пʼятницю, вересня 21, 2012

Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. Из "дизелистов" в "атомники". Командиры АПЛ 1-го поколения. Часть 10.

Ему первому из командиров атомных подводных лодок присвоили звание контр-адмирала... 
... самый исполнительный офицер в ВМФ... 
Арнольд Петрович - настоящий комиссар, умело сглаживал конфликты, замполит неизменно был на "К-104" на своем месте. 

Фролов Виктор Павлович. 

История К-279. - Гремиха. 

"К-279 - заказ № 310. 
Заложена 30.03.70. Спущена на воду 20.12.71. Военно-Морской флаг поднят 05.11.72. Принята в состав флота 27.12.72. 
За испытания этой лодки впервые в истории подводного флота командиру действующего корабля В.Н. Фролову было присвоено звание контр-адмирала. + орден Ленина. 
В 1973 году «К-279» выполнила первую боевую службу. 
Вошла в состав 41-й дивизии с базированием в пос. Гаджиево. В 1974 году, после окончания формирования, дивизию передислоцировали в пос. Островной в состав 11-й флотилии. 
По итогам 1974 года крейсер был признан «отличным» кораблём.
 

Ранее опубликованные части о контр-адмирале Наумове В.В.см. на источнике- http://design.flot.com/blog/historyofNVMU/index.php?amp%3BPAGEN_2=2&amp%3Bprint=Y&print=Y&PAGEN_1=201

 
В марте-июне 1976 года проходила доковый ремонт на СРЗ-10 в Полярном. Незадолго до этого, герметичность ЦГБ была нарушена. При осмотре в сухом доке выяснилось, что цистерну № 3 продували при закрытых кингстонах. Автоматика не сработала, и произошёл воздушный взрыв с разрывом лёгкого корпуса. 
К 110-летию со дня рождения В.И. Ленина лодка была объявлена «отличной». 
В период c 1979 по 31.12.1981. лодка находилась в среднем ремонте на ГМП «Звёздочка» в Северодвинске. Ответственный сдатчик Л.Д. Абрамов. 
В 1982 году экипаж ПЛ выступил инициатором соцсоревнования в ВМФ под девизом «Мирному труду советского народа – надёжную защиту». 
10.11.82. крейсер «К-279» был занесён на Доску Почёта передовых частей и кораблей Министерства обороны СССР. 
В 1982 году ракетоносец был введен в Белое море для несения боевой службы подо льдами в течение всей зимы. В замкнутом ледовом пространстве, откуда выхода практически не было, лодка находилась 164 суток, до начала таяния льдов весной. Смена экипажа была проведена с ледокола. 
Зимой 1983-1984 года лодка, выполняя задачи БС в центре моря Баффина, на глубине 197 метров при скорости 7 узлов столкнулась с айсбергом, и с дифферентом 45º на нос провалилась на глубину 287 метров. Но это тоже был опыт, так как ни один навигационный гидрографический справочник мира не давал глубину самых крупных айсбергов более чем в 160 метров. 
В том же году была нарушена плотность парогенератора. 
В середине 1980-х годов во время всплытия потеряли матроса. Он незаметно для вахтенного офицера по боевой готовности № 1 поднялся покурить на ракетную палубу между легким и прочным корпусом. Во время погружения его не заметили, а старший отсека не проверил фактическое наличие личного состава. 
К-279 успешно несла океанские вахты, и экипаж субмарины был удостоен вымпела МО СССР - за мужество и воинскую доблесть при выполнении заданий правительства и при несении боевого дежурства. 
Этот заказ дважды проходил ремонт на «Звездочке» - в 1981 и в 1983 годах. И дальше его судьба связала с предприятием. 
19.06.1091. лодка прибыла на ГП «Звёздочка» для производства среднего ремонта, но из-за отсутствия финансирования уже 14.03.1992. была исключена из состава ВМФ и поставлена в отстой в акватории Северодвинска. 
04.10.2000 на лодке прошла церемония спуска Андреевского флага и гюйса. 
В плавдок № 52, который «Звездочка» арендует у Беломорской ВМБ, была поставлена «под нож» АПЛ К-279. Этот головной подводный крейсер проекта 667Б был построен на Севмаше почти тридцать лет назад. 
Утилизирована в плавдоке № 52 ФГУП «Звёздочка» в 2002 году. 
В заводском музее установлен штурманский прибор Т-62 (автопрокладчик курса АПЛ) - это память о тех, кто нес океанские вахты, кто давал подводным кораблям надежную вторую жизнь. Здесь всегда останавливаются моряки, пришедшие с подлодок. 
Командиры: контр-адмирал Фролов В.П. (19..-1976), капитан 1 ранга Журавлев В.А. (1976-198.). 
Информацию собирал по разным сайтам и РПФ и ПФР и «Звёздочки». 
В 1975 или 1976 годах экипаж написал письмо генсеку Л.И. Брежневу, и естественно получил ответ. Весь ВМФ на политзанятиях его (письмо) конспектировал и вспоминал наш экипаж незлым, тихим словом. Интересно было бы почитать его текст в наше время. 
В ноябре — декабре 1974 года подводились итоги социалистического соревнования. Выводы были таковы: моряки сделали новый шаг в боевой и политической учебе. 
Правофланговым соревнования теперь был экипаж атомной подводной лодки Северного флота, возглавляемый капитаном 1 ранга В. П. Фроловым. Социалистические обязательства он выполнил полностью. 70 процентов матросов и старшин стали отличниками боевой и политической подготовки, более 90 процентов — классными специалистами. В дальних океанских походах подводники показали идейною зрелость, высокое боевое мастерство, готовность выполнить любой приказ. Все ракетные и торпедные стрельбы были выполнены с отличными оценками. Словом, корабль стал отличным. За успешное освоение новой техники большая группа офицеров, мичманов, старшин и матросов экипажа удостоилась правительственных наград. 
В. П. Фролову была оказана высокая честь. Ему первому из командиров атомных подводных лодок присвоили звание контр-адмирала, а впоследствии он был избран депутатом Верховного Совета СССР. 
Флотскую форму Виктор Павлович надел в 1947 году, когда четырнадцатилетним подростком поступил в подготовительное училище, чтобы стать военным моряком. Дед Фролова был питерским рабочим, а отец в первые годы после революции — матросом на канонерской лодке «Красное знамя». Впоследствии он работал на заводе. Старший сын Фролова тоже готовился стать моряком. Он учился в военно-морском училище. Так рабочая династия стала династией флотской. Знакомясь с биографией Фролова, я еще раз убедился, что теперь снова возрождается и укрепляется традиция потомственной флотской династии. 
В декабре 1974 года после сессии Верховного Совета СССР мы встретились с Виктором Павловичем в политуправлении ВМФ. В этом невысокого роста, кряжистом человеке чувствовалась крепкая воля и широта кругозора. Виктор Павлович рассказывал о работе сессий, о своем корабле, о людях. 
То, о чем говорил Фролов, поражало, воображение: и баллистические ракеты, стартующие из-под воды, и ядерная энергетическая установка, и современная электронно-вычислительная техника, и надежная система жизнеобеспечения, позволяющая месяцами не всплывать на поверхность. Таков он, могучий ракетный бастион, для которого нет недоступных точек в глубинах Мирового океана. Тактико-технические данные атомного подводного ракетоносца, которым командовал контр-адмирал Фролов, восхищали даже знатоков. 
Не меньшее восхищение вызывали люди корабля. Беседуя с командиром лодки, я расспрашивал его об экипаже, о заместителе командира корабля по политчасти, секретарях партийной, комсомольской организаций. Командир отвечал коротко, лаконично. Заместитель командира подводной лодки по политчасти капитан 2 ранга А. В. Честикин, решая множество проблем, умел сосредоточиться на главном. Секретарь партийной организации капитан 3 ранга инженер М. Ф. Рассыльнов во всем показывал личный пример, в океанском походе он проявил воинскую доблесть и был награжден орденом Красной Звезды. 
В. П. Фролов высказал пожелание доложить, как это делали трудовые коллективы, Центральному Комитету КПСС о достижениях экипажа. Политуправление ВМФ поддержала это предложение. Вскоре экипаж направил письмо в Центральный Комитет КПСС. Подводники заверяли, что все учебно-боевые задачи, боевые упражнения будут выполнены только с высокими оценками. 
Ответ Леонида Ильича Брежнева экипажу отличной лодки с большим воодушевлением восприняли воины армии и флота. 
«Высокий патриотический подъем на корабле, о котором вы рассказываете в письме, — знаменательная черта нашего времени, — говорилось в ответе. — Со всех концов нашей необъятной страны идут радостные вести о горячем стремлении советских людей в ответ на Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу успешно завершить девятую пятилетку, в ознаменование 30-летия Великой Победы добиться новых достижений на трудовом фронте, не жалея сил трудиться за себя и за тех, кто не вернулся с полей сражений. Участники Великой Отечественной войны гордятся, что их боевые подвиги продолжаются в повседневном ратном труде воинов семидесятых годов, в замечательных делах молодого поколения строителей коммунизма. Будьте всегда достойны их героической славы и бессмертных свершений. Для моряков флота, как и для всех воинов наших доблестных Вооруженных Сил, характерны высокие морально-боевые качества, коллективизм, дружба и товарищество, беспредельная преданность нашей ленинской партии и советскому народу. Продолжайте и впредь неустанно совершенствовать свою боевую выучку и политическую закалку, повышайте техническую и морскую культуру, в любых условиях образцово выполняйте свой сыновний долг перед Советской Родиной»." 

Блоги@Mail.Ru: Экипаж РПК СН " К-472" (в/ч 87080). 

"41 дивизия ПЛ. 
Укомплектована лодками проекта 667Б (К-279, К-447, К-450, К-385, К-457, К-465, К-460, К-472, К-475). 
Образована в 1973 г. в Гаджиево. В 1974 году переведена в Гремиху. Расформирована в июле-августе 1995 года. 
Командиры: контр-адмирал Коробов В.К. (1973), контр-адмирал Устьянцев А.М. (до 1983 года), контр-адмирал Фролов В.П. (1978-81), контр-адмирал Балтин Э.Д. (1981-83), контр-адмирал Белов Ю.П. (1983-84), контр-адмирал Безкоровайный В.Г. (1984-88) - будущий командующий ВМС Украины, контр-адмирал Щёголев В.П. (1988-92) , контр-адмирал Соколов Н.С. (1992)." 

Балтин Эдуард Дмитриевич. 

 

Балтин Эдуард Дмитриевич. 
Герой Советского Союза Балтин Эдуард Дмитриевич. 
100 интервью о ВМФ к 10-летию NAVY.ru: Эдуард Балтин. 

Sevastopol.info • Просмотр темы - Умер бывший командующий ЧФ Эдуард Балтин. 

Балтин Эдуард Дмитриевич 
Бывший командующий Черноморским флотом (1993-1996), адмирал, Герой Советского Союза; родился 21 декабря 1936 г.; окончил Каспийское высшее военно-морское училище, Военно-морскую академию и Военную академию Генерального штаба ВС СССР; в Вооруженных Силах с 1954 г.; служил командиром минно-торпедной части, помощником, старшим помощником, командиром подводной лодки; с 1971 г. - командир атомной подводной лодки; командовал флотилией атомоходов на Тихоокеанском флоте, был первым заместителем командующего флотом; 1991-1992 - начальник кафедры военно-морских стратегических исследований Академии Генштаба Вооруженных Сил РФ; после командования Черноморским флотом продолжил преподавательскую деятельность в Академии Генерального штаба; член Президиума Координационного совета общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России"; препятствовал разделу Черноморского флота; принимал непосредственное участие в прекращении Грузино-Абхазского конфликта; ... награжден орденами и медалями, именным оружием; женат, имеет двоих детей. 

Чирков Владимир Петрович К-172 (К-192) 

Во всём виноваты Лохи. 09.11.2008. 

"В 1983 году произошёл пожар на атомной подводной лодке 675 проекта К-10, находящейся на боевой службе в Индийском океане. Лодка была на глубине 120 метров. Пожар в 7-ом отсеке. Дали ЛОХ. Но никто в отсеке не погиб, так как у всех были ПДУ. Старшим в отсеке был капитан 3 ранга Скорик, командир дивизиона движения. Лодка всплыла, провентилировала отсеки и вновь погрузилась. Командовал лодкой капитан 1 ранга Орсагош. Командир БЧ-1 капитан 3 ранга Чирков. Замполитом был капитан 2 ранга по матросскому прозвищу - Пиночет. Фамилию не помню." 

Преподаватели - Чирков Владимир Петрович, Одесская национальная морская академия (ОНМА) - Одесская обл. / Рейтинг, отзывы о преподавателе. 

"Владимир Петрович, поклон Вам, как штурману, человеку, профессионалу! СПАСИБО!!!!" 

Шварц Тибор Янушевич. 

Наумов В.В.: самый исполнительный офицер в ВМФ, капитан 1 ранга, был у меня помощником, закончил службу начальником учебного отряда в Севастополе. 

Гвардия (Александр Покровский) / юмористическая проза. 

"Командир подводной лодки "Красногвардеец" капитан первого ранга Маслобоев Алексей Геннадьч был полным и окончательным мудаком. Проще говоря, хамом. И об этом его свойстве, а, лучше сказать, качестве, знали все. Особенно начальство. А если и начальство в курсе, то жди, дражайший Алексей Геннадьич, в скором времени должность командира дивизии - иначе у нас не бывает. То есть, "адмирал не за горами". Вот только в автономку надо было сходить, для чего укрепили "гвардию" нормальными людьми: дали офицеров и матросов с мозгами, а также посадили на борт вторым командиром Тибора Янушевича Шварца (стройного, грамотного, деликатного), чтоб он "гвардии капитана первого ранга" Маслобоева Алексей Геннадьича чуть чего по рукам бил, не допуская безобразия. "Гвардия" - она ведь, как картошка, со временем вырождается и то, что командир у них - законченный мудак - это такая закономерность, у которой случаются всякие там последствия. Средиземка - Средиземное море - подводное положение. Во время отчаянно-лихого маневрирования под группой американских корабелей "гвардии (не совсем вменяемый) капитан первого ранга" Маслобоев Алексей Геннадьч, в отсутствие в центральном Тибора Янушевича Шварца - отлучился по малой нужде - принимает дерзкое решение разбить лодочной рубкой опускаемую гидроакустическую станцию фрегата "выполнением маневра по глубине", для чего и отдает соответствующую команду боцману, сидящему на горизонтальных рулях. А дальше, как учили: страшный удар, визг, писк, скрежет, тряхнуло, кто-то упал, кто-то вскочил, и из отсеков посыпались доклады о поступлении воды. Маслобоев кричит боцману: - Ныряй на восемьдесят! - и тот ныряет. Шварц, ворвавшийся в центральный совершенно без штанов, отталкивая Маслобоева, кричит боцману: - Всплывай на сорок! - и тот всплывает. А особист, тут же соткавшийся из воздуха, сует в пасть Маслобоеву индикаторную трубку на "наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе", после чего все они: Маслобоев, Шварц, особист и боцман некоторое время представляют из себя некий плотный клубок, катающийся по центральному. А наверху - где к этому моменту собирался совершенно потонуть американский фрегат - разгорается международный скандал! Некоторое время спустя, уже в базе, Командующий Северным флотом в отупелом одиночестве минут тридцать изумленно рассматривал бронзовый обломок винта фрегата, застрявший в "гвардейском" контейнере с ракетой, оснащенной ядерной головой. Странно, но Маслобоева не назначили командиром дивизии. Его отправили куда-то чего-то "укреплять" не очень жидкое. А "гвардия" на долгое время сделалась полным Говном." 

SUBMARINE. к-ру АПЛ К-35 Кальчуку П.В. Вас разыскивает к-р АПЛ К-90, К- 47 Шварц Т. Я., его координаты: Украина, АР Крым, г.Севастополь, ул. Адмирала Фадеева, 19 кв. 71, т.д. (806992) 42-05-86. 

SUBMARINE. Всем сослуживцам 7-й дивизии АПЛ КСФ выйти на связь. Дорогие друзья ! К-р АПЛ К-90,К-47 Шварц Т.Я. из города-Героя Севастополя, к-р АПЛ К-104 Чирков В.П., КГДУ-1 АПЛ К-31 Плугатарев Я.И., КГДУ-1 АПЛ К-22 Тесля В.И., КГДУ-6 Чаплыгин В.И. экипаж 10800, электрик АПЛ К-47 Лесик В.Ф. и другие передаем всем Вам большой привет. Просим выйти на связь для обсуждения вопроса о встрече летом 2008 года в городе Одессе. 

СВМИ: в будущее через развитие | газета Новый Севастополь. 21.10.2008. «Ходовой мостик» и другие тренажеры. 

"О «Ходовом мостике» СВМИ мы писали, подавая его как новацию. Оказывается, и он уже не поспевает за временем. 
- Действительно, программное обеспечение этого тренажера позволяет нам изменять лишь семь районов плавания, причем, только в Черном море, - говорит старший преподаватель кафедры судовождения СВМИ капитан 1 ранга в отставке Тибор Шварц. – Слушатели могут руководить лишь фрегатом «Гетман Сагайдачный», корветом «Луцк» и еще восемью типами гражданских судов. В этом плане он, конечно, устарел. 
Но преподаватель просит сосредоточиться на другом. «Ходовой мостик» сегодня работает ежедневно, то есть на полную мощность. За прошлый год он отработал 980 часов, а это – очень много. 
- Пока новый «Ходовой мостик» будет настраиваться специалистами, говорит Шварц, - на «старике» мы планируем провести модернизацию, так что, списывать его еще рано." 

Юшков Виктор Владимирович. 

Подводный Флот России. Соединения. Северный флот. 

"31-я Краснознаменная дивизия подводных лодок 
Базирование: б.Ягельная 1961, Губа Малая Лопаткина, с 1962 – губа Большая Лопаткина. 
История: Образована 15.07.61. приказом Командующего СФ с местом базирования в бухте Малая Лопатка. В декабре 1964 года принято решение о передислокации дивизии в Сайда-губу бухты Ягельной и переподчинении её в состав 12-й эскадры СФ. В 02.1965 года переведена в губу Сайда, бухта Ягельная, (Гаждиево), и включена в состав 12 эскадры ПЛ. 23.02.1978 дивизия награждена орденом Красного Знамени. 
пр. 658, 667А, 667Б, БДР. 
Командиры: 
Сорокин Анатолий Иванович (15.07.1961 - 1963) вице-адм.; 
Шаповалов Владимир Семенович (1963 - 1965) контр-адм.; 
Юшков Виктор Владимирович (1965 - 1968) контр-адм.;" 

Блоги@Mail.Ru: Экипаж РПК СН " К-472" (в/ч 87080). 

"Зачислена в списки кораблей ВМФ 4 апреля 1972 года. Заложена 10 августа 
1972 года на Северном машиностроительном предприятии в цехе №50. В сентябре 1972 года началось обучение офицерского состава экипажа в учебном центре г. Палдиски (Эстония). В июле 1973 года прибыл в центр личный состав срочной службы и мичманы. В ноябре 1973 года экипаж закончил обучение и убыл в г. Северодвинск для приёма корабля. Спущена на воду 4 апреля 1974года.Дежурным по кораблю в этот день был командир турбинной группы лейтенант Панов Е. П. Военно-морской флаг СССР поднят 19 августа 1974 года. Первое погружение состоялось 23 августа 1974 года. Приемный акт подписан 15 ноября 1974 года. Корабль передан ВМФ. 
Ответственный сдатчик В.Б. БУНЧУКОВ, сдаточный механик А.С.ВОРОНИН. 
Командир- капитан 2 ранга А.В. КОЗИНСКИЙ. 
Председатель комиссии государственной приемки - контр-адмирал В.В. ЮШКОВ. Ведущий военпред - капитан 2 ранга В.Г. КОСТЫЛЕВ. 
10 декабря 1974 г. включена в состав Краснознаменного Северного флота." 

Русский подплав. Спецрепортаж. Гарнизон Ягельная Губа - Мурманск-130 - Скалистый - Гаджиево. 

"Спуском со стапелей первого отечественного атомохода «К-3» под командованием капитана 2 ранга Леонида Гавриловича Осипенко, советский Военно-Морской флот открыл новую эру своего развития. Флот получил на вооружение атомную энергетику, сделавшую подводную лодку поистине подводным кораблем, способным длительно находиться под водой без всплытия на поверхность. А 12 ноября 1960 года приказом ГК ВМФ в боевой состав флота включена головная ракетная подводная лодка «К-19» проекта 658. Первый командир – капитан 2 ранга Затеев Н.В. По решению правительства атомные подлодки первоначально базировались в губе Западная Лица, где с 1957 года началось строительство одноименного поселка и базы. В соответствии с приказом командующего флотом 15 июля 1961 года в составе 1-й флотилии СФ сформирована 31 дивизия ПЛ, первое в истории ВМФ страны соединение атомных подводных ракетоносцев. В состав дивизии вошли атомные ракетоносцы проекта 658. Первый командир дивизии – капитан 1 ранга Сорокин А.И., начальник политотдела – капитан 1 ранга Кузьминчук Н.Е., начальник штаба –капитан 2 ранга Шаповалов О.С. Становление дивизии начиналось с трех подводных лодок: «К-19», «К-33», «К-55», которыми командовали капитан 2 ранга Затеев Н.В., капитан 3 ранга Юшков В.В., капитан 2 ранга Зверев В.И., а также 185-го экипажа, плавбазы «Двина», плавказармы «ПКЗ-104» и «ПКЗ-71»." 

Козырь Виталий Викторович. 

Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Контр-адмирал И.П.Паргамон. - Краснознаменное ордена Ушакова 1-й степени соединение подводных лодок Северного флота. Серия "На службе Отечеству", выпуск 2, 2003 г. 

"По программе Государственных испытаний ПЛ на полную автономность (90 суток) в Южном полушарии необходимо было выпустить практическую торпеду с целью определения исправности работы ее гироскопа. Торпеда приготовили к выстрелу, установили полную дальность хода, по прохождении которой практическое зарядное отделение не продувалось, и торпеда, имея отрицательную плавучесть, самозатапливалась. 
Установив, что в районе стрельбы не было никаких судов и заняв заданную точку, мы произвели учебную торпедную атаку. Торпеда пошла по заданному направлению, ход ее фиксировался гидроакустиком на ШПС. Отклонений от заданного курса не наблюдалось — гироскопическая система работала надежно. Пройдя заданную дистанцию, торпеда затонула. 
Это испытание, впервые проведенное за экватором, показало, что все системы управления торпедной стрельбой, торпедные аппараты и сама торпеда были исправны и боеспособны. Тем самым боевые возможности лодки, несмотря на длительность плавания, подтверждены на практике. 
К этому времени — а шел уже третий месяц плавания — маршрут проходил вдоль западного берега Африки до 300 южной широты (Ангола, о. Святой Елены). С приходом в точку поворота лодка легла на курс уже в западном направлении и продолжала следовать по заданному маршруту. 
Справа по траверзу миновали о. Святой Елены, узником которого был когда-то Наполеон. Маршрут плавания проходил в западном направлении в сторону Бразилии. До поворота на N оставалось еще много времени, но оно наконец-то наступило — счетчик лага уже отсчитывал мили в сторону экватора. Большая часть пути пройдена. 
При следовании в северном направлении у моряков поднималось настроение — ведь мы начали возвращение к скалистым берегам Заполярья, в родную базу, где нас давно ждали жены, дети, родители, невесты. 
Время тянулось очень медленно, люди начали проявлять элементы раздражительности, появилась несовместимость характеров, негативная реакция на “подначки”, характерные для моряков, на которые ранее они не реагировали. У многих появилась бессонница. Люди тяжело переносили ее — по много дней они не спали, а заснув, чересчур быстро просыпались. Особенно тяжело переносили бессонницу офицеры, в том числе старший помощник капитан 3 ранга В.В.Козырь. Сказались долгие дни напряженного похода и физиологической нагрузки при выполнении служебных обязанностей." 

Пузырев В. П. Якоря на погонах. М.: Петровский двор, 2000. 

"Козырь Виталий Викторович, капитан 1 ранга, командир 35-й дивизии подводных лодок Северного флота в 1974-1977 гг. Вся его офицерская служба в течение четверти века, кроме учебы на курсах, прошла на подводных лодках. Плавал он в Тихом океане, на Балтике, в Северной и Южной Атлантике. Не получил адмиральское звание только из-за того, что сделал несколько критических высказываний в адрес военно-политического руководства страны." 

В.В.Козырь. Я принимаю "пароход"! - Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г. 

"Мое вынужденное пребывание в должности старшего помощника командира К-104 пр.675 затягивалось на неопределенное время. По поведению моего командира, Александра Ивановича (Николаевича. - Ред.) Кравченко, не было заметно, чтобы он собирался куда-нибудь перемещаться, а авария в море с кормовой парой контейнеров сделала проблематичным его продвижении. На флоте вообще, и на флотилии в частности, к "аварийщикам" относились подозрительно. 
Таким образом, на одном корабле оказались невостребованными две "перезревшие невесты": сорокалетний командир с академической подготовкой и тридцатипятилетний старший помощник с "подпольным" командирским стажем. 
Наш командир дивизии капитан 1 ранга Николай Семенович Соколов как-то без особого энтузиазма занимался карьерными вопросами своих подчиненных, '"перепоручив" это деликатное дело командующему флотилией контр-адмиралу Анатолию Ивановичу Сорокину, будущему герою "кругосветных" вояжей, и начальнику отделения кадров Камилу Мамедовичу Бакшиеву. 
Первым, у кого не выдержали нервы, стал старший помощник командира. В не очень вежливой форме он запросил аудиенции у Анатолия Ивановича. Командующий не терпел своеволия и не любил, когда на него смотрели как на сослуживца, а не как на самого заслуженного ветерана атомного подводного флота. После короткой стычки старший помощник был вышвырнут из кабинета без всяких радужных перспектив на будущее. 
И когда казалось, что служба на атомном флоте подошла к своему логическому завершению, в один из пасмурных ноябрьских дней со свежим норд-остовским ветерком, старшему помощнику, то бишь автору этих грустных воспоминаний, предложили из губы Малая Лопаткина прогуляться пешком до штаба флотилии к оперативному дежурному. 
В комнате оперативного дежурного оказались двое: закадычный друг флагманский штурман капитан 2 ранга Александр Петрович Бурсевич и командир дивизии контр-адмирал Николай Семенович Соколов. Разговор был коротким: пойдете на К-104 и поставите её в ремонт на заводе в Пала-губе. Я было начал напоминать своему дорогому начальнику, что я всего-навсего старший помощник, хотя и остепененный допуском к самостоятельному управлению кораблем, да еще и с "подпольным'' трехгодичным командирским стажем. Саня Бурсевич замахал за спиной командира дивизии руками и крутанул указательным пальцем у своего виска. 
Было ясно, что в моей жизни произошли какие-то эпохальные изменения и нужно беспрекословно подчиниться воле своего старшего начальника. Мне ничего не оставалось, как бодро ответить "есть!" и обратным путем и тем же порядком совершить переход из губы Большая Лопаткина в губу Малая Лопаткина. 
Экипаж уже был на корабле. Буркнул помощнику командира: "По местам стоять, со швартовых сниматься!". Швартовые команды разбежались по местам, отдал приказания на машинные телеграфы, "задымили дизеля" — и лодка медленно начала отходить от причала. Когда мы благополучно развернулись носом на выход, а подводный "авианосец"* лег на рекомендованный курс, на ходовой мостик выполз заместитель командира по политической части Арнольд Петрович Чернявский. 
Представитель ЦК КПСС на АПЛ хлопнул меня запанибрата по плечу и молвил: 
— Ну что, небось, рад? 
— Чему? 
— Кончай валять дурочку, тебя назначили командиром: 
— Куда? Первый раз слышу! 
— Куда-куда. — не курочка, тебя сосватали на К-166. 
— Но там Устьянцев! 
— Устьянцев сдал экзамены и уже учится в академии. 
— Вот так штука! Лодка-то в Двинске стоит! 
— Ничего, поставишь нас в ремонт и гуляй своей дорогой 
Тут-то стало понятно поведение Сани Бурсевича, и не совсем еще осмыслено поведение дорогого командира дивизии. 
Места в Полярном были знакомы по прошлой командирской деятельности. Развернул по-боевому подводный ракетоносец носом к выходу, ошвартовал его к причалу и заторопился в Мурманск, чтобы попасть на вечерний автобус в поселок Заозерный. 
Из глубочайшего, как стало понятно, уважения к моей персоне корабельный интендант на дорогу снабдил баранкой колбасы и присохшим "автономным" батоном. Жму руку теперь уже бывшим сослуживцам-офицерам Виталию Маркедонову, Льву Захарову, Эдуарду Новицкому, Николаю Рюхину, Александру Шестопалько, Александру Бережному, Виктору Симонову, Геннадию Загоскину, Валерию Петрову, Борису Галушко и медленно по трапу спускаюсь на грешную землю..." 

Комментарий Наумова В.В.: Изложение фактов, в частности, будто бы незнание о своем назначении командиром "К-166", вызывает сомнения. 

Чернявский Арнольд Петрович. 

Комментарий Наумова В.В.: Чернявский Арнольд Петрович - настоящий комиссар, умело сглаживал конфликты, замполит неизменно был на "К-104" на своем месте. 

Школьники Ораниенбаума в годы войны. 

Чернявский Арнольд Петрович. 

Некрасов Иван Ильич. 

И.И.Некрасов. Воспоминания командира К-166 пр.675. - Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г. 

Ивашута Иван Михайлович. 

 

В.В.Осинцев. Боевой путь 7-й дивизии подводных лодок СФ (1965-2005). - Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г. 

Капитан 2 ранга В.Ш.Габараев (ЗКПЧ), капитан 2 ранга А.А.Герасимов (ЗКПЧ), капитан 3 ранга Н.И.Тимофеев, капитан 1 ранга В.М.Наретя (командир АПЛ), капитан 1 ранга В.А.Полежаев (командир Б-68), капитан 2 ранга И.М.Ивашута (командир АПЛ), капитан 1 ранга В.М.Бусырев (командир 7-й ДиПЛ), капитан 2 ранга А.Г.Дьяконов (заместитель начальника политотдела дивизии), капитан 2 ранга Н.Т.Кичев (командир К-131), капитан 2 ранга Н.С.Чесноков (ЗКПЧ), капитан-лейтенант А.А.Маляренко (командир БЧ-2 К-22) 

Паук Аркадий Алексеевич. 

  

Аркадий Алексеевич Паук закончил Ленинградское Нахимовское училище в 1958 г. 

Семенов Иван Александрович. 

Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г. 
В.В. Наумов: Иван Александрович в настоящее время является начальником ЦВМА. 

Селиванов Евгений Николаевич. 

Необъяснимый пожар на "К-131". 

Наретя Виктор Мусеевич. 

Морская коллегия. - МВК по военно-морской деятельности. 17.12.2004. 

"... капитан 1 ранга Наретя Виктор Мусеевич заместитель начальника управления береговой охраны Организационного департамента Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации." 

 

Новости. Международная выставка-форум "Интерполитех 2004". 

"Стенд Судостроительной фирмы "Алмаз" посетили заместитель начальника Главного штаба ВМФ, вице-адмирал Олег Бурцев, заместитель начальника организационного Департамента морского управления ПС ФСБ РФ, капитан 1 ранга Виктор Мусеевич Наретя и первый заместитель директора ПС ФСБ РФ – Александр Леонидович Манилов." 

Продолжение следует.

Немає коментарів: