..." ЕСЛИ БЫ НЕ НАША С-270, ОНИ БЫ ВСЕ ПОГИБЛИ,А ИХ БЫЛО БОЛЕЕ 100 ЧЕЛОВЕК. И ЕСЛИ ЕСТЬ БОГ, ПРЕДПОЛОЖИЛ Я, МЫ БУДЕМ В РАЮ.." - эту фразу сказал Жан Михайлович СВЕРБИЛОВ в кругу друзей-командиров в ту ночь, когда экипаж передал всех спасенных с атомной подводной лодки К-19, потерпевшей ядерную реакцию, и вернулся на базу.
Не человеческое это дело отправлять в рай ( ХОТЯ И ЗАСЛУЖИЛИ ! ) или в ад - Всевышнего. А вот то, что экипаж С-270,во главе с командиром оставили свой след не только НА ВОДЕ ( у воды тоже есть память ), не только в судьбах спасенных людей, их сердцах и душах, но И ВО ВРЕМЕНИ , я еще раз убедилась. 19 июня на блоге было мной рассказано еще раз про этот славный экипаж под рубрикой : " В жизни всегда есть место подвигам ". Но меньше ,чем за месяц, ежедневно ,заходя на блог, и читая публикации. многократно встречала фамилию Свербилова. И каждая такая встреча радовала, задевала какие-то особые чувства..., и в первую очередь , теплой волной накатывала БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПАМЯТЬ. На фотографии Жан Свербилов(слева) Фото взято с сайта Flot.com
Безусловно, это было связано с воспоминаниями о случившейся трагедии на подводной лодке К-19. Вот и 7 июля воспоминания В.Н.Енина о том, как моряки- добровольцы этого экипажа ценой своих жизней спасли МИР от ядерной катастрофы, словно "взорвали " нервы... и горькое чувство несправедливости оценки случившегося не могло не заполнить душу.
Но я хочу поделиться своим ОТКРЫТИЕМ " другого" Ж.М.Свербилова - ироничного, остроумного, который предстал в воспоминаниях адмирала В.Л.Березовского. Бесспорно. на страницах отдана дань уважения,признания заслуг командира Свербилова, как отличного подводника, но такого находчивого даже в словах шутника мог оценить человек. который и сам обладал недюжинным чувством юмора.
" ШУТКИ ОТ СВЕРБИЛОВА " - так называется этот кусочек воспоминаний. Я приведу его полностью. Он стоит того.
..." В конце 50-х к нам на 14 Отдельную бригаду подводных лодок, ч дислоцировалась на Гремиху. пришли в качестве пополнения две подводные лодки. Одна из них С-270 под командованием Жана Михайловича Свербилова - человека ироничного, остроумного и при этом отличного подводника. Вообще. о его неисчерпаемом хохмачестве можно писать тома. Я расскажу, на мой взгляд, самых удачных.
ИТАК, ясным солнечным субботним днем. когда весь флот до обеда занят большой приборкой, Жан Михалыч стоял дежурным по бригаде, умело сочетая руководство приборкой и собственно дежурство. Сочетание осуществлялось в каюте плавбазы " Аксай", где еще четырьмя руководителями приборки игралась партия преферанса. Жан, обладающий отменным чувством самосохранения, тщательно проинструктировал вахтенного у трапа, чтобы тот смотрел внимательно в сторону причала, и . когда появится комбриг или кто-0нибудь из его заместителей звонить по общекорабельной звонковой сигнализации четыре раза.
Как всегда в таких случаях, заинструктированный вахтенный " протабанил" и принялся звонить только тогда,когда командир бригады капитан 1 ранга Федор Иванович Маслов, ступил на палубу "Аксая".
Жан выскочил из каюты и успел встретить комбрига еще на палубе. Дальше пошло по старинному флотскому ритуалу - Федор Иванович, в сопровождении изображавшего крайнее подобострастие дежурного Свербилова, прошел по кораблю, раздавая существенные и поучительные замечания приборщикам, которые Жан, чтобы не забыть демонстративно записывал в блокнот. Комедия продолжалась минут двадцать. После чего комбриг удовлетворенно двинулся к трапу. Первый его шаг сопровождался громкой командой Жана :
- Сми-и-и-рна !
Федор Иванович остановился и, снисходительно улыбаясь, отеческим тоном выговорил Свербилову :
- Жан Михайлович, пора бы знать - команда " смирно" во время большой приборки не подается. На что Жан ни секунды не раздумывая, четко отрапортовал :
- Товарищ комбриг ! Приятно с почестями проводить начальника в последний путь ! В этой 11-й главе воспоминаний есть еще одно " открытие" - фотография тех лет командира подводной лодки С-270 Ж.М.Свербилова, которого , к великому сожалению, я никогда не видела.
Покинув тогда,получив сигнал бедствия, район учений , чтобы придти на помощь одним из первых облученным морякам экипажа К-19, Жан Михайлович " сломал" себе карьеру, ни ему, ни экипажу не воздали заслуженных почестей и наград. Но он отстоял свою ЧЕСТЬ И ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ. И не только в том случае, когда потребовались мужество, решительность взять ответственность на себя, но и в повседневной будничной жизни и службе он ОСТАВАЛСЯ САМИМ СОБОЙ.
А такие люди всегда оставляют СВОЙ НЕГАСИМЫЙ СЛЕД не только в памяти, душе, судьбе людей, НО И ВО ВРЕМЕНИ.
Светлана Королева.г.Пермь,08.07.2012г
Немає коментарів:
Дописати коментар