ВМС Ирана – реальная сила или умелая пропаганда?
11 мая 2012
Военно-политические цели Исламской Республики Иран на море нигде официально не объявлены. Поэтому любой анализ концепции развития иранских ВМС носит весьма условный характер. Большинство экспертов считают, что в основе устремлений руководства ИРИ в этой сфере лежит идея обеспечения абсолютной независимости как во внутренней, так и во внешней политике.
Политический фон
Основу декларируемой независимости, по мнению иранских руководителей, обеспечит ракетно-ядерное оружие. Поэтому в направлении обладания ЯО и средствами его доставки – ракетами дальнего действия – сосредоточиваются основные усилия. Эксперты считают, что развитие традиционных видов военной техники в Иране носит второстепенный характер. Также у большинства специалистов вызывает сомнение реальность усилий по уничтожению Государства Израиль ракетно-ядерным оружием, хотя политических заявлений об этом из Тегерана звучит много.
Над проблемой создания ЯО в Иране работают Тегеранский центр ядерных исследований, Центр ядерной технологии в Исфахане, Ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже, отделение ядерных исследований в городе Йезде (рядом находится месторождение урана, запасы которого оцениваются в 3000–4000 тонн по эквиваленту окиси урана, содержание U-235 – 0,08–1,00 процента) и объект Моаллем Калайе.
Достаточно трудно оценить возможные сроки получения ИРИ ядерного оружия, но большинство экспертов полагают, что это произойдет в ближайшие годы. Бывший глава Минатома России Евгений Адамов в свое время отмечал, что Иран может создать ядерное оружие. «У них достаточно квалифицированные люди. Специалисты в ядерной области обучались на Западе еще в шахские времена», – подчеркивал он.
Концепция развития ВМС
По имеющимся данным, основные усилия в развитии иранского флота направлены на развертывание боеспособной морской группировки в Индийском океане. В Каспийском море ВМС Ирана представлены только патрульными катерами (ПКА), действующими в интересах пограничной охраны и Министерства внутренних дел. Вместе с тем само развитие ВМС носит второстепенный характер по сравнению с сухопутными войсками и ВВС и этому виду вооруженных сил страны пока ставятся весьма ограниченные задачи.
В число этих задач входят ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акватории Персидского и Оманского заливов, осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, включая важные административно-политические центры на юге страны, экономические районы, нефтепромыслы, военно-морские базы, порты и острова, обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника в Персидском и Оманском заливах, контроль за Ормузским проливом, оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях, проведение морских десантных операций, борьба с морскими десантами противника, ведение непрерывной разведки на море.
Учитывая опыт войны с Ираком и периодические боевые столкновения с ВМС НАТО, иранское военно-морское командование пока отдает предпочтение развитию неатомных подводных лодок (НАПЛ), сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и боевых катеров (БКА) небольшого водоизмещения. То есть тем боевым силам, которые смогут сохранить боеспособность в обстановке тотального господства в воздухе вероятного противника, в качестве которого рассматриваются в первую очередь США.
Надо отметить, что с соседями, кроме России, у Ирана тоже сложные отношения. Некоторое время у ИРИ были претензии к Азербайджану, но в последние годы они больше не высказываются: очевидно, в Тегеране учитывают тесные многосторонние связи Москвы и Баку.
Боевой состав
Оценка численности ВМС Ирана к 2015–2020 годам, приведенная в таблице, достаточно осторожна и показывает сохранение тенденции по развитию пока только малых и сверхмалых боевых средств (СМПЛ и БКА).
Подводные силы
НАПЛ. В настоящее время в боевом составе ВМС имеется три НАПЛ проекта 877ЭКМ российской постройки. Они предназначены для решения боевых задач в основном в Индийском океане, хотя в мирное время активно демонстрируют свои боевые возможности и в Персидском заливе. По некоторым данным, эти лодки в ближайшее время могут быть модернизированы для применения крылатых ракет (КР) комплекса Club-S. В начале 2000-х годов активность НАПЛ проекта 877ЭКМ была снижена из-за проблем с аккумуляторными батареями (требуют замены) и необходимости проведения ремонта оборудования. К 2011 году эти проблемы были преодолены и лодки начали совершать дальние походы, в том числе и в Красное море.
Однако сегодня основой подводных сил Ирана становятся СМПЛ, предназначенные в основном для действия в Персидском и Оманском заливах. По состоянию на конец 2011 года, по словам контр-адмирала Голама Реза Хадем-Бигама, в боевом составе имелось 15 СМПЛ двух проектов: 14 типа Ghadir (работы ведутся с 2004-го, еще три-четыре таких СМПЛ находятся в разной стадии строительства) и одна типа Nahang. СМПЛ типа Ghadir были созданы с технической помощью КНДР (развитие лодок типа Yugo). Общая программа строительства иранских СМПЛ может достигать 30 единиц.
Руководство ВМС Ирана особо подчеркивает, что страна смогла освоить строительство СМПЛ из национальных комплектующих. Однако большинство экспертов относятся к этому скептически, полагая, что если это и удалось, то технический уровень комплектующих соответствует мировым аналогам 70–80-х годов прошлого века.
На вооружение всех иранских ПЛ, вероятно, поступит реактивная торпеда типа «Шквал» (ВМС ИРИ 4 апреля 2009-го успешно провели ее испытания). По словам представителя иранского командования, это самая быстрая торпеда в мире. Некоторые специалисты утверждают, что несколько образцов торпеды «Шквал» было приобретено Китаем в СНГ через Киргизию и затем поставлено в Иран.
Амфибийные силы
В составе ВМС имеется девять танкодесантных кораблей (семь средних – СТДК и два малых – МТДК), 12 десантных катеров, из них шесть – на воздушной подушке. Существуют перспективные планы строительства еще трех СТДК.
Многоцелевые силы
КРВ. В боевом составе ВМС числится три КРВ типа Alvand (Vosper Mk 5). Они были заказаны в Великобритании еще в 1966 году и прошли две модернизации – в 1977 и 1988 годах. В 1997-м на кораблях пусковые установки противокорабельных ракет (ПУ ПКР) Sea Killer были заменены на ПУ ПКР C-802 китайского производства. Иран самостоятельно построил один КРВ этого типа Jamaran по имеющейся технической документации, в которую были внесены некоторые изменения. В частности, применена дизельная установка (ДУ) вместо дизель-газотурбинной установки (ДГТУ), а в корме размещена взлетно-посадочная площадка (ВПП) для вертолета. Ведется строительство и второго КРВ этого типа со сроком сдачи в 2013 году.
Кроме этого, в составе ВМС числится два корвета американской постройки, переданные США шахскому режиму по программе помощи в 1964 году. Несмотря на большой срок службы, все КРВ активно используются и находятся в хорошем техническом состоянии.
Патрульные силы
РКА. В боевом составе ВМС по состоянию на начало 2012 года находится 23 сравнительно крупных РКА водоизмещением 200–275 тонн. Десять катеров типа Houdong с ПКР С-802 построены в Китае, десять типа Combattante II в основном с ПКР С-802 – во Франции и еще три катера этого типа – в Иране. Кроме того, имеется 35 РКА небольшого водоизмещения 10–14 тонн с ПКР или НУР небольшой дальности стрельбы, построенных с помощью Китая, КНДР или самостоятельно.
ПКА. На начало 2012 года в наличие большое количество БКА (более 150) в основном патрульного назначения водоизмещением от 1,5 до 170 тонн. При этом три катера типа Kajami являются так называемыми полупогруженными, то есть могут двигаться на небольшой глубине, используя устройство типа РДП (работа двигателя под водой). Подобные проекты разработаны в Советском Союзе в 60-х годах, но не были реализованы.
Иран в определенной степени повторяет путь развития советского ВМФ начала 60-х годов, когда СССР пытался создать «огромный и непобедимый москитный флот». Справедливости ради надо отметить, что во время войны в Персидском заливе даже мощная палубная авиация ВМС США не могла эффективно бороться со сверхмалыми БКА ВМС Ирана. Стрельба по ним ПКР оказалась невозможной, а применение пушек, обычных бомб и НАР было также затруднительно из-за малых размеров и высокой маневренности катеров.
Минно-тральные силы
В настоящее время в боевом составе ВМС Ирана нет тральщиков (ТЩ), однако имеется шесть вертолетов-тральщиков (ВТЩ) типа RH-53D. Отсутствие кораблей этого класса и даже планов их строительства указывает на то, что командование ВМС Ирана во время войны планирует использовать в основном катера и СМПЛ, для которых мины представляют меньшую угрозу, чем для крупных кораблей.
Кораблестроительные программы
Иран ныне нацелен на строительство СМПЛ, достройку одного КРВ и строительство катеров (РКА, ПКА и ДКА).
Министр обороны ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар на церемонии закладки новой сверхмалой подлодки в 2008 году заявил: «Исламская Республика становится самодостаточной в производстве всех видов военных судов». Он также особо отметил факт оснащения данной СМПЛ новой подводной ракетой. По его словам, разработка новых вооружений типа надводных и подводных ракет повысит обороноспособность флота в территориальных водах Ирана и предотвратит нападение на страну.
Большинство экспертов отмечают, что программа военного кораблестроения ИРИ в основных чертах копирует аналогичную программу военного кораблестроения Северной Кореи. Однако в технологическом аспекте Иран отстает от КНДР на 10–20 лет, так как его национальная кораблестроительная промышленность находится в зачаточном состоянии.
Оценка военно-промышленной базы
Создание ракетного и даже ядерного оружия не сможет обеспечить Ирану технологический прорыв в области военного кораблестроения. И причин здесь несколько.
Например, при всей сложности создания ракеты и ЯО их производство, по мнению большинства экспертов, в настоящее время может базироваться только на ограниченном количестве специализированных предприятий. То есть при небольшой серийности возможно их создание на опытном производстве. Создание же кораблей, морского оружия и авиационной техники проходит на большом количестве производств, а это требует высокого технологического уровня развития всей страны.
Принципиально новым моментом в реформировании военно-промышленного комплекса Ирана стала ориентация на приоритетное развитие лицензионного производства технологически сложных образцов вооружений.
В настоящее время судостроительная отрасль представлена предприятиями промышленной группы Shahid Dgalai. В ее составе имеется три судостроительных завода (ССЗ), расположенных в городах Бендер-Аббасе, Бушере и Энзели, которые имеют опыт строительства, в том числе сборки по иностранным лицензиям и с помощью других стран десантных кораблей, патрульных и десантных катеров (водоизмещением до 90 тонн), а также судов вспомогательного назначения. В Бушере с помощью китайских специалистов в конце 90-х годов начаты работы по лицензионному строительству двух ракетных катеров типа Hudong, точнее – их сборки из блоков, поставляемых из Китая. На верфи в Бендер-Аббасе с помощью специалистов из КНДР налажено строительство СМПЛ.
Однако при всех этих успехах остается главная трудность – общее технологическое отставание Ирана. Хотя нефть в стране и добывается уже больше ста лет, иранцы до сих пор не в состоянии вести буровые работы без помощи иностранных фирм. Без иностранной помощи ИРИ не может построить и нефтеперерабатывающие заводы, из-за чего вынуждена импортировать треть потребляемого страной бензина. И это в стране – экспортере нефти, претендующей на региональное лидерство.
Вот поэтому большинство экспертов считают, что Иран пока не имеет научно-технологической базы для самостоятельного создания современной военной техники и начинать ему надо с подготовки своих собственных научных и технических кадров. В связи с этим вполне вероятно, что в ближайшие годы будет отмечаться значительный приток специалистов и преподавателей в ИРИ. Эксперты также опасаются, что немалая часть прибывающих будет ввезена в страну нелегально.
В случае возникновения боевых действий не исключено, что иранской кораблестроительной промышленности Соединенными Штатами и Израилем может быть нанесен невосполнимый ущерб, последствия которого вряд ли могут быть компенсированы в ближайшей перспективе.
http://topwar.ru/
Политический фон
Основу декларируемой независимости, по мнению иранских руководителей, обеспечит ракетно-ядерное оружие. Поэтому в направлении обладания ЯО и средствами его доставки – ракетами дальнего действия – сосредоточиваются основные усилия. Эксперты считают, что развитие традиционных видов военной техники в Иране носит второстепенный характер. Также у большинства специалистов вызывает сомнение реальность усилий по уничтожению Государства Израиль ракетно-ядерным оружием, хотя политических заявлений об этом из Тегерана звучит много.
Над проблемой создания ЯО в Иране работают Тегеранский центр ядерных исследований, Центр ядерной технологии в Исфахане, Ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже, отделение ядерных исследований в городе Йезде (рядом находится месторождение урана, запасы которого оцениваются в 3000–4000 тонн по эквиваленту окиси урана, содержание U-235 – 0,08–1,00 процента) и объект Моаллем Калайе.
Достаточно трудно оценить возможные сроки получения ИРИ ядерного оружия, но большинство экспертов полагают, что это произойдет в ближайшие годы. Бывший глава Минатома России Евгений Адамов в свое время отмечал, что Иран может создать ядерное оружие. «У них достаточно квалифицированные люди. Специалисты в ядерной области обучались на Западе еще в шахские времена», – подчеркивал он.
Концепция развития ВМС
По имеющимся данным, основные усилия в развитии иранского флота направлены на развертывание боеспособной морской группировки в Индийском океане. В Каспийском море ВМС Ирана представлены только патрульными катерами (ПКА), действующими в интересах пограничной охраны и Министерства внутренних дел. Вместе с тем само развитие ВМС носит второстепенный характер по сравнению с сухопутными войсками и ВВС и этому виду вооруженных сил страны пока ставятся весьма ограниченные задачи.
В число этих задач входят ведение военных действий против корабельных группировок и авиации противника с целью завоевания господства в акватории Персидского и Оманского заливов, осуществление охраны территориальных вод и морского побережья Ирана, включая важные административно-политические центры на юге страны, экономические районы, нефтепромыслы, военно-морские базы, порты и острова, обеспечение защиты прибрежных морских коммуникаций и нарушение морских коммуникаций противника в Персидском и Оманском заливах, контроль за Ормузским проливом, оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВВС в ходе операций на морских направлениях, проведение морских десантных операций, борьба с морскими десантами противника, ведение непрерывной разведки на море.
Учитывая опыт войны с Ираком и периодические боевые столкновения с ВМС НАТО, иранское военно-морское командование пока отдает предпочтение развитию неатомных подводных лодок (НАПЛ), сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и боевых катеров (БКА) небольшого водоизмещения. То есть тем боевым силам, которые смогут сохранить боеспособность в обстановке тотального господства в воздухе вероятного противника, в качестве которого рассматриваются в первую очередь США.
Надо отметить, что с соседями, кроме России, у Ирана тоже сложные отношения. Некоторое время у ИРИ были претензии к Азербайджану, но в последние годы они больше не высказываются: очевидно, в Тегеране учитывают тесные многосторонние связи Москвы и Баку.
Боевой состав
Оценка численности ВМС Ирана к 2015–2020 годам, приведенная в таблице, достаточно осторожна и показывает сохранение тенденции по развитию пока только малых и сверхмалых боевых средств (СМПЛ и БКА).
Динамика изменения боевого состава ВМС Ирана
Подводные силы
НАПЛ. В настоящее время в боевом составе ВМС имеется три НАПЛ проекта 877ЭКМ российской постройки. Они предназначены для решения боевых задач в основном в Индийском океане, хотя в мирное время активно демонстрируют свои боевые возможности и в Персидском заливе. По некоторым данным, эти лодки в ближайшее время могут быть модернизированы для применения крылатых ракет (КР) комплекса Club-S. В начале 2000-х годов активность НАПЛ проекта 877ЭКМ была снижена из-за проблем с аккумуляторными батареями (требуют замены) и необходимости проведения ремонта оборудования. К 2011 году эти проблемы были преодолены и лодки начали совершать дальние походы, в том числе и в Красное море.
Однако сегодня основой подводных сил Ирана становятся СМПЛ, предназначенные в основном для действия в Персидском и Оманском заливах. По состоянию на конец 2011 года, по словам контр-адмирала Голама Реза Хадем-Бигама, в боевом составе имелось 15 СМПЛ двух проектов: 14 типа Ghadir (работы ведутся с 2004-го, еще три-четыре таких СМПЛ находятся в разной стадии строительства) и одна типа Nahang. СМПЛ типа Ghadir были созданы с технической помощью КНДР (развитие лодок типа Yugo). Общая программа строительства иранских СМПЛ может достигать 30 единиц.
Руководство ВМС Ирана особо подчеркивает, что страна смогла освоить строительство СМПЛ из национальных комплектующих. Однако большинство экспертов относятся к этому скептически, полагая, что если это и удалось, то технический уровень комплектующих соответствует мировым аналогам 70–80-х годов прошлого века.
На вооружение всех иранских ПЛ, вероятно, поступит реактивная торпеда типа «Шквал» (ВМС ИРИ 4 апреля 2009-го успешно провели ее испытания). По словам представителя иранского командования, это самая быстрая торпеда в мире. Некоторые специалисты утверждают, что несколько образцов торпеды «Шквал» было приобретено Китаем в СНГ через Киргизию и затем поставлено в Иран.
Амфибийные силы
В составе ВМС имеется девять танкодесантных кораблей (семь средних – СТДК и два малых – МТДК), 12 десантных катеров, из них шесть – на воздушной подушке. Существуют перспективные планы строительства еще трех СТДК.
Многоцелевые силы
КРВ. В боевом составе ВМС числится три КРВ типа Alvand (Vosper Mk 5). Они были заказаны в Великобритании еще в 1966 году и прошли две модернизации – в 1977 и 1988 годах. В 1997-м на кораблях пусковые установки противокорабельных ракет (ПУ ПКР) Sea Killer были заменены на ПУ ПКР C-802 китайского производства. Иран самостоятельно построил один КРВ этого типа Jamaran по имеющейся технической документации, в которую были внесены некоторые изменения. В частности, применена дизельная установка (ДУ) вместо дизель-газотурбинной установки (ДГТУ), а в корме размещена взлетно-посадочная площадка (ВПП) для вертолета. Ведется строительство и второго КРВ этого типа со сроком сдачи в 2013 году.
Кроме этого, в составе ВМС числится два корвета американской постройки, переданные США шахскому режиму по программе помощи в 1964 году. Несмотря на большой срок службы, все КРВ активно используются и находятся в хорошем техническом состоянии.
Патрульные силы
РКА. В боевом составе ВМС по состоянию на начало 2012 года находится 23 сравнительно крупных РКА водоизмещением 200–275 тонн. Десять катеров типа Houdong с ПКР С-802 построены в Китае, десять типа Combattante II в основном с ПКР С-802 – во Франции и еще три катера этого типа – в Иране. Кроме того, имеется 35 РКА небольшого водоизмещения 10–14 тонн с ПКР или НУР небольшой дальности стрельбы, построенных с помощью Китая, КНДР или самостоятельно.
ПКА. На начало 2012 года в наличие большое количество БКА (более 150) в основном патрульного назначения водоизмещением от 1,5 до 170 тонн. При этом три катера типа Kajami являются так называемыми полупогруженными, то есть могут двигаться на небольшой глубине, используя устройство типа РДП (работа двигателя под водой). Подобные проекты разработаны в Советском Союзе в 60-х годах, но не были реализованы.
Иран в определенной степени повторяет путь развития советского ВМФ начала 60-х годов, когда СССР пытался создать «огромный и непобедимый москитный флот». Справедливости ради надо отметить, что во время войны в Персидском заливе даже мощная палубная авиация ВМС США не могла эффективно бороться со сверхмалыми БКА ВМС Ирана. Стрельба по ним ПКР оказалась невозможной, а применение пушек, обычных бомб и НАР было также затруднительно из-за малых размеров и высокой маневренности катеров.
Минно-тральные силы
В настоящее время в боевом составе ВМС Ирана нет тральщиков (ТЩ), однако имеется шесть вертолетов-тральщиков (ВТЩ) типа RH-53D. Отсутствие кораблей этого класса и даже планов их строительства указывает на то, что командование ВМС Ирана во время войны планирует использовать в основном катера и СМПЛ, для которых мины представляют меньшую угрозу, чем для крупных кораблей.
Кораблестроительные программы
Иран ныне нацелен на строительство СМПЛ, достройку одного КРВ и строительство катеров (РКА, ПКА и ДКА).
Министр обороны ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар на церемонии закладки новой сверхмалой подлодки в 2008 году заявил: «Исламская Республика становится самодостаточной в производстве всех видов военных судов». Он также особо отметил факт оснащения данной СМПЛ новой подводной ракетой. По его словам, разработка новых вооружений типа надводных и подводных ракет повысит обороноспособность флота в территориальных водах Ирана и предотвратит нападение на страну.
Большинство экспертов отмечают, что программа военного кораблестроения ИРИ в основных чертах копирует аналогичную программу военного кораблестроения Северной Кореи. Однако в технологическом аспекте Иран отстает от КНДР на 10–20 лет, так как его национальная кораблестроительная промышленность находится в зачаточном состоянии.
Оценка военно-промышленной базы
Создание ракетного и даже ядерного оружия не сможет обеспечить Ирану технологический прорыв в области военного кораблестроения. И причин здесь несколько.
Например, при всей сложности создания ракеты и ЯО их производство, по мнению большинства экспертов, в настоящее время может базироваться только на ограниченном количестве специализированных предприятий. То есть при небольшой серийности возможно их создание на опытном производстве. Создание же кораблей, морского оружия и авиационной техники проходит на большом количестве производств, а это требует высокого технологического уровня развития всей страны.
Принципиально новым моментом в реформировании военно-промышленного комплекса Ирана стала ориентация на приоритетное развитие лицензионного производства технологически сложных образцов вооружений.
В настоящее время судостроительная отрасль представлена предприятиями промышленной группы Shahid Dgalai. В ее составе имеется три судостроительных завода (ССЗ), расположенных в городах Бендер-Аббасе, Бушере и Энзели, которые имеют опыт строительства, в том числе сборки по иностранным лицензиям и с помощью других стран десантных кораблей, патрульных и десантных катеров (водоизмещением до 90 тонн), а также судов вспомогательного назначения. В Бушере с помощью китайских специалистов в конце 90-х годов начаты работы по лицензионному строительству двух ракетных катеров типа Hudong, точнее – их сборки из блоков, поставляемых из Китая. На верфи в Бендер-Аббасе с помощью специалистов из КНДР налажено строительство СМПЛ.
Однако при всех этих успехах остается главная трудность – общее технологическое отставание Ирана. Хотя нефть в стране и добывается уже больше ста лет, иранцы до сих пор не в состоянии вести буровые работы без помощи иностранных фирм. Без иностранной помощи ИРИ не может построить и нефтеперерабатывающие заводы, из-за чего вынуждена импортировать треть потребляемого страной бензина. И это в стране – экспортере нефти, претендующей на региональное лидерство.
Вот поэтому большинство экспертов считают, что Иран пока не имеет научно-технологической базы для самостоятельного создания современной военной техники и начинать ему надо с подготовки своих собственных научных и технических кадров. В связи с этим вполне вероятно, что в ближайшие годы будет отмечаться значительный приток специалистов и преподавателей в ИРИ. Эксперты также опасаются, что немалая часть прибывающих будет ввезена в страну нелегально.
В случае возникновения боевых действий не исключено, что иранской кораблестроительной промышленности Соединенными Штатами и Израилем может быть нанесен невосполнимый ущерб, последствия которого вряд ли могут быть компенсированы в ближайшей перспективе.
http://topwar.ru/
Немає коментарів:
Дописати коментар