Краснознаменный Балтийский флот
Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, в передовой базе КБФ в Лиепае, кроме уже упоминавшейся выше “Ронис”, в ремонте находилось еще 5 кораблей 1-й бригады подводных лодок — С-1, С-3, М-71, М-80 и “Спидола”. Из них в море удалось выйти лишь С-3, да и то она могла идти лишь в надводном положении. Кроме “родного” экипажа на лодке шла часть моряков с оставшейся в Лиепаи Краснознаменной С-1 во главе с ее командиром капитаном 3 ранга Иваном Тихоновичем Морским. На переходе в районе мыса Ужава С-3 была потоплена немецкими торпедными катерами С-35 и С-60. Погибли почти все, находившиеся на борту “эски”, в том числе — и капитан 3 ранга И.П. Морской. М-80, как уже было сказано выше, выйти в море не могла, и ее экипаж после подрыва своего корабля пополнил ряды защитников города. Командир “Малютки” капитан-лейтенант Федор Михайлович Мочалов после взятия немцами Лиепаи попал в плен, откуда уже не вернулся. Судьба его точно не известна, однако гибель подводника не вызывает сомнений.
11 августа 1941 года подводная лодка Щ-405 под командованием капитана-лейтенанта Ильи Александровича Сидоренко возвращался в Главную базу КБФ — Таллин — из боевого похода. Западнее мыса Ристна при переходе из крейсерского в позиционное положение на ходу под дизелями лодка внезапно получила большой дифферент. Спасая корабль, вахтенный офицер закрыл входной люк. Лодка легла на грунт на глубине 125 метров, а спустя полчаса всплыла. Вместе с помощником командира и двумя краснофлотцами, находившимися в момент погружения на мостике, погиб и командир “щуки” капитан-лейтенант И.А. Сидоренко.
К началу войны одна из новых подводных лодок КБФ — Л-21 — не успела вступить в строй, хотя и находилась в высокой степени готовности и на ней был экипаж во главе с капитан-лейтенантом Николаем Николаевичем Куликовым. Когда под Ленинградом сложилось критическое положение, в числе отправленных на сухопутный фронт моряков были и подводники. Капитан-лейтенант Н.Н. Куликов, возглавивший один из боевых отрядов моряков погиб 14 августа 1941 года смертью храбрых в бою у города Копорье.
31 октября 1941 года из Кронштадта в третий боевой поход вышла подводная лодка С-9 под командованием капитана 3 ранга Сергея Антоновича Рогачевского. В день 24-й годовщины Октябрьской революции на позиции в Аландском море в сильный шторм с ходового мостика волной были смыты три человека — сигнальщик, вахтенный офицер и командир корабля, найти которых не удалось.
26 июля 1942 года в Кронштадт с позиции у порта Данциг (ныне - Гданск) вернулась подводная лодка С-4 под командованием капитана 2 ранга Дмитрия Сергеевича Абросимова. 15 августа она вышла из Главной базы в Ленинград, но на переходе у борта лодки взорвалась немецкая мина, повредив ее легкий корпус. Командира волной выбросило за борт, в воде он снова был контужен, ударившись, видимо, о какой-то предмет, потонул. Через несколько дней труп капитана 2 ранга Д.С. Абросимова прибило к северному форту Кронштадта, на кладбище которого он и был похоронен.
В ночь на 3 июля 1943 года из Кронштадта к острову Лавенсаари (Гогланд) вышли две советские подводные лодки — М-96 и М-102. Переход прошел благополучно, но противник. очевидно, обнаружил лодки и 7 июля на остров последовало пять воздушных налетов. М-96 отошла от пирса и легла на грунт, а М-102 капитан-лейтенанта Петра Васильевича Гладилина с отходом несколько задержалась и продолжала стоять, отшвартованная у борта баржи. Лодка была готова к отходу, но на ней ждали командира, который был на берегу в штабе. Наконец командир появился, ему оставалось сделать всего несколько шагов, чтобы занять свое место, но когда он приблизился к трапу, у борта “Малютки” разорвалась бомба. Не успев ступить на трап, командир упал на палубу баржи, сраженный осколком. Ранним утром 8 июля М-102 с приспущенным флагом вышла в Кронштадт, а через три дня капитан-лейтенант П.В. Гладилин со всеми воинскими почестями был похоронен на Кронштадском военном кладбище.
Черноморский флот
С началом войны на боевые позиции из Севастополя вышли три советские подводные лодки — Щ-205. Щ-206 и Щ-209. Этот первый выход окончился неудачно — Щ-206 не вернулась на базу, а две другие лодки противника не обнаружили.Командиру Щ-205 капитан-лейтенанту Павлу Севастьяновичу Дронину в этом выходе была поставлена боевая задача — занять позицию в районе мыса Сфынтул-Георге (Олинька). Пробыв в море 18 суток, лодка 9 июля вернулась в Севастополь. Однако после проверки штурманских прокладок и журнала боевых действий выяснилось, что “Щука” не дошла до назначенной позиции, что было расценено как трусость командира и невыполнение им боевого приказа. Капитан-лейтенант П.С. Дронин был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян.
24 марта 1942 года на порт Туапсе был произведен большой налет немецкой авиации. В ходе его погибли, в частности, два командира советских подводных лодок — капитан 3 ранга Иван Назарович Киселев и капитан-лейтенант Дмитрий Митрофанович Денежко. Оба они командовали лодками — Щ-209 и Щ-213 соответственно — с самого начала войны и совершили по шесть боевых походов каждый, причем на счету Д.М. Денежко приходятся две победы — потопление в районе пролива Босфор 23 и 24 мая 1942 года соответственно турецкого танкера “Чанхая” тоннажем 454 брт и болгарского каботажного судна “Струма” тоннажем 144 брт соответственно.
22 сентября 1943 года подводная лодка М-51 использовавшаяся в основном в учебных целях, производила погружение в районе Очамчури. Командир корабля кап.-лейт. Михаил Михайлович Голубев допустил ошибку и не успел закрыть рубочный люк. Лодка упала на 12-метровую глубину с затопленным центральным постом. При этом погибло 7 человек, в том числе и командир лодки М.М. Голубев.
Подведем итог этого печального списка: всего в годы Великой Отечественной войны без потери своих кораблей погибло 16 командиров советских подводных лодок. Из них трое (Гладилин, Денежко, Киселев) — при налетах вражеской авиации, по одному в боях на суше (Куликов), и на море на борту чужого корабля (Морской), трое утонули в море (Абросимов. Рогачевский, Сидоренко), еще двое (Голубев и Столобов) — погибли в результате аварий на борту своих подводных лодок, в немецком плену погибли Коваленко и Мочалов, трое (Дронин. Лысенко и Малышев) были расстреляны по приговору советских военных трибуналов, а один (Мадиссон) — покончил жизнь самоубийством.
Немає коментарів:
Дописати коментар