четвер, березня 22, 2012

В ответе за корабль


    В ответе за корабль Старший лейтенант А. ЕЛАГИН с женой
    Идея командующего

    Недавно в главной базе Тихоокеанского флота прошёл финал традиционного профессионального конкурса на звание вахтенного командира, в котором приняли участие 27 офицеров Приморского объединения разнородных сил. Несомненно, участников могло быть больше, но часть кораблей выполняла задачи в море, а то и в дальнем океанском походе.
    Первые этапы конкурса провели в соединениях, где отобрали лучших. Позже состязания продолжились в ходе трёхдневного сбора на базе бригады надводных кораблей и Тихоокеанского военно-морского института имени С.О. Макарова.
    http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/1225-v-otvete-za-korabl
    Офицеров тестировали на знание руководящих документов, проверяли их штурманскую подготовку, умение вести контрольно-навигационную прокладку, решать задачи тактического маневрирования и многое другое. Заключительным испытанием для каждого стала практическая работа на тренажёре, имитирующем командный пункт управления корабля. Почётного звания «Вахтенный командир» удостоены капитан-лейтенант Николай Кондрашин, старшие лейтенанты Алексей Елагин и Сергей Щербина.
    Между тем иной искушённый читатель наверняка задастся вопросом о понятии «вахтенный командир» на флоте. Кто такой вахтенный офицер, объяснять никому не нужно, но при чём здесь командир?
    В «Морском словаре» флагмана 2 ранга К.И. Самойлова (Военно-морское издательство НК ВМФ СССР, 1939 г.) находим: вахтенный командир (chief of the watch) – лицо командного состава, которому в данный момент вверено непосредственное управление общекорабельной вахтенной службой... Вахтенные командиры являются помощниками командиров кораблей по организации ходовой, якорной вахты... В повседневной деятельности вахтенные командиры привлекаются командиром корабля (старшим помощником) к подготовке и проведению плановых занятий по командирской подготовке, часа вахтенного офицера, к приёму зачётов на допуск к самостоятельному несению вахты от всех категорий личного состава корабля.
    Идея проводить конкурсы профессионального мастерства, победители которых получают почётное звание «Вахтенный командир», принадлежит контр-адмиралу Сергею Авакянцу в бытность его командующим Приморской флотилией (ныне он – врио командующего ТОФ. – Авт.). Согласно его приказу 1 февраля 2008 года во всех корабельных соединениях было введено в действие положение о вахтенном командире. Цель – совершенствование командирской подготовки офицеров в вопросах тактики, штурманского дела, подготовки по связи, управления кораблём; повышение практической подготовленности вахтенных офицеров к руководству корабельной вахтенной службой и к исполнению уставных обязанностей по обеспечению безопасности плавания и стоянки кораблей в сложных условиях обстановки; подготовка резерва на должности старпомов и командиров.
    Ведь что греха таить: периодические проверки уровня теоретической подготовки офицеров в период сдачи ими зачётов на допуск к самостоятельному исполнению обязанностей по занимаемой должности, практических навыков при выполнении задач боевой подготовки с выходом кораблей в море не раз показывали их явно недостаточный профессионализм по различным видам подготовки, особенно связанных с управлением кораблём в учебном морском бою. По мнению командования флотилии, причины этого скрывались в низком профессиональном уровне многих выпускников военно-морских институтов, недостатках организации их подготовки к сдаче зачётов на допуск к самостоятельному исполнению должности на кораблях,  слабом выполнении иными командирами соединений, кораблей требований директивы главнокомандующего ВМФ 2007 года № ДФ-03 «Об организации командирской подготовки офицеров Военно-морского флота».
    Конкурс среди вахтенных офицеров решили проводить в течение всего учебного года, разбив его на ряд этапов. Начальный включал подготовку таких военнослужащих командирами кораблей, сдачу офицерами зачётов квалификационным комиссиям соединений и их допуск к самостоятельному управлению ходовой и якорной вахтами. При этом в основном учитывались теоретический багаж военных моряков, их организованность при получении допуска в установленный срок.
    В ходе следующего, первого этапа давалась оценка всесторонней подготовленности вахтенных офицеров штабами соединений уже на выходах кораблей в море. По его итогам командиры соединений представляли в отдел боевой подготовки флотилии ходатайства на участие во втором этапе конкурса кандидатов на получение почётного звания «Вахтенный командир».
    Ещё более серьёзный экзамен держали отобранные для участия в конкурсе офицеры перед квалификационной комиссией объединения во время второго и третьего этапов. Строго оценивались знания общих обязанностей, обязанностей на ходу и при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах); документов, определяющих боевую и повседневную организацию корабля, по поддержанию установленной боевой готовности; района плавания и технических средств кораблевождения, средств связи и наблюдения, умение их использовать. Кроме того, вахтенный  должен умело руководить борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля, применять оружие на самооборону при внезапном нападении противника, разбираться в состоянии главной энергетической установки корабля, спасательных средств, механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе, руководить работой боевого информационного поста по обеспечению безопасности плавания, а также производить расчёты маневрирования при совместном плавании в строях (ордерах) – всё перечислить просто сложно. Иными словами, этот человек должен уметь грамотно управлять кораблём.
    Первый – гвардеец

    Первым вахтенным командиром – по итогам 2008 года – был признан командир зенитного ракетного дивизиона гвардейского ракетного61-21-03-12 крейсера «Варяг» гвардии капитан 3 ранга Максим Дуржинский. Выпускник Балтийского военно-морского института имени Ф.Ф. Ушакова, он с детства не понаслышке знал жизнь человека в погонах: отец, старший мичман, отдал лучшие годы береговой ракетной базе. По его совету Максим и предпочёл факультет «Ракетное вооружение надводных кораблей». Во время учёбы действительно увлёкся своим будущим вооружением, диплом писал по комплексу «Оса», учитывая наработки практиков на возможные его неисправности в ходе применения. С распределением на флагманский корабль ТОФ, считает, повезло. Здесь в заведовании офицера две батареи ракетные и две «Осы» артиллерийские. Не раз проверял их работу в учебном бою.
    Но одно дело – ответственность за своё подразделение, и совсем другое – за весь корабль, когда выполняешь обязанности вахтенного офицера. Здесь столько тонкостей!
    – Даже сейчас, добившись звания вахтенного командира, постоянно обращаюсь к специальной литературе, к тем или иным инструкциям, чтобы держать многие детали в памяти, – рассказывал  гвардии капитан 3 ранга Дуржинский. – К примеру, уже в который раз штудирую «Справочник по управлению кораблём», благо в море на это выдаётся значительно больше времени, чем у берега. Там и домашние заботы, житейские проблемы отвлекают. А так оставил жену с ребёнком у родителей в Уссурийске и занимайся только делами служебными! Вот как, например, должен действовать вахтенный офицер для предупреждения столкновения крейсера с другим кораблём в «узкости»? На практике тут возникает много нюансов, но в любом случае я обязан так сработать, чтобы привести к их расхождению на безопасном расстоянии. При этом мои действия должны быть своевременными и соответствовать хорошей морской практике. Между прочим, вахтенный обязан знать многие составляющие факторы при управлении: мореходные качества и манёвренные элементы корабля, основы использования руля и силы, возникающие от работы винта, подготовку корабля к плаванию в «узкости» и штормовых условиях, во льдах и так далее...
    Сегодня бывший командир зенитного ракетного дивизиона находится на учёбе в Санкт-Петербурге. И, надо полагать, опыт, приобретённый им во время службы на гвардейском ракетном крейсере, поможет ему в дальнейшей офицерской карьере.
    Зачёт в походе

    За минувшие четыре года благодаря организации этого профессионального конкурса и контролю за ним со стороны командования многие офицеры смогли реально повысить своё мастерство, совершенствовать морскую выучку. Автору этих строк не раз доводилось в море убеждаться, какое серьёзное значение придают работе с вахтенной службой и контр-адмирал Сергей Авакянц, и нынешний командующий флотилией контр-адмирал Виктор Соколов.
    По итогам одного из дальних походов того же «Варяга» его командир гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко (с началом этого года он принял должность замначальника ТОВМИ имени С.О. Макарова. – Авт.) сказал мне, что в ходе мореплавания далеко шагнули вперёд гвардии капитан-лейтенанты Алексей Ерёменко и Павел Давыдов, другие вахтенные офицеры корабля.
    – Нас сейчас ждут на флотилии, чтобы провести завершающий этап конкурса на звание вахтенного командира, – заметил Эдуард Владимирович. – В гвардейском экипаже служат одни из лучших, потому как начинать конкурс без них? А каждый такой океанский поход здорово поднимает профессиональный уровень моряка.
    Особенно активизируется эта работа с молодыми кадрами, когда во время мореплавания начинаются теоретические и практические занятия – в дело обучения включаются все офицеры походного штаба, как правило, флагманские специалисты, начальники отделов и служб объединения. Что-то не знаешь, какой-то материал не постиг в институте – всё можно наверстать при желании! И наряду с лейтенантами над книжками «пыхтят» командиры подразделений, а потом в полночь подходят к старшему по должности: «Прошу разрешить сдачу очередного зачёта».
    – Используйте, товарищи офицеры, в полной мере возможности длительного морского перехода, – говорил варяжцам контр-адмирал Сергей Авакянц. – Сейчас корабль в своей стихии, шлифуйте знания и умения, чтобы глубже познать специфику службы вахтенного офицера. Не стесняйтесь задавать вопросы наиболее подготовленным в этом деле людям.
    Впрочем, командующий, сам человек глубоко эрудированный в различных областях знаний, разговаривал с молодыми коллегами не только о делах служебных, испытывая их на профессионализм.  Он интересовался, к примеру, находит ли офицер время для чтения художественной литературы, что помнит из произведений Александра Сергеевича Пушкина или Льва Николаевича Толстого, какую любит музыку. И, нужно признать, иные просто смущённо опускали глаза, напрочь забыв даже школьную программу изучения русской классики...
    Делился Сергей Иосифович и своей позицией по поводу молодого офицерского пополнения – вчерашних выпускников военно-морских вузов.
    – Моя точка зрения такова: в системе подготовки кадров нам нужно отказываться от дачи будущим лейтенантам образования по принципу соответствия международным нормам и стандартам, сертифицированным дипломам, как это делается сейчас, – с убеждением говорил адмирал. – Ведь мы растим специалистов для Российского флота, а не для армий зарубежных государств! И мы не готовим их для работы в каких-то гражданских компаниях, поэтому они не должны быть специалистами общего профиля. Нам нужны кадры, которые готовы в любой момент выполнить на совесть свой воинский долг, успешно защитить свою Родину от той или иной агрессии извне. Поэтому в первую очередь в учебном процессе необходимо отвести главенствующее место не каким-то общеобразовательным, а именно специальным дисциплинам. Вся система подготовки будущих офицеров должна быть построена на воспитании патриота, достойного защитника своего Отечества. И здесь надо в корне менять отношение к этой огромной работе, чтобы в итоге выпускник военного вуза соответствовал офицеру-профессионалу XXI века, тем требованиям, которые будут в том числе закладываться и в новейшие проекты боевых кораблей. И если даже дипломы наших выпускников по окончании учебных заведений не будут сертифицированы, мне кажется, нет в этом беды или трагедии. Потому что для человека, выбравшего судьбой Военно-морской флот, нет разницы, какой он получил диплом. Самое главное для него – возможность профессионально выполнять свой воинский долг в рядах ВМФ, осуществить свою мечту, став военным моряком. По моему глубокому убеждению, офицер – это не профессия, это призвание. Это соответствующее состояние души, сердца, это определённый набор нравственных ценностей, это верность выработанным в стенах вуза идеалам. Вот с таким пониманием военно-морской службы должен подниматься на борт корабля выпускник, чтобы в дальнейшем с помощью старших товарищей стать мастером в своём деле.


    Немає коментарів: