середу, травня 23, 2012

Гагарин на подлодке
Полвека назад, день в день первого космического полета, в Северодвинске был заложен атомный подводный ракетоносец К-149. Пути подлодки и первого космонавта Земли пересекались в 1965-м. Об этом нашей газете рассказал капитан 1-го ранга в отставке Вячеслав Акулецкий
Юрий ТРЕФИЛОВ
Фото, подаренное Юрием Гагариным экипажу К-149. На снимке: в первом ряду – Владимир Комаров, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Константин Феоктистов, Павел Беляев; во втором ряду – Алексей Леонов, Герман Титов, Валерий Быковский, Борис Егоров, Павел Попович.Он тогда был капитан-лейтенантом, начальником химической службы – специалистом по корабельной дозиметрии одной из первых отечественных АПЛ стратегического назначения.
– Спустя полтора года, осенью 1962-го, К-149 вошла в строй, – вспоминает Вячеслав Никитович. – Такие темпы диктовали международная обстановка и Карибский кризис, начавшийся в апреле 1962 года, когда США разместили свои стратегические ракеты, направленные на СССР, на территории Турции. Были приняты ответные меры. Н. С. Хрущев решил разместить советские ракеты под носом Америки, на Кубе. Массированная переброска войск и боевой техники началась с 7 на 8 июля 1962 года.

10 ноября 1962 года К-149 под командованием капитана 3-го ранга Б. И. Громова прибыла в пункт постоянного базирования и вошла в состав дивизии. Вскоре субмарина с тремя ракетами, которые можно было запускать из надводного положения, направилась на службу. Ракеты эти, образно говоря, несли боезаряд «в 150 Хиросим». К счастью, стрелять ими не пришлось.
– В Саргассовом море мы несли боевую службу 50 суток и вернулись к родным берегам, – продолжал офицер флота в запасе Акулецкий. – А в 1963-м мы отправились под тяжелые арктические паковые льды. Затем всплыли у кромки и произвели учебную стрельбу баллистической ракетой по боевому полю на полуострове Канин Нос. Расчет во главе с командиром ракетной боевой части капитаном 3-го ранга Иваном Ивановичем Кочетовским блестяще справился с заданием. Ракета «попала в колышек».
Пока в северных широтах Вячеслав Акулецкий и его подводные сотоварищи осваивали мировой океан, первый космонавт Юрий Гагарин познавал тяготы подводников на Черном море. После одного из боевых походов летчик-испытатель Гагарин произнес крылатую фразу: «Лучше еще раз в космос слетаю, чем выйду в море на подводной лодке». Однако поспешил с выводом Юрий Алексеевич. В 1965 году он вновь отправился к подводникам, теперь уже в Западную Лицу. К-149 в том году был признан лучшим кораблем ВМФ СССР.
– Юрий Алексеевич сделал памятную запись в книге почетных гостей и вручил большую коллективную фотографию его первых космических последователей с их автографами, – итожит Акулецкий. – Эта фотография с космонавтами была размножена и вручена всем 125 членам экипажа. Она стала моей самой дорогой реликвией, памятью о боевой юности, о славе нашего Отечества.





Немає коментарів: