неділю, вересня 23, 2012

ГОРОДА СДАЮТ СОЛДАТЫ,ГЕНЕРАЛЫ ИХ БЕРУТ(А.Твардовский)



«Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют»           
 ( Павел Степанович Нахимов (1802-1855),           
русский флотоводец, адмирал)

В большинстве публикаций о моряках, отличившихся в смертельной схватке с коварным и сильным врагом, используется небольшой диапазон фамилий, в основном командиров кораблей. Среди подводников, ставших Героями Советского Союза в годы войны- один мичман, один матрос, остальные - офицеры. Великий русский флотоводец Павел Степанович Нахимов называл матроса главным двигателем на корабле. Боевой успех всегда сопутствовал лишь сплочённым, отработанным экипажам, зависел от каждого матроса, старшины и офицера. Приведу тому несколько примеров.
В июне 1941 года, в первом боевом походе ПЛ "Л-3", в результате бомбёжки был повреждён привод кормовых горизонтальных рулей, лодка потеряла возможность управляться в подводном положении.

http://www.russika.ru/ctatjajv.asp?index=327&pr=3 

Геройский подвиг совершили Михаил Андроникович Крастелев, Александр Дмитриевич Мочалин и Николай Фёдорович Миронов, которые в тяжелейших условиях, с риском для жизни, зная, что при появлении вражеских самолётов или кораблей лодка погрузится без них, после нескольких часов напряжённой работы в балластной цистерне, устранили поломку. (На Чёрноморской лодке "Л-4" этот подвиг повторил мичман Иван Степанович Перов, ему было присвоено звание Героя Советского Союза). В дальнейшем "Л-3" неоднократно форсировала минные поля, подвергалась атакам противолодочных сил, успешно применяла оружие. На боевых постах и командных пунктах несли вахту люди, знавшие своё дело, честные, мужественные, дисциплинированные , сильные духом. Подлодка совершила 8 боевых походов, уничтожив 28 вражеских кораблей и транспортов. Чёткие действия экипажа спасли лодку от последствий таранного удара, старший матрос Юрий Иванович Обрывченко с трудом смог отдраить заклиненный верхний рубочный люк, от усилий у него сместились шейные позвонки. На этом же корабле, при выполнении практических артиллерийских стрельб, от орудийного отката упал за борт матрос Иван Данилович Сагань, за ним немедленно прыгнул Иван Алексеевич Синицын и спас друга.
Командир отделения мотористов "Л-3", гвардии старшина первой статьи Аркадий Михайлович Елюшкин прослужил всю войну, участвовал во всех боевых походах и поныне является достойным представителем воинского коллектива. 1 июля ему исполнится 90 лет. Этот мужественный человек. написал книгу воспоминаний о военном лихолетье и назвал её "Приказано быть подводником". В ней рассказал о людях, выполнивших воинский долг в глубинах Балтийского моря, о героизме всех членов экипажа подлодки. Автор книги задался вопросом - бывают ли чудеса? Как после форсирования противолодочных минных полей, сетевых заграждений, подвергаясь тарану и бомбёжкам, не погибнуть, выстоять. И ответил - можно предположить, что это Божья воля и везение, а если быть точнее - мужество, подводное братство и выучка экипажа, дисциплина и верность присяге.
В июне 1945 года в параде Победы на Красной площади в Москве приняли участие пятеро матросов "Л-3" - Павел Гаврилович Еремеев, Василий Тимофеевич Карпов, Виктор Иванович Машинистов, Юрий Иванович Обрывченко и Александр Трофимович Харченко. Ограждение рубки этой подводной лодки установлено в Москве, на Поклонной горе.
Подводная лодка "Л-20" Северного флота, в начале сентября 1943 года, получила пробоину. Были частично затоплены два отсека, лодка легла на грунт на глубине свыше 100 метров. Чтобы всплыть необходимо было подать в корабельную систему воздух высокого давления из резервуаров стеллажных торпед. Матросы решили эту задачу, затем, находясь под повышенным давлением, работая в ледяной воде, в кромешной темноте нашли и открыли клапан аварийного осушения отсека и тем спасли корабль. Вот имена героев- Михаил Шапаренко, (после войны он преподавал в военно-морском училище подводного плавания, где я учился ), Георгий Бобошин , Александр Доможирский, Дмитрий Крошкин, Константин Матвейчук, Николай Никаншин, Василий Острянко, Николай Портнов, Александр Пухов, Александр Фомин, Александр Хоботов, Николай Чижовский. Александр Егоров умер в госпитале от кесонной болезни, остальные выжили. Все тринадцать были награждены боевыми орденами. В нашем городе живёт и здравствует акустик "Л-20", бывший матрос Николай Александрович Никаншин, который после войны служил на подводных лодках, стал капитаном первого ранга. В начале мая он проводил в последний путь своего сына Александра, подводника, капитана 2 ранга. Он имеет пятерых внуков.
В августе 41-го подлодка "С-11", возвращяясь в базу, в проливе Соэла Вяйн подорвалась на магнитной донной мине. От страшного взрыва она переломилась и пошла ко дну, находясь в двух милях от маяка Тоффри. Сторожевой катер подобрал тело командира 13-го дивизиона ПЛ капитана 3 ранга Ивана Николаевича Тузова, скончались, не приходя в сознание, тяжело раненные командир лодки Анатолий Михайлович Середа и инженер-механик Марк Шулимович Бабис. После гибели подводной лодки в живых остались - в шестом отсеке - краснофлотцы Иван Аркадьевич Виденко, Михаил Сергеевич Гординский, Василий Михайлович Кудрявцев, Алексей Александрович Митенев, Фёдор Фёдорович Пилипенко и главстаршина Анатолий Васильевич Милютин, в седьмом - Николай Андреевич Никишин, Александр Васильевич Мазнин, Василий Емельянович Мареев и Василий Владимирович Зиновьев. Спасти личный состав 6-го, перевести людей в 7-й отсек не удалось. Выход из затонувшей лодки был возможен только через торпедный аппарат, но его нужно было освободить от торпеды. После нескольких часов работы, наощуп, находясь по горло в воде, Никишин сумел произвести выстрел, после чего проинструктировал товарищей, установил порядок и очерёдность их выхода. Затем он включился в индивидуальный спасательный аппарат, нырнул в воду полузатопленного отсека, толкая перед собой буй - вьюшку, с намотанным на неё тросом, прополз через торпедный аппарат и вышел на поверхность. Вторым, по буйрепу, вышел Мазнин. Условным сигналом он сообщил о своём выходе оставшимся в отсеке. Не дождавшись ответа вернулся в затонувшую подлодку. Зиновьев поведал ему, что Мареев сошёл с ума, а он не может оставить друга. Дважды Мазнин возвращался в лодку, но уговорить Зиновьева не удавалось. В конце концов Александра выбросило на поверхность. Кислород закончился, задыхаясь он сорвал маску , едва не утонул. Никишин спас обессилевшего товарища и оставив его у буйка поплыл за помощью в сторону суши. Артиллеристы береговой обороны подобрали Николая и на катере подошли к месту катастрофы. Мазнин был без сознания, но держался за буй. Два других подводника все еще оставались в лодке, Через некоторое время всплыл Зиновьев, который сообщил, что Мареев умер. Все трое продолжили службу на кораблях, пережили войну. Николай Никишин имел атлетическое телосложение, был уравновешенным, спокойным и немногословным человеком. После демобилизации жил в Ленинграде, на Московском проспекте, работал вальцовщиком на заводе "Союз". Белой ночью 28 мая 1961 года, возвращаясь домой по Лермонтовскому проспекту, он услышал женский крик и бросился на помощь. Насильники смертельно ранили героя. В августе 1942 на подлодке "Щ-402" в результате взрыва водорода погиб личный состав двух отсеков, в их числе командование корабля. Матрос Николай Александрович Александров выполнил обязанности штурмана и привёл лодку в базу. Позднее он погиб на полуострове Рыбачий, командуя взводом морской пехоты.
Борис Васильевич Смирнов, с которым я имел честь служить на 4-й эскадре подводных лодок Северного флота, с 14 лет работал на военном заводе, в 15 стал юнгой, а с 17-ти служил матросом на боевых кораблях. Имея к концу войны образование 6 классов, он экстерном закончил среднюю школу и военно-морское училище, заочно - институт и военную академию, стал контр-адмиралом. Ныне возглавляет ветеранскую организацию Военно-морского флота нашего города.
С нами служил и бывший матрос Краснознамённой ПЛ "К-52", ныне капитан 1 ранга Иван Никифорович Лихобаба, участник многих боевых походов, добрый и мудрый человек. Кроме множества орденов, на его груди медали "За оборону Ленинграда" и "За взятие Кёнигсберга". Матрос Павел Петрович Бабарыко, также провоевал всю войну на балтийских лодках. В последующем он трудился на заводе "Судомех" (ныне Адмиралтейские верфи), строил надёжные корабли, на которых мы ходили в многомесячные походы. В 1963 году он принял участие в длительном автономном плавании подводной лодки, где я был помощником командира , Вилена Васильевича Лободенко, сына комиссара эскадренного миноносца, погибшего от бомбы в Екатерининской гавани Полярного. Мы поддерживаем связь с живущими в Питере членами экипажа "Л-3", детьми и внуками А.Д. Бурдюка, П.Д. Грищенко, Д.Ф. Жеведя, И.Е. Золенко, В.И. Машинистова, Н.Ф. Миронова, А.В. Новакова, Ю.И. Обрывченко, И.Д. Саганя, С.И. Сидорова и В.В. Титкова, встречаемся в школьном музее 201 школы Фрунзенского района.
В нашем городе живет настолько много людей, чья жизнь связана с морем, что возник ажиотаж с приобретением юбилейной медали "100 лет подводному флоту России". Матросы, прошедшие школу мужества на подводных лодках, тральщиках, крейсерах и противолодочных кораблях нашли достойное место в жизни, стали уважаемыми людьми, прекрасными рабочими, инженерами, учёными, журналистами.
"02" августа 2006 года

Немає коментарів: