середа, серпня 08, 2012

Командиры АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» - выпускники нахимовских училищ. Ленинградский нахимовец и его однокашники. Часть 12.

"... «Выбирать из цели цель» — девиз командира первой эскадрильи гвардии капитана Аркадия Петровича Чернышева. Он так объяснял выбор объекта для атаки: если большой транспорт сильно охраняется, надо атаковать его, хотя это очень опасно. Если перед тобой несколько целей, скажем, катера, сторожевики и подводная лодка, — атакуй подводную лодку, она может принести больше вреда...
Так комэск наставлял молодежь. И, разумеется, так поступал сам..."

Тищенко Игорь Иванович.



Тищенко Игорь Иванович родился в 1933 году в Новгородской области. После ЛНВМУ поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/?year=2009&month=8


Тублин Валентин Соломонович.



Тублин Валентин Соломонович родился в 1934 году в Ленинграде. Поступил в ЛНВМУ в 1944 году, училище не закончил, отчислен за недисциплинированность.

Входил в сильную в 1950-е годы команду училища по плаванию (Семевский Р.Б.).

ВАЛЕНТИН ТУБЛИН.

Тублин Валентин Соломонович родился в 1934 г. в Ленинграде. Окончил Нахимовское училище и Ленинградский инженерно-строительный институт. Работал инженером-изыскателем, с 1964 г. - тренер по стрельбе из лука, мастер спорта СССР. Эмигрировал в Израиль (1991). Тренировал израильскую олимпийскую команду по стрельбе из лука (до 1996).

Тублин, Валентин Соломонович - русский писатель-фантаст.

Первая публикация - повесть "Золотые яблоки Гесперид" (1976), нетрадиционное осмысление мифа о подвигах Геракла.

Некоторые другие произведения:

Дорога на Чанъань : Ист. повесть [о кит. поэте VIII в. Ду Фу] Л. : СП" Смарт", 1991.
Гонки в сентябре. Повесть. Л.: Дет. лит. Ленинград. отд-ние, 1978.
Заключительный период : Рассказы, повесть, роман / В. Тублин; [Худож. Л. Авидон]. - Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. Содерж.: Заключительный период: Роман; Где-то на Севере: Повесть; Рассказы: Несколько историй из жизни Зубова; Белый-белый снег; Победитель; Слишком долгий заплыв на сто метров стилем брасс; Телефонный звонок в день рождения брата.
Тублин, Валентин Соломонович Доказательства : Повести / В. Тублин; [Худож. Л. Авидон]. - Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1984. Содерж.: Золотые яблоки Гесперид; Доказательства; Испанский триумф; Дорога на Чанъань; Некоторые происшествия середины Жерминаля; Покидая Эдем.
Голан, Шамай. Последняя стража. Роман/ Ш. Голан; Пер. с иврита В. Тублин. - М.; Тель-Авив: Книга-Сэфер, 2006.

Хренов Алексей Елексеевич (Алексеевич, Елесеевич).




Хренов Алексей Елексеевич (Алексеевич, Елесеевич) родился в 1932 году в Воронежской области. После ЛНВМУ поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.



Фронтовик Алексей Хренов (в центре) с товарищами, с которыми он начал учебу. Они закончили училище в 1951 году, он - на год позже. Тут сказались и пробелы в подготовке, связанные с войной, но и настойчивость в достижении выбранной цели.

Путь к прочным знаниям и культуре.



Чернышев Николай Аркадьевич.

Чернышев Николай Аркадьевич родился в 1934 году. Учился в ЛНВМУ с 1944 года по 1 сентября 1950 года. Ушел по состоянию здоровья.

Его отец Чернышев Аркадий Петрович, Герой Советского Союза.



Мужество и боевое мастерство Аркадия Чернышева отмечены в «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза». В третьем томе на 421-й странице сказано, что он отлично действовал в сложных условиях самостоятельных крейсерских полетов, которые требовали большого мужества, самообладания и мастерства.
Гвардии капитан Чернышев был известен не только своими смелыми ударами по кораблям противника и его военно-морским базам. Балтиец бомбил аэродромы, с которых немцы летали на Ленинград, железнодорожные узлы, колонны вражеских войск.

22 января 1944 года Чернышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтят память отважного летчика земляки. История Оренбуржья. Чернышев Аркадий Петрович (1917–1944).

"Аркадий Петрович Чернышев, гвардии капитан, командир эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного Клайпедского Краснознаменного полка, родился в городе Орске в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил школу-семилетку, вместе с родителями переехал в Москву, где поступил в фабрично-заводское училище. В 1935–1937 годах работал проходчиком в Московском Метрострое и одновременно занимался в аэроклубе. С 1937 по 1939 учился в военно-морском авиационном училище имени С. А. Леваневского в Николаеве, после окончания которого стал летчиком.
С начала Великой Отечественной войны до дня гибели — 26 марта 1944 года — воевал в составе военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота летчиком, командиром звена, командиром эскадрильи, участвовал в обороне Ленинграда, разгроме морских сил противника на Балтийском море. Награжден тремя орденами Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда».
Звание Героя Советского Союза А. П. Чернышеву присвоено 25 января 1944 года за 262 успешных боевых вылета на разведчике МБР-2 и бомбардировщике ДБ-3ф, потопление 5 транспортов противника и проявленные при этом доблесть и мужество.



МБР-2 в камуфляже военного времени. (Морской ближний разведчик)

Аркадий Чернышев воевал на Балтике. Сначала был рядовым летчиком, затем стал командиром звена. С начала войны до августа 1943 года Чернышев на самолете-разведчике МБР-2 совершил 223 успешных боевых вылета.
В августе 1943 года старший лейтенант Чернышев был назначен заместителем, затем командиром 3-й Краснознаменной эскдрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. Овладев бомбардировщиком ДБ-3ф, он стал одним из лучших мастеров ночных бомбовых, торпедных ударов и минных постановок на фарватерах и базах противника.
Аркадий Чернышев воевал бесстрашно, выполняя самые ответственные и особо важные боевые задания командования — крейсерские полеты с торпедой на уничтожение кораблей в Балтийском море.
В летной биографии Героя немало ярких страниц, о чем свидетельствует лаконичные строки документов:
«…1-го августа 1943 года бомбовым ударом по военно-морской базе противника Таллин был вызван сильный взрыв с возникновением большого очага пожара, наблюдавшегося в течение двух часов…
8 августа 1943 года в Финском заливе в сложных метеоусловиях торпедировал и потопил сторожевой корабль».
В октябре 1943 года А. П. Чернышев был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано, что летчик искусно и тактически правильно использует боевой груз своего самолета. «Гвардии капитан Чернышев — смелый, решительный, инициативный, выносливый воздушный боец, в совершенстве владеющий тяжелым бомбардировщиком». Только на ДБ-3ф он совершил тридцать девять успешных боевых вылетов, а всего — более трехсот.
26 марта 1944 года Герой погиб. Его именем названы улица в городе Пионерском, траулер на Балтике.

В. П. Россовский «Золотые Звезды Оренбуржья». Биографический справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989.

"... Он возглавил одну из лучших эскадрилий полка, летчики которой уничтожили немало боевой техники врага. Особенно прославилась эскадрилья и лично ее командир во время ведения боевых действий у Ленинграда. Летчики умело взаимодействовали с бригадами морской пехоты, прикрывали наземные войска. Пример личного бесстрашия показывал командир эскадрильи т. Чернышов. В 1943 году летчики во главе с А. П. Чернышовым начали боевые действия на Балтийском море Отважные соколы в трудных условиях ведения боевых действий совершили десятки вылетов и поставили немало мин на подступах у вражеских военно-морских баз. Впоследствии на этих минах подорвались боевые суда врага. Лично А. П. Чернышов ставил на море мины 16 раз. 8 августа 1943 года Чернышов потопил сторожевой корабль врага, а через пару недель — транспорт.

Девиз капитана Чернышева. - Сайт "Ленинград Блокада Подвиг".

"Пустынно штормовое море, только белые гребешки над волнами. Но поиск продолжался, и летчик, как и весь экипаж, внимательно осматривал беспокойную водную поверхность.
— А не попытать ли счастья в главной базе противника? — спросил гвардии капитан Аркадий Чернышев.
— Надо попытаться,— ответил штурман Борис Черных.
Торпедоносец, на борту которого написано «За Родину!», вошел в облачность. Это затруднило пилотирование, зато гарантировало внезапность появления над вражеской базой в Пруссии. Штурман все внимание отдал расчетам, чтобы не потерять ориентировку, а Чернышев боролся с адской болтанкой.
В слепом полете, особенно теперь, когда внизу, под тучами, вражеская территория, напряжение возрастало. Да и время тянулось медленно. Иной раз минута казалась часом. Что там, внизу? Удалось ли привести торпедоносцы в нужную точку, или экипаж окажется над стволами береговых зенитных орудий и скорострельных автоматов, против которых и оружия балтийцы сейчас не имеют?
Чернышев едва успел вывести самолет из облачности, как раздался голос штурмана:
— Справа судно!
— Готовься, я сманеврирую,— передал командир экипажа.
Чернышев снова ввел машину в облачность, вне видимости цели сманеврировал и выскочил к воде с правого борта от сторожевика.
Залпы зениток не помешали атаке. Но когда Чернышев на максимальной скорости пролетал над мачтами корабля, по фюзеляжу застучали осколки. Руку летчика обожгла резкая боль. В ту же секунду над морем раздался взрыв торпеды, и фашистский корабль, расколовшись по центру, пошел на дно.
— Есть победа! — обрадовался Черных. И только тут он заметил, что торпедоносец горит.
— Следить за пламенем, приготовить шлюпку! — приказал командир.
Стрелки-радисты Быков и Гладилин немедленно выполнили приказ. Однако огонь удалось погасить. К тому же торпедоносец отошел на значительное расстояние от военно-морской базы противника, и экипаж смог, хотя бы на короткое время, вздохнуть спокойнее.
Когда вернулись на свою базу, командир полка И. И. Борзов поздравил экипаж с успехом. Заметив кровь на разорванном рукаве «канадки» летчика, командир забеспокоился:
— Вы ранены?
— Осколок зацепил. Но кость цела.
— Ну, это уже врачи определят. А сейчас срочно в санитарную машину.
Рана оказалась неопасной, и Чернышев уже через несколько дней снова вылетел на боевое задание. И снова одержал победу: торпедировал судно, которое шло в центре сильного охранения."



Ил-4Т - торпедоносец, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина на базе дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).

Львов М.Л. Пароль — Балтика.

"... «Выбирать из цели цель» — девиз командира первой эскадрильи гвардии капитана Аркадия Петровича Чернышева. Он так объяснял выбор объекта для атаки: если большой транспорт сильно охраняется, надо атаковать его, хотя это очень опасно. Если перед тобой несколько целей, скажем, катера, сторожевики и подводная лодка, — атакуй подводную лодку, она может принести больше вреда...
Так комэск наставлял молодежь. И, разумеется, так поступал сам..."

В том же полку воевал отец нахимовца Балебина Валентина Васильевича, закончившего Ленинградское Нахимовское училище в 1949 году. Также Герой Советского Союза. Надеемся, о нем прочитать в сборнике воспоминаний, работу над которым завершают Наумов Алексей Петрович, Ковалев Эрик Александрович, Мусин Евгений Абрамович и другие нахимовцы 1949 года выпуска. Издание посвящается 65-летнему юбилею Нахимовских училищ и 60-летию своего выпуска.

Чистосердов Юрий Вадимович.



О нем и его отце, контр-адмирале Чистосердове можно прочитать в очерке "Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. Учебный корабль "Океан" ("Комсомолец")". Часть 3. Здесь же приводим его фото.

Шаров Алексей Алексеевич.



Шаров Алексей Алексеевич родился в 1933 году в Ленинграде. После окончания ЛНВМУ с золотой медалью поступил в ВВМУ инженеров оружия.

Грабарь В.К.:

Вместе с другими будущими медалистами 21 июня 1951 года после экзаменов был сфотографирован у развернутого знамени Нахимовского училища.
В дальнейшем - профессор, преподавал в ВВМУПП им. Ленинского Комсомола.

Преподаватели Ленкома. Нахимовец 1966 года выпуска Слесарев Юрий Яковлевич.

"Вообще, судьба Лен. Кома - Очень болезненная тема. Слишком много судеб затронуто. Когда поступали в 1966 году, нас принимал лично Герой СССР вице-адмирал Египко Н.П., начальник факультета кап. 1 ранга Резников В.Е. Нас, это выпускников ЛНУ 1966 года. Египко Н.П. принял нас в конференц-зале. Как мне помнится, он даже не стал задавать вопросы, а константировал факты. Например, вы все хотите быть ракетчиками - баллистиками и непременно в одном классе. Так и случилось, но через несколько месяцев нас всё-таки перемешали по классам. Выпускал не менее заслуженный вице-адмирал Парамошкин П.И., начальник 1-го факультета очень строгий кап. 1 ранга Курдин К.Б. Мы гордимся такими нашими учителями как к-а Цветко В.П. Специальности нас учили капитаны 1 ранга Митрофанов Г.И., Силин Н.В., Сирый Н.И., Раевский Н.А. Теории гироскопии нас обучал Гельтман Г.А. Мой дипломный руководитель Шаров А.А. А чего стоят воспоминания о занитиях по устройству мин под руководством легендарного Гейро А.Г. И т. д. и т. п. Разговор, я думаю будет продолжаться."

Ю.П. Еремин, В.И. Виноградов, И.К. Исматуллаев, С.А. Осин, Е.Ф. Подсобляев. Школа офицеров подплава - вехи истории. Глава 4. ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА (1958 - 1984 годы).

"В эти годы на кафедрах преподавали крупные специалисты-ракетчики, ведущие инженеры и видные ученые: капитан 1 ранга В.В. Рублев - кандидат технических наук, доцент, специалист по теории автоматического управления; капитан 1 ранга А.Н. Латынцев - кандидат технических наук, доцент, специалист по элементам систем управления; капитан 1 ранга Г.И. Митрофанов - кандидат технических наук доцент, специалист по компоновке и баллистике; капитан 1 ранга Е.А. Гельтман -кандидат технических наук, доцент, специалист по гироскопии; капитан 1 ранга Г.Ф. Качаев - кандидат технических наук, доцент, специалист по теории пуска баллистических ракет, капитан 1 ранга А.А.Шаров, имевший большой опыт испытательных работ на ракетном полигоне и другие."

Продолжение следует.

Немає коментарів: