понеділок, липня 23, 2012

НАША ИСТОРИЯ.КАК ЭТО БЫЛО.

 

Что стоит на пути русско-украинских отношений?

 
  
Гайдпаркер Максим Шумаков пишет о том, что  к большому огорчению, многие из тех кто живет сейчас в России, несколько забыли свои корни и считают, что Украина и украинцы для них что-то вроде младшего брата. Он не не совсем согласен с подобными убеждениями и предлагает ознакомиться со статьей Павла Демчука с приведенными в ней фактами.
"Прошу не воспринимать факты приведенные в статье как повод или способ внесения разногласий меж двумя братскими народами, но только как то, что нам всем есть и чем гордиться и о чем сожалеть" - рекомендует Шумаков.

Итак:

Только факты, без выводов и комментариев. Где истина и где фальсификация пусть каждый разберётся сам.


Герцен: «Хмельницкий не из любви к Москве, а из нелюбви к Польше отдался царю... Москва, или, лучше, Петербург обманули Украину и заставили ее ненавидеть москалів» (Герцен А. И. Россия и Польша. Письмо второе. – «Колокол», Лондон, 1859, ч. 34, с. 274).

Ещё у Герцена: «Добровольно присоединившись к Великороссии, Малороссия выговорила себе значительные права. Царь Алексей поклялся их соблюдать. Петр I, под предлогом измены Мазепы, оставил одну лишь тень от этих привилегий, Елисавета и Екатерина ввели там крепостное право. Несчастная страна протестовала, но могла ли она устоять перед этой роковой лавиной, катившейся с севера до Черного моря и покрывавшей все, что носило русское имя, одинаковым ледяным саваном рабства?».(Герцен А. Н. Соч. в 9-ти т., т. 3, с. 474 – 475).

В. Н. Каразин о тогдашней Украине говорил: «Мне больно видеть ее, богатую и дарами природы, и талантами ее обителей, в поругании и презрении». А о судьбе Крыма он писал: «Мы превратили Крым в пустыню из прекрасной и многолюдной страны, какой он был у турок!» (Каразин В. Н. Письмо к князю Адаму Чарторыйскому. – «Русская старина», Санкт-Петербург, г. 3, 1871. с. 704, 707 – 708).

«Для всех более или менее бесспорен тот факт, что малороссийское население в XIX в. является отсталым в культурном отношении по сравнению с великорусским и инородческим, и одной из главных причин этой отсталости являются именно вышеуказанные затруднения (запрет украинского язика, украинского книгопечатания – П.Д.)... между тем как в XVII в. малороссы славились своею образованностью и, как известно, переносили ее даже в Московскую Русь» («Украинская жизнь». 1912. ч. 5. с. 38).

Г. И. Петровский на заседании IV Государственной думи 2 июня 1913 года (его выступление записал Ленин) говорил: «Мне нужно вам сказать, что исследования 1652 года архидьякона Павла Алепского о грамотности на Украине говорит, что почти все домочадцы, и не только мужской персонал, но и женщины и дочери, умеют читать. Переписи 1740 года и 1748 года говорят, что в семи полках Гетманщины - Полтавской и Черниговской губерний на 1904 села приходилось 866 школ с преподаванием на украинском языке. Одна школа приходилась на 746 душ. В 1804 г. выдан был указ о запрете учить на украинском языке. Результаты национального гнета обозначаются дальше. Перепись 1897 г. показала, что наиболее малограмотный народ в России - украинцы. Они на наиболее низкой ступени. Это было в 1897 г. и тогда выходило на 100 душ населения 13 грамотных». (Ленин В. И. Статьи и речи об Украине. К.. 1936. с. 307).

Герцен: «...Нам было бы очень жаль, если бы Малороссия, например, призванная свободно выразить свою мысль, не сумела бы остаться при полной независимости. Память того, что она выстрадала после Богдана Хмельницкого чрез присоединение к Москве, и память того, что заставило Хмельницкого идти в царскую кабалу, могли бы послужить ей великим уроком.» (Герцен А. И. Русским офицерам в Польше. «Колокол» ,Лондон, 1862, ч. 147, с. 214).

А вот откровенность известного российского историка: «Для нашей безопасности на Украине надобно прежде всего посеять несогласие между полковниками и гетманом... Когда народ узнает, что гетман такой власти не будет иметь, как Мазепа, то надеюсь, что будут приходить с доносами. При этом доносчикам не надобно показывать суровости: если двое придут с ложью, а суровости им не будет показано, то третий и с правдой придет, а гетман и старшина будут опасаться... Необходимо, чтоб во всех порубежных городах были полковники, несогласные с гетманом; если будут несогласные, то дела их все нам будут открыты.» (Соловьев С. М. История России с древних времен, Санкт-Петербург, 1864, кн. 4, с. 32 – 33).

Стратегия обрусения. Екатерини II в инструкции генерал-прокурору Вяземскому требовала, с одной стороны, «водворения в стране русских» в прямом понимании так, как рекомендовал Макиавелли («Для сохранения приобретений одним из самых действенных и верных средств было бы водворение там на жительство самого завоевателя») (Макиавелли Н. Сочинения, Москва-Ленинград, 1934, с. 217.) с другой стороны, - постепенного витравливания национально-культурных особенностей покоренного народа («Народ, доколе сохранит веру, язык, обычаи и законы, не может считаться покоренням») (О необходимости ввести во всех Губерниях и Областях Империи Русские Органические законы. - Кн.: «Чтения...», т. 3 (июль - сентябрь 1865), р. 5. с. 181.) А в завершение всего и для маскировки этих процессов и преодоления внешнего сопротивления развивались и насаждались в головы теории «єдиного отечества», «единокровности» и т. д. Всё это продолжается и сегодня. Сталинская политика переселения народов осуществлялась тоже в этом направлении.

Связь «треьего Рима» с первым состоит не в вере христианской, а в том, что: «Какую бы страну римляне не занимали, они делали это по призыву туземцев», - утверждал Макиавелли. (Макиавелли Н., с. 219.)

Красноречивым примером есть тот факт, что даже все три революции в Польше (1799, 1830 - 1831, 1863 - 1864 pp.), русские правители подавляли по «просьбе самих поляков», что зафиксировано в соответствующих документах. При этом делалось всё это якобы с освободительной целью: даже либерал Аксаков называл «действие» российской армии в Польше «действием чисто освободительным..., т. е. освободительным от польской же внутренней лжи». (Аксаков И. По поводу указов о народном просвещении в Польше. - Кн.: «Полное собрание починений». Москва. 1886. т. 3, с. 382).

Что касается Украины, то украинское самоуправление Екатерина Вторая ликвидировала с единой целью: освободить «народ... от мучивших его многих маленьких тиранов» (Соловьев С. М.. кн., 6, с. 37).

Закрепощение и другие притеснения Украины осуществлялись тоже с «освободительной» целью: «Для уравнения свободностью малороссийского, равно подданого же ея императорского величества народа.» (Соловьев С. М. кн. 5, с. 787). Даже русификация образования проводилась «по просьбе» самих украинцев. В Советском Союзе почти все решения принимались «по просьбе трудящихся».

Диссонансом этому всему звучат слова Ленина: «Теперь нашему великорусскому национализму и помещичьему патриотизму нет, кажется, равных в Европе, и не только в Европе, а даже в Азии. Во всём мире не найти ничего хуже, ничего позорнее того, что совершают у нас над угнетёнными народностями...

Но, кроме средневековых преследовань евреев в варварской и дикой стране, преследование родного языка всех наций представляется как будто особое задание правительства. Особенно преследуются словянские нации, белорусы, украинцы и поляки... Черносотенцы и их лакеи называют Россию великим славянским государством, наверное, только потому, что в этом великом государстве практикуется чрезвычайно великое угнетение славянських народностей» (Ленин В. И. Статьи и речи об Украине, с. 205).

Но тот же Ленин, придя к власти, в телеграмме от 28 февраля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта телеграфировал: «Смилге и Орджоникидзе. Нам до зарезу нужна нефть. Обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот, даруем жизнь, если Майкоп и, особенно, Грозный перейдут в целостности.»

Но вернёмся в 19-й век. Вот что писал относительно «общего отечества» Иван Аксаков в своей газете «День»: «В отношении к древним русским областям, населенным нашими кровными, единоверными братьями, малоруссами. червоноруссами, белоруссами, Россия опирается на несомненнейшее из всех прав, - нравственное право или, вернее сказать, на нравственные обязанности братства». (Аксаков И. Наши нравственные отношения к Польше. - Кн.: «Полн. собр. соч.», Москва, 1886. т. 3. с. 7). Эти «нравственные обязанности братства», оказывается, и не позволили И. С. Аксакову признать за белорусами й украинцами элементарные права, которые он фальшиво декларировал. «Мы стоим за полную свободу жизни и развития каждой народности...» (Аксаков И. Ответ на письмо, подписанное «Белорус», Полн. собр. соч., Москва, 1886. т.3. с. 15), но «белоруссов мы считаем своими братьями, по крови и по духу, и думаем, что русские всех наименований должны составлять одну общую сплошную семью...» (там же, с.16).

«Малороссийского вопроса для Малороссии вовсе и не существует».(Аксаков И. По поводу письма Ригера о польском вопросе, с. 132.) И дальше: «Малорусского вопроса не существует уже и потому, что этот вопрос общерусский, земский, народный, вопрос всей русской земли, столь же близкий жителю Пензы, как и жителю Волыни. Заднепровская Украина и Белоруссия - не завоеванный край, о котором можно спорить, а часть живого тела России: здесь нет места ни вопросу, ни спору".(там же, с.132-133)

Как видим, колониализм может проявлятися не только в форме прямой дискриминации, а и в форме «братства», «братской помощи», «опеки» и.т. В этой связи вспоминается солдатская притча времён Советского Союза: «Замполит мне – мать родная, командир – отец родной. Эх! Зачем родня такая – лучше буду сиротой».

Многим известно имя М. Н. Каткова, верного слуги самодержавия, ненавистника революции и освобождения народов. Он категорически отрицал не только самооределение наций, но и наименьшую национальную автономию, так как она подрывает «братство» и «интернационализм»: «Нам хотят навязать такое устройство, которое было бы именно основано на национальной розни». (Катков М. Н. Собрание передовых статей "Московских ведомостей", М., 1887, с. 805.)

«Мы любим Украину, - утверждал он,- любим как часть нашего отечества, как живую и дорогую часть нашего народа, как часть нас самих, и потому-то нам так ненавистна всякая попытка внести чувство моего и твоего в отношения Украины к России. Мы любим Украину, со всеми ее особенностями, в которых видим залог будущего братства и разнообразия в общем развитии нашей народной жизни. Мы не понимаем, мы не признаем никакого соперничества между украинским и русским. Мы видим в этом самую фальшивую и вредную мысль. Мы любим Украину, своеобычный характер ее детей, поэзию преданий и мелодий: ее напевы так же близки и родственны нам, как и песни, оглашающие Волгу. Мы весьма далеки от того, чтоб осуждать тех украинцев, которые пристрастны к своей родине. Местный патриотизм есть весьма почтенное чувство, но оно не должно исключать патриотизма более широкого; интересы родины не следует противопоставлять интересам отечества».(Катков М. Н. Собрание передовых статей «Московских відомостей», М., 1887, с. 87). Вот это любовь до удушения.

«Всякое завоевание территории, всякое насилье, всякое угнетение царизм осуществлял не иначе, как под прпредлогом просвещения, либерализма, освобождения народов» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, с. 23).

Это мысли тех, кто не принимал решений по реальному выстраиванию практических российско-украинских отношений, а только мыслил о их состоянии, о их справедливости и несправедливости, видел их позитивные и негативные стороны. А вот короткий перечень практических решений и действий.

1169 г. Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский, почти за столетие до монголо-татарскому нашествию,захватил и пограбил Киев. Летописец писал: «Суздальцы так страшно разрушили Киев, что татарам уже не было что разрушать в 1240 году». Т.е., это была первая «освободительная» война будущей Московии против Киева. Летописец пишет: «И грабиша за два дни весь град, Подолье, и гору, и манастыри, и Софью, и Десятинную Богородицу и не бысть помилования никому же». В Киеве к тому времени было свыше 400 церквей, и он был более богатый за тогдашний Лондон и Париж. Андрей Боголюбський украл из Вишгородського монастыря (под Киевом) чудотворный образ Божьей Матери, привезенный когда-то из столицы Византии Царьгорода. Позднее россияне переименовали ее на «Владимирскую Богоматерь». Много историков считают именно 1169 год, а не 1147 годом рождения Московии, как политического субъекта.

1500 г. Московское княжество в результате военного похода присоединяет к сeбе Черниговскую и Сиверскую земли.

1580 год - последний акт Новгородской трагедии. Пять недель бесновались в Новгороде опричники Ивана Грозного, вследствие чего, за свидетельствами летописей, сгорело почти все население города.

1626-1628 гг. Запрет в Московском государстве украинско-белорусской книжности.

1626 p. Цензура произведений Лаврентия Зызания в Москве.

1627 г. Указом царя московского Алексея Михайловича и его отца патриарха Филарета было велено собрать книги украинской печати и сжечь.

1 октября 1652 г., еще за два года до Переяславской Рады, Земский Собор утвердил решение о присоединении Украины к Московии. Поэтому, так называемое, добровольное присоединение или воссоединения имело совсем не добровольную предысторию.

8(18).01.1654 г. Переяславское соглашение с Московией. Принятие «протекции» московского царя. Русь-Украина и Московия обязывались поддерживать одна одну в борьбе против общего врага - Польши.

21-27.03.1654 г. Московский царь Алексей Михайлович и Боярская дума утвердила так называемые «Статьи Богдана Хмельницкого» (Мартовские статьи), которые зафиксировали условия Чигиринсько-московського договора. Оригиналы этих документов, как и пакта Молотов-Ріббентроп, не сохранились.

1654 г. Почти сразу после договора Б.Хмельницкого с Московией, последняя начала запрещать простым, но еще свободным людям носить яркую одежду и кожаные сафьяновые сапоги, так как это могло отрицательно влиять на закрепощенных московских «холопьев».

1654-1708 pp. Постоянное нарушение Московией Переяславских соглашений с целью ликвидации автономии Гетманщины. Подкуп и натравливания одних старшин против других, а козаков против старшин.

1655 Московская армия, двигаясь на Львов, выжла по дороге села и города на расстоянии 50-60 километров от основного маршрута. Можно было понять, что пришли «братья-освободители».

1656 p. Всего через два года после «воссоединение» грубая измена Москвы. Боясь усиление Украины, Москва заключают с поляками сепаратный Венский мирный договор. Б.Хмельницкому царь передает, что будет «оружием защищать Польшу как бы и собственное отечество» и требует прекратить военные действия. Если говорить об измене И.Мазепы, то до этого времени было ещё свыше сорока лет. С другой стороны, готовность царя Алексея Михайловича «оружием защищать Польшу как бы и собственное отечество» означала, что, если с гетманом Б.Хмельницким был подписан союзный договор, то, говоря современным языком, московский царь его единолично денонсировал. Если же это было вхождение Украины в состав Московии, то царь грозился воевать сам против себя.

1659 г. Царь посылает в Украину 100-тысячное войско. Значительно меньшими силами гетман И.Виговський дотла его разбивает. Но в междоусобной борьбе И.Виговський испытает неудач, чем немедленно воспользовалась Москва. Под проводом воеводы Баратынского она устраивает ловы на приверженцев гетмана. «Князь Баратынский, по дороге на Киев повесил 3000 человек потом вырезав в Украине около пятнадцати тысяч украинского населения, спрашивал Московского царя разрешить ему «высечь и выжечь» всех украинцев на 150 верст вокруг Киева».

1665 г. Москва заставляет гетмана И.Брюховецкого отдать все города Левобережной Украины под власть московских воевод.

1667 г. Москва запретила Украине продавать свои товары в другие страны, кроме Московии, но на своей границе вводит на украинские товары большую пошлину. Поэтому о котором «воссоединении» можно было говорить.

1667 г. Расчленение України вследствие коварной измены Москвы: заняв с помощью украинских войск почти всю Белоруссию и Литву, московские войска прекратили дальнейшие военные действия, которые имели бы завершить полное изгнание поляков из Украины и заключили сепаратное Андрусовское соглашение с Польшей и поделили Украину по Днепру: Киев, Земли Войска Запорожского и Левобережная Русь переходили к Московии, а Правобережная - к Польше. Завершён этот процесс был так называемым «Вечным миром».

1689 г. Запрещено Киевской Лавре печатать книги без московского патриаршего разрешения: «...к нам первее не прислал, отнюдь бы вам не дерзать таковых книг новослагаемых печатать...».

1672 г. «Заказ крепкой, чтобы люди, польские и латинские печати книги никто в себя в домах не держали, а приносили и отдавали бы воеводе». 

1672 г. Лишение гетманства и пожизненная ссылка в далекую Сибирь Д. Многогришного со всей семьей и несколькими «соучастниками». Главная причина ареста — дружеские отношения со врагом Москвы П. Дорошенко.

1672 г. Арест кошового Войска Запорожского И. Сірко. Арестованный отправлен к Москве, а оттуда к г. Тобольска в Сибирь. 

1677 г. Приказ патриарха Іоакима выдрать из украинских книжек листы «не сходные с книгами московскими».

1683 г. Украинский архитектор Й.Старченко построил «трапезную палату» в Симоновом монастыре в Москве, где архимандритом был украинец Г.Домецкий. Правительство заслало Г.Домецкого на север за то, что он «Симонов монастырь пышно и бойко испестрил латинскими штуками и Киев паче мэри хвалил».

1685 г. Отмена автономной украинской церкви и установление контроля московского патриарха не только над церковью, но и образованием и культурой Украины.

1687 г. Коломацкие статьи, за которыми Москва обязывала гетмана заботиться об увеличении браков между россиянами и украинцами. 

1690 г. Московский собор проклял и осудил на уничтожение произведения украинских писателей 17ст. «Кіевскіе новыя книги» Петра Могилы, К.Старовецького, П.Голятовського, Л.Барановича, А.Радивиловського и других, так как «киевцькие кніги прельсти латинськия утверждают». наложив на них «проклятство и анафему, не точію сугубо и трегубо, но и многогубо».

1693 г. Запрет патриарха Андриана привозить украинские книжки в Москву.

1693 г. Письмо Московского патриарха в Киево-Печерскую лавру о запрете издания любых книжек на украинском языке.

17-18 столетиях Москвой внедряется экономическая война против Украины в разных направлениях.

1703-1720 гг. Десятки тысяч украинских крестьян и казаков были насильно вывезены на строительство Петербурга, 25 тысяч погибли от болезней в тамошних болотах.

1704 г. Подавление московскими войсками антипольского восстания Семена Палия на правобережной Украине, которая находилась под оккупацией Польши.

1708 г. Административная реформа в России. На территории Украины, наподобие русских, образовано две губернии, Киевскую и Азовскую.

1708 p. Массовое уничтожение украинских сел и городов московитами еще до перехода гетмана И. Мазепы на сторону шведского короля Карла XII.

1708 г. Уничтожение столицы Гетманщины г.Батурина московскими войсками, которые вырезали всех жителей города и беженцев (15 тыс.), преимущественно женщин и детей. Церкви и город пограбили, а потом сожгли. «Украина залита кровью, разрушенная грабежами и обнаруживает сквозь страшную картину варварства победителей», - докладывал французский посол в Париж.

1709–1734 гг. Московщина увеличила налоги в Украине на 400%. Налог от «дыма»(дома) в Московщине был 49 коп., в Украине 1руб. 25 коп. 

1709 г. Царь Петр выдал приказ казнить каждого запорожца. Начало разрушения Сечи. После захвата Сечи московиты «...обществу нашему главы обдирали, шеи на плахах рубили, вешали и другие тиранские смерти наносили, которых и в поганстве за старинных мучителей не водилось - не только тех, кто из общества, а и из домовин мертвых монахов откапывали, главы им отсекали, кожу сдирали и вешали», - писал свидетель, кошевой Стефаненко.

1709 г. Петр Первый приказал сократить число студентов Киево-Могилянской Академии с 2000 до 161, а лучшие научные силы были забраны из Киева в Москву. Среди них были Иннокентий Гизель, ИоанникИй Галятовский, Лазарь Баранович, Дмитрий Ростовский (Туптало), Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий и много других. Они сыграли главную роль в развитии культурной жизни тогдашней Московії. «Украинцы принесли с собой всю свою большую культуру, ее влияние отразилось на Москве на всей жизни: здания, рисовании, одежды, пениях, музыке, обычаях, на праве, литературе и даже на самом московском языке. Вся жизнь составлялась тогда так, что становилось невозможным прожить без украинца. Всяких ремесленников доставали из Украины» (И. Огиенко, «Украинская культура»). «…Старая московская культура во времена царствования Петра умершая; и культура, которая с того времени живёт и развивается в Московии, является органическим продолжением не московской, а киевской, украинской культуры», - признал позднее князь М. Трубецкой.

1709 г. Указ об обязательности цензурирования украинских книжек в Москве.

1709 г. Указ Петра І о запрете печати книг на украинском языке, а книги, печатные церковнославянским языком, сверять с русским изданием, чтобы в них никакой разности не было.

1713 г. Московия приказом Петра Первого присваивает себе название Росія. Таким образом всегда враждебные к Руси-Украине московиты, основу которых составляли угрофинские и тюрские племена, подменивают понятия и присваивают себе историческое и духовное наследство киевских, новгородских и других руссов. (Греческое название Руси звучит как «Россия»).

1716 г. Москва запретила украинцам ездить в Европу по товар. 

1718 г. Москва запретила вывозить в Европу украинский табак. 

1718 p. Российские правители, стремясь уничтожить историческую память украинцев, сожгли архивы и собрание книг Киево-Печерского монастыря (материалы собирались свыше 700 лет), которая выдержала нашествия монголов, поляков, татар, «...многочисленное и древнейшее собрание книг, собранное и обогащенное великим князем Киевским Ярославом Владимировичем и сохраненное в пещерах от всех вражеских нападений и руин, но ныне,... среди благосостояния и тишины пламенем пожранное. В нём сохранялось много тысяч рукописных и всяческих драгоценных манускриптов, писаных разными языками, и много среди них такие, что и ученым тогдашним мужьям не были известные, а особенно все записки и документы относительно истории правления славянских племен и царей касались» («История Русов», ст.303-304, изд.1956 г.).

1720 г. Указ Петра І о запрете печатать в Малоросии любые книги, кроме церковных. Приказ царя Петра І: «В Киево-Печерской и Черниговской типографиях вновь книг никаких не печатать... старые книги справливать преждет печати, дабы... особого наречия в оных не было».

1720 г. Запрет вывозить стеклянные изделия в Европу. 

1720 г. Петр І выдал указ киевскому губернскому князю Голицыну, чтобы «...во всех монастырях, остающихся в Российском государстве, 
осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куртиозные письма оригинальные, а также книги исторические, рукописные и печатные».

1721 г. Приказ о цензуре украинских книжек. Наложенные штрафы на Киевскую и Черниговскую типографии за книжки «не во всем с великороссийскими сходные». Уничтожение Черниговской типографии. 

1722–1727 гг. Первая Малороссийськая коллегия. Штат состоял из 6 русских офицеров и прокурора. Коллегия взимала поборы в царскую казну, расквартировывала в Украине русские войска, контролировала деятельность Генеральной военной канцелярии и т.п..

29.04.1722 г. Левобережная Украина из ведомства Коллегии иностранных дел была переведена под управление Сената России, которое имело целью дальнейшее ограничение самоуправления в Украине.

1722 г. Запрет привозить в Украину западноевропейские изделия.

По сути дела украинскую самобытность было частично уничтожено, а частично вывезено в Москву и в этом смысле Московия в какой-то мере ввобрала в себя Киевско-Руськое наследство. Но на этом притеснения украинства не прекратились. Приведем еще только два официальные документа, датированные ХІХ столетием.

Валуевский циркуляр – 18 июля 1863 года.

«Принимая во внимание, с одной стороны,   настоящее тревожное состояние общества, волнуемого политическими событиями, а с другой стороны имея в виду, что обучение грамотности на местных наречиях не получило ещё окончательного разрешения в законодательном порядке, министр внутренних дел признал необходимым, впредь до соглашения с министром народного просвещения, обер-прокурором св. синода и шефом жандармов относительно печатания книг на малороссийском языке, сделать по цензурному ведомству распоряжение, чтобы к печати дозволялись только такие произведения на этом языке, которые принадлежат к области изящной литературы; пропуском же книг на малороссийском языке как духовного содержания, так учебных и вообще назначаемых для первоначального чтения народа, приостановить. О распоряжении этом было повергаемо на Высочайшее Государя Императора воззрение и Его Величеству благоугодно было удостоить оное монаршего одобрения».

Эмский указ АЛЕКСАНДРА ІІ, 18 мая 1876 г., Эмс

«В видах пресечения опасной, в государственном отношении, деятельности украинофилов, полагалось бы соответственным принять впредь до усмотрения, следующие меры:

а) ПО МИНИСТЕРСТВУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

І. Не допускать ввоза в пределы Империи, без особого на то разрешения Главного Управлення по делам печати, каких бы то ни было книг, издаваемых за границею на малорусском наречии.

2. Воспретить в Империи печатание, на том же наречии каких бы то ни было оригинальных произведений или переводов…

3. Воспретить равномерно всякие на том же наречии сценические представления, тексты к нотам и публичные чтения (как имеющие в настоящее время характер украинофильских манифестаций).

4. Поддержать издающуюся в Галичине, в направлении враждебном украинофильскому, газету «Слово», назначив ей хотя бы небольшую, но постоянную субсидию.

5. Запретить газету «Киевский Телеграф»

б) ПО МИНИСТЕРСТВУ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

6. Усилить надзор со стороны местного учебного начальства. чтобы не допускать в первоначальных училищах. преподавания каких бы то ни было предметов на малорусском наречии.

7. Очистить библиотеки всех низких и средних училищ в малороссийских губерниях от книг и книжек, воспрещаемых 2-м параграфом настоящего проекта.

8. Обратить серьезное внимание на личный состав преподавателей в учебных округах Харьковском, Киевском и Одесском, потребовав от попечителей сих округов именного списка преподавателей с отметкою о благонадежности каждого по отношению к украинофильским тенденциям и отмеченных неблагонадежными или сомнительными перевести в великорусские губернии, заменив уроженцами этих последних.

9. На будущее время выбор лиц на преподавательские места в означенных округах возложить, по отношению к благонадежности сих лиц на строгую ответственность представляющих о их назначении, с тем, чтобы ответственность, о которой говорится, существовала не только на бумаге, но и на деле.

10. Закрыть на неопределенный срок Киевский Отдел Императорского Географического Общества (подобно тoму. как в 1860-х годах закрыт в этом последнем Политико-экономический Комитет, возникший в среде Статистического Отделения).

в) ПО ОТДЕЛЕНИЮ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ

11. Немедленно выслать из края Драгоманова и Чубинского, как неисправимых и положительно опасных в крае агитаторов» [Скраю дописано: «Выслать из края с запрещением въезда в Южн. Губ. и столицы , под секретное наблюдение »].

"Таким образом, я не стремился давать какие-либо оценки мыслям известных российских мыслителей и практическим действиям российских властей, а только привёл мысли и реальные события и документы из нашей трагической общей истории, которую так отчаянно защищают современные русские и украинские великодержавники. Каждый приведенный факт и документ имеют фактологическое подтверждение, а строить заключения, насколько эти взаимоотношения были такими, что их можно отнести к взаимоотношениям между разными группами одного народа, или взаимоотношения разных народов и культур, дело каждого уважаемого читателя. К современным идеям и действиям российских властей и обслуживающего их персонала я не обращался сознательно, ибо это могло бы спровоцировать политические выводы, а это должен сделать каждый сам для себя.

ВАДИМ КОЛЕСНИЧЕНКО. ДОСЬЕ

Немає коментарів: