Героизм подводников во время аварий ПЛ
Подавляющее большинство подводников в критических ситуациях проявляют незаурядное мужество и силу воли. Многочисленные ЧП с субмаринами, к сожалению, давали для этого немало поводов. Аварийная ситуация вынуждает экипаж лодки действовать быстро и решительно. От этого зависила их жизнь Не всегда это приводит к успеху, и тогда корабль погибал. Но иногда героизм людей, пожертвовавших своей жизнью, спасает лодку и предотвращает еще большие жертвы. Остановимся на нескольких авариях, происшедших с первенцами советского ядерного флота.
В июле 1961 г. на первом атомном ракетоносце К-19 (пр. 658) после завершения очередного этапа флотских учений "Полярный круг" внезапно упало давление в первом контуре реактора. Он начал перегреваться и грозил взрывом. Лодка всплыла
. Группа добровольцев во главе с лейтенантом Борисом Корчиловым за 2 часа, посменно проведенных в радиоактивном аду реакторной выгородки, смонтировала нештатную систему охлаждения атомного сердца корабля. К-19 и мир были спасены от ядерного взрыва, но 8 моряков вскоре умерли в страшных муках от переоблучения, несколько человек скончались спустя некоторое время. Чудом выжил старшина И.П. Кулаков, спускавшийся в трюм реакторного отсека для ремонта клапанов откачки воды и пар Командир, капитан II ранга Н.В. Затеев, принял неординарное решение - вернуться в район учений в надежде на встречу с какой-нибудь советской лодкой. На сигнал аварийного передатчика отозвались лодки С-159 и С-270. Их командиры без разрешения начальства самовольно покинули предписанные им районы и в условиях начинающегося шторма поспешили на помощь к излучающему радиоактивность атомоходу. С большим трудом на "дизелюки" удалось эвакуировать экипаж К-19. Спасая своих людей, Затеев опять рисковал. Москва разрешения на оставление лодки не давала, а ждать больше уже было нельзя.1968год в Баренцевом море происходит ядерная авария на АПЛ К-27(645пр).Командир капитан 1- го ранга Леонов игнорируя приказ командывания 17 дивизии остановиться и ждать особого распоряжения направил свой корабль с облученными моряками в базу, этим самым спас многие жизни подводников.В результате данной аварии в госпитале умирают в страшных муках 4- ро спецтрюмных.Многие умерли спустя годы уже на гражданке.Подвиг подводников К-27 так и не оценен властью. .
В 1972 г. лодка под командованием капитана I ранга В.П. Кулибабы шла на большой глубине, когда случилась очередная авария. В трюме 9-го отсека, где находятся каюты л/с, за полчаса до подъема из-за прохудившегося трубопровода гидравлики стремительно начался пожар. Экипаж погибал, но оставался на своих боевых местах, исполняя что требовалось. К-19 поднималась ходом, воздух высокого давления в корму перекрыли. После 10 ти лет эксплуатации субмарины герметичность ее переборок была номинальной. 9-й и 8-й отсеки горели, 7-й и 6-й были загазованы, 5-й - затоплен и загерметизирован. Сгорело и задохнулось в дыму 28 человек. Три недели лодку, пока ее вели на буксире, швыряло как скорлупку. А в кормовом отсеке в кромешной темноте, на аварийном пайке, в холоде томились 12 человек во главе с капитан-лейтенантом Борисом Поляковым. И выжили.
В сентябре 1967 г. заканчивался 2-й месяц очередного похода АПЛ "Ленинский комсомол" (пр. 627). Первый советский атомоход находился в Норвежском море в 1770 км от базы. Ночью на глубине 50 м в 1-м отсеке начался пожар. При покидании его личным составом, огонь перекинулся во 2-й отсек. От пламени и отравления угарным газом погибло 39 человек. Жертв могло быть значительно больше, но командир отсека лег телом на кремальеру люка, обрекая себя и товарищей по несчастью на смерть, но не дав пожару распространиться дальше. Задыхаясь от просочившегося в Центральный пост дыма, боцман сумел продуть цистерны главного балласта, отдраить люки, вынести наверх командира и привести его в чувство. Страшная авария не переросла в катастрофу исключительно благодаря мужеству моряков.
В послевоенное время через службу в подводном флоте прошло более полумиллиона человек, но лишь 3 тысячи из них были награждены орденами и медалями.
Немає коментарів:
Дописати коментар