пʼятниця, липня 27, 2012

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 6.



Мемориальная доска в честь С.П.Королева, установленная на Севмашпредприятии. Первая отечественная морская баллистическая ракета Р-11ФМ.



Схема размещения баллистических ракет на ПЛ проекта 611

Одна из лодок была переоборудована под первую в мире ракетную лодку-носитель баллистических ракет Р-11 ФМ с дальностью полета до 350 км (прототип армейской ракеты «Скад»). Первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был произведен 16 сентября 1955-го с борта ПЛ Б-67 Северного флота под командованием капитана 3 ранга Ф.И.Козлова. Позднее, на основе проекта В 611, был создан откорректированный пр. АВ 611. Первый пуск крылатой ракеты в октябре 1957 года - экипаж ПЛ Б-64 проекта 611-П (командир В.А.Евдокимов), пуск первой баллистической ракеты из подводного положения 10 сентября 1960 года - ПЛ Б-67 (командир - В.К.Коробов).
http://flot.com/blog/historyofNVMU/zhizn-v-periskop-videniya-reliktovogo-podvodnika-kontradmiral-atshtyr6.php 



Успешный морской пуск этой ракеты, по-видимому, «спровоцировал» отказ ВМС США от крылатых ракет «Регулус» и подстегнул разработчиков в форсировании программы «Поларис».
Пять подводных лодок проекта 611-АВ (по терминологии НАТО «Зулу-5») были построены как носители БР Р-11 ФМ и имели по две вертикальные шахты в ограждении рубки.
Четыре подводные лодки были переоборудованы для океанографических исследований по программе МГГ (международного геофизического года) и получили открытые названия «Лира», «Марс», «Вега» и «Орион».




1979 г. Индийский океан. Смена экипажа ПЛ Б-90 ТОФ (пр.611) с борта ОИС Леонид Соболев

Торпедные (непереоборудованные) подводные лодки этой серии не являлись принципиально удачным подклассом и в процессе реализации программы кораблестроителей впоследствии были «вытеснены» более перспективным проектом 641 («Фокстрот»).
Тем не менее они смогли внести свой вклад в океанскую историю дизельного подплава СССР. Так ПЛ Б-72 с 27.11.1958 по 25.03.1959 совершила поход из Петропавловска-Камчатского к Антарктиде (до 60°). Экипаж под командованием капитана 3 ранга Р.А.Голосова и научная группа специалистов АН СССР за 120 суток плавания успешно выполнили поставленные задачи (в т.ч. 232 погружения на 20-тысячном маршруте - без аварий). В том же 1958 году две ПЛ Северного флота Б-75 и Б-80 совершили 75-суточный поход вдоль Исландии, Канады и США к берегам Бразилии (с пересечением экватора). С октября 1959-го по март 1960 года группа ПЛ Северного флота пр. 611 Б-90 П.Т.Зенченко и Б-88 Н.А.Мышкина (старший похода капитан 1 ранга Б.А.Вешторт) в обеспечении т/х «Михаил Калинин» и т.н. «Вилюйск» перешли на Камчатку через Атлантику вокруг Африки, через Индийский океан - вокруг Австралии (23 000 миль за 150 суток). Это был первый и единственный трансокеанский переход подводных лодок вокруг Австралии. Результаты этих походов позволили добыть ценную информацию о режиме судоходства, о противолодочных возможностях ВМС стран НАТО, ну и, конечно же, - дать рекомендации конструкторам и строителям новых проектов ПЛ, в т.ч. атомных.
К 1990 году все подводные лодки проекта 611 сданы на слом.


Малые подводные лодки проекта 615 («Квебек»)



Абрам Самуилович Кассациер. ПЛ проекта 615 в базе.

Предназначались для боевых действий в прибрежных районах Балтийского и Черного морей.
Главный конструктор - А.С.Кассациер. При разработке этого проекта инженеры продолжили работы, начатые еще до войны, на базе экспериментальной ПЛ проекта 95.
Ее дизельная машинная установка на подводном ходу работала по замкнутому циклу с использованием жидкого кислорода и твердого химпоглотителя. Идея двигателя заимствована у немецкого проекта «Крейслауф».
Первая опытная подводная лодка этой серии была построена на заводе «Судомех» (Ленинград) и вошла в состав ВМФ в 1953 году. Применение «единого двигателя» позволило по сравнению с ПЛ лучшей довоенной серии XV увеличить скорость подводного хода в 2, а дальность плавания - в 6 раз.
Подводные лодки проекта 615 имели нижеследующие ТТХ: водоизмещение - 460/540 куб. м; рабочая глубина - до 160 м; экипаж - 30 человек; вооружение: торпедных аппаратов - 4 (запас торпед - 8 . Остальное оснащение идентично проекту 613.
Принципиальная особенность подводной лодки заключалась в ГЭУ (главной энергетической установке): трехвальная с двумя главными бортовыми дизелями изолированного исполнения и одним средним для длительного экономического хода. Ее дизельная машинная установка развивала на вал мощность до 1800 л. с. Длительные испытания опытной ПЛ позволили достичь скоростей надводного хода - свыше 17, подводного - до 15,5 уз.
Наибольшую проблему представлял жидкий кислород, размещаемый в эластичных «мешках» за пределами прочного корпуса и подаваемый под забортным давлением, который был крайне опасен из-за его испаряемости и взрывоопасности при соприкосновениях с маслами. Для устранения этой проблемы были проведены доработки по замене жидкого кислорода на твердую гранулированную надперекись натрия, загружаемую в отсечные емкости.




Герой Советского Союза Валентин Евгеньевич Соколов с женой и внучками (лодкой 615 проекта он командовал в начале пути). Одесса. 2006 г.

Строительство подводных лодок по откорректированному проекту велось заводом «Судомех». Всего построено 30 единиц.
Однако в эксплуатации этот проект нельзя признать надежным из-за высокой взрывопожароопасности. На флотах эти лодки прозваны «зажигалками» из-за частых взрывов с человеческими жертвами. При некоторых из них отсечные переборки буквально заворачивали тела мотористов.
Автор публикации был на подводной лодке этого проекта. Двигательный отсек настолько тесен, что операторы у пультов ГЭУ были вынуждены выполнять свои функции полулежа перед приборами. Борьба за живучесть на этих лодках была чрезвычайно трудной.
Подводные лодки выходили в море в сопровождении конвоиров. Нередко наблюдались случаи, когда через 2-3 часа после выхода лодки полным ходом «шпарили» в базу, а на запрос отвечали однозначно: «на борту пожар».
Все эти лодки выведены на слом в 1970-х годах с появлением атомных ПЛ 1-го поколения.


Средняя подводная лодка проекта 617 («Уэйл»)

В начале кратко об истории создания ПЛ с единым двигателем. Первым, кто смог это сделать практически, был русский инженер С.К.Джевецкий. Его лодка «Почтовый» с четырехтактным бензиновым двигателем (2x130 л. с.) вошла в строй в 1908 году, имела водоизмещение 146 тонн, 4533 мм ТА, дальность плавания 350 миль н.э. ходом и 28 миль п.э. ходом, макс, надводная скорость 11,4 уз., макс, подводная 6,2 уз.. Следующей ПЛ стала Р-1 инженера С.А. Базилевского в 1938 году. Его двигатель РЕДО (регенеративный единый двигатель особого назначения) представлял собой дизель мощностью 800 л. с., работавший с добавлением кислорода в выхлопные газы. Эта ПЛ могла на испытаниях давать скорость под водой 10 уз. в течение 15 часов. Однако дальше продолжать работу над проектом помешала война.



Сергей Александрович Базилевский, автор идеи двигателя РЕДО. В.С.Дмитриевский, автор конструкции единого двигателя ЕД-ХПИ (погиб 23 ноября 1942 г. во время пожара на ПЛ).

С 1939 года инженер В.С.Дмитриевский (ОКБ-196 НКВД) работал над другим типом единого двигателя - ЕД-ХПИ (единый двигатель с химическим поглотителем известковым). С 1941-го года лодка проекта 95 проходила масштабные испытания на Каспии и, несмотря на гибель в 1942 году, подводная лодка М-401 совершила 74 выхода в море, прошла 2800 миль, в т.ч. 360 миль под водой. Следующий проект ПЛ с двигателем ЕД-ВВД (единый двигатель с выхлопом в воду дизельный) испытывался с 1951 по 1953 год и был признан неудачным, так как за лодкой оставался демаскирующий пузырьковый след.
В июле 1946-го, в соответствии с постановлением Правительства СССР «О мерах по дальнейшему развитию работ в области создания ПЛ с единым двигателем», ЦКБ-18 приступило к проектированию совершенно нового, 617 проекта советских подводных лодок. Ради исторической правды стоит отметить длительную (1945-1947) и продуктивную работу в Берлине КБ ВМФ Л.А.Коршунова и филиала этого КБ в городе Бланкенбурге.




Леонид Алексеевич Коршунов, инженер-капитан 1 ранга, начальник КБ ВМФ в Берлине. Алексей Александрович Антипин, начальник филиала КБ ВМФ в Бланкербурге.

ПЛ проекта 617 построена в 1954 году заводом «Судомех» в единственном числе. Главный конструктор - А.А. Антипин.
Для испытания была перебазирована в ВМБ Лиепая (Латвия) и содержалась в особой, тщательно охраняемой зоне. Бортового номера не имела, выходила в наиболее глубоководный район Балтики только ночью.
Имела единый двигатель «вальтеровского» типа - парогазовую турбину, работающую по замкнутому циклу с использованием перекиси водорода.  Техническая идея двигателя заимствована с немецкой ПЛ серии XXVI. Подводная лодка этой серии V-1407 в 1945 году была затоплена своим экипажем, но поднята англичанами, которые по ее образцу построили две ПЛ «Эксплорер» и «Экскалибер». Их опытная эксплуатация сопровождалась многочисленными пожарами и взрывами и прекращена в конце 1960-х годов.
Советская же подводная лодка этой серии, проект 617 («Золотая рыбка») имела более удачную жизнь. Автору довелось в 1955 году участвовать в обеспечении подводных испытаний «Золотой рыбки»: по имеющимся наблюдениям она развивала под водой скорость до 24 уз. в течение длительного времени.




Опытная дизель-электрическая ПЛ проекта 617 с единым двигателем на основе ПГТУ

Спецификационные данные: водоизмещение надводное - до 1500 куб. м, проектная подводная скорость - 20 уз. (ни одна дизельная подводная лодка всех флотов мира не достигала такой скорости). Глубина погружения max 200 м, 6ТА с 6-ю запасными торпедами, экипаж - 51 человек. В 1956 году на этой ПЛ на глубине произошел сильный пожар; экипаж действовал быстро и грамотно - подводная лодка была спасена и самостоятельно возвратилась в базу.



ПЛ проекта 61ЗЭ со вспомогательной установкой на электрохимических генераторах

Опыт успешной в целом опытной эксплуатации этой ПЛ был трансформирован в план-программу строительства до 100 подводных лодок этого проекта. Но эта программа была свернута из-за появления подводных лодок с атомными энергетическими установками.

Продолжение следует

Немає коментарів: