Подводные лодки советского союза, названные в честь ленинского комсомола, преследовал злой рок -- одна за другой они погибали от пожаров (из архива)
Владимир КОЛЫЧЕВ «ФАКТЫ» (Симферополь)
05.09.2000
05.09.2000
На атомном крейсере «Курск» было тринадцать севастопольцев. Их
гибель стала трагедией не только для семей подводников, но и для всего
города. В Севастополе к подводникам особое отношение. Бывший подводник,
капитан 2 ранга запаса Владимир Боднарчук решил восстановить имена всех
подводников-севастопольцев, погибших в послевоенное время. Ведь раньше о
гибели советских подводных лодок можно было узнать разве что из
сообщений вражеских радиостанций. Документальные свидетельства,
собранные бывшим подводником, сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
История военно-морского флота свидетельствует о том, что катастрофы на подводных лодках случались еще при Николае II, а затем и при Сталине, и при Брежневе. За период с 1903 по 1990 годы в мире затонуло 249 подводных лодок. 44 из них принадлежали царской России и Советскому Союзу. Если проанализировать аварии, происходившие на подводных лодках, становится очевидным, что главной причиной катастроф были столкновения (около 40%). Затем среди основных причин можно выделить затопления, посадки на мель, пожары и взрывы.
Еще одна нелепая история произошла на Тихоокеанском флоте с атомоходом 650-го проекта К-56. После успешных ракетных стрельб субмарина возвращалась на базу в надводном положении вместе с большим противолодочным кораблем (БПК) «Ворошилов». Дело было ночью, большинство членов экипажа подлодки спали. Когда эскадра стала приближаться к Находке, количество встречных судов возросло, о чем БПК постоянно предупреждал атомоход. В это время года в Приморье очень часто бывает туман, который стелется над водой широкими полосами. Подлодка в очередной раз «заскочила» в туман, а когда «вышла» из него, нужно было срочно менять курс -- прямо на атомоход шло научно-исследовательское судно «Адмирал Берг». К-56 резко свернула влево, подставив под удар правый борт. Форштевень «Адмирала Берга» пропорол лодку между первым и вторым жилыми отсеками, где в это время спали люди. «Ворошилов» успел оттащить «раненую» АПЛ на мелководье, и она не пошла на дно. В результате этого столкновения погибли 27 человек, из них 24 офицера.
8 марта 1968 года в Тихом океане затонула подлодка К-129. Одной из наиболее вероятных причин ее гибели является столкновение с американской субмариной. Рассказывают, будто послу СССР в Америке на одном из приемов подбросили записку, в которой сообщалось, что американцы готовятся поднять К-129. Правда, в Кремле не поверили, что Штаты решатся на такую безумно дорогую операцию. Тем не менее в 1976 году американцы все же подняли лодку, причем с глубины 6,5 км! Во время подъема субмарина переломилась пополам. В носовой ее части были найдены тела 6 погибших матросов.
О гибели в 1983 году атомной подводной лодки третьего поколения К-429 следует рассказать более подробно. В то время уже ощущалась нехватка людей, и на лодку собрали матросов из разных экипажей. Причем на ее борту оказались два старших офицера -- капитан 1 ранга и начальник штаба. В принципе, лодкой командовал первый, но второй был старше по должности. Тот, кто служил, знает, что это такое. На приемку лодки от другого экипажа ушло всего три часа. Отцы-командиры так торопились выйти в море, что даже не произвели проверку прочного корпуса на герметичность (проверка заключается в том, что закрываются все люки и из лодки отсасывается воздух: если в корпусе есть дыра, ее легко обнаружить).
В море подлодке приказали следовать на полигон для выполнения учебных стрельб. Командир засомневался и решил дойти в надводном положении до мелководья, чтобы все же проверить подлодку. Но начальник штаба, ранее ходивший на подобной лодке в автономное плавание и получивший за это звание Героя Советского Союза, был против. Стали погружаться. Стоявший на перископе старпом неожиданно крикнул, что исчез горизонт. Через некоторое время выяснилось, что подлодка по неизвестной причине камнем упала на дно и залегла на глубине 36 метров.
Пока командиры думали-гадали, что произошло, из четвертого отсека, где находился пост управления энергетической установкой, выскочил мичман. Он крикнул, что в отсеке вода, и заскочил внутрь. Мичман и еще 13 матросов ради спасения остальных членов экипажа пожертвовали своими жизнями, задраив люки. Отсек был полностью затоплен за какие-то несколько десятков секунд. Но оставшиеся в живых поняли это далеко не сразу. Лодка угодила в тяжелую ситуацию. Можно было бы сообщить об аварии при помощи сигнальных буев -- все они оборудованы телефонной связью. Но, поскольку буи часто теряются, их наглухо приварили к корпусу.
Затопленный четвертый отсек разделил подлодку на две части. 17 человек собрались на корме -- в турбинном отсеке, а оставшиеся члены экипажа перебрались в первый. Обе группы, понимая, что помочь им никто не сможет, действовали самостоятельно. Моряки выходили из лодки в течение 72 часов. Все, кто был в носовой части (почти 80 человек), воспользовались торпедным аппаратом. О существовании кормового аварийно-спасательного устройства в виде двух люков (верхнего и нижнего) и камеры между ними сегодня знают все. Однако многие даже не представляют себе, какие страшные мгновения приходилось испытывать людям в тот момент, когда нижний люк закрывали, а через верхний начинала поступать вода. У одного из матросов не выдержало сердце, и он всплыл на поверхность уже мертвым. Один из лейтенантов потом вспоминал, какое жуткое состояние охватило его в первые часы пребывания в стальном гробу, когда надежда на спасение была призрачной и казалось, что выхода нет. Когда же был налажен «канал» отправки людей на поверхность, народ успокоился и, прощаясь с лодкой, норовил прихватить с собой что-нибудь на память. Один разыскивал любимую шариковую ручку, а другой не желал лезть в торпедный аппарат без подаренного женой свитера.
Позже выяснилось, что К-429 вышла в море с открытым (!) клапаном вентилирования аккумуляторных батарей. При погружении она набрала 60 тонн «лишней» воды и мгновенно оказалась на дне. Впоследствии командира лодки -- капитана 1 ранга -- предали суду.
Невероятная история произошла два года назад на Камчатке, где базируются атомоходы такого же 670-го проекта, как и «Курск». Атомная подводная лодка находилась в автономном плавании в Индийском океане, когда у нее резко упала скорость. Когда лодка пришла на базу и стала в док, оказалось, что сломался один из двух валов толщиной 400 мм, на которых «сидят» огромные гребные винты. Его как будто бритвой перерезало пополам. Подводникам еще крупно повезло, что поломка случилась за пределами прочного корпуса. В противном случае никто бы не сумел объяснить причину загадочного исчезновения субмарины.
Первая советская атомная лодка К-3 (»Ленинский комсомол») стала знаменитой после того, как впервые, в 1962 году совершила поход на Северный полюс. Спустя пять лет на ней произошел страшный пожар, о котором подводники вспоминают до сих пор. «Ленинский комсомол» находился в автономном плавании, когда в первом и втором жилых отсеках вспыхнуло пламя. Гидравлика на лодке работала на веретенном масле. На трубопроводе появилась трещина, что привело к образованию в воздухе масляного облака. Одна-единственная искра привела к объемному взрыву. 39 человек сгорели заживо. Кто-то из погибающих чудом успел закрыть люк в третий отсек, благодаря чему спас десятки своих товарищей. Лодка всплыла, и моряки потушили пожар…
О подлодке К-278, больше известной как «Комсомолец», писали много. Эта экспериментальная атомная подводная лодка, способная погружаться на глубину 1000 метров, затонула юго-западнее острова Медвежий в Норвежском море. Случилось так, что в седьмом отсеке вспыхнул пожар. Подлодка всплыла. Экипаж не смог справиться с огнем и был вынужден покинуть атомоход. Поскольку бывалые подводники не сумели правильно раскрыть спасательный плот, им пришлось плавать в ледяной воде несколько часов. Из 42 погибших членов экипажа только двое погибли от пожара, остальные умерли от переохлаждения.
О гибели атомной подлодки первого поколения К-8 известно лишь немногим. Эта трагедия случилась в Бискайском заливе в апреле 1970 года. К-8 находилась в автономном плавании в Атлантическом океане, когда сразу в двух местах -- в седьмом энергоотсеке и на центральном посту -- произошел пожар. Дело в том, что лодки первого поколения работали на постоянном токе и были чрезвычайно чувствительны к замыканию на корпус. Из-за повышенной влажности проводка часто «пробивала», и электрикам приходилось в поте лица выискивать слабые места и устранять неисправности. Из седьмого отсека успели доложить, что горят банки регенерации. В этих банках находилось вещество, поглощающее углекислый газ и выделяющее кислород. Тушить их пенным огнетушителем было бесполезно, помочь могла только вода. Лодка всплыла, и экипаж сообщил в Москву об аварии. До ближайшего берега оставалось 400 миль, а вокруг плескался безбрежный океан. В те времена спасать подлодки должны были находящиеся в этом районе советские суда морского флота. Но, как назло, в тот момент рядом никого не оказалось.
Огонь в седьмом отсеке отрезал часть экипажа от выхода, и подводники собрались в последнем -- кормовом. Из-за паники и спешки мореходы забыли, в какую сторону надо крутить рукоятку аварийного люка, и затянули его намертво. В ход пошла кувалда. Едкий дым выедал глаза и затруднял дыхание. Старшина, которому накануне вырезали аппендицит, попытался помочь друзьям, но без сил свалился вниз. Швы у него на животе разошлись. Благо, судовой доктор оказался рядом. Кислородных аппаратов на всех не хватило, и 14 человек в кормовом отсеке спасти не удалось.
На следующий день к атомоходу подошел болгарский сухогруз, и часть экипажа подлодки перебралась на него. К этому времени на субмарине обитаемым оставался только первый отсек -- во всех остальных стоял густой дым. Через сутки рядом с лодкой появился советский теплоход, куда подводников и переправили с болгарского судна. Тем временем субмарина все еще оставалась на плаву, и командир отказывался ее покидать. Вместе с ним на лодке оставались 22 человека. Командир попытался отправить на теплоход старпома, но тот наотрез отказался. Москва никаких приказов не отдавала, хотя было ясно, что лодку спасти не удастся -- на ней не оставалось ни воздуха, ни питания. Ночью атомоход все еще был виден на экране локатора, а ближе к утру исчез. На К-8 погибли 52 человека. Ее командиру посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
История военно-морского флота свидетельствует о том, что катастрофы на подводных лодках случались еще при Николае II, а затем и при Сталине, и при Брежневе. За период с 1903 по 1990 годы в мире затонуло 249 подводных лодок. 44 из них принадлежали царской России и Советскому Союзу. Если проанализировать аварии, происходившие на подводных лодках, становится очевидным, что главной причиной катастроф были столкновения (около 40%). Затем среди основных причин можно выделить затопления, посадки на мель, пожары и взрывы.
Причиной гибели подлодки К-129 в 1968 году считают ее столкновение с американской субмариной
Столкновений в истории подводного флота было очень много, однако далеко не всегда они заканчивались катастрофами. Так, в 1909 году затонула российская подлодка «Камбала», которая должна была имитировать ночную атаку. В результате неудачного маневра броненосец «Ростислав» разрезал «Камбалу» пополам. Впоследствии носовую часть подлодки удалось поднять. Ее рубка была установлена на городском кладбище Севастополя.Еще одна нелепая история произошла на Тихоокеанском флоте с атомоходом 650-го проекта К-56. После успешных ракетных стрельб субмарина возвращалась на базу в надводном положении вместе с большим противолодочным кораблем (БПК) «Ворошилов». Дело было ночью, большинство членов экипажа подлодки спали. Когда эскадра стала приближаться к Находке, количество встречных судов возросло, о чем БПК постоянно предупреждал атомоход. В это время года в Приморье очень часто бывает туман, который стелется над водой широкими полосами. Подлодка в очередной раз «заскочила» в туман, а когда «вышла» из него, нужно было срочно менять курс -- прямо на атомоход шло научно-исследовательское судно «Адмирал Берг». К-56 резко свернула влево, подставив под удар правый борт. Форштевень «Адмирала Берга» пропорол лодку между первым и вторым жилыми отсеками, где в это время спали люди. «Ворошилов» успел оттащить «раненую» АПЛ на мелководье, и она не пошла на дно. В результате этого столкновения погибли 27 человек, из них 24 офицера.
8 марта 1968 года в Тихом океане затонула подлодка К-129. Одной из наиболее вероятных причин ее гибели является столкновение с американской субмариной. Рассказывают, будто послу СССР в Америке на одном из приемов подбросили записку, в которой сообщалось, что американцы готовятся поднять К-129. Правда, в Кремле не поверили, что Штаты решатся на такую безумно дорогую операцию. Тем не менее в 1976 году американцы все же подняли лодку, причем с глубины 6,5 км! Во время подъема субмарина переломилась пополам. В носовой ее части были найдены тела 6 погибших матросов.
Командиры так торопились выйти в море, что даже не произвели проверку на герметичность
Вода в отсеках -- страшная вещь. Однако чаще всего причиной затопления лодки становились не технические неполадки, в этом оказывались виновны люди. Первая подлодка России «Дельфин» в 1904 году утонула потому, что при погружении просто забыли закрыть крышку верхнего рубочного люка, через который в то время стравливали воздух из цистерн главного балласта. В 1913 году такая же печальная участь постигла «Миногу» -- сигнальщику мешали флажки, он «на минутку» засунул их под клапан вентиляции и забыл об этом. Еще более нелепый случай произошел с советской подлодкой АГ-15. Когда командир надумал погружаться, на камбузе подгорели котлеты, и кок решил проветрить помещение. В результате лодка ушла под воду с открытым кормовым люком.О гибели в 1983 году атомной подводной лодки третьего поколения К-429 следует рассказать более подробно. В то время уже ощущалась нехватка людей, и на лодку собрали матросов из разных экипажей. Причем на ее борту оказались два старших офицера -- капитан 1 ранга и начальник штаба. В принципе, лодкой командовал первый, но второй был старше по должности. Тот, кто служил, знает, что это такое. На приемку лодки от другого экипажа ушло всего три часа. Отцы-командиры так торопились выйти в море, что даже не произвели проверку прочного корпуса на герметичность (проверка заключается в том, что закрываются все люки и из лодки отсасывается воздух: если в корпусе есть дыра, ее легко обнаружить).
В море подлодке приказали следовать на полигон для выполнения учебных стрельб. Командир засомневался и решил дойти в надводном положении до мелководья, чтобы все же проверить подлодку. Но начальник штаба, ранее ходивший на подобной лодке в автономное плавание и получивший за это звание Героя Советского Союза, был против. Стали погружаться. Стоявший на перископе старпом неожиданно крикнул, что исчез горизонт. Через некоторое время выяснилось, что подлодка по неизвестной причине камнем упала на дно и залегла на глубине 36 метров.
Пока командиры думали-гадали, что произошло, из четвертого отсека, где находился пост управления энергетической установкой, выскочил мичман. Он крикнул, что в отсеке вода, и заскочил внутрь. Мичман и еще 13 матросов ради спасения остальных членов экипажа пожертвовали своими жизнями, задраив люки. Отсек был полностью затоплен за какие-то несколько десятков секунд. Но оставшиеся в живых поняли это далеко не сразу. Лодка угодила в тяжелую ситуацию. Можно было бы сообщить об аварии при помощи сигнальных буев -- все они оборудованы телефонной связью. Но, поскольку буи часто теряются, их наглухо приварили к корпусу.
Затопленный четвертый отсек разделил подлодку на две части. 17 человек собрались на корме -- в турбинном отсеке, а оставшиеся члены экипажа перебрались в первый. Обе группы, понимая, что помочь им никто не сможет, действовали самостоятельно. Моряки выходили из лодки в течение 72 часов. Все, кто был в носовой части (почти 80 человек), воспользовались торпедным аппаратом. О существовании кормового аварийно-спасательного устройства в виде двух люков (верхнего и нижнего) и камеры между ними сегодня знают все. Однако многие даже не представляют себе, какие страшные мгновения приходилось испытывать людям в тот момент, когда нижний люк закрывали, а через верхний начинала поступать вода. У одного из матросов не выдержало сердце, и он всплыл на поверхность уже мертвым. Один из лейтенантов потом вспоминал, какое жуткое состояние охватило его в первые часы пребывания в стальном гробу, когда надежда на спасение была призрачной и казалось, что выхода нет. Когда же был налажен «канал» отправки людей на поверхность, народ успокоился и, прощаясь с лодкой, норовил прихватить с собой что-нибудь на память. Один разыскивал любимую шариковую ручку, а другой не желал лезть в торпедный аппарат без подаренного женой свитера.
Позже выяснилось, что К-429 вышла в море с открытым (!) клапаном вентилирования аккумуляторных батарей. При погружении она набрала 60 тонн «лишней» воды и мгновенно оказалась на дне. Впоследствии командира лодки -- капитана 1 ранга -- предали суду.
Невероятная история произошла два года назад на Камчатке, где базируются атомоходы такого же 670-го проекта, как и «Курск». Атомная подводная лодка находилась в автономном плавании в Индийском океане, когда у нее резко упала скорость. Когда лодка пришла на базу и стала в док, оказалось, что сломался один из двух валов толщиной 400 мм, на которых «сидят» огромные гребные винты. Его как будто бритвой перерезало пополам. Подводникам еще крупно повезло, что поломка случилась за пределами прочного корпуса. В противном случае никто бы не сумел объяснить причину загадочного исчезновения субмарины.
Подлодка все еще оставалась на плаву, и командир отказывался ее покидать
Пожары на субмаринах происходят часто, однако за последние 40 лет по этой причине погибли только три подлодки -- дизельная М-256 «Комсомолец» и две атомные. Еще одной атомной подлодке чудом удалось спастись, хотя жертв избежать не удалось.Первая советская атомная лодка К-3 (»Ленинский комсомол») стала знаменитой после того, как впервые, в 1962 году совершила поход на Северный полюс. Спустя пять лет на ней произошел страшный пожар, о котором подводники вспоминают до сих пор. «Ленинский комсомол» находился в автономном плавании, когда в первом и втором жилых отсеках вспыхнуло пламя. Гидравлика на лодке работала на веретенном масле. На трубопроводе появилась трещина, что привело к образованию в воздухе масляного облака. Одна-единственная искра привела к объемному взрыву. 39 человек сгорели заживо. Кто-то из погибающих чудом успел закрыть люк в третий отсек, благодаря чему спас десятки своих товарищей. Лодка всплыла, и моряки потушили пожар…
О подлодке К-278, больше известной как «Комсомолец», писали много. Эта экспериментальная атомная подводная лодка, способная погружаться на глубину 1000 метров, затонула юго-западнее острова Медвежий в Норвежском море. Случилось так, что в седьмом отсеке вспыхнул пожар. Подлодка всплыла. Экипаж не смог справиться с огнем и был вынужден покинуть атомоход. Поскольку бывалые подводники не сумели правильно раскрыть спасательный плот, им пришлось плавать в ледяной воде несколько часов. Из 42 погибших членов экипажа только двое погибли от пожара, остальные умерли от переохлаждения.
О гибели атомной подлодки первого поколения К-8 известно лишь немногим. Эта трагедия случилась в Бискайском заливе в апреле 1970 года. К-8 находилась в автономном плавании в Атлантическом океане, когда сразу в двух местах -- в седьмом энергоотсеке и на центральном посту -- произошел пожар. Дело в том, что лодки первого поколения работали на постоянном токе и были чрезвычайно чувствительны к замыканию на корпус. Из-за повышенной влажности проводка часто «пробивала», и электрикам приходилось в поте лица выискивать слабые места и устранять неисправности. Из седьмого отсека успели доложить, что горят банки регенерации. В этих банках находилось вещество, поглощающее углекислый газ и выделяющее кислород. Тушить их пенным огнетушителем было бесполезно, помочь могла только вода. Лодка всплыла, и экипаж сообщил в Москву об аварии. До ближайшего берега оставалось 400 миль, а вокруг плескался безбрежный океан. В те времена спасать подлодки должны были находящиеся в этом районе советские суда морского флота. Но, как назло, в тот момент рядом никого не оказалось.
Огонь в седьмом отсеке отрезал часть экипажа от выхода, и подводники собрались в последнем -- кормовом. Из-за паники и спешки мореходы забыли, в какую сторону надо крутить рукоятку аварийного люка, и затянули его намертво. В ход пошла кувалда. Едкий дым выедал глаза и затруднял дыхание. Старшина, которому накануне вырезали аппендицит, попытался помочь друзьям, но без сил свалился вниз. Швы у него на животе разошлись. Благо, судовой доктор оказался рядом. Кислородных аппаратов на всех не хватило, и 14 человек в кормовом отсеке спасти не удалось.
На следующий день к атомоходу подошел болгарский сухогруз, и часть экипажа подлодки перебралась на него. К этому времени на субмарине обитаемым оставался только первый отсек -- во всех остальных стоял густой дым. Через сутки рядом с лодкой появился советский теплоход, куда подводников и переправили с болгарского судна. Тем временем субмарина все еще оставалась на плаву, и командир отказывался ее покидать. Вместе с ним на лодке оставались 22 человека. Командир попытался отправить на теплоход старпома, но тот наотрез отказался. Москва никаких приказов не отдавала, хотя было ясно, что лодку спасти не удастся -- на ней не оставалось ни воздуха, ни питания. Ночью атомоход все еще был виден на экране локатора, а ближе к утру исчез. На К-8 погибли 52 человека. Ее командиру посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Немає коментарів:
Дописати коментар