четвер, липня 26, 2012

Командиры АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» - выпускники нахимовских училищ. Ленинградский нахимовец и его однокашники. Часть 5.

... В чем же причина столь быстрого завершения торжеств и похожей на ссылку быстрой отправки моряков из столицы? Оказывается, прибытие дружных и сплоченных команд кораблей не на шутку испугали царских адмиралов... надлежало рассылать матросов «Варяга», причем непременно «мелкими партиями» (не более 20 человек), по всем главнейшим военным портам (исключая тихоокеанские).
http://flot.com/blog/historyofNVMU/?year=2009&month=8


Дед нахимовца, Адольф Доминикович Войцеховский, его жизнь вписана в историю Российского флота. Окончание.

В приведенной статье неточность, обратимся к более серьезному источнику - Гаврилов Б. И. В борьбе за свободу: Восстание на броненосце «Потемкин». — М.: Мысль, 1987.



"Герой крейсера «Варяг» и участник восстания на «Потемкине» матрос А. Д. Войцеховский вернулся в Россию в мае 1917 г. Он боролся за Советскую власть на Волыни, организовал в родном селе Погорелое колхоз. Войну с фашистской Германией встретил в деревне под городом Шепетовка. Эвакуироваться не успел. В 1943 г. гестапо узнало, что бывший потемкинец связан с партизанами. А. Д. Войцеховского схватили, но по дороге ему удалось бежать и уйти в лес к партизанам (Пономарев И. И. В поисках героев-моряков. Записки журналиста. Краснодар, 1968.)."

Интересная подробность. "Корабельную жизнь Войцеховский начинал с пароходного юнги". - КУРСКАЯ ПРАВДА. 04.11.2007.

Внимательный и вдумчивый знаток истории Российского и Советского флотов, надеемся, с интересом познакомится с еще одним фактом - иллюстрацией на тему "чествования" героев. Вспоминаются судьбы экипажей лодок Петра Денисовича Грищенко и Александра Ивановича Маринеско.

Р.М. Мельников. Крейсер "Варяг". Глава VII ...И перед врагом не спустили славный Андреевский флаг.

"... В чем же причина столь быстрого завершения торжеств и похожей на ссылку быстрой отправки моряков из столицы? Оказывается, прибытие дружных и сплоченных команд кораблей не на шутку испугали царских адмиралов, и еще 26 марта, т. е. за 20 дней до прибытия варяжцев, вице-адмирал А. А. Бирилев, главный командир кронштадтского порта, обратился с письмом к управляющему Морским министерством Ф. К. Авелану, в котором предостерегал от опасности предполагавшегося сосредоточения всех участников боя в Кронштадте и предлагал или вовсе уволить их в запас флота в виде награды за подвиг, или же полностью ликвидировать оба коллектива команд «Варяга» и «Корейца», расписав их поодиночке и мелкими партиями по всем ротам экипажей, портов и кораблей флота. За эту последнюю мысль и ухватились министерские чины. Оставив в стороне даже такие, казалось бы, решающие соображения, как необходимость в максимальной степени использовать боевой опыт комендоров «Варяга» и «Корейца», т. е. сохранить в неприкосновенности испытанные огнем коллективы орудийных расчетов крейсера и канонерской лодки, начальник ГМШ контр-адмирал 3. П. Рожественский наложил резолюцию: «Присоединяюсь к мнению о раскассировании по экипажам...», словно речь шла о проштрафившейся и заведомо «неблагонадежной» команде. И вот, вместо предполагавшегося в Петербурге сбора команд «Варяга» и «Корейца» для смотра «высшим морским начальством», а затем отправки в Кронштадт (по некоторым данным - на учебные корабли) последовал приказ на следующий день по прибытии в Петербург отправить моряков «Корейца» в Кронштадт, а «Варяга» - в Либаву (Лиепая). Отсюда и надлежало рассылать матросов «Варяга», причем непременно «мелкими партиями» (не более 20 человек), по всем главнейшим военным портам (исключая тихоокеанские).
Вот почему варяжцы уже 17 апреля оказались в эшелоне, увозившем их из столицы. С матросами не было ни одного из «своих» офицеров, а командовавший эшелоном лейтенант А. В. Филькович имел инструкцию избегать в пути «шумных манифестаций». Но как в пути до Петербурга, так и в Луге, Пскове и других городах и на мелких станциях эшелон варяжцев приветствовали восторженные толпы жителей, энтузиазм которых, по донесению лейтенанта, доходил «до крайнего возвышенного настроения». Особенно торжественной и гостеприимной была встреча в Риге. В Либаву прибыли 19 апреля. Встреченные курляндским губернатором и другими властями, варяжцы прошли маршем до канала, на шести пароходах военного порта под музыку оркестра 13-го экипажа обошли стоявшие в гавани корабли и были встречены у причала порта его командиром контр-адмиралом Ирецким. Торжественным молебном и «горячим ужином с вином» закончился день 19 апреля, ставший последним днем существования славной команды героического корабля.
Рассеянные по разным портам и кораблям, варяжцы, как и их товарищи с «Корейца», оказались в гуще событий тех тревожных лет. Их можно было встретить (до ухода 2-й Тихоокеанской эскадры) в командах броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин», крейсеров «Владимир Мономах» и «Алмаз», на кораблях учебно-артиллерийского и учебно-минного отрядов Балтийского моря. Верные классовому долгу, герои Чемульпо встали в ряды активных участников революционных выступлений 1905-1906 гг. на Балтике и Черном море. Так, летом 1905 г. в составе восставшей команды «Потемкина» были варяжцы Федор Алказ и Федор Андрюхин, Адольф Войцеховский и Генрих Кункель, Иван Логинов и Илларион Малышев, Дорофей Мусатов и Сергей Михайлов, Елисей Пека и Иван Стрекалов, Александр Скверняк и Леонтий Чинилов. Участвовали варяжцы и в последовавшем затем ноябрьском восстании в Севастополе (в составе экипажа «Очакова»), в Свеаборгском и Кронштадтском восстаниях.



В стороне от грозных бурь первой русской революции не остался и их командир В. Ф. Руднев. Награждение орденом Святого Георгия 4-й степени, звание флигель-адъютанта и назначение командиром 14-го флотского экипажа и строившегося броненосца «Андрей Первозванный» открывало перед ним блестящую карьеру, стоило лишь проявить еще и усердие в борьбе с революционной «крамолой». Но командир не счел нужным отнимать у матросов права, декларированные царским манифестом 14 октября 1905 г. Когда его экипаж был объявлен бунтующим, В. Ф. Руднев отказался содействовать сухопутным войскам при аресте, матросов и высылке всего экипажа в Кронштадт. Этого, конечно, ему простить не могли. За нежелание спасать гибнущий корабль самодержавия, а в формулировке А. А. Бирилева за «преступное отношение к части, находившейся под его командованием», морской министр предложил царю уволить В. Ф. Руднева в отставку. «В настоящее время общей беспорядочности такой пример был бы полезен»,- писал он в своем докладе от 28 ноября 1905 г. В тот же день состоялся высочайший приказ об увольнении от службы флигель-адъютанта Руднева с производством в контр-адмиралы.
Вынужденный уехать из столицы, оторванный от родного флота, которому было отдано более 30 лет жизни, В. Ф. Руднев и в изгнании - в родовом селе Никольском Тульской губернии- продолжал жить его заботами. Им были написаны книги „Бой «Варяга» у Чемульпо 27 января 1904 года" (1907 г.) и „Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883гг.". (1909 г.). Опубликовать их стоило больших трудов, а подготовленные В. Ф. Рудневым «Записки моряка» так и не увидели света. Не состоялась и публикация книги, написанной его друзьями, «Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев». В 1911 г. царские власти нашли новый повод подвергнуть унижениям прославленного героя Чемульпо - его взяли под «особый надзор» полиции в связи с расследованием дела о недостаче казенных денег у казначея бывшего 14-го флотского экипажа. Поскольку виновник умер, закон возлагал ответственность на не обеспечившего «надлежащего надзора» бывшего командира экипажа. В конце концов убытки приняли за счет казны. Но нервные потрясения не прошли бесследно - здоровье В. Ф. Руднева ухудшилось, и в 1913 г. он скончался. Похороны были скромными, газеты отозвались немногословными некрологами."



Картины маринистов - корабли. 1948 год. На снимке: матросы-ветераны крейсера "Варяг"(справа налево) С.Д.Крылов, Т.П.Чибисов, И.Е.Капленков и А.Д.Войцеховский. Фото Эммануила Евзерихина.

ЗДРАВСТВУЙТЕ. Я ПРАПРАВНУК АДОЛЬФА ДОМИНИКОВИЧА. МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ О НЁМ ПОБОЛЬШЕ. МОЯ ПОЧТА ... ПОЖАЛУЙСТА ОТВЕТЬТЕ

Медаль за бой Варяга и Корейца (Вольфганг Акунов).

29 апреля 1904 г. впервые прозвучала песня, похожая на гимн:

Наверх, вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая.
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!

Свистит, и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов!
И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"
Подобьем кромешного ада.

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья.
И судно охвачено морем огня -
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.

Не скажут ни камень, ни Крест, где легли
Во славу мы Русского флага!
Лишь волны морские прославят в веках
Геройскую гибель "Варяга"!

Не всем, вероятно, известно, что слова этого стихотворения, ставшего в скором времени песней, первоначально написал "по свежим следам" на своем родном языке не русский, а немец Рудольф Грейнц, восхищенный доблестью русских моряков. Его стихотворение было опубликовано в № 10 мюнхенского журнала "Югенд" ("Юность") за 1904 г., а всего через пару недель переведено на русский язык и опубликовано в России - независимо друг от друга ? Н. Мельниковым и Е. Студенской. Русские читатели отдали предпочтение варианту перевода Е. Студенской, превратившейся в знаменитую песню "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Он был переложен на музыку капельмейстером 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищевым, принимавшим участие в торжественной встрече и чествовании героев "Варяга" и "Корейца" на родине.



SovMusic.ru - Варяг.

"25 июля 2009 г., в канун Дня Военно-морского флота в Георгиевском зале Зимнего дворца открылась выставка реликвий легендарного крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", подготовленная Государственным Эрмитажем. Реликвии доставлены в Россию из Кореи благодаря усилиям Организационного комитета Выставочного проекта "Крейсер "Варяг". Обретение реликвий".
В собраниях музеев и архивов России имеется достаточное количество различных экспонатов, имеющих отношение к крейсеру "Варяг". Однако, символы воинской чести и доблести экипажей кораблей - пролежавшие долгое время в безвестности в запасниках Метрополитен-музея корейского города Инчхон (бывший город Чемульпо) реликвии, впервые показаны в России.



На выставке представлены 11 экспонатов, среди которых - носовой флаг (гюйс) крейсера "Варяг", кормовой Андреевский флаг со шлюпки канонерской лодки "Кореец", российский торговый флаг с почтового парохода "Сунгари", гильзы, снаряды, винтовки, такелажный блок и вспомогательный якорь, а также альбом с японскими акварелями с изображением боя "Варяга" и "Корейца" с японской эскадрой.
Выбор первой выставочной площадки неслучаен: именно в Зимнем дворце 105 лет назад героев сражения при Чемульпо принимал российский Император.
Через месяц экспонаты из Кореи вместе с подлинными предметами, связанными с судьбой "Варяга" и "Корейца" из фондов российских музеев, прибудут в Центральный Музей Вооруженных Сил в Москве. Выставку увидят также в Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Севастополе и других городах российской морской славы."



Команды "Варяга" и "Корейца" после обеда в Зимнем дворце с подаренными им столовыми приборами. -Фото / Цусимские форумы.



"Медалью награждали членов экипажей крейсера 1-го ранга «Варяг» и мореходной канонерской лодки «Кореец», участвовавших в сражении с японской эскадрой 27 января 1904 г. при Чемульпо. Великий князь Георгий Михайлович 9 июня 1904 г. заказал С.-Петербургскому монетному двору изготовить 697 серебряных медалей; 5 июля они были отчеканены и представлены Императору Николаю II на утверждение, а затем переданы в Главный морской штаб для вручения награжденным. Носили их на специальной, неповторимой ленте “Андреевского флага” - косой Андреевский крест синего цвета на белом поле.
Оборотная сторона медали впервые за период XIX и начала XX веков отчеканена по петровской традиции — с изображением морского боя. На переднем плане композиции помещены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», идущие в бой навстречу японской эскадре, корабли которой видны справа медали, над линией горизонта; вверху — в облаках, под самым ушком, помещен четырехконечный крест как символ христианской веры, скорби и незабвенной памяти."

Броненосец Потемкин.

"За время своего пребывания в строю действующих корабль переименовывался четыре раза. Первое имя ему присвоили на стапеле - “Князь Потемкин Таврический”, 12 октября 1905 года после революционного восстания броненосец получил новое название - “Пантелеймон”. В процессе переименования был отслужен молебен, и духовенство кропило святой водой все помещения корабля, даже самые труднодоступные, с целью “смыть” революционные традиции и революционный дух и, конечно, саму память о героическом восстании.
13 апреля 1917 года, после Февральской революции, его вновь переименовали, возвратив за революционные заслуги первоначальное имя “Потемкин Таврический” (слово “князь” было из названия исключено).
И наконец 11 мая 1917 года броненосец получил последнее имя - “Борец за свободу” - для вечного напоминания о славной революционной судьбе корабля."

Наконец, последний перл исторических "изысков", "разрухи в головах" - Броненосец "Потемкин" - это корабль украинской революции, а не русской, а Черноморский флот России состоял в основном из украинцев. Да, и грустно и смешно.



Воронов Владимир Алексеевич.



Воронов Владимир Алексеевич родился в 1934 году. Учился в ЛНВМУ с 1945 по 1952 год и поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.

Немає коментарів: