ШТУРМАН - СИМВОЛ ТОЧНОСТИ
Каждое новое учение заставляет военных моряков сполна мобилизовывать силы. Для бывалых мореходов это возможность совершенствовать ратное мастерство, для молодого пополнения, что называется, окунуться в морскую стихию, познать азы военно-морской службы. Скоро всё это испытают на себе участники дальнего похода отряда кораблей Тихоокеанского флота во главе с БПК «Адмирал Пантелеев», которым в июле предстоит решать задачи международного учения «Римпак-2012» в районе Гавайских островов.
Естественно, полезными во всех смыслах остаются уроки предыдущих подобных испытаний. У тихоокеанцев ещё свежо в памяти недавнее международное учение «Морское взаимодействие – 2012», прошедшее в Жёлтом море. Там на борту гвардейского ракетного крейсера «Варяг» находился и главный штурман Военно-морского флота России капитан 1 ранга Эдуард ЛУЙК. Он делится своими суждениями о прошедших манёврах, работе коллег-тихоокеанцев и штурманской службы ВМФ.
Визитная карточка
Эдуард Энделевич Луйк родился 11 августа 1966 года в семье офицера-подводника на Камчатке. Влияние отца, сама гарнизонная жизнь предопределили выбор юноши: он поступил в Военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. По окончании штурманского факультета выпускник 1988 года распределился в 45-ю дивизию атомных многоцелевых подводных лодок – камчатский посёлок Рыбачий. Офицер прошёл должности инженера электронавигационной группы ПЛ проекта 671 РТМ, командира ЭНГ и штурманской боевой части крейсерской ПЛ проекта 971. После учёбы в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова в 1997 году был назначен флагманским штурманом военно-морской базы на Балтике, позже – заместителем главного штурмана Балтийского флота. Шесть лет капитан 1 ранга Эдуард Луйк возглавлял штурманскую службу БФ. В августе 2011 года стал главным штурманом ВМФ.
– Эдуард Энделевич, как вы оценили работу штурманов отряда кораблей Тихоокеанского флота у берегов Китая?
– Для всех нас совместное с военными моряками Китая учение было очередным этапом боевой учёбы, в том числе и совершенствования штурманской подготовки. В условиях малознакомого морского театра штурманы хорошо выполнили задачу, пополнив свой багаж знаний, умений и навыков. В частности, весьма сложным был выход в море в условиях сильного тумана и большого скопления всевозможных судов. При этом рядом с молодыми офицерами постоянно находились более опытные. Например, на большом противолодочном корабле «Адмирал Трибуц» – штурман Камчатской группировки войск и сил капитан 1 ранга Роман Бондаренко (до этого он вёл ОБК ТОФ из морской зоны Африканского Рога), на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» – флагманский штурман Приморской флотилии разнородных сил капитан 2 ранга Алексей Данилов.
В ходе учения у берегов Китая можно было заниматься и повседневной деятельностью, постоянно взаимодействуя с коллегами из штабов флота и флотилии. Мы проанализировали состояние кораблей на предмет навигации, обратились к китайской стороне по вопросам локации, сравнили карты района учения.
Кстати, на «Варяге» мне в своё время приходилось выходить в море, он в те годы носил имя «Червона Украина». Вижу: и поныне держится крейсер достойно, экипаж успешно решает все поставленные перед ним задачи. Знаю, что в прошлом году варяжцы завоевали приз главнокомандующего ВМФ по ракетной стрельбе в крупном учении у полуострова Камчатский, а потом сделали всё от них зависящее, чтобы достойно совершить океанский поход с визитами в японский порт Майдзуру, на американский остров Гуам и в канадский город Ванкувер.
– Планируется ли поступление на ТОФ новых образцов необходимого для навигации оборудования?
– Новые образцы техники уже поступают на флоты, в том числе и на Тихий океан, но нужно её досконально изучать, осваивать. В современных условиях, когда решающее значение имеет фактор времени, важно использовать надёжные электронные средства. Здесь в передовиках – Балтийский флот, где уже широко внедрена и используется новейшая аппаратура. Конечно, и все новые корабли ныне там – они в первую очередь обеспечены такой «начинкой».
– Речь идёт об универсальной электронной навигационно-информационной системе «Сегмент»?
– Именно. «Сегмент» разработан научно-производственным концерном «ПромЭлектроник» и является лучшим из всех комплексов, которые до этого поставлялись на флот. Он на порядок облегчает деятельность штурмана. Главком ВМФ уже поставил задачу установить эту систему на всех кораблях и судах обеспечения. Но надо всё же уметь контролировать «Сегмент» не зависящими от спутниковой навигации способами. Доверять, но перепроверять. Дело в том, что на новом оборудовании, установленном и на нескольких кораблях Приморской флотилии, прежде было просто запрещено работать в целях навигации. Оно использовалось только в качестве информационной системы. Связано это с тем, что оборудование требовало дополнительного обеспечения электронными навигационными картами. В период же освоения системы в море допускались сбои. Сейчас, когда «Сегмент» доводится до ума, специалисты должны научиться грамотно эксплуатировать его. Поэтому на сборах главных штурманов объединений, которые прошли в мае на базе Военного учебно-научного центра ВМФ, мы показали передовой опыт, так сказать, алгоритм поэтапного освоения этой и других новых навигационных систем, чтобы в перспективе донести его до каждого корабля. Среди тех, кто принимал участие в этом мероприятии, и бывший главный штурман Тихоокеанского флота, а ныне начальник кафедры штурманской службы ВУНЦ ВМФ капитан 1 ранга Михаил Сажаев. Надеюсь, наше обсуждение перспектив электронной картографии и организации её практического использования на кораблях придаст новый импульс работе флотских навигаторов.
– Эдуард Энделевич, если возвратиться к «Морскому взаимодействию – 2012» в Жёлтом море, которое было самым масштабным среди международных учений последних десятилетий, то какие уроки из него извлекла штурманская служба?
– Кроме освоения нового для нас морского театра и соответственно приобретения опыта мореплавания и применения оружия в тех условиях, мы собрали ценный материал, который пригодится для дальнейшей работы. Уровень навигационно-гидрографического обеспечения (и прогнозы погоды и навигационной обстановки) у нас ещё недостаточен. Его нужно повышать. Все материалы переданы в Управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ. Ну а для военных моряков, в том числе и БЧ-1, повторюсь, это была отличная школа морской и специальной выучки. Такие походы не только укрепляют престиж России как великой морской державы, но и влияют на боеготовность флота в целом.
Автор Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Фото автора. 16.08.2012
Ссылка: http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/4102-shturman-%E2%80%93-simvol-tochnosti
Немає коментарів:
Дописати коментар