Детские морские силы(АРХИВ)
Появившееся в СМИ заявление ветеранов-подводников по поводу нынешней ситуации в подводном флоте Украины, мягко говоря, повергло в шок.
Оказывается, ветераны Военно-морских сил крайне обеспокоены системным уничтожением (!) украинского подводного флота. Их, почему-то именно сейчас, вопрос о единственной в составе ВМС Украины подводной лодке “Запорожье” не может не волновать. Ну, точь-в-точь, как девушек из гламурного салона, не может не волновать, к примеру, поперхнувшаяся косточкой и умершая 2 года назад болонка соседки. Может, сравнение и притянуто за уши, но по смыслу одно и, то же.
К сожалению никто, не задал вопрос ветеранам, почему они не обеспокоились судьбой подводного флота и не предприняли никаких мер, чтобы решить этот вопрос, скажем, лет 5 назад. Уже тогда можно было понять, что ремонт затянулся. К чему теперь эти “ой” да “ай”? Ветераны уверены, что “потеря этой подводной лодки будет означать, что Украина никогда, по крайней мере, в ближайшем будущем, не будет иметь подводного флота”. А до этого у нашего царства-государства был подводный флот, состоящий из ОДНОЙ дизельной субмарины?! И дело тут совсем не в аккумуляторах, которые несколько лет назад за большие деньги были куплены в Греции, и теперь осталось всего два года гарантийного срока. Но хочется обратить внимание, что когда покупали батареи, вопрос, как потом загрузить ее на лодку не стоял. Теперь же выясняется, что Украина не имеет зарядной станции — единственная такая в исправном состоянии есть лишь у российского Черноморского флота.
Даже, если аккумуляторы вручную загрузят моряки, то не факт, что она не опуститься на дно при первом же погружение и уже никогда не поднимется. Может, этого и хотят военные чиновники? Так сразу решаться все проблемы. Правда, есть один минус: на ремонт подлодки “Запорожье” выделялись деньги и не малые, которые “успешно осваивались”. Но, разве в украинских ВМС мало корыт, которые нуждаются в ремонте?
На этом можно было бы и закончить, если бы ветераны не заявили, что такая же ситуация и с надводным флотом Украины. Вот тут, стоит разобраться, повторит ли надводный флот судьбу подводного. Сможет ли Украина, имея прямой выход к морю, заявить о себе, как о военно-морской державе, у которой пока еще есть военно-морские силы. Правда, флот всё больше напоминает детские бумажные или деревянные кораблики, потому, что современный украинский флот полностью укомплектован кораблями, полученными в наследие от бывшего СССР.
Трудно представить, какими критериями руководствовались политики, разделяя вначале 1990-х ЧФ, но Украине выпала далеко не самая лучшая его часть. В состав украинского флота ныне входят 28 (и это уже даже не государственная тайна) боевых кораблей, катеров и судов: фрегат “Гетман Сагайдачный”, построенный в 1993 г.; уже упомянутая подводная лодка “Запорожье” — 1970 г.; шесть корветов, самый старый — 1976 г., самый новый, “Луцк”, — 1994 г.; три десантных корабля: “Константин Ольшанский” — 1985 г., “Кировоград” — 1971 г., “Донецк” — 1992 г.; четыре минно-тральных корабля, все (кроме одного) построены 70-х годах прошлого века; минно-тральный катер “Геническ” — 1984 г.; три артиллерийских катера — 1971, 1972 и 1990 гг.; два однотипных ракетных катера: “Прилуки” — 1979 г. и “Каховка” — 1980 г.; два десантных корабля: “Брянка” — 1970 г. и “Сватове” — 1979 г.; три разведывательных корабля: “Славутич” — 1992 г.; “Симферополь” — 1973 г., “Переяслав” — 1987 г.; корабль управления “Донбасс” — 1970 г. и противодиверсионный катер “Феодосия” — 1983 г.
А что такое корабль, которому исполнилось даже не 10, а 20 или 30 лет. Корабль — это город на воде со своей электростанцией, водопроводом, фановой системой (канализацией), системой вентиляции и кондиционирования, мусороперерабатывающим оборудованием и т.д., нашпигованный вооружением и боеприпасами; а корпус и механизмы испытывают постоянное воздействие агрессивной среды — морской воды. Быть может, наши флотоводцы так заботливо ухаживают за техникой, что она в любую минуту готова защищать морские рубежи? Вот только попались интересные факты технического состояния наших кораблей.
В рапорте заместителя командующего ВМС ВС Украины по логистике “Техническое состояние кораблей и судов, входящих в состав ВМС ВС Украины по состоянию на 5.05.2005 г.”. Там написано, что 27 кораблей ремонтируются или требуют немедленного ремонта. В 2005-м планировали отремонтировать 21 корабль, для этого было нужно 9207,8 тыс. грн. Жутко становится от текста этой цидулки: “При переходе из п. Новоозерное в п. Севастополь аварийно остановлен главный двигатель левого борта БДК “Константин Ольшанский”. Проведено расследование… Ориентировочная стоимость работ составляет 120,0 тыс. грн.”; ДК “Сватове”: “… внешняя обшивка местами деформирована и искорежена, нуждается в немедленной покраске. Подводная часть корпуса корабля имеет скользящую коррозию. Состояние набора корпуса — удовлетворительное. Состояние топливных цистерн имеют скользящую коррозию. Верхняя палуба имеет скользящую коррозию на 20% и нуждается в ремонте...”; КУ “Донбасс”: “Дата последнего планового ремонта — 1986 г. Срок очередного среднего ремонта вышел в 1991 г.”; флагман флота “Гетман Сагайдачный” — сломан коленвал дизель-генератора.
Список можно продолжать, но хочется вспомнить и о упомянутой выше субмарине, о которой уже сочиняют анекдоты. С 28 февраля 2002 г. лодка находится на ремонте на ССРЗ ЧФ РФ (?). Выполнены 60% общего объема работ. Пресловутая аккумуляторная батарея для субмарины находится на береговом содержании с февраля 2003 г, срок эксплуатации уже заканчивается. Получается, что придётся покупать новую батарею, а за ремонт лодки уже набежало более 15 млн. грн.
Теперь, что касается будущего украинских ВМС. Вот тут военные чиновники “растеклись мыслию по древу” или “думкой богатеют”, кому какое определение больше нравится. За годы независимости Украине удалось достроить и ввести в строй четыре корабля: фрегат “Гетман Сагайдачный”, корвет “Луцк”, корабль управления “Славутич” и десантный корабль на воздушной подушке “Донецк”. В различной стадии готовности на заводах находятся: “долгострой” ракетный крейсер “Украина” и корвет “Львов”. Также, недавно вышли в море новые корветы “Луганск” и “Тернополь”. Последний строился в Киеве на ЗАО “Ленинская кузница” около 15 лет, а его проект 1124 “Альбатрос” был разработан еще в 1970-х годах.
Крейсер “Украина” готов на 95%, но таковым вот уже много лет и остаётся. Для завершения строительства нужно… Здесь, каждый год называется разные цифры. Судьба его неопределенная — считается, что крейсер “не вписывается” в военную доктрину нашего государства. Поэтому, крейсер хотели продать, но желающих так и не нашлось. Потенциальный покупатель Россия мог бы приобрести, но крейсер морально устарел, а у РФ сейчас задача вырваться в мировые лидеры. Рывок можно осуществить, лишь создавая совершенно новые с ультрасовременным оборудованием и оружием корабли. А крейсер “Украина” это вчерашний день.
Если говорить о военной доктрины, то ее, как таковой не существует. Есть “Программа развития вооружения на период до 2010 года”, но в ней трудно найти концепцию развития ВМС. До сих пор не могут определиться, каким видам кораблей отдать предпочтение. Почему-то наши военные страдают максимализмом и пытаются создать то авианосцы, то технику наступательного характера, способную вести бой в открытом океане. При этом во всём флоте уже не найдёшь толковых офицеров, которые могли бы научить младший офицерский состав тактике ведения боя в открытом океане. Я уже не говорю о том, что каждый авианосец должен иметь поддержку в виде корветов и фрегатов, способных защитить его в нужный момент. Во всём мире только во Франции, Великобритании, США и РФ есть флот, способный вести бой в океане.
Или у наших военачальников после того, как корветы “Луцк” и “Тернополь” поучаствовали в учениях НАТО, пробудилась мания величия? Но одних учений не достаточно, чтобы научится искусству войны на воде. А то уже у некоторых экспертов появилось мнение, что украинским кораблям под силу бороться с морскими пиратами. Украина может предоставить как военную помощь, так и дипломатическое сопровождение операций. Правда, с одной оговоркой, нет опыта противодействия морским пиратам, однако практика украинских военных в антитеррористических мероприятиях НАТО может быть полезной. Ну, если парочку раз вышли в море и столько же раз выстрелили по возможному противнику и это называется опыт, тогда да. Боюсь, как бы потом Украине не пришлось бы искать денег, чтобы потом выкупать у пиратов военные корабли. Вот смеху будет.
Единственное, что не отнять у наших военных, так это умение создавать интриги. Вспомнить хотя бы бурю возмущения, которую подняли севастопольцы, после того, как в эфире телерадиоцентра “Бриз” прозвучала песня “Легендарный Севастополь” в исполнении Военно-морских сил Украины переведенный на украинский язык. Песню перевел и додумал, поэт Мирослав Мамчак. Он же является начальником телерадиоцентра “Бриз” и капитаном 1 ранга ВМС Украины. Так что, речь в данном случае идет о чиновнике Вооруженных сил Украины. В украинском варианте “Легендарный Севастополь” — уже не “город русских моряков”, а “столиця українських морякiв”, “легендарный” переделан в “величавый”. В тексте появились “казацкие чайки”, “древние русы”, “казаки” и прочие национальные символы.
Может нам действительно не заморачиваться с постройкой новых сверхсовременных кораблей. Кстати, пока в проектах такие ещё существуют: два корвета на подводных крыльях, сооружаемых на феодосийском судомеханическом заводе “Море”. Разработаны и ждут своего часа проекты корветов: “Пахар-С” — ЦКБ “Шхуна” (Киев), “Мираж”, “Мистраль-1500Т” (для зарубежного заказчика) и “Гайдук-21” — Казенный опытно-проектный центр кораблестроительства (Николаев). Последний, в связи с применением элементов “стелс-технологий”, уже сегодня называют кораблем-невидимкой. Это ж какие деньжища нужны! Не проще ли, как в старые добрые времена на “чайках” походы устраивать. Тем более что одна “Чайка” у нас уже есть и даже по морям-океанам успела походить. А это расценивается, как участие в ожесточенных боях, пользуясь современной украинской военно-морской терминологией.
Немає коментарів:
Дописати коментар