пʼятницю, червня 15, 2012

АВАРИИ И ГИБЕЛЬ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В США.

Американцы не меньше нас засекречивают аварии на своих подводных лодках «Молчаливая служба», именно так - Silent Service - называют свой подводный флот американцы.
И, возможно, не только за то, что американские субмарины отличаются бесшумностью хода, но и потому, что обстоятельства и причины крупнейших аварий так и не преданы огласке, если вообще установлены.
        Первая боевая подлодка военно-морских сил США Holland (это не страна, а имя конструктора Джона П. Холланда) вышла на боевое дежурство без малого 100 лет назад, 12 октября 1900 года. 

Источник -http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/1278/314

С тех пор в Соединенных Штатах было построено почти 800 субмарин. Из них около 30 терпели бедствия или участвовали в инцидентах в мирное время. (В это число включены и происшествия времен Второй мировой войны, не связанные с боевыми действиями.)
Две самые тяжелые катастрофы послевоенной истории американского подводного флота произошли без какого бы то ни было участия советских подлодок.
10 апреля 1963 года у берегов Новой Англии при ходовых испытаниях после ремонта затонула атомная субмарина Thresher (SSN-593). Погибли 129 человек, спасти не удалось никого. Комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной был либо некачественный сварной шов, либо неисправный клапан. В результате в машинное отделение попала вода, замкнувшая электропроводку. Это, в свою очередь, привело к аварийной остановке реактора, и обездвиженный Thresher просто не смог всплыть. Между тем вода продолжала заполнять лодку, которая в итоге погрузилась на глубину, где была раздавлена высоким давлением. Все это лишь гипотеза - Thresher так и не нашли.
        21 мая 1968 года в 400 милях к юго-западу от Азорских островов, возвращаясь с боевого дежурства из Средиземного моря на базу в Норфолк, Вирджиния, потерпела бедствие атомная подлодка Scorpion (SS-589). Весь экипаж численностью 99 человек погиб. Спустя пять месяцев обломки корпуса были обнаружены на глубине около 3 километров. Доклад комиссии ВМС объемом в 1354 страницы был рассекречен лишь через 24 года после крушения. Комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной гибели лодки была ее собственная торпеда, выпущенная случайно и развернувшаяся на 180 градусов.
        Этой версии придерживается, в частности, Том Клэнси, автор знаменитого романа "Охота за "Красным Октябрем" и признанный знаток современных вооружений. По сведениям Клэнси, затонувшая субмарина лежала на океанском дне носом на восток, хотя шла на запад. Романист полагает, что "Скорпион" развернулся, пытаясь уклониться от торпеды. По мнению Клэнси, то, что произошло далее с получившим пробоину "Скорпионом", могло произойти и с "Курском": взрыв торпеды внутри корпуса - детонация - разрушение переборок - аварийная остановка реактора - резкий перепад давления, раскаливший воздух внутри корпуса...
Смерть экипажа, считает он, наступила очень быстро.
        Тем не менее все это лишь предположения. Операции подводного флота сохраняются в глубокой, как морская пучина, тайне независимо от срока давности. Представители Пентагона и командования ВМС с величайшей неохотой отвечают на вопросы, связанные с атомными субмаринами. "Мы не комментируем действия подводных лодок", - таков типичный ответ чинов военного ведомства на вопросы журналистов.
Точно так же отвечают отставники.
Даже в тех случаях, когда инцидент происходит вблизи американских берегов или берегов другой страны, где есть свободная пресса, добиться от пресс-секретарей в погонах точной и подробной информации невозможно. 19 марта 1998 года близ Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк, столкнулись две американские лодки, Kentucky с баллистическим ракетами Trident и San Juan, из которых первая шла в надводном, а вторая в подводном положении.
Представитель ВМС заявил на следующий день, что из личного состава обеих лодок никто не пострадал, назначено расследование и ущерб подсчитывается. Он также заверил публику, что это чрезвычайно редкий случай. Лаконичное сообщение о столкновении опубликовала на следующий день пресс-служба базы "Гротон" в Коннектикуте, где базируется лодка "Сан-Хуан".
Помимо этих скупых, но официальных текстов в печать попали лишь домыслы анонимных "источников, знакомых с деятельностью военно-морских сил", предположивших, что субмарины имитировали игру в кошки-мышки, столь свойственную взаимоотношениям американского и советского подводных флотов в годы холодной войны. За неимением жертв о комиссии по расследованию в дальнейшем никто и не вспомнил. В тех случаях, когда авария происходит на океанских просторах, пресса узнает о ней, если вообще узнает, с большим опозданием.
        Столкновения в число самых распространенных причин аварий подводных лодок не входят. Последний раз наша лодка столкнулась с американской 20 марта 1993 года. Кристофер Дрю, репортер New York Times и один из авторов книги о подводном шпионаже "Блеф слепца" (Blind Man's Bluff), считает столкновения маловероятными по двум причинам. Во-первых, с окончанием холодной войны изменились стратегические приоритеты США: теперь американские субмарины несут боевое дежурство преимущественно в Персидском заливе и на Ближнем Востоке, в Адриатике, близ Балкан, у китайских и северокорейских берегов. Во-вторых, отпала одна из главных задач, стоявших перед подводниками, - прослушивание коммуникаций: подключаться к оптико-волоконному кабелю бесполезно, технология его прослушивания слишком сложна и ненадежна. (Самая удачная операция такого рода - прослушка кабеля, пролегавшего по дну Охотского моря, - была раскрыта в 1981 году благодаря бывшему сотруднику Агентства национальной безопасности Рональду Пелтону, передавшему эту информацию Москве.) На вопрос, какими средствами спасения располагает, в отличие от русского военного флота, флот американский, независимые эксперты дают неутешительный ответ: практически никакими. Аппараты, о которых идет речь (у ВМС США их всего два - Avalon и Mystic), построены около 30 лет назад. Они никогда не участвовали в реальной операции спасения и безнадежно устарели. Avalon будет вскоре списан, Mystic прослужит до 2005 года. Заменить их Пентагон намерен аппаратами нового поколения, а также колоколом, очень похожим на тот, которым пытались подобраться к аварийному люку "Курска", но гораздо более сложным.
Семьи моряков "Скорпиона" знали, что лодка должна вернуться из трехмесячного плавания 24-го или 25 мая. Однако 24-го командование базы сообщило им, что прибытие откладывается до 27-го. В это время в Атлантике уже шла интенсивная поисковая операция. 27 мая родственники, несмотря на дождь и сильный ветер, вышли встречать лодку. Никто ни о чем не подозревал, включая дежурного офицера, который ждал от "Скорпиона" радиограммы, отправляемой перед всплытием. Не дождавшись, семьи разошлись по домам. Вскоре после шести часов вечера местное телевидение прервало передачу для экстренного сообщения об исчезновении "Скорпиона". Еще через полтора часа в каждом доме зазвонил телефон, и представитель командования базы подтвердил информацию. О том, что лодка пошла ко дну, никто не говорил - речь шла о потере связи.
        Прошло еще девять дней, прежде чем командование ВМС официально объявило, что команды "Скорпиона", всего вероятнее, нет в живых. На следующий день старший капеллан базы отслужил панихиду. И только 31 октября пришло известие, что затонувшая субмарина обнаружена. Собрать удалось лишь мелкие обломки. Корпус "Скорпиона" с 99 телами внутри остался там, где его нашли. Тайна его гибели по-прежнему покрыта мраком, какой царит лишь на больших океанских глубинах.

Немає коментарів: