четвер, квітня 26, 2012

А КАК БЫЛО У НАС ВО ВРЕМЯ АВАРИИ НА АТОМОХОДЕ К-27?

Сравнивая первые дни ядерной аварии на своем корабле 24 мая 1968 года в Баренцовом море и 26 апреля 1986 год страшной трагедии на ЧАЭС, находишь очень схожие параллели.Это растерянность ,некомпетентность  чинуш разных рангом в первый день аварий, тот бардак который творился  в гарнизоне в день аварии,  куда направлялась атомная  радиационная субмарина и в городе Припять ,где находилась ЧАЭС.Не буду описывать что было в день  аварии на ЧАЭС.Об этом много сказано и написано.А вот как это было в  Гремихе,место нашей стоянки, вкратце напишу. Первое,что попыталось сделать командывание дивизии,которое всего несколько дней тому назад «выпихнуло»  неподготовленную лодку в море,так это послало командиру шифрограмму-немедленно прекратить движение в базу.Атомоходу  остановиться и ждать указаний. Командир П.Ф. Леонов-капитан 1- го ранга к счастью экипажа, не выполнил приказ и продолжал движение На борту корабля находилось 144 человека подводников,все они уже были сильно облученные.Команда спецтрюмных получивши смертельные дозы облучение практически находились в беспамятном состоянии.Если бы командир выполнил тогда приказ, более половины экипажа могли  в дальнейшем скончаться в госпиталях из-за не оказания своевременной медицинской помощи.
Увидев приближающею  лодку , начальство сбежало с пирса.Уезжали на машинах,грузовиках…как можно подальше от места  куда мы должны были пришвартоваться.Все стационарные приборы на берегу «орали»,звенели от фона исходящего от корпуса К-27. Когда лодка пришвартовалась к пирсу, командир дивизии и начальник политотдела наверно «очухавшись» вернулись, забрали командира лодки, и быстро уехали в штаб.А подводники брошенные командиром,замполитом,  сами поддерживая друг друга  добирались до казармы. Спустя десятилетия  тот же начальник политотдела,ставший контр-адмиралом, напишет в своей книге как он четко и быстро "организовал" доставку подводников в казармы.Как без промедления все мы были отправлены в госпиталя.(Отправка облученных моряков производилась в течении 4-х дней.Первые два дня, командывание дивизии ждали указания с Москвы от ЦК КПСС, что делать с  подводниками. )На лодке оставалось несколько моряков,чтобы наблюдать на работой механизмов и ждали замены.А их…ЗАБЫЛИ…сменить. Они еще  почти сутки стояли на вахте  внутри корабля,где радиация превышала все допустимые нормы.И только  утром   они смогли покинуть лодку.(авария случилась 24 мая в 11 -35) .Их сменили  25 мая в  10 часов.Многих сегодня уже нет.Те кто остался в живых, инвалиды  1,2 группы.Из 144 подводников которые находились  во время ядерной аварии на лодке и несли вахту, в живых осталось 58 человек !.Практически все они инвалиды.После лечения в госпиталях все мы дали подписку-молчать 25-30 лет о том что произошло 24 мая 1968 года на нашем корабле.Молчать об ядерной аварии,молчать о смерти наших сослуживцев от облучения.И молчали.А тех кто  не молчал,кто пытался добиться  выдачи документов на право получения не только льгот,но и нормального медицинского лечения ,«органы»  пугали отправкой в «психушку».Только в 1993 году подводники АПЛ К-27 начали получать справки,которые подтверждали участие в ликвидации последствий ядерной аварии на лодке.А сколько бюрократический препятствий всем нам пришлось пережить? Месяцы,годы ожиданий. Многие  так и не дождались.А что же держава? А держава продолжает  и сегодня  «игнорировать» ,не выполнять Законы в отношении тех,кто ликвидировал  страшные  ядерные аварии ценою  своей жизни и здоровья Всем обещают счастливую  жизнь  в будущем,когда  к чертовой матери, и  к великому удовлетворению  власти все вымрут! 
  Вячеслав Мазуренко-Инвалид Войны и ЧАЭС 2-й группы,член экипажа апл К-27 Северного Флота.

Немає коментарів: