Образцовый подводник (из архива)
27 января 2010 года харьковчанин капитан I ранга в отставке Виктор Иванович Харченко, почетный член Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И. Фисановича и Международного союза инвалидов-подводников "Форпост" отметил свое 85-летие.
Члены общественных организаций ветеранов ВМФ и, прежде всего, подводники, все те, кто общался с ним в годы учебы и службы на Северном и Тихоокеанском флотах, на производстве и партийной работе в Ленинском районе Харькова, давно уже считают Виктора Ивановича Харченко одним из кандидатов на звание почетного гражданина первой столицы Украины. НАЧАЛО СЛУЖБЫ И ПЕРВАЯ НАГРАДА
Он родился в Харькове и учился в школах №№79 и 137. С 1940 года - в 15-й спецартиллерийской школе, вместе с которой был эвакуирован в город Риддер (позднее — Лениногорск) Восточно-Казахстанской области. После ее окончания поступил в Рязанское артучилище, находившееся тогда в Алма-Атинской области.После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в отдельный запасной артполк Среднеазиатского военного округа, откуда поступает в Каспийское высшее военно-морское училище. Первую практику ("оморячивание") проходит на боевых кораблях Черноморского флота. Там же заслужил статус участника боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем 9 мая 1945 года был награжден медалью "За Победу над Германией".
НЕБЫВАЛЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЕТ
В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота. Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников. После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года сразу же назначается старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта — на аналогичную должность на более "солидную" подводную лодку Б-22. Именно с этой должности талантливый 28-летний североморец 31 декабря 1953 года назначается командиром Краснознаменной гвардейской подводной лодки С-56.ПОДВОДНАЯ ЛОДКА-ЛЕГЕНДА
В годы войны именно этот подводный корабль под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина (впоследствии вице-адмирала и Героя Советского Союза) совершил в составе отряда из шести подлодок (одна из них, Л-16, погибла) героический переход из Владивостока на Северный флот по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал (более 17 тыс. миль). В составе Северного флота С-56 совершила восемь боевых походов, потопив шесть транспортов, два сторожевых корабля, танкер, миноносец и тральщик. В.И.Харченко стал знаменит потому, что в статусе командира легендарной "щедринской", как ее любовно называли на флоте, лодки с 10 июля по 5 октября 1954 года в составе отряда кораблей и подводных лодок в надводном положении совершил переход Северным морским путем из Полярного во Владивосток.Вот как об этом вспоминает сам Виктор Иванович:
— Яростный ветер ломал ледяные поля. Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку. Свободные от вахты вызваны наверх. Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны. В воздух взлетают белые фонтаны. Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. Напряжение достигает наивысшего предела. Две ночи никто не спит. Не до сна. Каждую минуту может произойти непоправимое.
Добавлю, это — только один эпизод на переходе Чукотским морем, где с помощью ледокола "Ленин" ледовые перемычки протяженностью 10 миль приходилось преодолевать за 26 часов! Но позади уже были не менее суровые Баренцево и Карское моря, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.
БОЕВОЙ ОРДЕН В МИРНОЕ ВРЕМЯ
После этого уникального похода впервые в истории подводного флота С-56 совершила, по сути, кругосветное плавание. Вернувшись к месту своего первоначального базирования во Владивосток, подлодка в день 30-летия Победы 9 Мая 1975 года стала на вечную стоянку. С-56 стала первой мемориальной подводной лодкой в ВМФ СССР.Правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили профессионализм молодого командира: во время перехода на Тихий океан ему присваивается воинское звание "Капитан III ранга", а после швартовки С-56 в бухте Золотой Рог Виктор Харченко в мирное время был награжден боевой наградой — орденом Красной Звезды.
Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, В.Харченко последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота и вновь командиром одной из подлодок следующего поколения (проекта 611).
КУРС НА ХАРЬКОВ
Все бы хорошо, но с каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни. И 5 мая 1961 года молодой по всем меркам (36 лет!), уважаемый сослуживцами командир подводной лодки уволился в запас по болезни и вернулся в родной Харьков.Затем долгое время, пока позволяло здоровье, он трудился на промышленных предприятиях Ленинского района города, был начальником отдела райкома партии. Подбор кадров, их назначение и учеба — не менее ответственный труд, чем быть командиром субмарины. За него Виктора Ивановича благодарят до сих пор нынешние руководители заводов, фабрик и предприятий Харькова. Нередко приходят в гости и советуются по разным вопросам.
У него большой стаж и в общественной работе, и в ветеранском движении. Он был одним из тех, кто организовывал и помогал в работе Клубу юных моряков Харькова, где получили возможность приобщиться к морскому делу более 800 подростков с улицы, зачастую из неблагополучных семей.
Интересно, что среди родных Харченко немало тех, кто связал, как и он, свою жизнь с морем. В сентябре 1942 года не вернулась из очередного боевого похода подводная лодка К-2 Северного флота, в составе экипажа которой был и трюмный машинист старший краснофлотец Яков Золин — рабочий механического цеха Харьковского канатного завода. Это двоюродный брат Виктора Ивановича. У обоих сыновья служили на Тихоокеанском флоте. Сын ветерана-подводника, Александр Харченко, служил командиром группы на подводном ракетоносце К-56, который унаследовал гвардейский военно-морской флаг героической С-56 после ее установки на пьедестал Вечной славы. Вот что значит преемственность поколений в Харькове!
КОГДА ВОЗРАСТ И ОТСУТСТВИЕ ЗРЕНИЯ НЕ ПОМЕХА
Несмотря на преклонный возраст, ветеран Великой Отечественной войны и подводных сил, инвалид 1-й группы по зрению, капитан I ранга в отставке, североморец и тихоокеанец, харьковчанин Виктор Иванович Харченко (на фото в центре) здоров, энергичен, общителен. Давно нет в живых его старшего наставника и друга Григория Щедрина, но он ведет активную переписку с другими членами послевоенного экипажа легендарной подводной лодки. Он в курсе всех событий. У него много родных и друзей, которые не оставляют его в покое. А рядом всегда жена Евгения Филипповна.Среди многочисленных ежегодних поздравлений с днем рождения одно Виктора Ивановича особенно радует: оно приходит из Владивостока от коллектива Военно-Исторического музея Тихоокеанского флота, который возглавляет Евгений Журавлев, в качестве филиала которого застыла на пьедестале Славы на набережной приморской столицы России Краснознаменная гвардейская подводная лодка С-56. И на этот пьедестал ее через льды и штормы Северного Ледовитого океана привел коренной харьковчанин Виктор Харченко. И это ли не подвиг?!
Уважаемый Виктор Иванович, здоровья Вам и флотского долголетия! Будьте таким же активным и общительным и впредь. Вся ваша жизнь — это достойный пример патриотизма и верности Родине. Вот на таких примерах служения Отечеству и надо воспитывать нашу молодежь, особенно в сегодняшнее время, когда все сложнее разобраться в главном — в исторической правде.
27.01.10
Текст: Блог Владимира Пелевина, Владимир Пелевин, капитан 1 ранга, пресс-секретарь Харьковского областного общества ветеранов-подводников им.Героя Советского Союза И.И.Фисановича
Фото из блога Владимира Пелевина
Немає коментарів:
Дописати коментар