенную  точку  для  встречи   с эскадренным   миноносцем.  Через  некоторое  время  один  из  трех   кораблей  ПЛО  ушел,   а  два  других  увеличили  расстояние  от  подводной  лодки,  гидролокаторы  на  надводных  кораблях  не  работали,  контакт  был  зрительный,  закончив  зарядку   батареи  и  воспользовавшись    снежным  зарядом  срочным  погружением  удалось  уклониться   от  кораблей  ПЛО. Слышно  было  как  у  них   начали работать  гидролокаторы  и  производили   поиск  пл  в  точке  погружения.  Доложив  обстановку  на   командный  пункт  продолжали  выполнять  поставленную   задачу.  Наступило  время  возвращаться  домой,  из  двух  дизелей  нормально  работал   только  правый.  На  левом  требовалось  заменить   крышки  некоторых  цилиндров  и  прохудились  две  втулки.  Вышел  из  строя  исправный  правый  дизель.  Во  время  его  работы  заклинило   воздуходувку.  Пришлось  из  двух  дизелей  сделать  один,  который  бы  смог  обеспечить движение  в  надводном  положении  и  зарядку  аккумуляторов.  С  правого  дизеля  переставили  две  крышки  цилиндров  на  левый,  левый  мог  работать  только  на  четырех  цилиндрах  [из  шести]  .  В  цилиндрах   с  прохудившимися   втулками,  чтобы  не  было  гидравлического  удара   пришлось  открыть  краны  индикаторных  клапанов  этих  цилиндров.  Работа  с  дизелями  была  очень  трудоемкая,  специалисты  это  прекрасно  понимают.  Инженер механик  и  мотористы  успешно  проделали  весь 
объем   работ  и  обеспечили  ход  корабля.  Чтобы  через  индикаторные  клапана 
топливо  не  разбрызгивалось  по  пятому  отсеку,  дизель  пришлось  накрыть  бре-
зентом .  Прибыли  в  точку  всплытия  и  начали  переход  домой  в  надводном  поло-
.жении.  Проходя  вблизи  Бискайского  залива ,   волны  буквально  накрывали  с  головой                
Для  осушения  трюма  третьего  отсека  приходилось  использовать  даже  главный  осу-
шительный  насос.  При  таком  шторме  сломал  руку  старпом  капитан-лейтенант  Яхон-
тов.  В  проливе   Ла-Манш  море  немного  успокоилось,  но  с  выходом  в Северное
море  волнение  моря  опять  усилилось,  скорость  хода  корабля  доходила  до  трех  узлов.  Закралось  подозрение  хватит  ли  топлива  на  переход.  Перерасход  топлива
был  не  только  из-за  штормового  состояния  моря,  но  и  разбрызгивание  топлива
через  индикаторные  клапана  двух  цилиндров  левого  дизеля.  Перед  выходом  на
боевую  службу   были  установлены  новые  бесшумные  гребные  винты,  которые  тре-
бовали  большого  расхода   топлива.  Проверка  расхода  топлива  перед  выходом  в  по-
ход  не  проводилась.  Начальник  штаба  Волков  Б.А.  доложил  на  командный   пункт 
Главкома  ВМФ  обстановку  по  топливу.  Оперативный  дежурный  передал  приказание
следовать  на  рейд  у  мыса  Скаген ,  где  укрывалась  от  шторма   Атлантическая  эскадра   Северного  флота.  и  для  сопровождения  подводной  лодки  выслали  большой противолодочный  корабль.  При  такой  погоде  БПК  ничем  не  смог  нам  помочь,  а  скоростью  в  3 узла  он  ходить  не  может  и  вынужден уйти  на  рейд  Скаген.  Последние  мили  хода  до  рейда  левый  дизель  работал  на  масле.  Ночью  при  заходе на  рейд  запросил  разрешения  на  вход  на  рейд  и  стать  на  якорь. С  флагмана  получено  добро  и  становиться  на  якорь  по  способности.  Запросили  в  чем  мы  нуждаемся  ,  нам  нужно  было  только  топливо,  питьевая  вода  и  желательно  свежий  хлеб  и  овощи.  С  рассветом  следующего  дня  подошел  СБ [спасательный  буксир]  Северного  Флота   из состава   эскадры.  В  некотором  расстоянии   встал  на  якорь.
Швартоваться   к   борту  было  невозможно  из-за   большой   волны.  
   К  этому  моменту  верхней  палубы  в  корме  подводной  лодки  уже   не  было.  Ее  по  частям    сорвало  в   штормовом  море.. 
С  буксира  был  подан   пеньковый   трос   солидного  диаметра,  его  закрепили  на  мостике   подводной  лодки  за  тумбу  перископа. С  помощью  этого  троса  были  поданы  шланги  топлива  и  питьевой  воды  и  переданы
  продукты.  Через  какое-то  время  от  сильных  рывков  трос  стал  рваться.
Успели  завести  стальной  трос,   а  обрывок  растительного  троса  привезли  в  Балтийск.
От  тех   сильных   рывков   стальной  трос  не  лопнул,  позволил  закончить  прием  запасов  топлива  и  пресной  воды,   но  разрезал   ограждение   боевой  рубки  почти  до
верхней  палубы.  При  работе  левого  дизеля  на  зарядку   аккумуляторной  батареи все убе-
дились    что нам  выдали  топливо  не  той   марки ,  какую  мы  заказывали.  При   работе  дизеля   выхлоп  газов  выглядел   столбом  белого  дыма.  Для   сопровождения  нас  до  Балтийска  командующий  Балтийским   флотом  прислал  спасательный  буксир.  Закончив  зарядку  батареи,  начали  переход  в  Балтийск,  на  переходе  заметили  увеличение  крена  корабля  на  правый  борт.  Причина  оказалось  негерметичность   цистерн  главного  балласта   номер  1; 2;3;6;7;8;9 . правого  борта.[ проржавели   в  районе  ватерлинии  и  помогло  штормовое  море]  и  изношенность  металла.  Выравнивать  крен  приходилось   частичным  продуванием  главного  балласта.  Как   внешне  выглядела  наша  подводная  лодка   можно  судить  по  словам  командира  пл  613пр,  с  которой  мы  расходились  правыми  бортами  в  проливной  зоне.  При  личной  встрече  я  его  спросил;  ,,  Почему  в  1968г   в   проливной   зоне  не  ответил  на  мой  запрос?’’ Он  так  удивился ,   что  это  была  подводная  лодка,  сказал   там  что-то  плыло  на  воде,   окутанное  белым  дымом.  На  переходе  приходилось    останавливать  левый  дизель  из-за  неустойчивости   в  его  работе.  Капитан  буксира  предложил  взять  нас  на  буксир  и  одновременно  мы  могли  работать  дизелями.  С  выходом  в  Балтийское  море  я  доложил  о  травме  с  рукой   старшего  помошника  и  к  нам  прибыл   торпедный  катер  и  снял   больного. В  госпитале  его  нормально  вылечили.  В  конце  концов   лодка  прибыла  в  Балтийск   на  причале  встречал  нас  командир  бригады  капитан  1 ранга  Бутузов С.В.  Это   было  14 ноября  1968г.  Автор  книги  очень ,, красочно’’  но  не  правдиво  описал  встречу  подводной  лодки  в  Балтийске.    Бог  ему  судья . Командир   бригады  Бутузов  встретил  меня  не  ласково  и  даже   не  удосужился  выслушать  доклад  командира  лодки.  Видимо  ему  достаточно  было  побеседовать  с  Волковым  в  кафе  ДОФ  Балтийска.  Я  видел  как  за  столиком  Волков  рассказывал ,  видимо  про  поход  и  на  лице  Бутузова  текли  слезы  из  глаз. Значит  хорошо  Волков  рассказывал .  В  дальнейшем  по  словам  офицеров  штаба  бригады  и  записям  в  рабочей  тетради  начальника  штаба ,  Волкова Б.А.  считал ,   что  если  бы  в походе  был  не   он ,   то  подводная  лодка   могла  бы и не  вернуться ,   т.к  ходили  обратными  курсами.  Ну  не  говорить  же  комбригу,   что  весь  поход  он  обживал  каюту  командира  и  в  самые  трудные  и  ответственные  моменты  он  заболевал  и  обращался к  врачу. Относительно  курсов ,  какими  ходила  подводная  лодка  можно  судить  по  такому  эпизоду.  Ночь в  надводном  положении  производится  зарядка   батареи подводная  лодка   минимальным  ходом   под  электромотором  ходила  курсами  туда  сюда  изменяя  курс  на  180градусов.  Устав   от  отдыха [в  надводном  положении   командир  всегда  на  мостике,  да  и  не  только]  Волков Б.А. поднялся  на  мостик   и  у  рулевого  начальственным  голосом  запросил ,,как  на  румбе’’ рулевой  доложил  курс  с  ошибкой  180градусов.  Моряки  знают  как  выглядит  репитер,  показывающий  курс  корабля.  На  вахте  по  управлению  вертикальным  рулем   был  матрос,  страдающий  морской  болезнью,  но  от  вахты  не  отлынивал  и  страдая  нес  нее  исправно  вахту.   Начальник  штаба  был  возмущен,  я  ему  сказал,  что  мы  могли  быть  и  без  хода  удерживаясь  в  одном  районе  ходили  гребенкой.  Волков  со  мной  не  согласился   и  я  ему  посоветовал  появляться  на  мостике  в  инном  состоянии  или  настроении  чем  сейчас.  На  подводную  лодку  прибывали  офицеры  штаба  флота  в  том  числе  начальник  технического  управления  флота.  На  следующий  день  в  полдень  на   причал  прибыл  командующий  Балтийским  флотом    вице-адмирал  Михайлин.  Команда  обедала  я  вышел  и  доложил  командующему.  Я  не  заметил,  что  лицо  у  командующего  ,,сурово  как  никогда’’  и  не  говорил,  как  об  этом  пишет  В. Викторов  ,,После  Великой  Отечественной  войны  большой  трагедии   в  истории  Балтийского  флота   не  было ‘’  Командующий  спросил   меня  трудно  было  в  походе?  Я  ответил  трудновато,  порой  было,  но  оставили  все  позади,  главное  экипаж  с  достоинством  преодолел  трудности  и  не  разлюбил  службу  на  подводных  лодках.  На  его вопрос   почему  я  в  очередном  донесении  указали,  что  идете  на  буксире?  Я  удивленно  посмотрел  на  командующего  и  непроизвольно  сказал ,, КАК’’?  Видимо  он  понял  мое  удивление.  К  радиосвязи  были  допущены  командир  и  начальник  штаба. Радио  о  прохождении  контрольной  точки  было  подготовлено  мною  заранее  за  подписью  командира.  Видимо  нач. штаба  внес  дополнительные  слова.  Командующий  осмотрел  внешний  вид  корабля  и  принял  приглашение  на  обед  в  кают-компании.  В  кают-компании  командующий  выслушал  офицеров,  прошелся  по  отсекам,  особенно  задержался  в  5 дизельном  отсеке.  По  словам  офицеров  штаба  флота,  которые   прибыли  с  проверкой  подводной  лодки  после  похода  мне  сказали;  На  вопрос  к командующему  флота  командира  бригады  Бутузова,  ,,Что  будем  делать?’’  Командующий   ответил   ,, Надо  спасать  командира.’’ В  Балтийске  был  отремонтирован   правый  дизель  и  на  нем  мы  перешли  в  Палдиски.  Остальные  поломки  были  устранены  на  судоремонтном  заводе  в  Риге.  На  переходе  от  Балтийска  до  Палдиски  начальник  штаба  с  нами  не  пошел.  Прошло  43 года  с  того  трудного  похода  пл  С-95  л/состав  самоотверженно,  временами  мужественно  выполнял  свои  обязанности  да  и  не  только  в  этом  походе.  Я  восхищаюсь  и  горжусь  личным  составом  нашей  подводной  лодкой  С-95. После  окончания  ремонта  в  Риге  мы  все  мечтали  опять  выйти  в  море  и  с  более  лучшими  результатами. А  по  большому  счету,   в  том  походе  подводная  лодка  выполнила  поставленные  задачи . Вот   только  некоторые   моменты  затенили  результаты.  Что  именно?  Не  хватило  топлива,  всяческие  поломки  и  особенно  дизелей,   и  главное  возвращение  на  буксире,  это  значит  потеря  хода. Но  ведь  не  все  было  в  наших  силах.  Постановка  подводной  лодки  в  консервацию,  часть  личного  состава  переведена   на  другие  подводные  лодки,  в  частности  на  пл  С-381 ,  которая  после  нас  стала  лучшей  на  бригаде.




Немає коментарів: