Служба на ПЛ С-77.
Краткие оценки некоторых
офицеров
Назначение я
получил в Севастополь, откуда меня и Витю Пискарёва направили в город Николаев
на строящиеся подводные лодки 613 проекта: меня на С-77, а Витю на С-78.
Командиром торпедной группы на С-77 пришёл Кирилл Маргарянц.
Офицеры нас
встретили очень добродушно. Разумеется, первое время они приглядывались к нам,
а мы к ним.
Остановлюсь на
характеристиках некоторых из них. Начну с командира. Буду краток.
Командиром
ПЛ С-77 был капитан 3 ранга Михаил
Григорьевич Проскунов. Это был строгий, добрый, смелый, знающий своё дело
товарищ. Он во многом напоминал мне Ивана Сергеевича Щёголева. Служили мы с
Проскуновым продолжительное время сначала на Черноморском флоте, затем,
перегнав лодку по внутренним водным системам, на Северном флоте, и потом
Северным морским путём перешли на Тихоокеанский флот в Совгавань.
Михаил
Григорьевич Проскунов был в последующем вице-адмиралом и занимал высокие посты.
Одно время он командовал нашей Средиземноморской эскадрой. Как затем сам
рассказывал, однажды не был на берегу двести восемьдесят шесть суток!
Последнее его
место службы – Главная военная инспекция, где он занимал должность помощника
адмирала-инспектора. После переезда М.Г. Проскунова в Москву и нашей встречи с
ним, между нами завязалась крепкая мужская дружба. Я бывал у него в инспекции,
а чаще у него дома.
Однажды мы с
Михаилом Григорьевичем встречали на Ленинградском вокзале его друга-адмирала.
Он меня представил так:
– Это мой
первый штурман, ой, извини, это мой лучший друг!
Старшим
помощником у нас был Владимир Владимирович Перегудов, отличный офицер,
интеллигент, знающий себе цену. Мне он очень нравился, и я старался во многом
подражать ему.
Только в конце
1988 года из публикации в газете «Красная звезда» я узнал, что отец В.В.
Перегудова инженер-капитан 1 ранга является главным конструктором первого
советского подводного атомохода. Когда об этом сказал Проскунову, то он был
очень удивлён моей неосведомлённостью. А ведь я бывал с Владимиром
Владимировичем в доме его отца на Красной улице в Ленинграде.
Памятен такой
случай. Мы тогда базировались в Севастополе. По поводу какого-то праздника был
торжественный подъём флага и флагов расцвечивания. Командовал подъёмом старпом.
После разрешения командира В.В. Перегудов подал следующую команду:
– Флаг, Гюйс и
прочее шило поднять!
То «шило»
надолго закрепилось за Владимиром Владимировичем.
После
завершения перехода нашей лодки из Полярного в Совгавань Перегудов от нас ушёл.
Он был назначен командиром ПЛ С-79. А 8
мая 1956 года его постигла большая неудача. Его лодка села на мель у острова
Скрыплёва при входе в пролив Босфор Восточный. Как пишет Брыскин, бывший в то
время старпомом на С-79, штурман «Гаврильченко неграмотно вёл прокладку и
принял остров за стоящее на якоре судно (в этом месте их сроду не бывало)».
После Дальнего
Востока я встречался с Перегудовым пару раз. Однажды летом мы встретились в
Мурманске у Пяти углов. Одет он был по гражданке, в чёрной «бобочке», как тогда
говорили. Мы приятно с ним побеседовали и плотно закусили в ресторане гостиницы
«Арктика». «ВВ», как мы его величали на своей лодке, проинформировал меня, что служит
в научно-исследовательском институте, а в Мурманске находится в командировке.
Второй раз встретились в Ленинграде, зачем-то побывали в доме его отца на
Красной улице. Фасад дома выходил на набережную Невы. Затем пообедали в
«Астории» и рассказали друг другу о жизни. Более я с ним не встречался. Позднее
узнал, что В.В. Перегудов стал контр-адмиралом.
Замполитом на
нашей лодке был капитан-лейтенант Здоровцев Георгий Васильевич. Человек,
отлично знавший своё дело, участник Великой Отечественной войны, имевший
огромное количество правительственных наград, любимец экипажа.
В годы войны
Здоровцев служил старшиной мотористов у дважды Героя Советского Союза катерника
А.О. Шабалина. Портрет Г.В. Здоровцева выставлен в музее Северного флота.
Последний раз виделся со Здоровцевым в Ленинграде. Посетил его на квартире в
октябре 1983 года. Георгий Васильевич был тяжело болен.
Командиром БЧ-5
был М. Босенко, довольно пожилой человек из авиационных техников, участник ВОВ,
любитель не зло подшутить над друзьями. Устройство лодки знал хорошо, но во
флагманские специалисты переходить не спешил.
Командиром
БЧ-2-3 был Иосиф Ихилович Ройтман, интеллигент до мозга костей, истинный
товарищ. Он получил среднее образование в Румынии при капитализме, а высшее при
социализме в Севастополе. Во время службы на Севере произошёл следующий случай.
Мы отрабатывали торпедные стрельбы в полигоне боевой подготовки. Последовала
команда командира:
– Носовые
торпедные аппараты к выстрелу изготовить!
Из первого
отсека от Ройтмана последовало «репете»:
– Готовы
приготовиться изготовить носовые торпедные аппараты.
Все, кто слышал
эту команду и «репете», «грохнули» от смеха, лодка едва выдержала.
Вахту на
мостике Ройтман всегда нёс в отлично сшитой фуражке, независимо от погоды. И
вот когда мы проходили Беринговым проливом, одна из чаек умудрилась нагадить на
стильную фуражку Ройтмана. Босенко тут же заметил, что это американская чайка,
и она знает, кому надо нагадить на голову.
Иосиф Ихилович
обычно предпочитал гостиницу казарме. При возможности снимал номер-люкс.
Медицину у нас
представлял Александр Галицкий. Саша был отличным парнем, всегда хорошо и
вовремя снабжал нас продовольствием и денежным довольствием. А в походе любил
вздремнуть. Когда было необходимо снять пробу перед обедом и ужином или когда
командир требовал его на мостик, то матросы, сбившись с ног, ища его по всей
лодке, обнаруживали его на койке в первом отсеке в обнимку с торпедой.
Как-то в походе
я здорово простудился и поведал об этом Саше. Он, дружески похлопав меня по
спине, изрёк:
– Потерпи,
дорогой, скоро придём в базу (до прихода оставалось трое суток), и я отведу
тебя в госпиталь.
Я его очень
уважал.
Был у нас на
лодке Кирилл Маргарянц, но про него я писать не собираюсь, ибо все не хуже меня
знают, какой это отличный парень! Да и на лодке он у нас не задержался, быстро
ушёл на повышение.
На переходе
Северным морским путём флагманом у нас был контр-адмирал Рассоха. Каждый
корабль через определённый промежуток времени докладывал флагману координаты
своего места.
И вот в море
Лаптевых, проходя на траверзе дельты реки Лены, одна из лодок 611 проекта
выдала свои координаты за десятиметровой изобатой (ближе к берегу). Адмирал
Рассоха выразил своё полное неудовольствие по УКВ соответствующими фразами и
добавил, что по месту с такими координатами можно проехать только на телеге, а
не ходить на подводной лодке.
Немає коментарів:
Дописати коментар