неділю, квітня 08, 2012

И СНОВА О АПЛ 705 ПРОЕКТА(ЖМТ)

Экипаж энтузиастов. Контр-адмирал А.С.Богатырев. (продолжение)



Тем не менее все документы по воинским званиям были подписаны, и к концу года наша лодка превратилась в основном в ПЛ старших офицеров с тремя капитанами 1 ранга, семью — второго и пятью — 3 ранга.
28 ноября 1976 г. был произведен физпуск реактора — немаловажное событие в жизни подводника-атомщика, но надежд, что мы в этом году "сдадимся" флоту, не оставалось. Нелегко шло строительство и освоение пр.705К, как и просто пр.705. Как вспоминал сдаточный механик "заказа 105" (так называлась на заводе К-123), А.С.Широкорад, еще в 1972 г. произошел "серьезный сбой в связи с вынужденной заменой парогенераторов, в конструкции которых в ходе стендовых испытаний был обнаружен серьезный дефект, резко снижающий надежность установки. Это была технологически сложная, трудоемкая работа, выполнявшаяся в крайне стесненных условиях, на блоке ППУ уже смонтированном в энергетическом отсеке". (Более подробно об этом рассказано в статье А.С.Широкорада, опубликованной в сборнике "Флагман России". Северодвинск, 2000 г.)
Главное отличие пр.705К от пр.705 было в конструктивном исполнении реакторного отсека. Если на ленинградских лодках было три "петли" теплообмена от реактора до парогенератора, то у нас было две. Резерв технических средств обеспечивался "перекрестным" подключением главных узлов одной петли на другую, чего не было на пр.705. Поэтому реакторные отсеки совершенно не были похожи друг на друга, как и все пульты управления техническими средствами БЧ-5. Отсюда и операторская подготовка офицерского состава БЧ-5 была разной, и механики двух проектов поначалу были невзаимозаменяемыми. В дальнейшем, уже на флоте, мы решили эту проблему и добились взаимозаменяемости личного состава БЧ-5, изменив систему подготовки. Но это случилось после нескольких лет эксплуатации ПЛ.
При выводе из действия одной петли пр.705К переходил на половину своей мощности, пр.705 — на две трети, отсюда менялись и скорости. С тактической же точки зрения, это, конечно, не очень нравилось командирам пр.705К, когда мы научились в атаках использовать весь диапазон скоростей. Залог успеха в бою был в том числе и в исправной материальной части реакторного отсека, и надо отдать должное нашим механикам и создателям ППУ, на одной петле в море мы ни разу не оставались.



Атомная однореакторная паропроизводящая установка ОК-550. Вид на IV (реакторный) отсек К-64 во время постройки.

С началом физпуска реактора изменился и режим службы на экипаже, личный состав БЧ-5 нес непрерывную вахту в три смены на пультах, правда, по очереди с операторами завода, а дежурными по кораблю стояли уже только офицеры других специальностей, то есть нагрузка увеличилась на всех вдвое.
Лодка стояла, естественно, под красным флагом, как принадлежащая заводу, и в состав ДВС входили специалисты цеха 42, но трений между подводниками и заводчанами не было никаких, нам доверяли все и подчинялись дежурному по кораблю, а мы с удовольствием учились у наших корабелов.
Сдаточный механик А.С.Широкорад в своей статье "Флагман России" так отозвался об экипаже: "Хорошие результаты принесла совместная работа отлично подготовленного первого экипажа корабля и сдаточного коллектива предприятия, основу которого составили специалисты цеха 42..."
Поскольку в основу пр.705 были положены новейшие разработки по многим направлениям науки и техники, получившие дальнейшее развитие на других кораблях, постройке К-123 уделялось большое внимание и на правительственном уровне. В разное время на ПЛ побывали член Политбюро, министр обороны маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, министр судостроительной промышленности Б.Е.Бутома, ответственный в ЦК КПСС за оборонную промышленность товарищ Рябов и многие другие руководители. Корабельная книга почетных посетителей была исписана наполовину.
Особенно в курсе всех наших дел был командующий СФ адмирал Г.М.Егоров, бывший председатель правительственной комиссии по приему К-64, знавший многих наших офицеров в лицо. Однажды на лодку прибыл главный инспектор Вооруженных Сил маршал Советского Союза К.С.Москаленко в сопровождении командующего флотом. Показ ГКП у нас был отработанным и зрелищным, включались все пульты, снижалось освещение, за пультами сидели образцово подтянутые офицеры, по экранам бежали цифры и различные импульсы и фигуры Лиссажу, перископ вращался сам, показывая акваторию по ТВ, мерцали различные мнемознаки — зеленые, красные, белые, тускло поблескивал титан.



Егоров Георгий Михайлович. Москаленко Кирилл Семёнович.

В лодку пока влезешь через люк устанешь, особенно если с непривычки, да если тебе за 70 лет, и конечно же, маршал устал, потерял ориентировку и смотрел на все великолепие равнодушными глазами. К тому же командир, докладывая, увлекся и начал применять непонятные корабельные термины.
— Стоп, командир! — вмешался комфлота. — Товарищ маршал Советского Союза! — начал командующий, — Вот смотрите, впереди нос, сзади корма, слева левый борт, справа правый. — И показал рукой. — Правый борт предназначен для ведения боя с противником, а левый — для управления реактором...
Глаза маршала засветились, и он согласно закивал головой. В конечном счете, доклад командира с помощью командующего получился даже увлекательным и маршал слушал с интересом.
— Ну, а по танкам торпедами стрелять вы сможете?
— Конечно, товарищ маршал Советского Союза, — чуть замялся командир, — если они будут стоять у берега, разнесем в пух и прах!
— Да, действительно отличный корабль! Желаю вам успеха!
Сейчас на флоте это передают как миф о генералах, но этот случай действительно был на нашем корабле.
Время летело быстро, полным ходом шли швартовные испытания систем и механизмов, личный состав не вылезал из прочного корпуса. Нас практически освободили от всех мероприятий вне корабля, но в один из "горячих деньков" я вдруг срочно понадобился флагманскому штурману бригады. Возмущаясь и ругаясь непотребными словами про себя всю дорогу, а был путь не близкий, прибываю к нему.
— Ты, почему не прибыл на контрольную навигационную прокладку под руководством главного штурмана СФ?! — строго спросил он.
— Так астронавигационную систему универсального перископа (УП) совместно с БИУС принимаю, я ведь докладывал. Ким Иванович!
— Верно, забыл, хотя я что-то в этом духе и говорил ему, а теперь иди и сам докладывай!



Яковлев Анатолий Николаевич. - Йолтуховский В.М. Знаменитые люди Северного флота Биографический словарь.

Захожу в рабочую комнату, представляюсь главному штурману СФ, тогда капитану 1 ранга А.Н.Яковлеву, объясняю, почему опоздал. Он разводит руками и говорит, что хотя это и невозможно, надо успеть сделать прокладку, иначе я буду лишен допуска. Я тоже развел руками и пошел к рабочему столу, как вдруг слышу:
— А К-123 какого проекта?
— Головная, 705К!
— О! У меня еще руки не дошли до ваших ТСК, а ну-ка доложите!
Мы отошли в сторону, и с полчаса я ему рассказывал о наших комплексах и системах, подкрепляя все цифрами ТТЭ и новыми техническими разработками отдельных узлов и механизмов ТСК с упором на комплексную автоматизацию как в БЧ-1, так и во взаимодействии с другими техническими средствами ПЛ. Главный штурман увлеченно слушал, задавая уточняющие вопросы, особенно по задачам астро-и радионавигации и автоматической записи параметров кораблевождения в систему централизованного автоматизированного контроля ПЛ.
— Да, товарищ капитан 1 ранга! Все данные навигации записываются ежечасно, а при каждом изменении либо курса, либо скорости, либо глубины погружения немедленно, в том числе и
стрельбовые данные. И стереть их невозможно! Так что журналы вести не надо, как и ручную навигационную прокладку, нужно только вовремя менять карты на автопрокладчике.
— А порядок работы со светилами?
— Первое светило с учетом счислимых координат на перископной глубине в режиме "астронавигация" УП будет уже в окуляре, и его нужно только удержать в горизонтальном бисекторе своими руками, затем переключатель поставить в положение "следующее светило", и УП сам развернется на другое светило, и опять его удерживаем в бисекторе и т.д. В конечном итоге на табло засветятся обсервованные координаты места с опознанием светил. Лишь бы небо над головой было чистое!
— Да, — задумался главный штурман, — а если сбой систем?
— А если сбой, загорится красное табло — надо всплывать и замерять высоты секстаном, если определить место иным способом невозможно. Но чтобы такое не произошло, надо бежать на лодку и продолжить прогон и отработку всех навигационных задач совместно с БИУС!



ГКП (правый борт, вид в корму). Пульт освещения внешней обстановки и пост штурмана.

Главный штурман замолчал, и я воспользовался паузой:
— Товарищ капитан 1 ранга, вот что меня возмущает. За три года строительства ПЛ меня миллион раз заставляли делать прокладку, но ни разу никто не проверил мое знание алгоритмов навигационных и стрельбовых задач и операторские навыки по обслуживанию, подчеркиваю, автоматизированного пульта штурмана! А на мой взгляд это — главное! Ну получу я у вас очередную положительную оценку и допуск! А сбой системы, как вы говорите? Лучше пойдемте ко мне на пульт, и я определю место и астрономическим способом, и радионавигационным автоматическим.
— А ведь в чем-то вы правы, — засмеялся он, — ручной счет, конечно, тоже нужен, но вам действительно надо идти на лодку, принимать технику тщательнейшим образом и опыт передавать последующим штурманам. К сожалению, сходить к вам на лодку не смогу, а вам — зачет!
Такой подход к делу меня удивил и обрадовал.
К августу 1977 г. швартовые испытания К-123 были в основном закончены, и встал вопрос о том, кто выведет лодку на заводские ходовые испытания. На всех заказах других проектов этот вопрос не возникал, т.к. места было достаточно, в море выходила вся сдаточная команда и личный состав корабля работал под наблюдением заводских специалистов, постепенно получая допуск к самостоятельному управлению своим заведованием. У нас же места для всех просто не было, и когда об этом доложили директору завода Г.Л.Просянкину, он ответил, что этим "профессорам" "105-го заказа" верит как себе, и подписал приказ о выходе в море только экипажа К-123, а остальные должны были находиться на плавбазе и прибывать на ПЛ для испытаний согласно плану.
13 августа 1977 г. на ПЛ был торжественно поднят военно-морской флаг и лодка впервые в истории СМП вышла в Белое море под управлением личного состава, от завода на борту были только ответственный сдатчик Г.М.Грязнухин и сдаточный механик А.С.Широкорад. Весь 42-й цех, командование БелВМБ и бригады провожали нас торжественно и радостно, желая семь футов под килем и счастливого плавания. Старшим на борту был командир в ту пору нашей, 33-й ДиПЛ контр-адмирал А.С.Пушкин, в прошлом командир К-64 пр.705.



К-123 пр.705К на государственных испытаниях. Белое море, октябрь 1977 г.

На пультах БЧ-5 по боевой тревоге находились командиры дивизионов старшие инженеры БЧ-5 капитаны 2 ранга Ю.Б.Миланич, В.Л.Шеховцов, Н.Г.Якименко; на пульте штурмана — я и старший инженер ТСК капитан-лейтенант В.В.Кузнецов; на пульте информации — старший инженер РТС капитан 2 ранга А.К.Волошин и инженер капитан-лейтенант В.И.Лысенко; на пульте оружия — помощник командира по оружию капитан 3 ранга А.Л.Фалий; на пульте командира — помощник командира по радиоэлектронике (РЭ) капитан 2 ранга А.Б.Павленко; на мостике — командир, старший помощник командира, старший инженер средств управления движением (проще — рулевой) капитан 2 ранга Б.И.Изнюк, сигнальщик старший лейтенант медицинской службы В.А.Киселев и периодически я, как старший штурман, непосредственно отвечающий за безопасность кораблевождения. Радиосвязь (РС) и радиоразведка обеспечивались на пультах РС и радиоразведки, за шторкой от всех пультов, старшим инженером РС капитаном 2 ранга В.Г.Волошко и капитаном 3 ранга В.Н.Редькиным. Командный пункт (КП) химической службы находился в каюте, и газовый состав воздуха и радиационный контроль обеспечивался инженером по обитаемости капитан-лейтенантом С.Г.Ваховским. Командир БЧ-5 капитан 1 ранга В.М.Савенков вместе со сдаточным механиком А.С.Широкорадом и ответственным сдатчиком Г.М.Грязнухиным находился на своем КП у пульта РЭУ, остальной личный состав — на боевых постах.
Боевого информационного поста, даже нештатного, еще не было, и задачи определения элементов движения целей и условий расхождения с целями были возложены на штурманов с "подмогой" от радиотехнической службы на БИУС.
Первая навигационная задача "плавание по ФВК" сразу же ушла в небытие, как мы и предполагали, т.к. ошибка ввода или широты или долготы в БИУС была 185 м при ширине северодвинского канала (фарватера) 90 м в ту пору. Если у стенки, без хода, координаты вводились без допустимой ошибки, то на ходу они стали вводиться только с ней, и "заяц", освещающий путь корабля на карте, оказался далеко за границами канала, то есть на мели. Определив место и выведя корабль на ось канала, я вышел на мостик для доклада командиру о первых минутах плавания и замечаниях и занял свое отдельное штатное место у пеленгатора. После доклада, оглянувшись уже на свой пенящийся кильватерный след за кормой, непроизвольно воскликнул:
— Неужели это наш след, след нашего корабля, товарищ командир!
— Наш! Наш, штурман! — командир весело переглянулся со старпомом.
— Что я говорил, товарищ командир, — начал Владимир Дмитриевич, — вот он, наш штурман — романтик моря, а Борис Ионович уже, наверное, прямо сейчас стихи сочинил.
— Конечно, — засмеялся Борис Ионович Изнюк, — после вахты прочту.



Б.И.Изнюк, ветеран Вооруженных Сил. Капитан 1 ранга, инженер-механик, 33 года прослужил в Военно-морском флоте, частый гость в школах и учебных заведениях Обнинска.

Оказывается, перед моим выходом наверх старпом сказал, что сейчас появится радостный штурман, — и попал в точку.
Настроение было отличное, как и погода, турбина забрала положенные обороты, и лодка шла упорно и устойчиво, как бы плавно вгрызаясь в гранит, с развалом пенящейся тяжелой воды от носа. Это надо видеть — такой красивый надводный ход был только у "705-х".
Наблюдая за внешней обстановкой, вдруг вижу, что щит перископа неожиданно пошел на закрытие, а сам перископ начал медленно опускаться самопроизвольно вниз, уже скрежеща по упертому в него щиту.
— Стоп опускать перископ! — буквально рявкаю.
Старпом тут же отреагировал и скомандовал вниз, в центральный пост, — перископ остановился, фактически сев "головой" на щит. Еще секунда — и эта "голова" полетела бы за борт, и испытания были бы сорваны на неопределенный срок...
Оказалось, произошла разрегулировка системы гидравлики на выдвижных устройствах, и только реакция старшего помощника на мой доклад спасла положение.



Ограждение рубки и выдвижных устройств ПЛА пр.705(К)

Немає коментарів: