вівторок, липня 31, 2012

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ СВЕТЛАНЫ КОРОЛЕВОЙ

   ЗДРАВСТВУЙ МОРЕ!  Я ТАК СКУЧАЮ ПО ТЕБЕ!
Море существует для чего ?
Море существует для того,
Чтобы нам глядеть не наглядеться
На красоты вечные его.
Для чего же надобно ему
Штормы посылать на нас во тьму ?
Чтобы мы узнали хорошенько,
что почем, зачем  и почему ?
               ( Б.Окуджава )

     Часто в рассказах, воспоминаниях встречаешь фразу : " он с детства мечтал о море...".  Мне,выросшей в небольшом городке районного масштаба о море даже не мечталось. " Любовью" была речка Пышма , которая в весеннее половодье  заливала прибрежные луга, а летом становилась такой, что даже не на спор переплывали ее туда и обратно. ОТВАГОЙ считалось , прыгнуть вниз  с моста посередине речки,где глубина была побольше, что я  только однажды ( уже на спор ) и сделала. Влетев в воду далеко " не ласточкой" . долго приходила в себя,когда еле выплыла.



      А море ?  Море - это часть человеческой жизни. Только как-то не задумываешься об этом. А ведь даже слово " МОРЕ" появляется в  твоем лексиконе чуть ли не в детстве.  Еще в школе. В былинах : " на синем море сходилась погода сильная ..." В  " слове о полку Игореве ". Помните, плач  Ярославны : " О ветер, ты ветрило...Разве тебе мало по облакам веять,лелея корабли на синем море  ?..."  В стихах любимых поэтов  - М.Лермонтова ...."белеет парус одинокий в тумане моря голубом ....", А.С. Пушкина  - " К морю",  " Погасло дневное светило ....
      А кто  в детстве не читал  увлекательную  книгу  Д.Дефо " Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона " или  Д.Свифта " Путешествия Гулливера " ?   Я  по несколько раз.

       Взрослея зачитывалась Ж.Верном, где так много о море : " Море - это все !,- восклицал он,- Дыхание его чисто, животворно...". Красиво.  Но   сказанное воспринималось, больше, как поэтический образ.. А вот стихи Байрона  " Тебя любил я море ! В час покоя уплыть в простор, где дышит грудь вольней. Рассечь руками шумный вал прибоя - моей отрадой было с юных дней..." рождали  воспоминания  детства.  Ведь искупаться в реке было тоже отрадой.    И наказание мамы  за  то,что не выполнил ее поручение : " Не пойдешь на речку "  было   чуть ли  не самым  существенным.
      Зато  стихи Тютчева " На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море.как хорошо ты в безлюдье ночном ..." вызывали смутные желания  увидеть бы эту красоту своими глазами.
  
      А сколько песен    про море мы  с удовольствием пели тогда ( да и сейчас еще их не забыли ) :  " Прощайте скалистые горы, на подвиг Отчизна зовет., мы вышли в открытое море, в суровый и дальний поход.А волны и стонут ,и плачут, и плещут о борт корабля ..."   И про самое синее в мире Черное море мое...
      Да, тот кто рожден у моря  , безусловно, не мог не полюбить его -  такое разное, как на картинах И Айвазовского - изумрудно-зеленое, сине-голубое, серо-черное  с лунными дорожками. или  озаренное лучами восходящего солнца. Море,которое завораживает своей  непредсказуемостью, , восхищает и чарующей красотой , и бунтарским характером.

     Но как говорят : лучше один раз увидеть,чем сто  раз.. прочитать или  пропеть.  Мне довелось увидеть МОРЕ впервые в 1966 году. Врачи посоветовали свозить дочь на море, чтобы укрепить здоровье. Приютила нас  Гаспра - уютное,красивое местечко,  раскинувшееся в горах. И чтобы  увидеться с морем,надо было спуститься по   многочисленным  каменным ступенькам   в тени  живописных деревьев.  Что мы с удовольствием делали  утром,к вечеру же эти ступеньки казались  бесконечными.
        И вот оно. Сине-зеленое. Тихое.Теплое. Бескрайнее. С белыми барашками пены  набегающих ласковых волн...  Замерев от восхищения, я тихонечко сказала ; " Здравствуй , море ! Так вот ты какое ! "   А через два дня я увидела его уже другим.
         Оно гневалось, ворчало, рычало. ..Всклоченные, бесноватые волны с  яростью   набегали на молы и разбивались на тысячи брызг.   Наверно,    тогда я поняла, каким бы  МОРЕ  не  было, равнодушной к нему я уже не останусь.
        Словно сама  МОЯ планета - покровитель Нептун повела меня  по судьбе  на  встречу   с моряками -балтийцами. В 1968 году завод стал шефствовать над экипажем подводной лодки С-95. а значит начались и новые встречи с морем - теперь уже БАЛТИЙСКИМ.
    
       Балтийское море  Совсем другое. Мне оно запомнилось  холодным, более суровым, с очень неспокойным характером .А шторм, который мы ,пережили, находясь на плавбазе " Смольный". когда серые,грязные волны  многометровой высоты  с такой яростью обрушивались  на все препятствия,  что вызывали страх , желание  спрятаться в каком-нибудь  тихом уголке. Под порывами буйного ветра все вокруг гремело, стучало, скрипело  и казалось, даже воздух был пропитан  тревогой ,  предчувствием какой-нибудь беды.
        Тогда  и пришло открытие, что  МОРЕЙ одинаковых нет. У каждого свой характер МОРЕ - это вечное противостояние человека со стихией.   МОРЕ - это вечное движение.Позднее, познакомившись со стихами Н.Рубцова  ( он то знал   о море не понаслышке )  нашла подтверждение своим  мыслям :  ..." Вечно в движении,вечно волна (  шумны просторы  морские ), лишь человеку покорна она сила суровой стихии ..."    А   ШТОРМ. увиденный  только  однажды,  убедил,  " не доглядишь  оком, заплатишь боком ". Это я к тому,  что не поверив словам знающих  моряков,, что сила  ветра может поднять меня и тогда жди беды, храбро шагнула на палубу плавбазы "Смольный"   и тут же была " припечатана" к ограждению, да так, что "отдирали" меня  и   мои судорожно вцепившиеся руки, трое наших ребят  с лодки.   Словом, " и быть беспечным, просто невозможно, среди морских, загадочных дорог ..." Говорят, сколько людей, столько и мнений. Столько же своего видения, в том числе и  моря. Но это как смотреть и  в каких обстоятельствах.
     С пляжных топчанов  в Сочи - оно одно,  С борта  прогулочного теплохода, да под музыку -  другое.  С палубы эсминца - третье.  С рубки или в перископ подводной лодки - совершенно отличное от предыдущих.
      Вот  короткие кусочки из воспоминаний адмирала В.Л. Березовского о  шторме на море во время плавания на паруснике "Дунай" :  ... не буду рассказывать о ЖЕСТОКОМ   7-балльном шторме, когда парусник наклоняло так, что тем, кто работал на 50-метровой высоте, штормовое Черное море казалось совсем рядом ..."
      Меня поразило, как точно, ярко  описано " состояние " может такого же парусника в стихах   В Бокова " Песня  парусника".Заметьте, от имени парусника :  "  Шторм обшарил мой борт - видно, силы берег, шторм в снастях моих покуражился.знать немало крестов понаставил мой бог, в первый раз шторм напасть не отважился. А  потом - отвернулся ли божеский лик или был этот бес не из робких, он меня, будто бочку крутанул, повалил так, что ахнули переборки ..."

       А помните  задорную, бравую песню нашей молодости ::  ..." А нам  не страшен и вал девятый, и  холод вечной мерзлоты, ведь мы,ребята, ведь мы,ребята семидесятой широты..."  Ой-ой ! Это говорить так, значит не видеть  знаменитой картины И.Айвазовского " Девятый вал ". Пасмурный день.Волны,возникая у горизонта, черно-серые , движутся так,что кажется сейчас выплеснутся на   тебя, рассматривающего эту картину. Кусочек мачты,за которую собрав последние силы, держатся люди. Еще мгновенье... и они  уйдут  в пучину...  Тревогой наполняет сердце эта  жестокая сила моря. Не как иначе.
       Вот и в песне " Помилуй, господи, нас грешных " ( музыка И.Матвиенко, стихи Л.Дербенева ) вроде ненавязчиво так звучит : " Говорят, для ребят, кто с морем связан. не страшен и девятый вал. НО ВИДНО В МОРЕ НЕ БЫВАЛ ТОТ,  КТО ТАК СКАЗАЛ. Я  б не   сказал..." 
     
     Вы скажете, это же  пишут поэты, песенники, напридумывают образов.... Конечно, и слова  поярче найдут, и "словесных кружев"  наплетут ... БЫВАЕТ. Но МОРЯКАМ, чьи  "  ИСТИНЫ И МЕРКИ в анналы Флота занесены " невозможно не верить.
      " ...Когда идет волна, стараешься прижаться под козырек,  надеясь, что волна, которая через него перекатывает, пройдет позади , - пишет в своих воспоминаниях   " Держать глубину " адмирал В.Л.БЕРЕЗОВСКИЙ, - Кто ж его знал, что сначала эта волна через проницательный  легкий курс, накатит снизу, задерет тебе ноги, аж до горизонтального положения, а уж потом, перекатившись через крышу ударит по,пардон, спине и либо поставит на ноги, либо шваркнет об окружающую металлическую среду, либо закрутив водоворотом и оторвав руки от поручней, выкинет за борт..."
     
Или такому :   "  Экстренно подготовили  корабль к походу. Однако, время шло, ветер крепчал с каждой минутой и,когда убирали штоки флага и гюйса, волна уже накатывала на палубу и высота ее нарастала просто стремительно.Ветер  срывал и стелил пену, ухудшая видимость. Начал СЕЧЬ мелкий с ледяной крупой, злой дождь. Перископ немедленно залепляло водопенноснежной суспензией..."   Каково,а?   Вода усталости не знает.  Правда ?!   Вечное противоборство..
И  главное на море - ЭТО ЛЮДИ .  "... Море с громом и метелью, и с утесами во мраке, вечно будет  колыбелью ФЛОТСКОЙ СИЛЫ И ОТВАГИ ..."  ( стихи Н.Рубцова ).
       Каким  бы они не было   МОРЕ - ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ.  " В море раз побудешь  -  век не забудешь" - так утверждает  народная мудрость в пословице." Я знаю,друзья, что не жить мне без моря, как море мертво без меня ..." - поется в песне.
         Я бы  "мертво" не сказала.  ОНО ЖИВОЕ . Потому, что  каждая миля  оставляет позади, отдаляет от точки  старта - ЗЕМЛИ.  Но каждая ПРОЙДЕННАЯ миля приближает к конечной точке плавания  - К ЗЕМЛЕ, ДОМУ, К ТЕМ.КТО ЖДЕТ И ЛЮБИТ.
       "  Хочешь расскажу, как ждет их  МОРЕ, задержавшиеся корабли, застывая  ВОЛНАМИ в дозоре Как и я, молясь, ЧТОБЫ ПРИШЛИ ".... Я совсем немного, но завидую тем, кто  живет у моря, видят море каждый день, слышат его, чувствуют его запах, едят его дары... И любят СВОЕ море.   Я тоже люблю тебя, море. Я скучаю по тебе. Я так по тебе скучаю ! Ты моя молодость, мое  неповторимое прошлое, ты - моя настоящая жизнь.

Светлана Королева.г.Пермь,Россия. 31.07.2012г

Немає коментарів: