Почему мой отец, летчик Брестского авиаполка остался жив в тот страшный день.
На немецком берегу стоял грохот, шум моторов - там уже не таились, немцы полностью запустили машину к нападению. В это время, когда на часах было 3 часа 00 минут, командование авиаполка меняет решение поднять летный состав по ракете после первых залпов. Дневальные, получив устный приказ, кинулись к койкам летчиков, которые как и было оговорено вечером, лежали одетые и обутые под простынями с личными документами в планшетах .На короткую команду "Подъем", летчики дружно кинулись к своим самолетам, где технари всю ночь прогревали двигатели, а также бесшумно загружали весь боекомплект до упора. Самолеты были заправлены топливом, боекомплектом, что было в полку. И потекли минуты ожидания: летчики в кабинах, стрелки в «фонарях», а технари рядом с самолетами.
Немцы были педантами, но в тот день открыли огонь не в 4 часа, а в 3 ч.15 мин.
Первые снаряды упали на склад ГСМ, командное здание – все вокруг осветилось, горели баки. С первыми взрывами летчики запустили двигатели и поспешили на взлет к взлетным полосам.
Полная статья см. http://devel.comeze.com/index.php?action=22-1941
Первые самолеты взлетали без помех - немцы продолжали бомбить места стоянок самолетов, парк техслужбы. Особенно старались обстреливать по местам стоянок самолетов ,откуда вечером и ночью перетянули с дальних стоянок. Но на фоне зарева немцы заметили взлетающих самолетов и перенесли огонь на взлетные полосы. Экипаж самолета, где был мой отец, взлетал при обстреле взлетной полосы, и им повезло - они взлетели! Самолет очень тяжело набирал высоту, т.к. был перегружен топливом, бомба- ми, патронами, личными вещами, а также вместе с отцом разместился и технярь , который залез к нему под «фонарь» при взлете. Папе в то утро шел 21 год и приту-лившись к пулемету вместе с технарём видели внизу горящий аэродром, взрывы на земле, горящие самолеты, здания, - это был кошмар, сущий ад!
На этом я прерву рассказ, чтобы коснуться предвоенного периода моего отца, а значит и всей страны.
Отец мой, Губарев Михаил Леонтьевич, родился 21 ноября 1920 года в селе Степановка Мартукского района Актюбинской области в Казахстане. Семья большая - у отца было три брата и три сестры. Губаревы, а у деда еще было 2 брата и тоже семьи большие, занимали свой хутор (участок) на окраине села и были середняками, т.е. вели хозяйство сами. Отец был вторым ребенком в семье.
В 1934 году старшего брата Степана призвали в армию, а в 1936 г. после окончания школы отец уехал в Алма-Ату, где поступил в радиотехнический техникум. Дед был против отъезда и отказался помогать ему в дальнейшем, но отец тоже остался верен своей мечте - получить образование. Была еще заветная мечта-тяга к самолетам, авиации. Поэтому все свободное время он пропадал в Алма-Атинском аэроклубе, где освоил планер, прыжки с парашютом. В 1938 приступили к занятиям по самолету, но тут мобилизация - война с Финляндией в конце года.
Отец сам явился в военкомат с просьбой - только в авиацию! Конечно, его отправили радистом в авиаполк дальних бомбардировщиков. Пока сформировали полк, пока прибыли на место назначения, около Онежского озера, финская война закончилась нашей победой! Начались будни, учебные облеты, но ненадолго. 1 сентября началась Вторая мировая война и вскоре новое назначение - Брест-Литовск! Опять вагоны и через уже нашу Прибалтику ехали до места назначения. Подчеркиваю- через нашу Прибалтику, отец с теплом вспоминал как народ простой на остановках угощал их молоком, водой, дарили цветы. Если эшелон шел, то махали платками, приветствовали кепками! Все были рады! Прибалтику он приравнивал к Европе - так и говорил: самому довелось увидеть Европу, какая она чистая, аккуратная и такая красивая!
В Брест-Литовске полк занял место польского военного аэродрома, который располагался на западе от города и крепости, на берегу речки, причем тот берег был немецким. В 1939 году не было никакой границы, смельчаки переплывали речку и меняли мыло, зажигалки, бритвы на шнапс( так немцы звали самогон или спирт).В 1940 году к лету уже появилась колючая проволока, охрана, ракеты ночью. В 1941г. эсесовцы заме-нили охрану и патронов не жалели ни днем ни ночью. Были перебежчики с немецкой стороны - их сразу же забирали в штаб. Да, в начале 41-го самолеты в полку заменили CБ на Пе-2 ,самолеты нового образца. Всем летчикам в полку они очень понравились, старались вовсю освоить и быть лучшими – пилоты ведь были молодыми.
А теперь о главном. Знал ли полк, что 22-го июня немцы нападут на нас? Да и еще раз да. И вот почему. Ведь они были летчиками и ежедневно делали облет участка границы, где видели эту массу техники у немцев вдоль границы. В воздух также подымалось и начальство: командир полка, комиссар и начальник 2-го отдела ( кэгэбист). Именно благодаря мудрости этих трех людей авиаполк выжил в те страшные первые часы войны. Так всем отец и рассказывал, что руководство полка на свой риск распорядилось быть готовым к 4-м часам - взлететь сразу в воздух и поэтому летчики спали одетые с личными вещами. Рассказывал также, что накануне (19-го июня) полк получил приказ о немедленном переводе полка в ремонтное состояние, т.е.надо было разобрать двигатели, пулемёты. А 20-го уже приехали проверяющие – сразу хотели крутить «карусель»,одну эскадрилью разобрать, а потом менять номера- как в кино! Но проверяющие оказались тоже мудрыми людьми и подписали, что в полку все самолеты разобраны, а это были старые CБ.
Отец неоднократно рассказывал всем вот так про первый день войны и только однажды в 1964 году рассказал мне правду, что было в полку 21-го вечером, взяв слово о молчании до тех пор, пока об этом факте не станут писать в печати.
21-го июня за час до отбоя весь полк собрали в красном уголке - в президиуме трое: комполка, комиссар, начальник 2-го отдела. Слово взял командир полка: Коротко - завтра немцы готовят нападение на нашем участке. Что это будет - война или крупная военная провокация как 1 сентября 1939г. с Польшей мы не знаем, т.к все засекречено и не знаем какие дела на остальных участках. Но быть пешками, просто пешками (так звали ПЕ-2 за глаза) не будем и утром с первыми залпами взметаем и отлетаем на восток, на запасные аэродромы. А там как покажет обстановка - главное не попасть в немецкую провокацию и спасти полк! Тут слово взял комиссар - мы сейчас узнаем какие задачи ставит Родина перед нами в военной обстановке. Вскрывает пакет и зачитывает: Полку надлежит в сопровождении с истребителями бомбить один из немецких портов на Балтике. Прочитал и с пафосом закончил : Так оно и будет – немцев в Германии будут бомбить наши самолеты! А может и мы полетим бомбить гадов! Встал и нач.2-го отдела - с собой взять личные документы, а что не влезет - сжечь! И расписал – летчикам спать одетыми, обутыми, технарям готовить самолеты к первым залпам. С первыми залпами будет красная ракета на подъем летчиков и взлет всем! Но к утру руководство поменяло решение, Вы уже знаете об этом, теперь продолжу свой рассказ дальше.
Да, прибежали к самолетам в тишине с нашей стороны, сели в тишине и стали ждать, когда откроют огонь немцы. И вот они первые взрывы и все стало на место, вон там враг, но мы летим строго на восток , чтобы там услышать это роковое слово Война или трибунал за самовольный отход полка. Кстати, отец впервые надавил на гашетку пулемета в небе над Брест-Литовском. Самолеты летели низко (были сильно перегружены) и командир увидел ,что справа по передним самолетам с колокольни( башни, каланчи) с пулемета стрелял фашистский агент(либо 5 колонна) и он приказал, а ну Миша пальни в него. Быстро развернули пулемет с технарем и дали очередь - попали или нет неясно, но вражеский ублюдок замолчал. В предрассветной тишине приземлились на первый запасной, а там все встревожены «Что за внеочередные маневры, да таких огромных масштабов!» Взлетели и только на втором запасном услышали ВОЙНА!! И такое вроде облегчение у всех в полку - там враг и надо бить его а главное: трибунала не будет за самовольный отлет с части и вскрытие пакета!!!
Сразу же разворот на запад и тут же колонна немецких танков как на параде без сопровождения стала первым объектом атаки. Только отбомбились, как в небе появились мессеры и пошли первые потери ведь - не было истребителей, прикрытия. Полк нес огромные потери и потом, т.-к. не было истребителей для их прикрытия. Раз было, что дали таки истребителей, но только до цели, а как отбомбились, то все: назад как хотите- летите сами! А курс один – на восток, где топливо и снаряды!!
Да и честно сказать, что патронов как у истребителей, Ишачков( И-16), было мало, так и у отца как у стрелка на Пе-2 почти не было – а чем отстреливаться от мессеров!
Именно из-за нехватки боезапасов таяли катастрофически ряды самолетов. Уходили в основном от мессеров, уходили от боя вниз к земле. Все время остатки полка улетали на восток в надежде заправить бомболюки и пулеметы, чтобы потом бомбить врага. Но уже 26 июля около города Белая церковь мессеры подбили самолет, где был мой отец. Экипаж покинул горящий самолет, но фашист стал расстреливать летчиков на парашютах. Двух убил на смерть, а двух, и в том числе моего отца, доставили в больницу и тем самым спасли. Как он оказался под Пензой в госпитале отец не помнит. Знает, что месяц – другой, когда стал уже был ходячим, пролежал лишних, т.к. адрес деда поменялся- в 1938г. семья переехала со Степановки на станцию Горчаково ( ныне ст. Маргелан, Узбекистан).
Так отец оказался в Узбекистане ,на ст.Горчаково куда привезли в сопроваждении, т.к. ранения от пуль не затронули позвоночник, но внутренние органы, особенно почки, сильно пострадали. Молодой организм благодаря климату Ферганской долины окреп, но заключение врачей – никаких физических нагрузок и до конца жизни оставался инвали-дом ІІ группы.
Перечитал и понял надо объяснить ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и КОМУ адресована эта статья.
1.ЗАЧЕМ. Не ради корысти, славы или чего-то личного, а ради справедливости сказать добрые слова о трех командирах, которые не побоялись взять на себя ответственность за полк, технику и людей наперекор указаниям сверху. А что же командармы, маршалы люди сугубо военные ЛИЧНО отвечающие за покой страны- смогли только дружно спрятаться за спину Сталина? Ничего не знали, не ведали о немецкой угрозе на границе? Такую армаду на такой длинной границы? Не знали – вранье!! В 1966-1967 г.г. вышли мемуары маршала Жукова, ажиотаж был великий. У нас, тогда второкурсников, книга ходила в общежитии по часам – так я получил книгу с условием, что прочту страницы, где начало войны и про встречу на Эльбе с союзниками. Увы, я передал книгу раньше срока – у маршала Жукова, народного маршала, маршала Победы не хватило духу честно рассказать правду. Так, 21 июня он озабоченный провел весь день в Генштабе до 23-х часов, создавая приказ на случай провокаций со стороны немцев. Благодаря интернету я нашел этот приказ Наркома обороны о возможности ВНЕЗАПНОГО нападения немцев в течение 22-23 июня 1941 г., подписанного Тимошенко, Жуковым, Павловым, Фоминых, Климовских. Приказ этот отправлен в 00 час 30 мин 22 июня 1941 г. Суть приказа: всем 5 пограничным округам быть готовыми встретить внезапный удар немцев, а ответный огонь открывать с только с разрешения Москвы. Вот он какой приказ, на который ссылается маршал Жуков!
Да, войну выиграли благодаря мудрости, твердости Сталина, Жукова и других воен-ных и партийных руководителей, но они так никто при жизни не признали свою вину за 22 июня 1941 года. Мало того через карательные органы постарались убрать, сослать в тюрьмы, штрафные батальоны всех, кто по их вине оказались без вооружения, без руководства в первые дни войны и кто вышел из окружения, плена.
Бог вам судья. Но народная мудрость будет передавать о тех, кто не побоялся пойти против «шерсти» ради справедливости. Фильм « Брестская крепость» заканчивается титрами о награждении посмертно героями СССР в 1979 году командиров среднего звена. Так, что 38( !!) лет понадобилось там наверху осознать, что в окружении врагов были таки герои среди солдат, офицеров способных самим принимать решения как бить врагов.
Сожалею об одном – фамилии этих 3-х мудрых, бесстрашных людей не знаю. Также, ма- ло известно про авиаполк, место расположение ( см. в приложении к статье ). Но 9 мая, в день Победы, буду всегда вспоминать про тот первый день войны у моего отца, вспоминать его боевых командиров, настоящих командиров!
2. ПОЧЕМУ я написал эту статью. В послевоенные годы папе приходилось время от времени ездить в Ташкент на операцию по почкам, их было много, не могу точно сказать сколько их было. Но вот последняя и была весной в 1964 году. Мы с ним были вдвоем дома, разговор зашел про фильмы о войне и вот тогда папа рассказал мне правду про 21 июня 1941 года, взяв слово о молчании. Больше мы никогда не касались этой темы.
22 апреля 1965 года папа умер в г.Ургенче, Узбекистан. Я не рассказывал никому до появлении в печати публикаций про книги Виктора Суворова. Метод что он избрал – прямое предательство – я осуждаю. Но сейчас речь о другом – накануне войны, войны реальной не на бумаге - руководство страны (партийные и в первую очередь ВОЕННЫЕ органы), проявили преступную халатность, не приняв элементарных мер по здравой логике самообороны. Так, книгах В.Суворова, особенно « Время Ч»,описано подробно почему на запасных базах, аэродромах не оказалось всего того ,что необходимо было тогда в военной обстановке. Почему в пакетах, где должны быть прямые руководства в военной обстановке, оказались почти мифические планы в то время.
Некоторые скажут –вот нашелся еще один умник, который задним числом все знает и поучает. Нет и еще раз нет. Цель статьи показать, что в то время когда многие прятались за авторитет Сталина, за спину Сталина - нашлись таки трое военных, которые не побоя- лись взять всю ответственность на себя и принять решение, которое подсказывал здравый ум и сердце настоящего командира.
Честь и хвала им! Добрая память на долгие годы!
3. КОМУ. Удивительно, но когда я стал рассказывать правду, то ни родные, ни сослуживцы, ни знакомые не проявили никаких реакций. Даже были суждения - ну поду- маешь были готовы до нападения немцев, ну спаслись утром и отбомбились позже, ну молодцы! Могли под трибунал попасть – так ведь не попали же!
Просто время было тяжелое для всех: перестройка-перестрелка изматывала людей, потом распад СССР, когда рушились все наши устои. Короче я решил, что свою миссию выполнил – сдержал слово и рассказал правду, когда в печати стали известны факты. Прошли годы и вот на очередном празднике 9 мая мои сыновья сами проявили большой интерес - как их дедушка в Брест-Литовске встретил начало войны. Долго беседовали, спорили и неоднократно возвращались к этой теме, но потом опять затишье.
В конце 2008 года у старшего сына Михаила появился интернет и вскоре он стал донимать – есть сайты - давай напиши статью и ты. Но только через 2 года, когда и у нас появился интернет и я его освоил, то решился и стал писать эту статью про правду, которую доверил мне когда-то мой отец.
А если наши сыновья просят рассказать про жизнь деда, то все правильно в этой жизни: ПАМЯТЬ, светлая, добрая память поколений будет долго жить!
Обращаюсь ко всем, у кого отцы, деды встретили 22 июня 1941года под бомбами фашистов независимо от рода войск, помнить о них всегда как о ГЕРОЯХ !
Вячеслав Губарев 65 лет Декабрь 2011, г. Чернигов.
Немає коментарів:
Дописати коментар