Комментарии к воспоминаниям адмирала В.Л.Березовского.
Закончена публикация воспоминаний В.Л.Березовского " ДЕРЖАТЬ ГЛУБИНУ. ФЛОТСКИЕ БЫЛИ". Немножко жаль. Хотя все закономерно. Даже хорошее когда-то заканчивается. Закономерно другое. Если ты "прикипел" к чему своим интересом, если это "зацепляло" твои чувства,эмоции, мысли ...всегда жаль с этим расставаться.
А "зацепило" с первой строчки даже самого обращения : " Взыскательный читатель ! Все,о чем ты прочтешь в этой книге,не плод моего литературного внимания.События,их участники, место и время- фактические.. Можно поспорить только о выводах. Тема книги - о моряках,море, подводных лодках, морской службе. И если читатель найдет книгу интересной, а военный моряк еще и почерпнет что-то полезное для своего профессионального роста, я буду счастлив ! С уважением автор
. "
Моряки, море, морская служба ..... это было сферой моего интереса. И я начала читать. Как ЧИТАТЕЛЬ. Я зачиталась. Я с нетерпением ждала каждого продолжения , потому что меня ожидали настоящие открытия.
С первой главы поняла, что ,пожалуй, не читала подобного. Книга написана таким образным, сочным , добрым языком, с тонким подшучиванием над собой и теми,кто был рядом, с анализом,оценками, выводами ,вроде бы для СЕБЯ,, а вышло ДЛЯ ВСЕХ. Книга с улыбкой, острым глазом, пытливым умом,наблюдательностью, откладыванием увиденного,пережитого в " копилку" опыта и памяти. А еще с нежностью, благодарностью и любовью к тем, кто был рядом на жизненном пути, что вызывало неизменную симпатию к ним. И с большим уважением к читателям.
Человек, прошедший по карьерной лестнице ОТ и ДО.... имел право давать умные профессиональные советы,жизненно важные, выверенные временем, опытом, испытаниями, своими и чужими ошибками , недоработками. ..." МНЕ бы очень хотелось, чтобы опубликованные здесь рассказы, помогли моим соратникам ПОНЯТЬ,ПОЧУВСТВОВАТЬ необходимость закрепления знаний опытом и считать высшей точкой служебной карьеры должность КОМАНДИРА корабля. Остальное потом. И только по желанию. И,конечно, по заслугам ".
Ему,находящемуся на заслуженном отдыхе , ДО ВСЕГО БЫЛО ДЕЛО. Он раздумывает над вопросами о возрастных ограничениях на флоте,о дедовщине ( ..." Запачкала себя армия дедовщиной. Тяжелое,уродливое явление и запущен этот "нарыв"нерешительностью и уродливыми методами работы высшего командного состава, лукавством среднего и дисциплинарным бесправием младшего..." ) , размышляет о сроках службы,факторах, позволяющих принять столь тяжелое решение для армии, о контрактниках на флоте и своем видении решения этих проблем ( "....не приживутся " профи" ни в реакторных, ни в других отсеках. Надо исправить ошибку. отказаться неизвестно над кем поставленного эксперимента .Вернуться к трехлетней службе по призыву. А после службы хочешь на сверхсрочную - пожалуйста....") и целая программа стимулирования добросовестной флотской службы.
Обратив внимание на то, что во многих изданиях по истории флота освещаются только события, так сказать, лежащие на поверхности - дальние походы,арктические плавания, присвоение почетных званий, визиты и т.д. он считает СВОИМ ДОЛГОМ, (в то же время с большим тактом и ненавязыванием "), делиться наработанным опытом, как избежать вмятин,трещин, и пробоин,которые появлялись на бортах лодок из-за " суматошной повторяемости норд-вестовыми ветрами,которые потрясали Гремиху," , что надо помнить при погрузке боевых ракет, "необходимости освоения боевого корабля для максимального использования его боевых качеств,оружия,вооружения... " и многом ,многом другом, полезным, важном, О ЧЕМ ЛУЧШЕ ВСЕГО МОГУТ СУДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ.
У меня же остались в памяти его добрые слова о дизельных подводных лодках ," которые выкормили подводный флот". о ПЛ " Щука"... и о людях , которые, как и лодки, " работали на износ и достойно вынесли на своих плечах всю тяжесть освоения подводных лодок, изнурительных походов и боевой службы " .... И многое другое, что раскрывало ВНУТРЕННИЙ МИР, БЫТ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ, ИХ ПОСТУПКИ.
.
Очень тронул кусочек воспоминаний, где написано : "... Скажу одно,-десяток лет спустя,когда я командовал стратегическим атомным ракетоносцем, встречаясь в море с дизельными подводными лодками, я приказывал вахтенному офицеру первым свистать " Захождение" и отдавал честь,во-первых,конечно, Военно-морскому Флагу, и во во-вторых этому скромному океанскому труженику "...Думаю, элита флота так и поступает.
И словно передалась боль, где автор говорит о том, что "ложь, рубль, и вор правят Россией.... ученый, инженер, рабочий, крестьянин отторгнуты на вторые роли. На первых угнездились криминальные деляги,- приватизаторы ,партаппаратчики-растриги, и свора театральных и информационных подпевал...." КАК говорится, в самое " ЯБЛОЧКО ", не убавить-не добавить !
Я не знаю, как кому , а МНЕ ДОРОГО В ЭТОЙ КНИГЕ ВСЕ, в том числе и ....." Я уже в запасе. Не находясь в гуще флотской жизни, я не могу претендовать на решающее слово. ОНО ЗА ВАМИ, ОБИТАЮЩИМИ В СТАЛЬНЫХ КОРПУСАХ КОРАБЛЕЙ :
,,,РАЗБЕРИТЕСЬ с ОБСТАНОВКОЙ. И ЕСЛИ КУРС ВЕДЕТ К ОПАСНОСТИ. РЕШИТЕЛЬНО ПОТРЕБУЙТЕ : " НАВЕРХУ! "РЕВЕРС ". Вам, морякам, лучше знать, что это за команда -совет !
Автор в предисловии , в обращении написал : ..." если взыскательный читатель найдет книгу интересной.... буду счастлив Я не взыскательный читатель. Не рецензент .... Я благодарный читатель. Я очень рада ,ВАДИМ ЛЕОНИДОВИЧ, за то, что написана ТАКАЯ книга.. Я рада встрече с вами . Я тоже утверждаю, что " на таких,как вы, " равняться и молиться МОЕ ОТЕЧЕСТВО должно ! "
И в предверии любимого праздника Дня Военно-морского Флота , хочу от имени таких же благодарных читателей пожелать : ( можно стихами ? ) : СУДЬБУ РУГАТЬ- СОВСЕМ НЕ ВАШ РЕЗОН, КАК БЫ НА СЛУЖБЕ ВАМ НЕ ДОСТАВАЛОСЬ. ПУСКАЙ ОТ ВАС, КАК МОРЯ ГОРИЗОНТ, ВДАЛЬ ОТСТУПАЮТ И БЕДА.И СТАРОСТЬ ". Будьте с нами еще долго-долго !
Немає коментарів:
Дописати коментар