Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
середа, вересня 19, 2012
КАПИТАН 2-ГО РАНГА СЕЛИН ВЛАДИМИР ТЕРЕНТЬЕВИЧ ДЕЛИТСЯ СВОИМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ.(продолжение)
НАЧАЛО СМ-
http://flot.com/blog/historyofNVMU/rizhskoe-nakhimovskoe-voennomorskoe-uchilishche-kratkaya-istoriya04.php
Старпома Степанова Ю.В. на лодке не было, был в отпуске. Обязанности исполнял помощник Боря Петров, кстати мой однокашник по 1-му выпуску и хороший парень. Работали в дальних полигонах к северо-востоку от острова Кильдин и на Север от губы Териберка. Примерно в том районе, где погибла ПЛ «Курск».
В первый день после работы в полигоне с эскадренным миноносцем стали на рейд Могильный. Утром ЭМ снялся с якоря и ушел в полигон. Командира БЧ-1 не было, боевой частью командовал Ваш покорный слуга лейтенант В.Т.Селин.
Запросили ОД Флота разрешение следовать по плану. Получили «Добро», снялись с якоря и пошлепали в полигон. Подошли к кромке полигона, застопорили ход, легли в дрейф. Затем начали работу в полигоне.
Отработали успешно в полигоне, вернулись в Полярный и при подходе к базе командир вызвал помощника командира, старшего лейтенанта Борю Петрова и приказал написать приказы: «О допуске к самостоятельному управлению ПЛ» помощника командира и «О допуске к самостоятельному управлению БЧ-1» лейтенанта В.Т.Селина – командира рулевой группы БЧ-1. Нет худа без добра!
На фотографии сверху Штурманы ПЛ: лейтенанты Николай Батасов и Владимир Селин. (справа)
Источник данной публикации сайт http://flot.com/blog/historyofNVMU/rizhskoe-nakhimovskoe-voennomorskoe-uchilishche-kratkaya-istoriya05.php
Так мы с Борей стали в глазах командира на одну ступень выше. Я и помощник командира успешно справились с возложенными на нас обязанностями. Командир ПЛ капитан 2 ранга Г.Н.Швецов был прекрасным подводником и хорошим добрым человеком. Спасибо ему за все, что он сделал для нас, чему научил.
Мы тщательно подготовились к длительному походу. Это был совсем фантастический по тем временам второй автономный длительный поход ПЛ «Б-82» продолжительностью 135 суток в Южную часть Атлантического океана. Поход был предназначен для изучения, освоения и использования Атлантического океана в интересах обороноспособности страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Вторым командиром был прикомандирован капитан 2 ранга Гуляев Иван Иванович (бывший командир РПЛ «Б-67», а в этот период он был командиром строящейся атомной ПЛ «К-27»).
Капитан 1 ранга Гуляев Иван Иванович.
На ПЛ прибыла группа ОСНАЗ (радиоразведка), командир ОСНАЗа был капитан-лейтенант Мартьянов Геннадий, старший научный сотрудник Военно-Медицинской Академии из г.Ленинграда, гидрометеоролог СФ капитан Иван Гурьевич(фамилию не помню). Вторым механиком был прикомандирован опытный инженер - капитан-лейтенат Носков Владимир, 3-м штурманом был прикомандирован лейтенант Батасов Николай.
На танкере «Вилюйск» находилась одна боевая смена резервного экипажа 161 БПЛ в составе: старпома, командира БЧ-1 старшего лейтенанта Торопова Юрия Федоровича, командира группы БЧ-5 лейтенанта Чебаевского Станислава и около 30 матросов и старшин всех специальностей.
Но, самое главное , почему в 1958 году предстоял этот поход, на борту ПЛ «Б-82» находилась группа ученых из Союзного НИИ Геодезии и Картографии при МВД СССР.
Состав экспедиции 6 человек: руководитель группы - кандидат географических наук Березин Эдуард, старший инженер - кандидат технических наук Соловьев и четыре техника – специалисты по аппаратуре. Группа расположилась во 2-м отсеке. Заняли каюту старшинского состава. Разместили там гравиметрическую аппаратуру. Экспедиция проводила научные работы по замеру гравиметрических полей Атлантического океана.
Поход был секретный. Обеспечивал поход танкер «Вилюйск» Владивостокского Морского Пароходства. Замеры проводились на глубине 100 метров через каждые 100 миль по определенному маршруту, в подводном положении, в определенных координатах (широта и долгота) океана. Координаты указывал руководитель экспедиции, а штурманы при помощи навигационных приборов определяли точное место ПЛ. По рассказу начальника экспедиции Э.Березина, на ТОФе тоже параллельно с нами с нами проводилась такая же экспедиция и обеспечивал ее танкер «Певек». Назвать лодку он не мог, так как не знал.
Суда типа Певек; Вилюйск, Комсомолец Приморья, Певек.
Подводная лодка «Б-82» вышла из г. Полярный 15 ноября 1958 года. В начале пришли в Мотовский залив и в бухте Озерко ( между полуостровом Рыбачий и полуостровом Средний) погрузились и легли на грунт. Сделали первые замеры гравитационных полей.
После замеров ПЛ всплыла в надводное положение и курсом на Север достигла 75 параллели, повернула на Запад. Прошли между островом Медвежий и островами Шпицберген. Спустились через Норвежское и Гренландское моря к Датскому проливу. Датский пролив встретил нас темнотой, плохой погодой (дождь, снег).Определить место ПЛ сложно и трудно, но надо!
Несколько суток шли по счислению, секторных радиомаяков «Консол» не слышно. Датский пролив – это пролив между Исландией и Гренландией. Впервые точно определили место ПЛ после Датского пролива в Северной Атлантике, примерно на траверзе острова Ньюфаундленд.
Начали систематически беспокоить самолеты дальнего радиолокационного слежения «Нептун». Это начинался противолодочный рубеж Ньюфаундленд – Азорские острова. Чем ближе подходили к экватору, тем чаще приходилось уклоняться от самолетов и погружаться на глубину, чтобы нас не засекли!
SP-2H над Атлантикой (середина 1950-х годов)
Новый 1959 год встретили на экваторе, и здесь, на экваторе в первый раз встретились с танкером «Вилюйск».
Приняли топливо и пресную воду, а также пополнили свежие продукты (мясо, овощи, свежий хлеб). Была проведена первая смена трети экипажа, кроме командира ПЛ, командира БЧ-5, штурманского электрика и кока-инструктора и членов экспедиции. Последние только помылись на танкере. В первую встречу с танкером я с третью экипажа попал на отдых на танкер «Вилюйск».
Это было под Новый 1959 год. Нам разрешили дать телеграммы родным, чем мы и воспользовались с радостью. Я дал радиотелеграмму в Ригу. Поздравил Ирину - жену и дочку Аллу с Новым годом. Они меня тоже поздравили. Адрес танкера был таким: «Москва, радиостанция Морского Флота СССР, танкер «Вилюйск», Селину Владимиру».
На танкере нам выдали гражданское обмундирование, вернее, одежду и обувь и всякие причиндалы. Я числился на танкере преподавателем Одесского мореходного училища, а наши матросы – курсантами. Пробыл я на танкере около 10 дней.
Равномерность отдыха на танкере не была одинаковой из-за специфических условий и обстановки.
Через 10 дней произошла вторая смена трети экипажа. Вместо меня на танкер ушел лейтенант Батасов Николай. Приняли на ходу топливо и пресную воду, продукты доставили на вельботе.
Через 15-20 дней произошла третья встреча с танкером. На танкер ушел отдыхать командир БЧ-1 старший лейтенант Веселов Юрий Петрович. За командира БЧ-1 остался я, Селин Володя. В мое подчинение попали командир БЧ-1 резервного экипажа старший лейтенант Юрий Торопов и лейтенант Николай Батасов, кстати оба из Рижского училища подводного плавания. Да и Юра Веселов тоже был рижанином – он окончил Рижское Нахимовское училище.
Штурманы ПЛ: лейтенанты Николай Батасов и Владимир Селин.
Где-то дней через 25 произошла предпоследняя встреча с танкером «Вилюйск». Так как все штурмана уже побывали на отдыхе более 30 суток, то командир ПЛ вторично отправил меня на отдых на 7 дней. Вместе со мной на танкер ушли помощник командира старший лейтенант Борис Петров и боцман мичман Герш Александр. Кстати он тоже давал мне рекомендацию при вступлении в ряды КПСС. В партию меня принимали в море и одну рекомендацию даже подтвердили по радио с танкера. Вот такие были в то время времена!
Ровно через неделю на горизонте появился «Вилюйск» – последняя встреча в океане. Заправились топливом, водой, продуктами, ушел на танкер резервный экипаж. Я попросил Юру Торопова забрать мои гражданские вещи в Полярный, что он и сделал в лучшем виде.
Праздник Нептуна, Экватор, 31 декабря 1958 год.
При пересечении экватора руководство ПЛ устроило праздник «Нептуна». Приготовили атрибуты, вели киносъемку. «Нептуна» изображал второй командир капитан 2 ранга Гуляев Иван Иванович (впоследствии Герой Советского Союза). Здесь прошел «крещение» и я. Меня окрестили «Кашалот» и выдали диплом о пересечении экватора, который я храню до сих пор.
Диплом о пересечении Экватора и Крещении.
Спустились на Юг, прошли Саргассово море, пересекли экватор и перешли в Южное полушарие. Затем вдоль берегов Бразилии и Аргентины спустились до 50 градуса Южной широты и повернули на Восток, продолжая делать замеры гравитационных полей в океане и обеспечивая экспедицию точными координатами. Одновременно с замерами гравитации штурманы ПЛ делали замеры наклонения видимого горизонта наклономером Каврайского (НК), определяли слой скачка, соленость и прозрачность воды в океане.
При прохождении по 50 параллели южной широты определяли высоту и длину встречающихся айсбергов, определяли дистанцию до них, фотографировали.
Айсберги, 50 гр. Южной широты, 1959 год.
Вели научную работу по изучению течений в Атлантике. Производили замеры температуры воздуха и воды, ветра, ледовой обстановки в Южном полушарии.
На траверзе мыса Доброй Надежды повернули на Север к островам принца Эдуарда и Тристан-да-Кунья, миновали острова Св. Елены (где умер опальный император Франции Наполеон Буонапарте) и острова Вознесения, пересекли экватор в обратном направлении, то есть на Север.
Где-то дней через семь (как я писал выше), после пересечения экватора в обратном направлении произошло последнее рандеву в океане с танкером «Вилюйск» и последняя смена трети экипажа, на ходу получили топливо и пресную воду, продукты доставили на вельботе. Резервный экипаж перешел на танкер. Продолжение следует.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар