СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК «К-308» И «К-490» 13 АПРЕЛЯ 1978 ГОДА
Основные данные атомной подводной лодки с крылатыми ракетами «К-308» (проект «670» «Скат», «Чарли-1» класс):
Водоизмещение: 3574 т / 4980 т.
Главные размерения:
длина - 94,3 м
ширина - 9,9 м
осадка - 7,5 м
Вооружение:8 - ПУ крылатых ракет комплекса «Аметист», 4 — 533 мм ТА «Ч», боекомплект 12 торпед 2 — 406.мм ТА (К), боекомплект 4 торпеды
Скорость: 12/26 узлов
Экипаж: 100 человек
Основные данные РЛК СН «К-490» соответствует ТТХ проекта «667БДР» «Кальмар», «Дельта-3» класс.
Атомоход «К-308» следовал в базу, возвращаясь с боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки, а ограничивался формальными записями в навигационном журнале об утверждении «вероятнейшего места» корабля. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК №3) и штурман определил место лодки по девяти пеленгам с использованием радиомаяков. Невязка составила 12 миль, но ее причины штурман не проанализировал и принял невязку в 4,6 мили. В 16 часов 40 минут «К-308», продолжая движение со скоростью 12,5 узлов курсом 180°, следовала на 8 миль восточнее намеченного маршрута. Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места. Атомоход продолжал следовать через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН «К-490». На нем также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 ми-нут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положений. Не наблюдая друг друга, лодки сближались со скоростью более десяти узлов каждая и лишь по счастливой случайности удар оказался скользящим и не привел к катастрофе.
Источник http://submarine.id.ru/api.php?avar
Источник http://submarine.id.ru/api.php?avar
СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-42» (ТФ) С ТАНКЕРОМ «СИЛУЭТ» 28 ИЮНЯ 1978 ГОДА
Основные данные АПЛ «К-42» (проект «627А» «Кит», «Новембер» класс):
Водоизмещение: 3087 т / 3986 т.
Главные размерения:
длина - 107,4 м
ширина - 7,96м (11,5 м - по стабилизаторам)
Вооружение: 8 - 533 мм ТА (Н), боекомплект 12 торпед
Скорость: 15,5 / 28 узл.
Экипаж: 110 человек, в т.ч. 24 офицера.
Подводная лодка «К-42» всплыла в 02 часа 50 минут и сразу же была открыта вахта РЛС и обнаружены три цели. На море стоял туман, видимость не превышала полутора кабельтовых, волнение моря - 1 балл, скорость ветра (350°) - 1 м/сек. Атомоход следовал курсом 56° со скоростью 9,3 узла и в три часа лег на новый курс 25° для расхождения с целью № 2. Но в 3 часа 1 минуту и цель № 2 отвернула вправо на 50°, но ее поворот на лодке не был обнаружен, так как «боевая готовность №1» для плавания в тумане не объявлялась и расчет БИП не был развернут. Командир «К-42», не зная о повороте цели №2, приказал в 3 часа 5 минут лечь на курс 350° для увеличения дистанции расхождения. Через минуту командир БЧ-1 (штурман) определил поворот цели и элементы ее движения. Его доклад на мостик поступил к командиру непосредственно перед визуальным обнаружением цели №2. Танкер «Силуэт» следовал со скоростью 8,5 узлов курсом 277° и повернув вправо, уменьшил скорость на один узел. Его ходовые огни были визуально обнаружены в 3 часа 10 минут. Одновременно их увидели командир, вахтенный офицер и сигнальщик в дистанции менее 300 метров справа по пеленгу 60°. Немедленно на атомоходе был дан реверс турбиной и положен руль «лево на борт». Но принятые меры запоздали и через две минуты произошло столкновение «К-42» с танкером. На почти погашенной инерции переднего хода лодка навалилась носовой частью на кормовой подзор танкера «Силуэт». В результате аварии лодка получила легкие повреждения обшивки и гидроакустической станции.
СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-313» С «МПК-90» (СФ) 19 ДЕКАБРЯ 1978 ГОДА
Основные данные АПЛ «К-313» соответствуют ТТХ проекта «670», «Чарли-1» класс.
Основные данные «МПК-90» (проект «204», «Поти» класс):
Водоизмещение 439 / 555 т.
Главные размерения:
длина - 58,6 к
ширина - 8,2 м
осадка - 3,1 м
Вооружение: 1 х 2 - 57 мм зен.авт. 4 х 1 - 406 мм ТА ПЛО 2 х 12 ств. РБУ-6000.
Скорость: 36 узлов
Экипаж: 56 человек, в т.ч. 4 офицера.
Атомная подводная лодка следовала на выход из губы Западная Лица в условиях нулевой видимости (менее 50м). На море был штиль, скорость ветра (100°) не превышала 2 м/сек. В 09 часов 38 минут на субмарине была объявлена «боевая готовность №1» и экипаж занял свои места по проходу узкости. На мостике «К-313» находились - командир лодки, старший помощник и нач.штаба соединения. С ведома командира на командном посту РТС отсутствовал начальник РТС (радио-технической службы). Оператор БИП не получал докладов о целях, наблюдаемых на экране радиолокатора, обстановку не знал, не анализировал и на планшет не наносил. Атомоход следовал курсом 85° со скоростью 8 узлов и в 10°° прошел западные боковые ворота, радиометрист дорожил на мостик о наблюдаемых буях восточных боковых ворот прямо по курсу, но не доложил о стоящем на бочке дозорном МПК. Командир «К-313» с разрежения нач.штаба спустился в ЦП (центральный пост) к экрану радиолокатора, приказав старпому ложиться на курс 27°. Буи восточных ворот визуально не наблюдались. Начальник штаба приказал старпому лодки повторно запросить радиометриста о прохождении боковых ворот заграждения и лишь с получением ответа разрешил начать поворот влево. В 10 часов 7 минут атомоход повернул на новый курс, но из-за задержки на один кабельтов, лодка оказалась восточнее рекомендованного курса. С началом поворота лодки радиометрист доложил дистанцию до МПК, стоящего на бочке (1,2 кбт). Но на мостике его док лад не был получен. В 10 часов 08 минут на дистанции менее 30 мет ров справа были обнаружены oгни корабля и через 2-3 секунды атомоход столкнулся с дозорным МПК К счастью, лодка нанесла своим правым бортом скользящий удар в правый борт «МПК-90» и корабли отделались косметическими повреждениями.
СТОЛКНОВЕНИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «С-233» С ТОРПЕДОЛОВОМ «ТЛ-12» (ЧФ) 16 МАРТА 1979 ГОДА
Основные данные дизельной торпедной подводной лодки «С-233» соответствуют стандартным ТТХ ПЛ проекта «613»,»Виски-5» класс.
Основные данные торпедолова «ТЛ-12» (проект»368Т», «Получат» класс):
Водоизмещение: 84,7 т / 92,8 т.
Главные размерения:
длина - 29,6 м
ширина - 5,9 м
осадка - 1,6 м
Скорость: 21,6 узла
Экипаж: 15 человек, в т.ч. 1 офицер.
Подводная лодка следовала в Балаклаву из главной базы. Волнение моря - 1 балл, скорость ветра (225°) - 2 м/сек, туман с переменной видимостью 1-5 кбт. В 9 часов 10 минут из-за резкого ухудшения видимости на «С-233» объявлена учебная тревога, а БИП переведен на «боевую готовность № 1». Лодка имела скорость 7 узлов (курс 30°) и вскоре на экране радиолокатора были обнаружены три цели в кильватерном строю. В 9 часов 30 минут радиометрист и гидроакустик обнаружили еще одну малую цель на курсовом угле 50е левого борта в дистанции 10,5 кбт. Командир лодки, обнаружив эту цель впереди своего траверза не застопорил ход, а продолжал двигаться на циркуляции влево. Обнаружен-ной целью оказался торпедолов «ТЛ-12», который опоздал с выходом и следовал самостоятельно. Его командир спустился с мостика в ходовую рубку к экрану РЛС и обнаружив группу судов сосредоточил на ней свое внимание и лег на курс, равный пеленгу на группу судов. К 9 часам 34 минутам БИП лодки выработал ЭДЦ (элементы движения цели) и доложил на мостик лодки об опасном сближении с целью. Одновременно на мостике и визуально обнаружили торпедолов на дистанции 5 кабельтовых. В 9 часов 35 минут на «С-233» начали подачу серии коротких гудков и не предпринимали никаких других мер предотвращения столкновения. Командир торпедолова, услышав гудки, выскочил на мостик, но никаких мер предпринять также не успел. Лишь через минуту, по приказу командира соединения, находившемуся на мостике лодки рядом с ее командиром, был дан самый полный ход назад электромоторами. И в 9 часов 38 минут «ТЛ-12» на двенадцатиузловой скорости ударил форштевнем подводную лодку в левый борт. В результате столкновения смята носовая часть торпедолова и разрублена обшивка легкого корпуса подводной лодки.
СТОЛКНОВЕНИЕ РПК СН «К-436» С «СКР-59» (ТФ) В 1979 ГОДА
Основные данные ракетного подводного крейсера стратегического назначения - проект «667А» («Янки» класс):
Водоизмещение: 7766 т / 9300 т.
Главные размерения:
длина - 129,8 м
ширина — 11,7 м
осадка - 8,7 м
Вооружение: 16 шахт ПУ МБР «РСМ-25» комплекса «Д-5», 4 - 533 мм ТА (Н) - боекомплект 12 торпед 2 - 406 мм ТА (К) - боекомплект 8 торпед
Скорость: 16/26 узл.
Экипаж: 120 чел.
Основные данные сторожевого корабля «СКР-59» - проект «50», «Рига» класс:
Водоизмещение: 1068 т / 1200 т.
Главные размерения:
длина - 91,0 м
ширина - 10,2 м
осадка - 2,7 м
Вооружение: 3 х 1 — 100 мм ун.ор., 2 х 2 - 37 мм зен.авт., 1 х 3 - 533 мм ТА., 2 х 16 ств. РБУ-2500.
Скорость: 29 узл.
Экипаж: 168 чел.
Корабли проводили учение с практическим выпуском торпеды по противолодочным кораблям с подводной лодки. Около 23 часов атомоход «К-436» погрузился на глубину 51 м для поиска и атаки отряда боевых кораблей. Лодка маневрировала на скорости 5 узлов и после выявления главной цели были определены ЭДЦ отряда. В 23 часа 19 минут командир атомохода произвел залп торпедой (курс=230°, скорость - 5,5 узлов) и сосредоточил все свое внимание за движением торпеды. Гидроакустический контакт с отрядом надводных кораблей из двух сторожевиков был потерян. В 23 часа 30 минут сигнальщики сторожевых кораблей «СКР-138»(проект «159») и «СКР-59» одновременно обнаружили сигнальный огонь всплывшей торпеды. В нарушение плана проведения торпедной стрельбы руководитель учения принял неосмотрительное решение об изменении схемы маневрирования сторожевых кораблей и приказал командирам двух СКР изменить курс (К-270°) и следовать 15 узловой скоростью к кромке района стрельб. В 23 часа 37-40 минут сторожевые корабли изменили курс, но не дойдя четырех-пяти кабельтовых до границы полигона, застопорили ход. В это время командир атомохода дважды безрасчетно менял курс (270° и 290°) и в 23 часа 41 минуту начал всплытие под перископ, считая, что оба СКР находятся на его носовых курсовых уг-лах. На глубине 17 метров командир «К-436» осмотрел горизонт, но целей не обнаружил и приказал продуть среднюю группу цистерн главного балласта. Подводный крейсер резко всплыл прямо под «СКР-59» и своей носовой частью приподнял сторожевик из воды. На сторожевом корабле на некоторое время возник опасный крен в 30° и он с грохотом соскользнул обратно в воду. Серьезных повреждений корпусов у столкнувшихся кораблей не отмечено.
СТОЛКНОВЕНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК «Б-88» И «Б-833» (ТФ) 10 ИЮЛЯ 1980 ГОДА
Основные данные дизельной торпедной подводной лодки «Б-88» (проект «611», «Зулу» класс):
Водоизмещение: 1831 т / 2400 т.
Главные размерения:
длина - 90,5 м
ширина -7,5м(9,5м-по стабилизаторам)
Вооружение: 10 - 533 мм ТА (6Н, 4К), боекомплект - 22 торпеды.
Скорость: 17/15 узл.
Экипаж: 65 чел.
Основные данные ПЛ «Б-833» соответствуют стандартным ТТХ ПЛ проекта «641», «Фокст-рот» класс).
После проведения учебных торпедных стрельб группа кораблей производила поиск торпеды стро-ем фронта. Видимость на море не превышала 40 кабельтовых, волнение моря - 1 балл, сила ветра (220°) - 2 м/сек. В 7 часов 50 минут корабли должны были повернуть «все вдруг» на 170е и в это же время видимость уменьшилась до 15 кабельтовых. Командир ПЛ «Б-88» спустился вниз, приказав старшему помощнику поворачивать лишь после завершения маневра «Б-833». Из-за опоздания с поворотом лодка для занятия новой позиции легла на курс 140° и в 8 часов 11 минут с трудом отвернула от торпедолова «ТЛ-605», так как видимость еще более упала ( менее 50 метров). Имея скорость надводного хода 7,5 узлов, «Б-88» легла на новый курс 160°. В 8 часов 31 минуту командир бригада ПЛ, находившийся на «Б-833», передал по УКВ новый приказ об изменении курса. Не получив доклада от остальных кораблей отряда об исполнении приказа, комбриг приказал лодке «Б-833» ложиться на курс 60°. Получив радиосигнал в искаженном виде, старпом на «Б-88» его не понял и через радистов стал уточнять свои действия: «приготовиться исполнять», или «исполнять». Заняв связь, старпом не дал радиометристу доложить на мостик о быстром опасном сближении лодок. Лишь за минуту до столкновения старпом наконец уяснил, что команду надо «исполнять» и одновременно обнаружил рядом идущие торпедолов и «Б-833». Все это время на мостик ПЛ «Б-833» поступали доклады радиометристов о дистанции и пеленгах до целей, но командир флагманской лодки не обращал на них внимание. Лишь на дистанции менее двух кабельтовых он доложил обстановку комбригу, который в свою очередь принял «Б-88» за торпедолов. Никаких мер по предотвращению столкновения до визуального обнаружения друг друга не предпринималось. Только за 30 секунд до столкновения на лодках успели застопорить дизеля. В результате столкновения субмарины получили повреждения легких корпусов средней тяжести, а на «Б-88» была разбита и гидроакустическая станция.
ОПАСНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-316» 4 СЕНТЯБРЯ 1980 ГОДА
Основные данные атомной подводной лодки проекта «705» «Лира» («Альфа» класс):
Водоизмещение: 2310 т / 3120 т.
Главные размерения:
длина - 81,4 м
ширина - 9,5 м
осадка - 7,6 м
Вооружение: 6 - 533 мм ТА (Н), боекомплект 20 торпед.
Скорость: 14/41 узел.
Экипаж: 31 офицер.
Подводный атомоход находился на стоянке в губе Сосновая и штурман корабля занимался поис-ком неисправности навигационного комплекса «Сож». По команде о съемке с якоря, штурман забыл переключить режимы в системе курсоуказания и не откорректировал поправку гирокомпаса. Неверный режим работы навигационного комплекса привел к тому, что в центральный пост транслировался средний курс, имевший скорость ухода около 13 градусов в час. Непосредственно перед погружением командир и штурман определили место по двум пеленгам и не смогли выявить ошибки в месте и наличие неучитываемой поправки в курсе. Атомоход имел высокую степень автоматизации и на переходе управление по курсу и глубине осуществлялось в автоматическом режиме. При увеличении скорости подводного хода более 25 узлов эхолот атомохода перестал давать показания и его выключили. По приказу командира не было включено и устройство наглядного отображения ПЛ относительно поверхности моря и грунта. Обязанности рулевого исполнял старший инженер управления движением, который о неисправной работе системы курсоуказания не знал, а сличения транслируемого курса с курсом по магнитному компасу не производил. Разность курса по специальным шкалам комплекса «Сож» не
контролировалась также и благодаря халатности помощника командира лодки по навигации. Ревун блока сигнализации был снят для ремонта, а курсограф отключен. При движении тридцатиузловой скоростью истинным курсом 152° в 19 часов 15 минут на лодке ясно прослушали шум по правому борту. Шум, напоминавший частые удары по корпусу, производили поднятые камни при движении лодки у дна. Последовала немедленная команда: «Стоп турбина! Всплывать!» Через четыре минуты атомоход всплыл и в 19 часов 20 минут командир «К-316» поднялся на мостик. На дистанции 16-20 кабельтовых был обнаружен берег. 'В течение двадцати пяти минут выяснялись место лодки и причины невязки, составившее 10,6 мили. В 19 часов 45 минут лодка в надводном положении покинула опасное место.
ПОСАДКА НА МЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «Б-6» 12 МАРТА 1981 ГОДА
Основные данные ПЛ соответствуют ТТХ проекта «641»,(«Фокстрот» класс).
Подводная лодка «Б-6» возвращалась из полигона боевой подготовки в условиях сильного тумана и парения моря. Видимость не превышала 150 метров, волнение моря — 1 балл, сила южного ветра - 3-5 м/сек. Командир лодки и командир БЧ-1 были прикомандированы вместо штатных, находящихся в отпуске. Оба офицера не выходили в море более года и частично утратили практические навыки кораблевождения.
Старшим на борту являлся начальник штаба другой бригады лодок, который с выходом из полигона убыл вниз отдыхать. Командир БЧ-1 в два часа 52 минуты определил место по радиолокатору и также отбыл отдыхать. Прикомандированный командир электронавигационной группы произвел определение места лодки по РЛС в 3 часа 10 минут и в дальнейшем вел только счисление. Определение места визуально не производилось из-за неисправности пеленгатора. В 4 часа при полной ночной видимости была выключена радиолокационная станция, а через двадцать минут на вахту заступил новый офицер, исполнявший обязанности старпома. Он не имел достаточного опыта плавания и допуска к самостоятельному управлению, но командир «Б-6» оставил его старшим и убыл вниз во второй отсек. В 4 часа 50 минут видимость еще более ухудшилась, но ни вахтенный офицер, ни командир ЭНГ никаких мер предосторожности не предприняли. Старпом лишь доложил в центральный пост об ухудшении видимости, но доклад до командира лодки не дошел. Несмотря на близость берега, малую воду к пяти часам тридцати минутам, вахтенный офицер не проверил счисление по лагу и оборотам, не учел дрейф от южного ветра и активное течение. В 5 часов 00 минут он подал команду поворота вправо на курс 180°, не поставив в известность командира лодки. Через пятнадцать минут вахтенный офицер увидел берег прямо по курсу и дал команду остановить дизели и электромоторы. Принятая мера запоздала и «Б-6» села носом на каменистую береговую отмель у мыса Сетьнаволок. Невязка составила около двух миль, был разбит гидролокатор.
СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК «К-43» И «К-184» 20 МАРТА 1981 ГОДА
Основные данные АПЛ «К-43» соответствуют ТТХ проекта «670А» («Чарли-1» класс).
Основные данные АПЛ «К-184» соответствуют ТТХ проекта «675» («Эхо-2» класс).
По плану учения атомоходу «К-184» предписывалось провести глубоководное погружение в полигоне боевой подготовки (ПБП). Схема и график погружения разрабатывались не в штабе соединения, а непосредственно на борту лодки, где отсутствовал командир соединения. Предпоходовая под-готовка была проведена формально. В 18 часов 35 минут 20 марта 1981 года обе лодки встретились в надводном положении. По УКВ на атомоход «К-43» был передан план погружения с ошибкой по долготе. В 19 часов 18 минут «К-184» начала глубоководное погружение, но график погружения не выдерживался и в 20 часов 36 минут был потерян контакт с «К-43». Командир «К-184» движением и местоположением соседней лодки не интересовался, боевой информационный пост бездействовал. На мостике обеспечивающей ГВП лодки «К-43» находился помощник командира, командир лодки пребывал в центральном посту, радиолокатор был выключен, а БИП работал плохо и не выдавал информации по «К-184». В 21 час 19 минут командир «К-184» передал по ЗПС (звукоподводной связи):«Следую в точку №3 (всплытия)», но фактическое всплытие происходило с резким отклонением от предварительных расчетов. Нарушая все меры безопасности, атомоход всплыл в 21 час 41 минуту и увидев зеленый огонь «К-43», его классифицировали, как транспортное судно. На АПЛ «К-43» считали, что «К-184» еще идет в точку всплытия и изменили курс, повернув на 0°. В 21 час 54 минуты вахтенный офицер «К-43» не поставил в известность командира лодки, что обнаружил на курсовом углу 70°-80° правого борта постоянные неравно-мерные проблесковые огни. На море в это время отмечалась полная ночная видимость, волнение моря — 2 балла, скорость ветра (270°) — 8 м/ сек. В 21 час 56 минут штурман «К-43» обнаружил красный огонь «К-184» и немедленно доложил командиру, который скомандовал на аварийный реверс турбин. В этот момент «К-184» изменила курс (на 239°) влево и вплотную сближалась с «К-43». В 22 часа на непогашенной инерции переднего хода произошло столкновение атомоходов. В результате столкновения на обоих лодках поврежден легкий корпус.
КАСАНИЕ ПОДВОДНОГО ГИДРОЛОКАЦИОННОГО ОТРАЖАТЕЛЯ РПК СН «К-500» 21 АПРЕЛЯ 1981 ГОДА
Основные данные АПЛ «К-500» ( проект «667Б» «Мурена», «Дельта-1»класс):
Водоизмещение: 7800 т / 10000 т.
Главные размерения:
длина - 139 м
ширина — 11,7 м
осадка - 8,4 м
Вооружение: 12 шахт ПУ МБР «РСМ-40» комплекса «Д-9», 4 - 535 мм ТА (Н), боекомплект 12 торпед, 2 - 406 мм ТА (К), боекомплект 8 торпед.
Скорость: 16 / 26 узлов.
Экипаж: 120 чел.
Подводный крейсер совершал плавание я Японском море на глубине 45 метров. Навигационная прокладка велась по обычной карте масштаба 1:250000, где не были показаны ГПО (глубоководные подводные отражатели). Секретная карта с нанесенными на ней ГПО на корабле имелась, но не использовалась. В 4 часа 44 минуты 21 апреля 1981 года атомоход «К-500» лег на курс 265° для прохода над отличительными изобатами и контроля своего места с помощью эхолота. Скорость субмарины составляла 5,5 узлов и в 7 часов 55 минут корабль находился в районе стометровой изобаты. В этот момент, при циркуляции влево подводная лодка правым бортом коснулась гидролокационного подводного отражателя, нанеся ему незначительные повреждения.
СТОЛКНОВЕНИЕ РПК СН «К-211» (СФ) С ИНОСТРАННОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ 23 МАЯ 1981 ГОДА
Основные данные АПЛ «К-211» соответствуют ТТХ проекта «667БДР» «Кальмар» («Дельта-3» класс).
Атомный подводный крейсер следовал в базу из полигона боевой подготовки. Лодка находилась на глубине 50 метров и двигалась со скоростью 9,5 узлов курсом 180°. Командир советского атомохода формально проверил отсутствие слежения за своим кораблем и лишь в 19 часов 30 минут приказал произвести замер уровня гидроакустических помех. В 19 часов 51 минуту на «К-211» неожиданно ощутили три последовательных кратковременных удара/толчка продолжительностью до 10 секунд. Командир советской субмарины принял решение всплыть на перископную глубину, но в ходе всплытия получил доклад гидроакустика о шумах винтов на курсовом угле 127° левого борта. Акустик классифицировал подводную цель, как атомную подводную лодку. В 19 часов 58 минут на «К-211» отвернули вправо от предполагаемой цели и через две минуты контакт с иностранным атомоходом был утерян. В 20 часов 11 минут «К-211» всплыла но ни визуально, ни на экране радиолокатора надводных целей не было обнаружено. Осмотр корпуса лодки в базе показал наличие незначительных повреждении резинового покрытия корпуса советского атомохода от скользящего столкновения.
КАСАНИЕ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ «Б-413» (СФ) 5 СЕНТЯБРЯ 1981 ГОДА
Основные данные дизельной ПЛ «Б-413» соответствуют ТТХ проекта «641» («Фокстрот» класс).
Подводная лодка стояла на якоре в море вблизи полуострова Рыбачий. За час до съемки с якоря на субмарине получено по радио задание на обеспечение учений кораблей ОВРа (охраны водного района). Предварительная подготовка на лодке свелась к нанесению на путевую карту пяти контрольных точек. В 18 часов 15 минут "Б-413" погрузилась на глубину 80 метров и начала маневрирование только по счислению. Периодически проводился и контроль места измерением глубины по эхолоту. Командир лодки работу штурмана контролировал формально и хотя оба офицера испытывали сомнения в точности местонахождения своего корабля, но никаких необходимых мер не приняли. В 23 часа 38 минут была проведена корректура счислимого места по изморенным глубинам и полученная невязка была отнесена на счет течения. Анализа обстановки и при-чины невязки не проанализированы, т.к. отливного течения на данный момент не было. В 4 часа 00 минут субмарина легла на курс 350° и двигалась со скоростью 3,5 узла к контрольной точке № 5. Эхолот был включен на самописец, но запись была нечеткая и затем исчезла совсем. В 4 часа 59 минут на лодке обнаружили резкое и внезапное нарастание дифферента на корму. Через три минуты, после резкого толчка, лодке удилось всплыть, продув цистерны главного балласта. После уточнения места была обнаружена невязка в 1,1 мили. Подводная лодка находилась в районе местонахождения затонувшего судна. Корабль получил легкие повреждения обшивки в носовой части корпуса и гидроакустической станции «МГ-15».
СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-45» (ТФ) С РЫБОЛОВНЫМ ТРАУЛЕРОМ «НОВОКАЧАЛИНСК» 10 СЕНТЯБРЯ 1981 ГОДА
Основные данные атомной торпедной подводной лодки «К-45» (проект «659Т», «Эхо-1» класс):
Водоизмещение: 3731 т / 4920 т.
Главные размерения:
длина - 111,2 м
ширина — 9,2 м
осадка - 7,6 м
Вооружение: 4 - 533 мм ТТ (Н), 4 - 406 мм ТТ (К). Боекомплект - 20 торпед.
Скорость: 21/29 узлов.
Экипаж: 120 человек.
Атомоход совершал переход в район боевой подготовки, на мостике находился командир корабля.
Ветер с направлением 165° (5 м/сек) и волнение моря около 1 балла при полной ночной видимости не вызывали затруднений в управлении субмариной. По приказу оперативного дежурного Тихоокеанского флота подводная лодка легла на курс 0° и следовала со скоростью 12,5 узлов. Радиометрист доложил о трех скоплениях рыболовных судов и командир лодки принял решение перейти на движение под электродвигателями для облегчения маневрирования. Комдив соединения проигнорировал это решение командира и приказал оставить прежний режим движения. Сближаясь с группами надводных целей, подводная лодка совершила несколько изменений курса в течение 5-6 минут (к 5 часам 39 мин.) На лодке не были предприняты меры безопасности, соответствующие обстановке подхода к району, стесненному в навигационном отношении. Не была повышена боевая готовность, не функционировал боевой информационный пост, а вахтенный офицер отправлен командиром в радиорубку для очередного сеанса радиосвязи. Командир атомохода считал, что все обнаруженные цели лежат в дрейфе и не предпринял никаких действий даже после доклада радиометриста о неизменности пеленга и сокращении дистанции.
Между тем, РТМС «Новокачалинск» быстро сближался с подводной лодкой. В 6 часов 03 минуты дистанция составляла уже менее 5 кабельтовых и траулер внезапно резко повернул влево. Командир атомохода внезапно обнаружил красный бортовая огонь неизвестного судна и приказал сигнальщику выстрелить красную ракету и дать серию проблесков прожектором в сторону приближающегося судна. Команда «Лево на борт!» и «Реверс!» запоздали и в 6 часов 05 минут подводная лодка «К-45» столкнулась с траулером, нанеся ему таранный удар форштевнем. В борту траулера образовалась пробоина размером 3,5 м г 6,0 м, а у атомохода отмечено сильное повреждение носовой части легкого корпуса и гидроакустических станций
Немає коментарів:
Дописати коментар