середу, квітня 04, 2012

Дирижабль К-74 против подводной лодки U-134.
  Нацистские подводные лодки патрулирующие у берегов США, и считали водное пространство и проливы вокруг Флориды одним из любимых "охотничьих угодий" из-за большого судоходства и большого количества потенциальных целей. Эскадрилья дирижаблей ZP-21 ВМС США из NAS базировалась в Ричмонде, штат Флорида, и в ее задачу входило патрулирование именно этом водной районе.. Изящные , серебристые дирижабли мягкой конструкции использовались для поддержки патрулирующих надводных кораблей и самолетов. Дирижабли типа "К" были вооружены четырьмя глубинными бомбами и одним пулеметом калибра 12,7 мм вмонтированном в носовую часть гондолы дирижабля...От них не ожидали активных действий кроме наблюдения за водной поверхностью. Патрули дирижаблей, как правило, проходили долго, утомительно и спокойно до тех пор, пока в ночь на 18 июля 1943 года, возле Флориды не появилась подводная лодка U-134.
   Вечером перед вылетом был проведен инструктаж двух экипажей дирижаблей, где им была поставлена задача - вести ночное патрулирование района, по которому будет проходить конвой в составе танкера и грузового судна. Для патрулирования были выделены два дирижабля: К-74 и K-32. Эсминец "Дальгрен" ( "Dahlgren") из Ки-Уэста находился на стоянке в проливах и готов был оказать поддержку. Экипажи дирижаблей стали готовиться к вылету. В состав экипажа К-74 входили: пилот и командир дирижабля лейтенант Нельсон Гриллс, второй пилот и помощник командира Яндович, штурман энсин Дэмли Эверсли, механики-бомбардиры Айседор Стессел и Шмидт, бортстрелок-оператор Экерт, радист Роберт Берн, помощники радио оператора Гиддингс и Райс, и помощник оператора Ковальский.
   Наконец все было готово, и дирижабли стали подниматься над базой. К-32 повернул на юг- юго-запад и отправился патрулировать над Ки-Уэст и осматривать северный район проливов. север деятельность в проливах. Лейтенант Гриллс и его К-74 направились в район Атлантического океана, а затем повернули на юг, и оказались и в анналах истории военно-морской авиации и в анале судьбы!
   Ночью субмарина U-134 всплыла на поверхность. Ночь была тихой, ветер и волнение были небольшими. Лодка вентилировала отсеки в атмосферу от углекислого газа, накопившегося за время дневного пребывания в подводном положении. Так прошло несколько спокойных часов, пока курс лодки не пересек К-74, шедший на высоте 500 футов.
   Около 23:30, на экране радара дирижабля возникло светлое пятно. Сообщение о возможном контакте с подводной лодкой было зашифровано и отправлено на базу. В тесной гондоле дирижабля, его экипаж из 10 человек оценивал свои шансы и возможности, продолжая приближаться к обнаруженной цели.
   К-74 вынырнул из облака и его экипаж обнаружил лодку визуально. Лейтенант Гриллс оценил ситуацию: курс немецкой подлодки лежал в сторону колонны из подопечных транспортов, которых К-74 обогнал примерно 30 минут назад. Это означало, что менее чем через час торговые суда окажутся в опасности, сейчас у К-74 был шанс использовать элемент неожиданности, и командир дирижабля решился нарушить инструкцию и атаковать лодку идущую в надводном положении (инструкции категорически запрещали такие атаки, ввиду уязвимости дирижаблей), о чем немедленно сообщил на базу. В 23:50, К-74 снизился до 250 футов, и начал готовиться к атаке ПЛ глубинными бомбами.
   Когда расстояние между дирижаблем и ПЛ уменьшилось, он был замечен с U-134, на ней сыграли "воздушную тревогу" и открыли огонь из 20-мм зенитного автомата, расположенного в корме рубки. Стрелок Экерт открыл ответный огонь из 12,7-мм пулемета расположенного в носовой части гондолы дирижабля . Следом за 20-мм автоматом, открыла огонь 88-мм пушка немецкой субмарины.
   Трассирующие очереди из крупнокалиберного пулемета хлестали по рубке лодки, немцы в ответ вели огонь по гондоле дирижабля. Осколки немецких снарядов пробили гондолу рядом с пулеметом, но Экерт не обратил на них внимания и продолжил ведение огня. Когда дирижабль К-74 прошел над U-134, очередь из зенитного автомата попала в один из его двигателей и тот загорелся. Шмидт начал тушить пожар, а радист Берн отправил в штаб эскадрильи сигнал бедствия "Срочно! Подбит огнем!" Дирижабль в этот момент был прямо над немецкой подлодкой и Айседор Стессел рванул рукоять бомбосбрасывателя, но он не сработал, и бомбы остались висеть на бомбодержателях.
   Немцы перенесли огонь на кормовую часть дирижабля, и немецкие снаряды повредили его оболочку. Шмидт потушил огонь, но двигатели были повреждены. Дирижабль терял высоту. Экипаж обнаружил, что оболочка дирижабля сильно повреждена, и теперь им ничто уже не поможет. К-74 медленно стал опускаться вниз. В 23:55, хвост дирижабля, а затем и он сам соприкоснулись с водой. Бой продолжался всего пять минут. Но самое худшее было еще впереди.
   Надув спасательные жилеты "Мэй Вест", экипаж покинул гондолу дирижабля через двери и окна. К сожалению спасательный плот был спущен и надут без страховочного линя и его унесло Гольфстримом в ночную тьму. Они были сами по себе.
   Гриллс проплыл вокруг тонущей гондолы, чтобы убедиться, что все его матросы покинули дирижабль. Поступив таким образом, он оторвался от товарищей, и его унесло сильным течением. Нельсон Гриллс сделал несколько попыток найти дирижабль, но его усилия не увенчались успехом. Вместо этого, на него стала быстро надвигаться какая-то черная темная масса из ночной тьмы. Это было одно из торговых судов, которое они защищали, и на нем не знали о происшедшем сражении. Гриллс испугался, что корабль пройдет прямо по нему, но судно проследовало чуть в стороне, и лейтенант успел разглядеть огоньки сигарет курящих на мостике, и даже блеск циферблатов их наручных часов. Однако криков лейтенанта никто не услышал - судно ушло, оставив Гриллса плавающим в воде.
   Остальная часть К-74 экипажа осталась вместе рядом с плавающей полуспущенной оболочкой дирижабля. Она "состояла" из двух возвышающихся над водой округлых масс и постепенно уменьшалась. Темнота не сулила ничего хорошего. Все пребывали в раздумьях - не вернется ли нацистская лодка чтобы взять их в плен, или прикончить, как нежелательных свидетелей соответствии с лучшими традициями Третьего Рейха. Экипаж не догадывался, какой ущерб нанес огонь Экерта немецкой субмарине. Никто также не знал, что сигнал бедствия, который успел передать Берн, был принят на К-32, радистом Тайреком и продублирован в NAS в Ричмонде..
   Как только рассвело, Грумман J4F "Widgeon" из ZP-21, поднялся в воздух, и начал поиск. В 07:49, самолет был над предполагаемым местом катастрофы. Волнение на море было слишком сильным, чтобы приземляться на его поверхность, и пилот патрульного самолета помахал крыльями экипажу дирижабля и отправился искать подмогу - эсминец "Дальгрен" чтобы привести его на место катастрофы. Спасение было теперь только вопросом времени.
   Стессел был чуть в стороне от остальных, когда они перебирались с одной части тонущего дирижабля, на ту, которая еще возвышалась над водой. Его товарищи увидели вынырнувшую из воды акулу прямо за ним. Они закричали, чтобы предупредить Айседора Стессела, но тот внезапно скрылся под водой. На мгновенье он появился на поверхности вновь, словно испачканный чем-то красным, а затем на том месте, где он исчез, вода окрасилась в красный цвет. Остальные моряки стали судорожно пытаться забраться на плавающие остатки К-74 и лихорадочно доставать ножи. Однако дирижабль уже тонул.
   В 08:15 19 июля 1942 года он скрылся под водой, а спустя некоторое время, словно салют по погибшему петти-офицеру Стесселу прогремели четыре взрыва - это сработали глубинные бомбы, закрепленные на бомбодержателях дирижабля.
   Наконец прибыл эсминец "Дальгрен" и все оставшиеся в живых были подняты на борт. Круживших вокруг акул разогнали огнем из пистолетов-пулеметов "Томпсона" и попытались найти хоть какие-то следы пропавшего Айседора Стессела. Но все было напрасно.
   В это же время командира К-74 относило все дальше от берега. Вскоре Флорида скрылась за горизонтом и вокруг простиралось лишь открытое море. Уже перевалило за полдень, и Гриллс был на грани истощения, когда на сцене появился К-32. Зоркие глаза находившегося на его борту Макса Мая, разглядели одинокого пловца и он выпустил в его сторону сигнальные ракеты. Гриллс находился на расстоянии более шести миль, от места, где "Дальгрен" проводил операцию по спасению его товарищей. Вскоре он был вытащен из воды, проведя в ней около 19 часов
   Изучение после войны отчетов немецкого подводного командования позволило установить, что именно U-134 сообщила о сбитии дирижабля ВМС США. От атаки дирижабля у нее были повреждены ЦГБ N4 и N5. После этого боя он совершила две атаки против конвоев, и была отозвана во Францию для ремонта. В августе 1943 года она была потоплена британскими самолетами в Бискайском заливе.
   Если бы не атака К-74, то танкер и грузовое судно вполне могли бы стать жертвами U-134, и тут не помоголо бы и вмешательство эсминца "Дальгрен" или береговых самолетов.
   Гриллс и Берн были награждены Пурпурным Сердцем. Радисты Берн и Тайрек получили рекомендательные письма от секретаря комиссии военно-морского флота для дальнейшего продолжения военной карьеры. Через двадцать лет после этого события, Гриллс был удостоен DFC - Креста за летные заслуги.
  
    []
   30 августа 1944 года. Церемония награждения Пурпурным Сердцем Шмидта (слева), Райса (в центре) и энсина Яндовича (справа). Награждает коммандер Спайсер.
   * * *
   19 июля 1997 года - спустя 54 года после гибели Айседора Стессела, 12 членов семей, бывших членов экипажа, а также приглашенные гости из друзей NAS Ричмонд, отправились в Атлантику на место его гибели на борту на 41-футового патрульного катера Береговой охраны США. Катер покинул причал базы береговой охраны, Форта Лодердейл, штат Флорида, в 09:00 в субботу, 19 июля 1997 года. Церемонию богослужения они начали нескольких милях от берега. В 9.30 все выстроились на борту катера, и были оглашены обстоятельства смерти Айседора Стессела. Г-н Роберт Х. Берн, бывший радист на борту К-74 пропел Гимн ВМС США, после чего Питер Симпсон, Фрэнсис Брофи и лейтенант Джеймс Мак Гиббон провели службу. Церемониальный венок из красных, белых и голубых гвоздик, был спущен на воду подполковником в отставке Нельсоном Гриллсом и Сайлом Стесселом - кузеном Айседора Стессела. Затем были исполнены гимны и стихи, после чего катер вернулся в Форт Лодердейл. Во встрече приняли участие Нельсон Гриллс, его жена М. Рева М.Гриллс, Роберт Х. Берн, его жена Эйрлайн Берн, Леонард Симпсон, Салли Симпсон, и Питер Симпсон, Саул Стессел, Тимоти Брофи, Сьюзи Брофи, Фрэнсис Брофи, Фрэнсис Е. Брофи, лейтенант Джеймс Мак Гиббон, Энтони Аттвуд, и капитан Чарльз М. Ла Боу.
  
   Использованные материалы:
   http://www.goldcoast-railroad.org/blimpsub.htm
   http://www.uboatarchive.net/Uboatlist.htm
   http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/index.html
   http://www.lahno.ru/
   http://www.uboatarchive.net/U-134.htm

Немає коментарів: