пʼятниця, травня 18, 2012

Статистику аварийности советского атомного подводного флота сильно портит значительное количество тяжелых происшествий, связанных с энергетическими установками отечественных атомоходов первого поколения в первые 10-15 лет их эксплуатации (до начала—середины 1970-х).

 АВАРИЙНОСТЬ АТОМНЫХ СУБМАРИН .ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
 Ключевым фактором аварийности советских атомных подлодок в последующий период (вплоть до наших дней) стали, насколько можно судить, трудности в обеспечении их хорошо подготовленным личным составом и организации службы
. Если ВМС США достаточно осторожно внедряли атомную энергетику и строили небольшое количество своих атомных субмарин первого поколения (всего 15) мелкими сериями или вообще разнотипными, с применением разных образцов ядерных энергетических установок, то в СССР, руководствуясь, очевидно, пресловутым лозунгом "догнать и перегнать", с конца 1950-х развернули крупносерийное строительство атомоходов первого поколения сразу по нескольким проектам (всего было построено 56 лодок). И это при том, что еще не было окончательных результатов испытаний первой отечественной атомной подлодки К-3 ("Ленинский комсомол") и ее энергетической установки. Результатом массового внедрения неотработанной техники стали многочисленные аварии на АПЛ, в том числе и с человеческими жертвами. Низкая надежность энергетических установок привела к тому, что первые советские атомные субмарины, несмотря на значительное число АПЛ, номинально введенных в состав военно-морского флота, в первые годы своей службы были практически небоеспособны.
С увеличением количества атомных субмарин в строю ситуация только ухудшалась. В результате в 1980-е годы ВМФ СССР безвозвратно потерял три АПЛ (К-429, К-219 и "Комсомолец"), случались тяжелые аварии. В то же время ВМС США, потеряв две атомные подлодки в начальный период освоения ядерной энергетики (Thresher и Scorpion), с 1968 года не имели ни одной катастрофы атомных субмарин
. И это при том, что американцы всегда использовали подводные силы значительно интенсивнее, чем СССР и Россия. Заслуживает также внимания тот факт, что в последние три десятилетия причины большинства известных происшествий с американскими подлодками были не техническими, а навигационными. То есть ВМС США удалось создать весьма эффективную систему подготовки личного состава АПЛ и их относительно безаварийной эксплуатации. Советский, а ныне российский флот такой системы явно не создал. За последние полтора десятилетия вообще можно говорить только о существенной деградации, даже по отношению к советскому уровню. Более того, кризисное состояние системы подготовки кадров ВМФ и обеспечения боеготовности подводных сил, похоже, даже не осознается должным образом современным военным руководством. 
    
 По страницам интернета.
       

Немає коментарів: