пʼятниця, серпня 31, 2012

Александр Литвинов. Из неопубликованой повести.(продолжение)



  
Борьба за живучесть. ЗБЖ 2. Зачет. Часть 2-я.Начало часть 1-я

Погоняли пыль по отсекам. Перекурили. Перемыли косточки начальству в курилке. За это время Начштаба в кают-компании обсудил со своими штабными порядок проведения зачетного учения по борьбе за живучесть, а Белый Крокодил-со своими-схему противодействия. Ясно было, что с неприязненным отношением штаба от флагманов можно было ожидать любых придирок, вплоть до "неуда". Их никто не осудит, не впервой такое на флоте. Нужно было их чем-то обескуражить, но раз и навсегда. Вопрос лишь только в том-как это сделать?
Обычно задача ЗБЖ-2 разбивается на три этапа.

Первый этап-тренировочное образцово-показательное учение по заранее отработанной почти-что типовой схеме, предъявленной и утверженной заранее. Все говорят заученные слова и как макаки делают заученные телодвижения. Если эта партитура исполняется без серьезных замечаний-то автоматический зачет.
Если есть претензии-то учения повторяются по другому, но заранее отрепетированному сценарию.
Второй этап-зачетное учение в надводном положении, схема зачета-та же, третий этап - все то же, но в подводном положении.
Серьезных предложений со стороны ветеранов экипажа не было. Им уже было не до инициатив.
Неожиданно внес предложение Стармех. На первый взгляд оно выглядело самоубийственно.
Суть предложения была в том, чтобы обьединить учения в надводном и подводном положении в единое целое.
Предложенный сценарий выглядел вообще нагло. ПЛ - в надводном положении-в полигоне неожиданно из облаков "атакована" НАТОвским "Орионом". Исполняется фактически маневр срочного погружения на глубину и уклонение от атаки. Условно ПЛ получает в процессе погружения некие боевые повреждения, в результате которых выходят из строя какие-то механизмы, возникают пожары и прочие катаклизмы, включая заклинки рулей на полных ходах. Какие и где-предлагается придумать флагманам и заранее экипажу не говорить. Вводные предлагают флагмана-посредники в отсеках по собственному усмотрению. Полный "Ералаш". Так и предлагалось назвать учение.
Мужики поначалу подумали, что Стармех с катушек съехал, но уже через пять минут дальнейших разъяснений поняли, что от них требуется.
Крокодил склонил свою большую голову на огромный крокодильский кулак и задумался... Потом вдруг встал и сказал:
- Утверждаю. Только ты Стармех смотри - на тебе висит все наше общее будущее. Все мы знаем кто тебя учил и все твои художества, про них чуть ли не легенды ходят. Не подведешь?
- Не был бы уверен-не предлагал бы. Я не авантюрист,-ответил Стармех.
На том и порешили. Старпом побежал писать самый короткий сценарий боевого учения по БЖ за всю свою старпомовскую жизнь.
Через 10 минут план учения был готов и в тишине ГКП подан Начштаба на утверждение.
Сцена прочтения была достойна МХАТовской. Начштаба сначала поднес журнал к самому носу, потом отодвинул на вытянутые руки и долго мотал головой.
Первая реплика была шопотом:
-Вы, ребята, здоровы-ли? Целому штабу вызов?
На бодрый ответ Старпома с нарочито непроницаемым видом - прореагировал с сомнением. Долго думал, поглядывая то на Командира, то на Старпома со Стармехом. Усмехнулся.
-Знаю, откуда ноги растут. Слыхал про эти фокусы.
Потом вдруг сказал.
-А что? Я сам давненько о таком думал. Хватит нам самих себя обманывать. Пора уму -разуму народ учить. Утверждаю. Всплывай, командир!
Дальше было обыденное всплытие, пополнение запаса ВВД, обед и небольшой отдых.
Учение началось абсолютно неожиданно по нарочито-паническому докладу Командира с мостика:
-Справа сто-наблюдаю низколетящий "Орион"! Боевая тревога! Срочное погружение! За эту "боевую тревогу" потом был персонально, но уважительно отодран Начштабом.
Не успел заглохнуть ревун боевой тревоги, как на ГКП ворвались все его штатные обитатели и...поехало!
Пятнадцать коротких, как очередь ревунов -"срочное погружение!"
Не успел раздаться щелчок захлопнувшегося ВРЛ - команда Стармеха:
- Открыть все клапана и аварийные захлопки, открыть кингстон быстрой!
Не дожидаясь команды (бантитизм!) перекинул телеграфы турбин на средний вперед и дал команду перейти на таблицу подводного хода.
Угрожающий рев воздуха, выходящий сразу из всех цистерн заглушил все. Раньше Такое слышали только двое из присутствовавших на лодке. Боцман, поймав момент, кинул ракетоносец на нос и под аккомпанемент команды "Погружаться на 150м с дифферентом 5 градусов на нос", загнул сначала все 10.
Лодка, увеличивая скорость, камнем падала в пучину. На 30 метрах продули быструю и закрыли кингстон-слава богу, все сработало. На 70 м качнули слегка на корму и закрыли клапана вентиляции.
В этот же момент раздалась первая вводная из 8 отсека:
-Учебно-аварийная тревога! Большое поступление пара в нижнем помещении, предположительно из главного паропровода в районе маневрового устройства!
Те, кто понимают о чем речь, знают, что более гнусную вводную придумать трудно. При любом раскладе условных действий личного состава можно «навалить» не менее полусотни замечаний. Но не тут-то было. Весь экипаж был строго предупрежден-все действия по вводным-только фактические, если иное не оговаривается отдельной командой с ГКП.
На пульт ГЭУ была дана команда:
-Нагрузку-на правый борт, сбросить АЗ левого борта, ЗАКРЫТЬ ПИТАТЕЛЬНЫЕ КЛАПАНЫ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ И ПАРОВЫЕ ЗАДВИЖКИ!
На пульте ЭЭС сработали прекрасно, только чуть качнулась частота. К жуткому удивлению Начштаба и Замфлагмеха, находившихся на ГКП, на табло над Стармехом загорелся НОЛЬ на табло левого борта, что означало ФАКТИЧЕСКИЙ сброс АЗ, и уныло заныл левый телеграф, черной стрелкой на ноле.
А в это время в восьмом отсеке ребята мастерски сделали все, что надо в такой обстановке. Не будем перегружать подробностями, но им этим самым фактическим сбросом АЗ дали уникальный шанс избежать чуть ли неизбежных ошибок.
С пульта ГЭУ-панический доклад Помфлагмеха:
-ОНИ ФАКТИЧЕСКИ ПЕРЕКРЫЛИ ПАРОГЕНЕРАТОРЫ!!!!!!!!!
И тут же спокойный голос Комдива раз:
-Телекамера включена на приборы давления в парогенераторах. Давление маленькое-меньше 20 кг/см2, не растет. Прошу разрешения оставить установку левого борта в режиме нерасхолаживания с температурой более 200 градусов. Турбина на подкрутке, АТГ-на выбеге. Первичные мероприятия выполнены все. Потерь среди личного состава нет, холодильная машина в режиме водо-водяного охлаждения.
Кроме спорного на первый взгляд отключения парогенераторов, и "режима нерасхолаживания", которые не предусмотрены руководящим документом (но и не запрещены! Что впоследствии было доказано документально) первая вводная была выиграна с шокирующим блеском.
На этом фоне почти одновременно начал "поступать ВВД" в первый отсек. В указанном ФлагМином месте оказалося отсекаемый участок, в процессе доклада успели открыть переборочные захлопки по вытяжной носового блока и даже запустить один компрессор в шестом отсеке на снятие давления в лодке.
Спасибо минерам! Мгновенно закрыли подволочные клапаны ВВД, потому что тут же поступила вводная из четвертого отсека:
- Условно, пожар в четвертом-горит распредщит номер...
Значит надо закрывать переборочные захлопки, герметизировать отсеки, останавливать компрессор...
Самый гнусный щит! Если его обесточить сразу-может ложно сработать система предельного ГА и предельной температуры и должно начаться орошение шахт! Очень хитрая вводная, рассчитанная на знания и быстроту действий ракетчиков. Но и они, лапочки, не подвели! За это в отместку получили сразу вторую вводную подряд - поступление воды в отсек через свищ в трубе, а струя воды-на другой электрощит и пожар! Вот тут командир БЧ-2 развернулся вовсю. От "гладкоствольного" никто не ожидал такой фантазии, прыти и своеобразного юмора. Благодаря точному докладу, трубу, опрометчиво выбранную посредником, как первую попавшуюся под руку, мгновенно отсекли из других отсеков по команде ЦП. Щит обесточили, но БЧ-2 еще и полностью вырубил свет в отсеке, мотивируя тем, что "вода попала" на отсечные трасформаторы освещения, и все дальнейшие действия были проделаны при свете аварийных фонариков, без единого доклада вслух, потому что личный состав был включен в ИСЗ! Причем-фактически, а хитрый командир БЧ-2 имел не обычный ИП-46, а ИП-6-с "микрофоном" и мог докладывать в ЦП и командовать людьми. А люди-нацепили аварийный бугель в очень удобном месте-наивно так-где показали, развернули ВПЛ и даже-ну, гаденыши-чуток брызнули в сторону попавшегося под руку Флагмана, превратив его в снежную бабу. К счастью, Флагман оказался человеком с замечательным чувством юмора и очень честным. От его доклада на разборе все чуть не полегли, тихо давясь со смеху.
А в это же время Командир выполнял маневр уклонения от "Ориона", демонстрируя недюжинные познания и хитрость, меняя курсы, скорость и глубину, изредка бросая тревожный пронзительный взгляд то на Старпома, то на Стармеха, которые на ходу спелись в унисон, хитро подыгрывая друг-другу.
В восьмом условно "заделали" дырку в паропроводе, пульт начал заводить реактор левого борта.
В десятом вдруг "загорелась" станция управления левым гребным электродвигателем, но с электриками на этой лодке были шутки плохи. Они после аварии настолько хорошо изучили матчасть, что просто так их "взять" голыми руками было невозможно. Они тут же определили, что могло в данной ситуации загореться в щите и изящно свели вводную "на нет". А личный состав 10-го сработал безупречно.
Завели реактор, "раздули пары" и дали ход левой турбиной. Вышли на 8 узлов и только успели вздохнуть с облегчением, как Начштаба подошел к пульту управления рулями, утопил рубочные рули на 20 градусов на погружение и сказал одно лишь слово-"ЗАКЛИНКА". Глубина была 100м.
Длинный звонок колоколов громкого боя -"Заклинка рулей" заставил поежиться даже бывалых. Обычно такие игры заканчивались в лучшем случае небольшим стрессом, в худшем-запредельными дифферентами, провалами на ой-ой-ойную глубину и вылетом на поверхность.
Стармех не моргнув глазом вдруг, неожиданно для всех, перевел телеграфы на "средний вперед" и скомандовал боцману - "Дифферент 4 градуса на корму! Держать глубину кормовыми!".
Начштаба сначала остолбенел на секунду, потом заорал благим матом "Стоп турбины! Рубочные в ноль!" и очень долго крушил всех непечатным многоэтажным морским слэнгом. Когда он, наконец замолк, наглый Стармех, вместо того, чтобы тихо прикинуться шлангом, вдруг осведомился:
-Ну? И что же я по-вашему должен был делать?
Скрипнув зубами, медленно выдавливая из себя слова, Начштаба начал объяснять тем, кто кроме бронепоездов на картинках ничего в жизни не видел, что при заклинке рулей на погружение нужно давать реверсы и в крайнем случае-пузырь в нос для предотвращения провалов на опасные глубины. Окружающие ему усиленно поддакивали, с осуждением поглядывая на нагло-невозмутимого Стармеха. А тот, вместо того, чтобы извиниться хотя бы, вдруг задает еще более глупый и наглый вопрос:
- А кто из присутствующих вообще хоть раз в жизни фактически и успешно отрабатыватывал "заклинку" рубочных рулей на погружение? Только честно!
Длинная пауза вдруг была прервана Начштабом. А ведь правда, никто! Все всегда отрабатывали либо заклинку кормовых рулей, либо если и отрабатывали заклинку рубочных, то заканчивалось это обычно "вылетом" на поверхность.
Начштаба вдруг спросил:
-Судя по тону, ты считаешь, что поступил правильно?
-Да. Это единственно верное решение для заданой тактической обстановки. Чем меньше скорость-тем выше эффективность рубочных рулей и наоборот. Вот вам всем график-и ткнул пальцем на прозрачную крышку своей конторки, под которой лежали графики эффективности рулей, на которые никто никогда не обращал внимания.
Все толпой сгрудились над графиками и таблицами, усиленно разглядывая их, как будто это откровенье.
-Проверим! - вдруг сказал Начштаба.
Все повторили сначала. Оказалось, что уже на скорости около 12 узлов "заклинка" рубочных на погружение легко компенсируется небольшим дифферентом на корму.
Но вдруг из шестого отсека доклад:
-АВАРИЙНАЯ ТРЕВОГА! Выброс пламени из под обратимого преобразователя! ФАКТИЧЕСКИ!
Вот тут началось!

Продолжение следует -http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?t=198


Немає коментарів: