В народе говорят : " С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ, ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ ! ". И в хорошем смысле, и в дурном. Я же, подружившись с моряками, получила массу новых для себя знаний и понятий о морской службе, без конца укладывала в голове морские термины, ИЗУЧАЛА устройство подводной лодки. Пролезла, прошла ( и не раз) все отсеки.Заглянула в кастрюли камбуза ( очень интересовало, как готовят на плите во время шторма ). С разрешения командира рассмотрела округу в перископ и послушала в наушниках "слухача" шум моря. С уважением постояла на месте боцмана у рулей.Поговорила по внутрикорабельной связи с центральным отсеком. Особый интерес вызвал торпедный отсек ( в то время незагруженный,лодка была на ремонте ). Держала в руках аппарат ИДА ( индивидуальный дыхательный ). Словом, проявляла глубокое журналистское любопытство и "совала" нос везде, где было можно и куда пускали !
И .КОНЕЧНО, мечтала хоть однажды поплавать на подводной лодке. ТАКОЙ СЛУЧАЙ ПРЕДСТАВИЛСЯ ( к моему великому счастью !
Летом 1970 года, по приглашению командира и экипажа С-95 мы с мужем. проводили отпуск на Рижском взморье и первую неделю после приезда жили вместе с экипажем на плавбазе "Смольный". Лодка ремонтировалась в доке. после серьезной "автономки".
Дня через два нашего пребывания экипажу предстояло перегнать подводную лодку от стапелей ремонтного завода и пришвартовать ее к пирсу, где находилась плавбаза. ПОпросмла командира, если это возможно, взять меня с собой. КОГДА ЕЩЕ ТАКОЕ ВЫПАДЕТ !
И вот я в рубке. От пронизывающего ветра ( а может и чрезмерного волнения) стала вздрагивать. Заметив это, командир, капитан 2 ранга Боровков С.Н. отдал распоряжение.принести куртку. И на меня ( это в июле-то ! ) накинули меховую куртку. Стало сразу теплее и ,конечно, от куртки, но ,наверно, больше от внимания и заботы.
Недолгим было плавание. Вот уже и причал. НЕ ЗНАЛА Я ТОГДА ЕЩЕ ОДНОГО ВАЖНОГО МОМЕНТА : ШВАРТОВКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО МАСТЕРСТВА. Тем более, что в том заливе и развернуться -то было особо негде. Почему-то на берегу собралось немало народу. Слышу "шуточку" кого-то из находящихся в толпе :
- Сергей Николаевич,! Не подкачай ! Женщина на корабле - к беде !
А он спокойно отвечает : - Это не просто женщина ! Это ЗАМПОЛИТ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ !
Больше не шутили. Только мне стало тревожно. А вдруг что-то не получится,как надо.
Но все получилось мастерски. В толпе, придирчиво наблюдающей за швартовкой, раздались негромкие аплодисменты.
Это событие запомнилось на всю жизнь.
Я и раньше знала, что моряки суеверный народ. И ПРО ТРИНАДЦАТОЕ ЧИСЛО И ПЯТНИЦУ. И про неразбившуюся бутылку шампанского, когда спускают на воду новый корабль. И про женщину на корабле - к несчастью... Но после этого случая мне захотелось углубить свои знания в этом вопросе.
Узнала и про амазонок, и известных пиратках. и про предводителя целой флотилии китайских пиратов госпожу Цин, которая дважды наголову разгромившая флот китайского императора, и про представительниц слабого пола, которые и сегодня не перестают удивлять. Например, в Швеции уже на протяжении нескольких лет, успешно командует подводной лодкой, и по свидетельству очевидцев, в критические моменты проявляет куда больше выдержки, чем мужчины.
А сколько нового я узнала про капитана судов Александру ЩЕТИНИНУ. Я и раньше видела фильмы по телевидению об од этой уникальной женщине.читала в газетах очерки о ней. Уже тогда отложился в памяти уникальный факт ее биографии В 1941 году Балтийский Флот осуществлял свой печально знаменитый прорыв из Таллина по сплошным минным полям.под бомбами сотен фашистских самолетов...Из десятков транспортов до Кронштадта дошло лишь судно, которым командовала АЛЕКСАНДРА ЩЕТИНИНА, единственная в мире на тот момент женщина-капитан.
А вот объяснить ПОЧЕМУ малым судам катерам,лодкам,яхтам дают ЖЕНСКИЕ ИМЕНА., в точности не могу.
Может потому, что такие суда в абсолютном большинстве всегда возвращаются к родным берегам невредимыми.И бережет их и ведем их домой ВЕЛИКАЯ СИЛА ЖЕНСКОЙ ЛЮБВИ,
И уж совсем непонятно мне, почему самым страшным штормам,цунами присваиваются такие красивые женские имена. Наверняка. у знающих людей есть и на это свои поверья.
А вот объяснить ПОЧЕМУ малым судам катерам,лодкам,яхтам дают ЖЕНСКИЕ ИМЕНА., в точности не могу.
Может потому, что такие суда в абсолютном большинстве всегда возвращаются к родным берегам невредимыми.И бережет их и ведем их домой ВЕЛИКАЯ СИЛА ЖЕНСКОЙ ЛЮБВИ,
И уж совсем непонятно мне, почему самым страшным штормам,цунами присваиваются такие красивые женские имена. Наверняка. у знающих людей есть и на это свои поверья.
Немає коментарів:
Дописати коментар