вівторок, червня 19, 2012

  Из книги  Сафонова А.Н."Воспоминания о Севастопольском ВВМИУ ( СВВМИУ--Голландия )

ЧАСТЬ 19
Капитан 1 ранга Медведев В.Н. с супругой Татьяной Сергеевной  
Памяти командира АПЛ «К-387» капитана 1 ранга Комиссарова В.В.Командир атомной подводной лодки «К-10» проекта 675 капитан 1 ранга Медведев Валерий Николаевич.
У каждого мгновенья – свой резон,
Свои колокола,
Своя отметина,
Мгновенья создают
Кому – позор
Кому – бесславье,
А кому – бессмертие!
« Р.Рождественский»

Командир подводной лодки – труднейшая, ответственейшая должность в ВМФ. Командир подводной лодки - основная фигура, на которой  держится подводный флот. Командир подводной лодки – национальное достояние любого цивилизованного государства. Как правило, ими становятся неординарные, выдающиеся личности способные самостоятельно принимать судьбоносные для Отечества решения.  Командир подводной лодки – прежде всего патриот своей Родины! Многие наши подводники обессмертили свое имя тем, что внесли огромный вклад в создание основ и дальнейшее развитие  морской безопасности нашей страны. 
 Полностью воспоминания автора читайте.Источник-http://andreeva.1gb.ru/story/holland17.html
                                    (продолжение следует) 







Общаясь с друзьями подводниками я узнал, что в нашем городе проживает легендарный, талантливый  подводник, сделавший большое количество автономных боевых служб и не раз, побывавший в экстремальных ситуациях в море. Как известно, не существует больших талантов без большой воли. Если талант – божий дар, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает. Именно сплав таланта и твердой воли позволяли Валерию Николаевичу принимать  единственно правильные решения в тяжелейших ситуациях на подводной лодке.
Этот выдающийся подводник  внес огромный вклад в повышение боеготовности ВМФ СССР и России. Капитан 1 ранга Медведев Валерий Николаевич является патриотом своей страны, которой он всю свою жизнь беззаветно служил. Свою любовь к Родине он постоянно проявлял в образцовом исполнении служебных обязанностей на многих должностях чрезвычайно тяжелой службы на подводных лодках.  Не секрет, что для многих членов современного общества моей страны, такие слова как:  «Патриотизм, чувство долга, самопожертвования, ответственности за будущую судьбу Родины» - до сих пор носят  абстрактный характер . Совсем недавно с телеэкранов мы слышали надрывный, переходящий в змеиное шипение, вой  политиканов, что:  «Патриотизм – последнее убежище отъявленных негодяев »! На мой взгляд, эти мерзавцы  являлись ярыми врагами моего народа и моей страны. Наполеон Бонапарт говорил:  «Патриотизм- лучшее достоинство цивилизованного человека»! О патриотизме сегодня говорят люди разных убеждений и в основном -- благожелательно: мол, надо воспитывать патриотов, необходимо думать о патриотическом сознании. Да, ветер подул в ином направлении. Но это не ветер, а скорее всего небольшие колебания воздуха, которые не дают ожидаемых положительных результатов. То, что происходит в последние десятилетия с трактованием нашей  истории, -- это бессовестно и антипатриотично. Ибо, все, что является негативом, -- здесь утверждается, а героические страницы истории России и русского народа исключаются, или нивелируются. Никто, кроме людей враждебных, такое сделать не может. Значит, существует антипатриотизм, как установка. Чья установка? Обратимся к истории. Напомню слова Л. Троцкого: "Будь проклят патриотизм". Вот корень того, что потом старались развивать под предлогом "интернационализма" и что было, наконец опровергнуто историей. Ибо без патриотизма нет ни государства, ни народа. Сейчас можно услышать слова: "Любовь к Родине там, где кусок жирнее». Подобные высказывания опасны тем, что они связаны с уничтожением духовного начала в человеке.
Патриотизм -- это не "привычка". Это, прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне. Патриотизм- фундамент, на котором строится здание государства! В некоторых странах уровень воспитания патриотизма доведен до  фанатизма! Катастрофическое положение с патриотическим воспитанием  в моей стране подтолкнуло меня на знакомство с выдающимся подводником. Позвонив ему по телефону, я представился, назвал причину звонка  и попросил его о встрече. Прославленный подводник, узнав о цели встречи, с удовольствием согласился. В назначенное время я нажал кнопку звонка квартиры, где проживает знаменитый подводник. Открылась дверь. И я увидел высокого статного мужчину пожилого возраста. Несмотря на груз годов в его фигуре легко угадывалась офицерская выправка. Приятное открытое русское лицо украшали умные любопытные глаза. От него исходила энергия тепла и доброжелательности. В его манере поведения легко просматривались чувство собственного достоинства и врожденного благородства. С первых секунд нашего общения я попал под его необычайное обаяние.
Забегая вперед, скажу, люди подобные капитану 1 ранга Медведеву В.Н. отдаются делу полностью, никогда не экономя своих сил. Это властный, волевой тип человека, умеющий подчинять других своей воле, и способный подчиняться сам. Привычка брать на себя ответственность делает его незаменимым руководителем среднего звена - до высшего они все-таки, как правило, не дотягивают из-за излишней прямолинейности. Медведеву  В.Н.можно доверять, на него можно положиться. Как правило, такие люди обладают большим гармоничным духовным миром и сильным характером. Для него  характерна сдержанная, корректная манера вести беседу. Свое отношение к обсуждаемым вопросам выражает прямо. Во время беседы располагал к себе  внимательностью и чуткостью. На заданные вопросы отвечал  в деликатной, доброжелательной, корректной форме. Общаться с ним мне было легко и приятно. Даже в манере общения проявлялась его неординарность.

Вопрос: - Валерий Николаевич, расскажите о своей жизни?
Ответ:
- Я, Валерий Николаевич Медведев родился 31 мая 1944 года в г. Игарка Красноярского края.
Отец- Медведев Николай Михайлович летал в полярной авиации. В 1946 году его жизнь трагически оборвалась при исполнении служебных обязанностей.
Мать- Черкашина Анастасия Ивановна осталась на руках  с двумя малолетними детьми.
Спустя некоторое время мама  вышла замуж за летчика полярной авиации – Михайлова Владимира Васильевича. Вскоре в семье родились еще двое детей. В 1960 году отец вышел на пенсию. В 1961 году семья переехала в Одессу, где для проживания купили скромный домик. Материальное положение семьи было тяжелым. В 1962 году получив среднее образование, решил  поступать в  училище военной  авиации. После медицинского освидетельствования своего здоровья узнал, что в училище к вступительным экзаменам допускаются  абитуриенты прошедшие летную подготовку по программе ДОСАФ. Реплика Сафонова: «Благодаря этому требованию, возможно, мы все  потеряли прекрасного летчика или космонавта, но приобрели талантливого, выдающегося подводника»! Медведев:- В то время я не мечтал о службе на подводных лодках. Вмешался «господин случай». Мой товарищ  решил поступать в ЧВВМУ имени П.С. Нахимова и предложил мне составить компанию. Аргументация поездки была весомой: « Если не поступим в училище, вдоволь накупаемся в Черном море и посмотрим г. Севастополь». Вскоре мы сдавали вступительные экзамены в престижное военно-морское училище. Мне повезло, я блестяще сдал экзамены, а вот товарищ  мой не смог показать достойных для поступления знаний.. Спустя некоторое время  абитуриенты, успешно сдавшие вступительные экзамены были направлены на корабли Черноморского флота с целью прохождения  службы. Поступая в училище, многие не понимали, что их ждет впереди. Полноценная служба на боевом корабле являлась своеобразной профориентацией будущих офицеров флота. Через год службы на кораблях КЧФ многие кандидаты в офицеры отказались связывать свою жизнь со службой во флоте. Половина кандидатов на обучение в СВВМИУ отказались от получения образования в этом учебном заведении. И только два человека отказались учиться  в ЧВВМУ имени П.С. Нахимова.

.
.
Учился я  добросовестно и настойчиво. С удовольствием  изучал преподаваемые в училище науки. В свободное от занятий время  напряженно  занимался спортом. Я знал, что проходя службу на кораблях ВМФ свободного времени для укрепления своего  здоровья не будет. Служба во флоте здоровья не прибавляет.
Много и системно  читал классиков русско-советской и иностранной литературы, увлекся поэзией. Со временем  стал писать стихи. В училище были созданы все условия для гармоничного развития курсантов. Пять лет обучения в одном из лучших в СССР морском учебном заведении пролетели незаметно. После окончания училища был распределен на Камчатку. В отделе кадров меня направили служить на ракетно-техническую базу, а мне очень хотелось служить на пла (подводных лодках атомных).  Назначение обуславливалось отсутствием должностей моей специальности на подводных лодках. Служба  в ракетной боевой части подводной лодки считалась престижной. Как правило, должности в БЧ-2 были забронированы за лейтенантами, имевшими высоких покровителей. Служба на берегу меня абсолютно не устраивала, и я «завалил» отдел кадров рапортами о переводе на подводную лодку. Спустя полгода, настойчивость и напористость молодого лейтенанта «достали» кадровика и меня  назначили  на пла «К-48»  675 проекта на должность инженера БЧ-2. Так началась моя морская служба. Расскажу немного о пла проекта 675.

Памяти командира АПЛ «К-387» капитана 1 ранга Комиссарова В.В.




лейтенант Медведев В.Н.


1

ПЛАРК 675 проекта.
ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5Д) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника.
На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. ПЛАРК, обнаружив цель по данным внешних источников ЦУ, всплывала для ракетной стрельбы, которая осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты в залпе. После подъема ракетных контейнеров и открывания крышек производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет. Одновременно в рабочее положение (на 180°) разворачивалось установленная в носовой части ограждения рубки антенна системы управления и наведения ПКР на цель «Аргумент».


Для приема информации о целях от авиационной системы разведки и целеуказания имелась радиолокационная система «Успех-У» (прием мог осуществляться как в надводном, так и в подводном положении ПЛАРК).
Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533-мм (максимальная глубина стрельбы-100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы – 250 м). Суммарный боекомплект – 10 торпед.
Главная энергетическая установка (номинальная мощность – 35000 л.с,) по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подверглась.
Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом «Арктика-М», комплексом навигационных систем «Сила-Н-675», гирокомпасом «Маяк», астронавигационной системой «Лира-11» и другим оборудованием.
Строительство лодок 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы.
Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. Хотя эффективность этих ПЛ была невелика из-за надводного старта ПКР и необходимости телеуправления ими, а также из-за уязвимости ракет от средств ПРО группировок крупных надводных кораблей. Отрицательно на эффективность ПЛАРК проекта 675 сказывалась их значительная шумность из-за высокой виброактивности механизмов АЭУ АПЛ первого поколения и высокой частоты вращения гребных винтов, а также из-за наличия плохообтекаемых газоотводных выгородок.
Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛАРК с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5Д, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал Советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Всего с 1963 г. по 1968 г. ВМФ получил 29 кораблей пр.675 (16 корпусов построены на СМП, 13 – на СЗЛК).


В процессе службы я прошел ступени командных должностей на многих подводных лодках. Этапы службы: «К-48 » - инженер БЧ-2, 273 экипаж- инженер БЧ-2, «К-175» -командир БЧ-2, «К-10 »- помощник командира пла, «К-34»- старший помощник командира пла. В 1977 году меня назначают на должность командира  атомной подводной лодки «К-10». В этой должности я пробыл 8,5 лет. Любая должность, занимаемая мною на корабле, требовала: - трудолюбия, заботы о подчиненных, добросовестности, преданности своему делу и самоотдачи. Только при таком отношении к исполнению своих обязанностей можно было эффективно эксплуатировать материальную часть корабля и выполнять боевые задачи. За техникой необходим ежедневный, кропотливый уход. В те времена государство заботилось о своем ВМФ. Недостатка в запасных частях к технике и оружию мы не испытывали. От нас требовалось одно- выполнять боевые задачи. Экипажи подводных лодок были отработаны до автоматизма. Было много  случаев внезапного  ухода пла в длительное  автономное плавание. Сначала мы ходили в автономки сроком на 55-60 суток. Затем сроки автономного плавания были резко увеличены до 6-8 месяцев.
Правда, при этом мы заходили в дружественные нам государства. Необходимость захода обуславливалась пополнением расходных материалов и мелким ремонтом техники. Моряк должен учиться в море. Море - лучший учитель! Экипаж «К-10» был прекрасно обучен и содержал материальную часть корабля и его оружие в образцовом состоянии. Приведу пример. В 1980 году начали разбирать ракеты П-5Д, так как использовать их при стрельбе по берегу стало неэффективно. Решили использовать их в качестве ракет-мишеней для отработки  стрельбы средствами ПВО надводных кораблей на сбитие, а заодно проверить боеготовность личного состава «К-10». В назначенное время  мы произвели полный залп восемью ракетами! Такую задачу можно выполнить было только с личным составом корабля, в совершенстве владеющим своей специальностью! Вопрос: « Валерий Николаевич, я отношусь к когорте (презренных ) механиков окончивших СВВМИУ. Что Вы можете сказать о специальной подготовке выпускников этого училища? Ответ: – Считаю, что преподаватели СВВМИУ достойно готовили своих питомцев. За все время моей службы мне встречались исключительно грамотные и добросовестные выпускники этого училища.. Вопрос: - Как вам удалось выдержать груз командирской ноши в течение 8,5 лет?. Ответ:- Удивляюсь сам. При той интенсивности службы, командиров нужно было менять через каждые пять лет! Я почувствовал себя  выжатым, как лимон через семь лет службы в должности командира пла. В море я никогда не позволял себе расслабляться. Вопрос:- При каких обстоятельствах произошло  столкновение «К-10 » с подводным объектом? Ответ:- 22 января 1983 года  «К-10» находилась в Южно-китайском море. Служба шла своим чередом, и ничто не предвещало беды. Находились на оперативном просторе, под нами была глубина 4500 метров ( пять  минут езды на автобусе). Была суббота. После помывки личный состав занимался просмотром художественных фильмов в первом отсеке. Подошли к кромке назначенного района на восемь часов раньше. В район требовалось войти в строго назначенное время. Я решил проверить отсутствие слежения со стороны противолодочных  сил США и Японии. При развороте на обратный курс получил соответствующие доклады от гидроакустиков. Все было чисто! Глубина погружения -54 метра.  Минуты через три лодка  столкнулась, с каким -то препятствием. Удар был мягким, но мощным! От столкновения сильно содрогнулся весь корпус пла.  «К -10» будто сцепившись с неизвестным объектом, в течение нескольких секунд двигалась вместе с ним. Затем  они расцепились. Мгновенно объявил аварийную тревогу. Первые носовые три отсека были загерметизированы  вместе с находящимися в них людьми. По ГГС «Каштан» я запросил первый отсек, ответом мне была оглушительная тишина. Лодка шла своим курсом и глубиной, с небольшим падением  скорости. Чуть-чуть увеличился дифферент на нос. Я постоянно запрашивал первый отсек. От удара при столкновении матросы получили сильнейший стресс и только спустя некоторое время  пришли в себя. Через две минуты показавшиеся мне вечностью из первого прошел доклад об обстановке в отсеке. Отсек был герметичен! В 21 час 31 минуту всплыли в надводное положение. Над морем свирепствовал тайфун. Чудовищной силы ветер и огромные волны бросали лодку, как маленькую щепку. Ночи в тех широтах темные и осматривая через перископную оптику море, я ничего не увидел. Дал команду вернуться в точку столкновения. Прибыв в место столкновения (трагедии), я вместе со штурманом и сигнальщиком увидели оранжевый проблесковый огонь подводной лодки. Приблизительно через 30-40 секунд огонь исчез. Об увиденных проблесковых огнях подводной лодки  я говорю впервые. От автора - В соответствии с постановлением Правительства СССР от 09.01.1959 в ЦКБ-16 с марта по декабрь 1959  года  были подготовлены рабочие чертежи и техническая документация по  проекту  629 с комплексом Д-1 с ракетами Р-11ФМ для передачи их в КНР. К осени 1960  года  на ССЗ в Даляне (КНР, бывший Дальний) состоялась закладка первой из китайских ПЛ  проекта  629. Для ускорения ее постройки широко использовались конструкции, изготовленные на ССЗ №202, а также оборудование и механизмы с ПЛ К-139 (спущена на воду в мае 1960  года ). ПЛ была закончена постройкой в конце 1961  года  и получила бортовой номер 200. Одновременно в г.Комсомольск-на-Амуре заложили ПЛ под заводским номером 138. После постройки корабль по частям перевезли в КНР и в конце 1962  года  ввели в строй под номером 208.  В   1983   году  этот корабль погиб со всем экипажем и группой ученых и инженеров во время испытаний китайской баллистической ракеты JL-1, возможно при  столкновении  с АПЛ  К -10  проекта  675  в Южно-китайском море. Учитывая, что на лодках этого проекта  экипаж составляет около 100 человек и была группа гражданских специалистов, можно только предполагать количество жертв, которое вполне могло оказаться больше, чем в 1963 году на американском «Трешере», но китайская сторона упорно отмалчивается.
Памяти командира АПЛ «К-387» капитана 1 ранга Комиссарова В.В.




Командир "К-10" капитан 1 ранга Медведев на мостике. Курсом на Камрань.


Сейчас можно почти со 100% -ой уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». Окажись подводная лодка «К-10» в точке столкновения на пять секунд раньше, возможно она лежала бы сейчас на глубине 4500 метров вместе с останками своего доблестного экипажа. В этот раз им крупно повезло. После соответствующего доклада в вышестоящие инстанции флота, им было приказано следовать в надводном положении в базу Камрань, находившуюся в Южном Въетнаме. Эскортировал их БПК «Петропавловск». При осмотре лодки с созданием дифферента на корму  выяснилось, что ее носовая часть имеет сильнейшие повреждения.  Среди искореженной носовой части  «К-10» были обнаружены куски металла не принадлежащие ей. Килевая стальная дорожка  «К-10» толщиной 30 мм и длиной порядка 32 метров при столкновении была срезана, как бритвой. После осмотра подводной лодки командование  флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинава и Корейский  пролив в надводном положении. Узнав об этом, капитан 1 ранга Медведев Валерий Николаевич не дрогнул. Он привык смотреть смертельной опасности в глаза! Удивительно, но он прошел эти 4500 км.  без акустических  станций, практически на ощупь! Родина не заметила подвига моряков «К-10» совершенного во время  беспрецедентного перехода, но он не остался без внимания ГК ВМФ  С.Г. Горшкова и партийной комиссии 29-й дипл. Вместо заслуженных высоких государственных наград, на командира было наложено серьезное взыскание.  Валерий Николаевич рассказал еще о многих экстремальных ситуациях, из которых он и его подчиненные выходили победителями. Об этом надо писать книгу, что я и предложил сделать выдающемуся подводнику. Уходя из крошечной квартиры неординарного подводника, мне стало стыдно за наше государство, не желающее соответствующим образом отблагодарить людей, сделавших ему славу великой морской державы. В странах, где основной едой является жареная саранча, военные пенсионеры получают пенсии гораздо большие, чем у нас. Да и бытовые условия проживания военных пенсионеров у них значительно лучше. В Германии был период, когда подводники входили в общественные места, то при этом  все присутствующие в знак уважения к их смертельно - опасной профессии вставали. Таким образом, поднимали значимость и престиж службы на подводных лодках. А у нас? Одним  из факторов определяющих величие государства, является не количество баллистических ракет и постоянно увеличивающееся число миллиардеров, а отношение к своим согражданам. И в первую очередь к пожилым людям и детям! В заключение хочу добавить,  что капитан 1 ранга Медведев Валерий Николаевич преподавал в УЦ ВМФ им. Л.Г. Осипенко с 1986 по 1994гг. После демобилизации в течение семи лет работал там же. В настоящее время работает в одном из институтов г.Обнинска. Имея символическую военную пенсию, в нашем государстве без работы нельзя!

Памяти командира АПЛ «К-387» капитана 1 ранга Комиссарова В.В.




Аварийная носовая часть "К-10" левого борта. Док в Чажме. Фотография публикуется впервые.

 

Немає коментарів: