вівторок, серпня 07, 2012

Командиры АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» - выпускники нахимовских училищ. Ленинградский нахимовец и его однокашники. Часть 11.

Как бывший рыболовный траулер противостоял в бою трем эсминцам.

Смирнов Игорь Иосифович.



Смирнов Игорь Иосифович родился в 1934 году. Закончил ЛНВМУ с серебряной медалью и поступил в ВВМУ инженеров оружия.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/?year=2009&month=8




"Весело было нам, все делили пополам!"

Смирнов Марат Александрович.



Смирнов Марат Александрович родился в 1934 году. Отец - капитан 2 ранга. После ЛНВМУ поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.

Станкеев Владимир Ильич.



"Яблочко" в исполнении Володи Станкеева и Марка Городинского.

Станкеев Владимир Ильич родился в 1933 году в Белорусской ССР, участник Великой Отечественной войны, награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». После ЛНВМУ поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.



В 1945 году, в год Парада Победы в Москве "маленькие моряки" прошли торжественным маршем по Дворцовой площади Ленинграда.

Стрельник Николай Петрович.



Николай Петрович Стрельник учился в ЛНВМУ с 1944 года. 15 мая 1952 года в сопровождении эскорта и почетного караула состоялись его похороны, нахимовца 1-й роты, выпускной, вице-старшины 1-й статьи. Стрельник Николай Петрович внезапно заболел, смерть наступила 13 мая 1952 года от токсического гриппа во сне.

Прошло меньше года с 30 сентября 1951 года, когда Стрельник вместе с однокашниками и командиром роты был награжден за победу в шлюпочной гонке на 6 кабельтов моделью сторожевого корабля «Гроза». Среди экипажа шлюпки-победительницы - еще один член экипажа "К-3" - Певцов Олег Сергеевич.

Не только воспитательный смысл есть в выборе организаторами соревнований такого приза, но и символика. Отец нахимовца Стрельника - Стрельник Петр Никитович (1913) - военный комиссар СКР "Туман", старший политрук, 10 августа 1941 года был убит осколком в голову, после обхода боевых постов он находился на правом крыле мостика. - Кобчиков Е.Ю. Бой и гибель сторожевого корабля "Туман" // Гангут.- 1993.- № 6. (Кобчиков Евгений Юлианович - нахимовец 1977 года выпуска, рассказ о нем и его творчестве впереди).

Морские части погран.войск - Подвиг сторожевого корабля «ТУМАН» 1941 год.

"23 августа в 4 часа 25 мин. находившийся в дозоре у входа в Кольский залив сторожевой корабль «Туман» подвергся атаке 3 эсминцев противника. Командир «Тумана» старший лейтенант Л.А.Шестаков, доложив по радио о вступлении в бой, повел корабль под прикрытие береговых батарей.
В первые же минуты боя вышла из строя кормовая пушка, были убиты командир корабля и военный комиссар старший политрук П.Н.Стрельник, в командование вступил помощник командира лейтенант Л.А.Рыбаков. Вместе с командиром электромеханической части Я.М. Кошевым он организовал борьбу за живучесть корабля и спасение раненых. По приказанию штурмана лейтенанта М.М. Букина раненый рулевой К.Д.Семенов и радист К.В.Блинов под огнем неприятеля подняли Военно-морской флаг. Экипаж самоотверженно боролся с водой и огнем, однако спасти корабль было невозможно. В 05 часов 30 минут «Туман», не спустив флага, скрылся в волнах. 15 человек экипажа были убиты, 17 получили ранения, оставшихся в живых подобрали катера.
Под огнем береговых батарей вражеские эсминцы были вынуждены отойти, одному их них сильные повреждения нанесли советские бомбардировщики. Получив достойный отпор, противник больше не рискнул приближаться к выходу в Кольский залив.
Имя легендарного СКР «Туман» носит современный сторожевой корабль СФ, а место гибели корабля-героя – 69 гр 34 мин с.ш., 33 гр 39 мин в.д. – объявлено координатами боевой славы. Проходя мимо этой точки, корабли приспускают флаг, а в день годовщины подвига «Тумана» на воду торжественно опускают венки."



Сторожевой корабль "Туман".

А вот описание и анализ боевой обстановки в книге Арсения Григорьевича Головко Вместе с флотом. — М.: Финансы и статистика, 1984.

"10 августа. Фашисты охотятся за теми, над кем заранее рассчитывают взять верх. Тактика их на море — наваливаться скопом на тех, кто слабее. Это захватило нас врасплох в случае с «Пассатом» и РТ-67, но это же принесло фашистам сомнительный успех в случае с «Меридианом» (поскольку противник потерял полноценный боевой корабль — эскадренный миноносец), хотя фашистская печать и попыталась изобразить потопление беззащитного судна с женщинами и детьми на борту как потопление авианосца! Да, гидрографическое судно водоизмещением двести пятьдесят — триста тонн было превращено фашистской печатью в «большевистский авианосец», а все последующее представлено как неравный бой с нашими крупными бомбардировщиками и тяжелыми гидросамолетами. Эта же тактика нападения, снова примененная гитлеровцами сегодня в случае с «Туманом», вызвала, как и в предыдущем случае, ответный удар, который должен подсказать противнику тщетность дальнейших попыток действовать таким методом.
Сейчас, когда опрошены все, кто уцелел из экипажа сторожевого корабля «Туман», происшедшее на Кильдинском плесе выглядит так.
Первое сообщение о «Тумане», который находился в дозоре у острова Кильдин, патрулируя возле входа в Кольский залив и на подступах к нему, зафиксировано в три часа одну минуту. Оно являлось сигналом о вражеском бомбардировщике, прошедшем на высоте сто метров курсом на восток. Судя по дальнейшему ходу событий и учитывая педантизм противника, следовало предполагать, что фашистский самолет-бомбардировщик выполнял функции разведчика. Увы, нам еще не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты, сопоставлять их с возможными намерениями противника на театре. В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее, если бы все донесения были сделаны раньше, картина боя могла быть иной. Ибо где-где, а на войне время не ждет.
Действительно, в 4 часа 25 минут сигнальщики «Тумана» обнаружили на расстоянии 50–55 кабельтовых три эсминца противника. Строем уступа эсминцы направлялись к сторожевому кораблю, который шел зигзагами, придерживаясь генерального курса дозора.
Вначале «Туман», едва были замечены вражеские корабли, отвернул влево, увеличив ход, чтобы своевременно уйти под прикрытие береговых батарей. Наряду с этим маневром на сторожевом корабле была сыграна боевая тревога и послано сообщение на волне дозорных кораблей; однако донесение по флоту не было сделано.
Эсминцы также увеличили ход и, как только дистанция между ними и «Туманом» сократилась до 25 кабельтовых, открыли огонь по нему из шести орудий: из двух с каждого корабля.
Первый залп оказался перелетным; однако осколками разорвавшегося неподалеку снаряда на «Тумане» перебило антенны. Сторожевой корабль лишился радиосвязи, восстановить которую так и не удалось. Он успел только совершить поворот вправо и поставить дымовую завесу между собой и противником. Маневр был, к сожалению, бесполезным: дымовую завесу отнесло ветром в сторону, и «Туман» в момент поворота снова стал виден противнику.
Вражеские артиллеристы накрыли сторожевой корабль со второго залпа: снаряды попали в корпус. Третьим залпом была повреждена корма, вызван пожар, перебит штуртрос и выведено из строя рулевое управление. Ход «Тумана» заметно уменьшился. Один за другим залпы накрывали подбитый корабль; он уже имел попадания в мостик, рулевую рубку и полубак. Очередным снарядом снесло дымовую трубу. Несколько человек из экипажа были убиты, в том числе командир, управляющий постановкой дымовой завесы, и командир корабля старший лейтенант Л. А. Шестаков.
Несмотря на значительные повреждения и пожар, охвативший надстройки, сторожевой корабль не прекращал ответного орудийного огня по вражеским эсминцам из своих двух 45-миллиметровых пушек. Личный состав «Тумана» держался героически: вел одновременно неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за живучесть корабля — с пожаром и с возраставшей из-за новых пробоин потерей плавучести. Помощь, оказанная сторожевому кораблю нашей батареей с мыса Сеть-Наволок, открывшей огонь по фашистским эсминцам, была запоздалой и не могла изменить его участи: он к тому времени имел уже одиннадцать прямых попаданий.
Плавучесть корабля уменьшалась катастрофически, и в пять часов тридцать минут был начат спуск шлюпок. В две шлюпки сошли 37 человек, после чего «Туман» стал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут затонул. Вместе с ним погибли (были убиты осколками снарядов еще в начале боя) 15 человек.
Обстреливаемые береговой батареей Сеть-Наволока вражеские эсминцы закрылись дымовой завесой и начали отход на северо-запад.
Получив донесение об этом, я приказал послать вдогонку им бомбардировщики. Последние настигли их возле Варде, атаковали и подбили один эсминец.
Таким образом, противник еще раз убедился, что период внезапности, а вместе с ней безнаказанности нападения с моря уже миновал для него, что наш отпор возрастает, что контрмеры следуют непременно, что неравенство в бою отнюдь не ведет к деморализации личного состава наших кораблей. Наоборот, и в случае с «Пассатом», и в случае с «Туманом» личный состав кораблей вел себя самоотверженно. Когда на «Тумане» осколком снаряда перебило флагшток, раненый рулевой Константин Семенов бросился к флагу и высоко поднял его над головой. Тотчас разорвался очередной снаряд, и рука Семенова бессильно опустила флаг: осколок пробил кисть рулевому. Мгновенно на помощь Семенову метнулся радист Блинов. Высвободив полотнище из судорожно сжатых пальцев раненного вторично товарища, он тут же развернул флаг над собой, символизируя этим героическую решимость всего экипажа сражаться с врагом до последней возможности.
Следует отметить поведение помощника командира корабля лейтенанта Л. А. Рыбакова. Приняв на себя управление кораблем, вступив в командование после гибели командира, он выполнил все, что возможно было для борьбы за живучесть, а затем для спасения экипажа, и покинул уже тонувший «Туман» тридцать седьмым по счету, то есть последним, как положено командиру.
...Тяжело нам сейчас, но преимущество в силах, которыми располагают гитлеровцы, — дело наживное, и оно еще будет у нас, это несомненно, ибо мы уже устояли под напором немецко-фашистской военной машины. На ошибках же учимся. Они неизбежны в первые месяцы войны, однако преходящи. А вот нашего преимущества в качествах людей у противника не будет никогда. Не будет ни коллективного подвига личного состава «Пассата», ни коллективного подвига экипажа «Тумана», ни коллективного подвига моряков катера Кроля, ни коллективного, причем массового, подвига отрядов морской пехоты.
Все это у нас уже есть."



Как бывший рыболовный траулер противостоял в бою трем эсминцам.

Как заметил адмирал Платонов В.И. в "Записках адмирала", "Несмотря на слабое вооружение, бывшие траулеры, а теперь корабли ОВРа не пугались встреч с фашистскими боевыми кораблями, смело принимали бой и сражались насмерть." О рыболовном траулере, ставшем СКР "Туман", см. КЛИПЕР, подвиг сторожевого корабля "Туман", календарь памятных дат в истории флота.

Тарасов Андрей Геннадиевич.



Тарасов Андрей Геннадиевич родился в 1933 году в Ленинграде. После ЛНВМУ поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.

Тарасов Андрей Геннадиевич закончил службу в должности заместителя начальника кафедры в ВВМУПП им. Ленинского Комсомола (В.К.Грабарь).

Тарасюк Анатолий Константинович.



Тарасюк Анатолий Константинович родился в 1933 году в Благовещенске. Закончил ЛНВМУ с золотой медалью первым номером. Поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.

Грабарь В.К.

"21.06.1951. после экзаменов были сфотографированы у развернутого знамени нахимовцы 2 роты: Тарасюк Анатолий Константинович, Зайдулин Джемал Измайлович, Шаров Алексей Алексеевич, Яловко Геннадий Гаврилович, Айзенштейн Виктор Венедиктович.

Нахимовцы на параде.

Когда перед мавзолеем проходил морской полк, над Красной площадью появились самолёты. Между тем, позади колонны нахимовцев уже цокали копытами кони кавалерийского полка, на площадь с грохотом выкатывалась артиллерия. Гул, грохот, лязг гусениц... Батальон воспитанников оказался в сложном положении – музыки, задающей ритм движения почти не было слышно, а вскоре она пропала совсем (оркестр в это время перестраивался) и только сплоченность и уверенность в локте товарища позволили держать строй. «Мы шли бодрые, гордые тем, что сам товарищ Сталин и Правительство захотели посмотреть на нашу боевую выправку» – написал в своем сочинении воспитанник 4-го класса А. Тарасюк. Батальон получил отличную оценку."



А такие "экзерсисы" предшествовали успешному прохождению по Красной площади.



Тяжело в учении, легко на параде. Легче, но не легко.

Продолжение следует.

Немає коментарів: