ТЫЛОВЫЕ КРЫСЫ
КОМУ ВОЙНА - А КОМУ КОНСЕРВА РОДНА... (из архива)
Тема, о которой пойдет речь в сегодняшней статье, имела для меня в свое время самые тяжелые последствия – сразу же было возбуждено уголовное дело по статье за разглашение военной и государственной тайны, которое сдетонировало множество других, продолжившихся вплоть до моего ареста по совершенно абсурдной и выдуманной причине. Я не исключаю того, что процессы пойдут по тому же сценарию, но хочу сразу предупредить моих оппонентов, а также сообщить читателям, что, решаясь на такой шаг, исхожу из общечеловеческих ценностей: все, что касается здоровья человека, не может быть ни военной, ни государственной тайной. Такая иезуитская настойчивость в преследованиях со стороны руководства Министерства обороны объяснялась просто: я коснулся святая святых – коррупции оборонного ведомства, и посмел объяснить общественности коррупционный механизм мздоимства и казнокрадства, узаконенный новоявленными нуворишами в погонах. И возвращение к этой опасной тематике продиктовано не конъюнктурными соображениями жареных фактов и сенсацией, а насущной необходимостью предупредить общество о том, что в этом силовом ведомстве по сути ничего не изменилось, абиевщина приняла новые формы, оставив содержание прежним.
http://www.yasni.ru/ext.php?url=http
Все постигается в сравнении. Передо мной две стопки документов и материалов, касающихся одной и той же проблемы, но разнесенные по времени: день сегодняшний и восьмилетней давности. Они похожи, как близнецы-братья, и различаются лишь датами и путями достижения конечного результата. Речь в них идет о важнейшей задаче – продовольственном обеспечении военнослужащих. Как же происходило тогда и происходит сейчас пополнение рациона защитника отечества?
АФЕРА ПРОШЛОГО ВЕКА
В отличие от советского централизованного снабжения армии, в постсоветском Азербайджане объективно возникли различные формы и методы обеспечения ВС по причине появления новых рыночных отношений и, как следствие, расширились возможности и полномочия руководителя оборонного ведомства. Теперь МО могло самостоятельно производить закупку продовольствия. Для недопущения разбазаривания государственных денег и рачительного использования бюджетных средств, Минфин ежемесячно (учитывая инфляцию) устанавливал так называемую предельную цену для закупа основных видов продовольствия. Само название говорит за себя: МО не имело право приобретать продовольствие по цене выше предельной цены для закупа. Рассмотрим, как происходила закупка мяса.
В апреле 1997 года Минфин установил предельную цену для закупа мяса в 8.500 ман.. В то же время на складах Минторга имеется мясо по более низкой цене - в пределах 8052-8497 ман., а различные организации и фирмы предлагают купить их продукцию по цене еще более низкой. Как рачительный хозяин, МО заключает контракт на закупку мяса с наиболее выгодным клиентом, но…. на основании расходной фактуры №100 от 11 апреля 1997 года Управление военной торговли МО (Военторг) закупает это мясо по цене 9270 ман. за 1кг. Разница между заявленной (предложенной) и официально оформленной при закупке ценами соответствовала примерно 1 доллару США. Отметим два важных момента. Во-первых, необоснованно превышена предельная цена на закуп мяса. Во-вторых, закупку производил Военторг, который должен лишь реализовывать через свою сеть уже закупленные Министерством продукты. Мог ли начальник Военторга самостоятельно решиться на такой шаг? Конечно же, нет! Догадываетесь, чьи ушки и чей пятачок маячит за этой аферой? Только не думайте, что виновник «торжества» поставил где-то свою подпись. Отнюдь. Он – белый и пушистый, а зеленым и пупырчатым оказался несмышленыш начальник Военторга, отправленный вскоре в отставку. Но факт остался фактом: каждый потребленный килограмм мяса в армии позволял руководству Минобороны урвать из бюджета республики для своих личных нужд примерно 1 доллар США.
А вот протокол тендерной комиссии по обеспечению Вооруженных сил продовольственными товарами №122, датированный 9 декабря 2004 года и реализуемый в наши дни. Комиссия решала ту же задачу, о которой говорилось выше, но применительно к сегодняшнему дню: каким мясом и по какой цене будет питаться наша армия в 2005 году. Отрадно, что, судя по протоколу, в Баку, Гяндже, Бейлагане, Масаллинском и Гусарском районах для военнослужащих будет закуплена первосортная замороженная говядина. Однако, учитывая опыт восьмилетней давности, цены на мясо вызывают у меня сомнения, потому что ценовая разница между закупленными продуктами ну просто фатально совпадает с описанными выше.
Судите сами. Если по Баку, Гяндже, Бейлагану разница в цене на 1кг составляет примерно 0,1%, то по Гусарскому и Масаллинским районам доходит до 40%. Создается впечатление, что закупка продовольствия удачно совпала с зимней распродажей в Масаллы и Гусаре, что позволило пополнить армейские склады первосортной говядиной по цене первосортных костей. Такой неправдоподобный разнос в ценах в условиях рыночной экономики вызывает правдоподобные подозрения в нечистоплотности проведения операции, а с учетом нашего менталитета и опыта прокручивания такого рода сделок речь может идти о банальной «шапке», которая (судя по цифрам в протоколе) составляет более 3-х миллионов долларов. Сравнительный анализ «шапок» нынешних и 8-летней давности вызывает умильное выражение лица и подтверждает тезис, что стабильность - признак мастерства. Например, цены на мясо в Гусаре по отношению к Баку, Гяндже и Бейлагану разнятся в пределах 4425-4492 ман. за 1 кг. Обратите внимание: цифры примерно соответствуют курсу доллара, а разброс характеризует естественный коридор изменения курса валюты. Могу ошибаться, но сдается мне, что такая привязка не случайна и сделана она, очевидно, для удобства подсчета и взаиморасчета. Аналогичная ценовая разница для Масаллинского района составила и того больше: 5025 – 5029 ман. Эти цифры смутили меня, но затем я понял причину. Дело в том, что я недооценил абиевщину с точки зрения ее саморазвития и стремления идти в ногу с демократическими процессами, а также чутко реагировать на изменение обстановки. С вступлением Азербайджана в Совет Европы появились новые ценности и ориентиры, к которым и старается приноровиться армейский коррупционный механизм. В частности, объектом пристального внимания ньюкоррупционеров становится уже не доллар, а все более завоевывающий популярность евро. С этой точки зрения сумма более 5000 ман. уже преодолев долларовый барьер, стремится приблизиться к еврорубежу, опять же для удобства взаиморасчетов. Переход на новый азербайджанский манат значительно упростит «шапочный» расчет и снимет головную боль участников процесса при утомительном перерасчете курса валюты.
АБИЕВЩИНА – ЭТО НЕ РЖАВЧИНА
Не подумайте, что руководство МО только и занимается тем, что проворачивает «мясные» операции – тогда это было бы не абиевщиной, а кустарщиной. Предприимчивость и жажда наживы позволяет им манипулировать почти со всеми видами продовольственного снабжения ВС. Чтобы не обременять вас цифрами, приведу несколько фактов. Превышение стоимости за 1 кг продукта (приобретенного Минобороны) над предельной ценой для закупа (ценовая разница) составило: по консервам – 8%, по крупам – 23%, по жирам – 109% и т.д.
Теперь, наверное, вы понимаете, что абиевщина - это не ржавчина, подтачивающая боеготовность армии, а уже разросшиеся метастазы, подрывающие обороноспособность страны. Любая критика руководства Минобороны, а особенно в адрес руководителя военного ведомства Сафара Абиева, воспринимается как посягательство на их благополучие и преподносится обществу как попытка очернить Вооруженные силы в целом. Нет, наша армия держится на солдатах, проходящих службу на передовой, в окопах, на офицерах и прапорщиках, добросовестно выполняющих свой святой долг на различных должностях и не имеющих никакого отношения к той вакханалии, которая творится в верхнем эшелоне армейской пирамиды.
Приведенные выше цифры, к сожалению, не дают простому обывателю осознать масштабы казнокрадства в Вооруженных силах, поэтому приведу пример, дающий возможность примерно оценить размеры хищений. Если предположить, что ежедневно в Вооруженных силах потребляется 1 вагон мяса, то это дает возможность руководству Минобороны урвать из бюджета республики около 16 млн. долларов в год! Примерно такая же картина и с десятками других наименований продовольственных норм военнослужащих. Если добавить к этому хищения, связанные с материально-техническим снабжением армии (обувь, одежда, ГСМ, техника и пр.), то сумма получается умопомрачительная и вполне сопоставимая с бюджетом страны.
На следующий год бюджет оборонного ведомства составит 600 млн. долларов – это предмет гордости азербайджанцев и повод для зависти нашего соседа. Как бы хотелось, чтобы эти средства были использованы по уму и целенаправленно для улучшения продовольственного, материального и технического обеспечения военнослужащих национальной армии. Но при существующем коррупционном механизме в армии боюсь, что это останется благими пожеланиями…
ДЖАН-МИРЗА МИРЗОЕВ
Немає коментарів:
Дописати коментар