Известно, что по количеству подводных лодок в
мирное время, не говоря уже о многообразии проектов, с Советским Союзом
не могла сравниться ни одна держава. Впрочем, отсутствие унификации лишь
ускоряло крушение великой страны. С ее развалом сотни кораблей
оказались ненужными. Доступность списанных советских подлодок немало
способствовала музейному буму, впрочем, весьма специфическому. География
бывших советских подлодок-музеев только проекта 641 впечатляет: "Б-143"
(Зеебрюгге, Бельгия), "Б-15" (Виктория, Канада), "Б-39"
(Фолькстоун-харбор, Англия), "Б-427" (Лонг Бич, Калифорния, США), а
"Б-515" (пр.641Б) обосновалась в Гамбурге.
Приобретенные по цене металлолома наши лодки стремительно заполнили нишу музеев "холодной войны". Предприимчивые люди, торговавшие "осколками" российской морской славы, были далеки от мысли оговаривать условия дальнейшего использования некогда грозных боевых кораблей, поэтому те зачастую превращались в бары, рестораны - "Б-77" и "Б-130" (Хельсинки), "Б-80" (Пр.611, приложение к китайскому ресторану, в главной базе голландских ВМС - Ден-Хелдер), а то и просто плавбордели, как это случилось с "Б-24" (651 пр.) в Копенгагене. На борту бывшего ракетоносца, переброшенного в свое время с Северного флота на Балтику в противовес американским "Першингам", шла бойкая торговля сувенирами и литературой сомнительного содержания, а любой желающий мог, согласно рекламе, уединиться с кем угодно в командирской каюте всего за 70 крон. К счастью, на вконец заржавленную и запущенную лодку положили глаз немцы, перекупив ее для своего Морского музея в Пеенемюнде. Кораблю вернули пристойный вид, и тот занял центральное место в экспозиции. Его собрату "Б-77" повезло не меньше. Поработав в роли распивочной в Хельсинки, лодка перекочевала в американский Сент-Петерсберг (Флорида), а в 2002 г. после участия в съемках голливудского блокбастера "К-19", прочно обосновалась в Военно-морском музее г. Провиденс. Американцы клятвенно пообещали относиться к субмарине с не меньшим уважением, чем к главному экспонату музея - авианосцу "Саратога". Корабли мирно соседствовали, символизируя сближение бывших противников. Среди участников проходившей в мае 2004 г. в США конференции "Холодная война" на море" оказалось несколько бывших офицеров "Б-77". Посетив родной корабль, они убедились, что слова новых хозяев не расходятся с делами. Однако больше всего их удивила коллекция "раритетов", обнаруженных в ходе реставрации. Среди них оказались: матросские книжки "боевой номер", отсечная документация, фотографии и даже штык-нож от АК-47. Бывший командир БЧ-3, смеясь, вспомнил, как лет пятнадцать тому назад был наказан вахтенный, потерявший "оружие", а заодно и он сам, как непосредственный начальник нерадивого матроса. На борту бывшего советского ракетоносца проводили конференции, банкеты, читали лекции и даже играли свадьбы. Фонд спасения "Саратоги" продолжал сбор средств для выкупа авианосца и превращения его в музей. По американским законам эта процедура не из простых. Для выплаты компенсации ВМС фонду предстояло собрать за пять лет 10 миллионов долларов. Этим фонд подтверждал свою способность содержать знаменитый корабль должным образом. Весной 2007-го до вожделенной цифры еще недоставало полмиллиона, а "судный день" наступал чрез пару месяцев. Пример с авианосцем "Америка", изъятым у одноименного фонда, также пытавшегося сделать из него музей, показал, что флотские ребята шутить не собираются. "Америку" благополучно отправили на дно в ходе учебных стрельб. Распорядители фонда "Саратога" поняли, что, разгуливая по улицам с макетами авианосца и советской подлодки, недостающую сумму не собрать. И тут помогло нежданное несчастье с бывшим противником "Саратоги". "Б-77" затонула при таинственных обстоятельствах прямо у пирса в ходе разыгравшегося тайфуна, которых в 2007-м было хоть отбавляй. Тонула подлодка долго, но уверенно. Страховая сумма с лихвой покрыла все насущные потребности фонда, а вскоре конгресс США принял решение о субсидировании подъема бывшей советской подлодки в 2008 году.
По имеющимся данным процесс уже пошел.
Тем временем в России также занялись судоподъемом. Шутка ли, самая многочисленная серия "дизелюх" - проект 613 (по классификации НАТО - "Виски") в 215 единиц была буквально сметена утилизаторами. Выяснилось, что единственная оставшаяся на Балтике лодка покоится на грунте в Купеческой гавани у пирса бывшей кронштадтской бригады. Слава богу, место затопления было точно известно, еще в 2000-м году над водой виднелась часть рубки с погнутым перископом. Энтузиаст подводного дела Андрей Артюшин не пожалел средств не только на подъем бывшей "С-189", но и на ее последующий ремонт. А в 2007-м состоялся торжественный подъем военно-морского флага на корабле, занявшем свое место на набережной Лейтенанта Шмидта напротив Морского корпуса Петра Великого, напоминанием сегодняшним гардемаринам о былом величии флота. Ветераны-подводники буквально прослезились. Подводная лодка 613-го проекта была исключительно простым и надежным кораблем и дала путевку в жизнь многим будущим асам советского атомного флота. На его базе рождались подводные силы КНР, Индонезии и Египта. Неспроста ПЛ пр. 613 стоит в качестве музея в порту Сурабайя (Индонезия). Летом 1962 г. там появилась целая бригада из шести лодок с советскими экипажами... под индонезийскими флагами. Вскоре был получен приказ "...с 15 августа, по получении особого сигнала, приступить к боевым действиями против любого судоходства". К счастью до военных действий дело не дошло. Голландия уступила Индонезии Западный Ириан (о. Новая Гвинея)...
Зато у скандинавов свои причины пристрастия к "Виски". Бывшая "С-194" используется шведами как передвижной экспонат под двусмысленным названием "Русский музей". Неугасающий интерес объясняется особым восприятием лодок этого типа после посадки "С-363" в октябре 1981 г. на мель в районе главной базы ВМС Швеции - Карлскруны. Флотские остряки немедленно окрестили "эску" "Шведским комсомольцем", но как показал ход событий, последствия банальной навигационной аварии оказались далеко не шуточными. Инцидент, подогретый западной прессой с подачи спецслужб, вызвал резкое охлаждение в отношениях между СССР и Швецией. Были сняты десятки фильмов, написано бессчетное число романов "о тайных операциях злокозненных русских, наводнивших воды нейтрального королевства субмаринами с ядерными зарядами"... В военно-морском музее Карлскруны есть экспозиция, посвященная этому событию, а в одном из парков Стокгольма установлена еще одна субмарина 613 проекта с надлежащими комментариями. Политические спекуляции длились почти четверть века и официально закончились лишь в мае 2008 года, когда министерство обороны Швеции официально объявило, что их последний козырь - запись шумов советской подлодки периода "великой подводной охоты" в Стокгольмском архипелаге является записью шумов их собственного учебного корабля "Амалия" - участника этой охоты. Не правда ли - охота - пуще неволи! И лучше позже, чем никогда!
Заполучить лодки было несложно. С развалом СССР флотское начальство принялось распродавать их так активно, что "эски" грузили на паромы штабелями. В одном шведам не пошли навстречу - не отдали на поругание настоящую "С-363". В том, что глумление "имеет место быть" я убедился лично, когда, попав на борт "русского музея" в Стокгольме, столкнулся в ЦП с манекенами в буденовках и милицейских фуражках. Водочные бутылки в офицерской кают-компании сопровождались комментарием - "традиционное убранство", а над мостиком реял темно-синий флаг вспомогательного флота....
Примерно в этом же ключе выступают и датчане. В небольшом порту Наксков на острове Лолланд стоит бывшая "С-359" (Пр.613). Побывав на ней в преддверии нашего Дня Флота в июле 2008-го, я покинул корабль с тяжелым чувством. Впрочем, увидев на входе в очередной храм холодной войны "светлый образ" Горби, это можно было предвидеть. Под образом красовалось предыстория появления советской подлодки в этих краях.
"Дорогой Президент Горбачев, - начали свое письмо просьбу устроители музея Михаилу Горбачеву - на тот момент президенту Советского Союза.
...Окончание холодной войны подразумевает сокращение арсеналов сверхдержав. Не будете ли Вы столь любезны, передать нам одну из подводных лодок типа "виски" (пр.613)... Мы собираемся установить ее на берегу в Колдинге и превратить в символ мира и центр активности молодежи Востока и Запада"...
Президент, разумеется, ответил - Да!
Что же представляет собой сегодня этот "символ мира и центр развития молодежи"?
- Груду ржавого металлолома, покрытого облупившейся краской и увенчанную помимо датского флага пародией на советский военно-морской флаг с нарочито искаженными пропорциями серпа и молота. Внутреннее убранство подстать экстерьеру. Те же ржавчина и запустение, и бледнолицые манекены в шутовских нарядах, возлежащие на койках в самых нелепых позах. Похоже, вконец измученные единоборством с Западом. Сидящих фигур две: командир, вынашивающий коварные планы под образом Ильича и истощенный герой-подводник, перемазанный тавотом (любимый вид смазки торпедистов - С.А.) верхом на унитазе в гальюне 4-го отсека.
Кто-то скажет: - А чего вы собственно ожидали? Что лодку отремонтируют и будут лелеять как собственную реликвию! Еще чего! Приходят люди, платят свои кроны, ужасаются и укореняются во мнении, что русские - дикие люди враждебной цивилизации. А если учесть, что, по словам знакомой, переехавшей на ПМЖ в ту же Данию, почитай, как лет 10 тому..., местными СМИ не было произнесено ни одного доброго слова о России, стереотипы "холодной войны" остаются в силе. А подобные музеи - элементы идеологической обработки, которая ведется в совершенно конкретных целях - доказать обывателю, что русский медведь остается опасным и чуждым европейским ценностям.
География подводных музеев подтверждает их огромные возможности в плане психологического воздействия на публику. Безусловным лидером здесь остаются США, для которых патриотическое воспитание далеко не пустой звук. Подобных музеев там десятки.
Известная подводными традициями Германия хранит свою первую лодку "U-1" в "Дойче музеуме" Мюнхена. Зато "U-995" (тип VIIC), успевшая не просто повоевать, но и потопить, помимо прочего, советский транспорт "Пролетарский", покоится на берегу Кильской бухты близ главного мемориала германского флота в Лабё. Неподалеку - памятник павшим подводникам с поименным перечислением всех погибших экипажей. Во Второй мировой из 39 000 немецких подводников уцелело лишь 10 000.
К счастью союзников, война уже подходила к концу, когда в бой вступили германские лодки XXI серии, не имевшие равных по боевым возможностям. На сегодня сохранилась лишь одна лодка этого типа - "U-2540" (Вильгельм Бауэр) - украшение Технического музея Бремерхафена. Зато Соединенные Штаты могут похвалиться трофейной "U-505" (тип IXC), выставленной в Научно-промышленном музее Чикаго, а англичане - поднятой со дна морского "U-534" (Музей исторических кораблей, Биркенхед). Гордятся и финны, лишенные Парижским договором 1947 года права на собственный подводный флот, "малюткой" "Весикко" (тип IIA). Сегодняшняя лодка-музей в крепости Суоменлинна (бывший Свеаборг) в войну была грозным кораблем и в 1941 г. торпедировала советский транспорт "Выборг" близ острова Гогланд.
Представительна и коллекция германских подлодок послевоенной постройки. Подлодки 205 проекта, отслужив свой срок, стали экспонатами Музея техники в Шпайере (U9), военно-морского музея в Вильгельмсгафене (U10) и музея г. Бург (U11).
Несмотря на солидное представительство советских подлодок в шведских коллекциях, шведам и без них есть на что посмотреть и чем гордиться. В военно-морском музее Карлскруны стоит первая шведская подлодка образца 1904 г. под лаконичным названием "No.1". А шведский инженер Торстен Норденфельд еще в 1887 г., впервые в мире, создал подводную лодку, оснащенную торпедными аппаратами, вызвав огромный интерес к перспективному оружию во многих странах, причем, на государственном уровне. А двумя годами раньше построил первую в истории лодку из мягкой стали. Любопытно, что именно он является конструктором подлодки "U", построенной в Киле на верфи Ховальддойче в 1890 году. После испытаний, вместе с однотипной "U-2" лодка вошла в отряд миноносцев германского (!) флота. Характеристики субмарин были достаточно высоки, и уже в 1900 году оба корабля приняли участие во флотских маневрах. Таким образом, Норденфельд, наряду с американцами Голландом и Лэком стал зачинателем такого явления как транснациональная корпорация по проектированию и строительству подводных лодок.
История подводного кораблестроения насчитывает, как минимум, 500 лет, а 100-летие празднуют подводные силы, поскольку лишь на рубеже XIX и XX.веков подводное плавание вышло на путь практического использования. Именно тогда морские державы, наконец, признали за подводной лодкой право считаться грозным морским оружием.
Главное, что подобно исследованию космоса, освоение глубин остается столь же "непаханым полем". Техника непрерывно совершенствуется, а списанные корабли порой до слез обидно пускать "на иголки". Поэтому у музеев, делающих ставку на подлодки - блестящая перспектива!
Соотечественники как обычно, осознали это в числе последних, но спохватились вовремя, не позволив исчезнуть целом пласту военно-морской истории. В 2005 г. на Вологодчине в Вытегре обрела свой последний причал "Б-440" - яркий представитель "рабочих лошадок" холодной войны - подлодка проекта 641. Год спустя к набережной Москва-реки ошвартовался "Новосибирский комсомолец" - "Б-396" (Пр.641Б) - очередное подтверждение флотских пристрастий московского мэра, а "Б-413" (Пр.641) стала экспонатом Музея Мирового океана (Калининград). К сожалению, проект увековечения первенца отечественного атомного подводного кораблестроения - "К-3"-"Ленинский комсомол" (пр. 627) продолжает буксовать. Проектное бюро "Малахит" совместно с Севмашпредприятием, где корабль строился, разработали проект мемориала еще в 1989 г., однако недостаток средств мешает его реализации. Переоборудованием лодки займется завод-строитель, а местом постоянной стоянки будет С.-Петербург. А пока атомоход остается в Пала-губе, близ Мурманска, где расположен один из центров утилизации подлодок, выведенных из состава ВМФ. Именно там, в 2004 г. пошла "под нож" печально известная "Хиросима" - "К-19". Впечатляющий проект музея на ее базе остался на бумаге. А жаль, драматических событий, выпавших на долю "Хиросимы" хватило бы на несколько экспозиций. Увы, символ мужества советских подводников и первый атомный ракетоносец "К-19" увековечен лишь монументом на Кузьминском кладбище столицы, да стараниями не вполне дружественного Голливуда...
Темпы утилизации выведенных из состава флота атомоходов растут. Лодки режут столь стремительно, что промедление в пару лет может привести к "шапочному разбору". Одна "радость", американцы и их союзники, субсидирующие эти программы, нацелены на скорейшее уничтожение наиболее современных кораблей. А ну как русские передумают их резать! Так что у потенциальных музейных экспонатов здесь очевидное преимущество. Печальная новость - подписаны документы на утилизацию "Золотой рыбки" - "К-162" (Пр.661) уникальной титановой (а значит вечной!) подлодки, непревзойденного рекордсмена скорости подводного хода - 44.7 узла (83 кмчас). Обратного хода уже не будет. Сегодняшняя Россия, увы, не способна построить ничего подобного, зато способна наделать титановых лопат для огородников, что не могло бы просто придти в голову никому в мире...
Сергей Апрелев
Капитан 1 ранга, 2008, Санкт-Петербург
Приобретенные по цене металлолома наши лодки стремительно заполнили нишу музеев "холодной войны". Предприимчивые люди, торговавшие "осколками" российской морской славы, были далеки от мысли оговаривать условия дальнейшего использования некогда грозных боевых кораблей, поэтому те зачастую превращались в бары, рестораны - "Б-77" и "Б-130" (Хельсинки), "Б-80" (Пр.611, приложение к китайскому ресторану, в главной базе голландских ВМС - Ден-Хелдер), а то и просто плавбордели, как это случилось с "Б-24" (651 пр.) в Копенгагене. На борту бывшего ракетоносца, переброшенного в свое время с Северного флота на Балтику в противовес американским "Першингам", шла бойкая торговля сувенирами и литературой сомнительного содержания, а любой желающий мог, согласно рекламе, уединиться с кем угодно в командирской каюте всего за 70 крон. К счастью, на вконец заржавленную и запущенную лодку положили глаз немцы, перекупив ее для своего Морского музея в Пеенемюнде. Кораблю вернули пристойный вид, и тот занял центральное место в экспозиции. Его собрату "Б-77" повезло не меньше. Поработав в роли распивочной в Хельсинки, лодка перекочевала в американский Сент-Петерсберг (Флорида), а в 2002 г. после участия в съемках голливудского блокбастера "К-19", прочно обосновалась в Военно-морском музее г. Провиденс. Американцы клятвенно пообещали относиться к субмарине с не меньшим уважением, чем к главному экспонату музея - авианосцу "Саратога". Корабли мирно соседствовали, символизируя сближение бывших противников. Среди участников проходившей в мае 2004 г. в США конференции "Холодная война" на море" оказалось несколько бывших офицеров "Б-77". Посетив родной корабль, они убедились, что слова новых хозяев не расходятся с делами. Однако больше всего их удивила коллекция "раритетов", обнаруженных в ходе реставрации. Среди них оказались: матросские книжки "боевой номер", отсечная документация, фотографии и даже штык-нож от АК-47. Бывший командир БЧ-3, смеясь, вспомнил, как лет пятнадцать тому назад был наказан вахтенный, потерявший "оружие", а заодно и он сам, как непосредственный начальник нерадивого матроса. На борту бывшего советского ракетоносца проводили конференции, банкеты, читали лекции и даже играли свадьбы. Фонд спасения "Саратоги" продолжал сбор средств для выкупа авианосца и превращения его в музей. По американским законам эта процедура не из простых. Для выплаты компенсации ВМС фонду предстояло собрать за пять лет 10 миллионов долларов. Этим фонд подтверждал свою способность содержать знаменитый корабль должным образом. Весной 2007-го до вожделенной цифры еще недоставало полмиллиона, а "судный день" наступал чрез пару месяцев. Пример с авианосцем "Америка", изъятым у одноименного фонда, также пытавшегося сделать из него музей, показал, что флотские ребята шутить не собираются. "Америку" благополучно отправили на дно в ходе учебных стрельб. Распорядители фонда "Саратога" поняли, что, разгуливая по улицам с макетами авианосца и советской подлодки, недостающую сумму не собрать. И тут помогло нежданное несчастье с бывшим противником "Саратоги". "Б-77" затонула при таинственных обстоятельствах прямо у пирса в ходе разыгравшегося тайфуна, которых в 2007-м было хоть отбавляй. Тонула подлодка долго, но уверенно. Страховая сумма с лихвой покрыла все насущные потребности фонда, а вскоре конгресс США принял решение о субсидировании подъема бывшей советской подлодки в 2008 году.
По имеющимся данным процесс уже пошел.
Тем временем в России также занялись судоподъемом. Шутка ли, самая многочисленная серия "дизелюх" - проект 613 (по классификации НАТО - "Виски") в 215 единиц была буквально сметена утилизаторами. Выяснилось, что единственная оставшаяся на Балтике лодка покоится на грунте в Купеческой гавани у пирса бывшей кронштадтской бригады. Слава богу, место затопления было точно известно, еще в 2000-м году над водой виднелась часть рубки с погнутым перископом. Энтузиаст подводного дела Андрей Артюшин не пожалел средств не только на подъем бывшей "С-189", но и на ее последующий ремонт. А в 2007-м состоялся торжественный подъем военно-морского флага на корабле, занявшем свое место на набережной Лейтенанта Шмидта напротив Морского корпуса Петра Великого, напоминанием сегодняшним гардемаринам о былом величии флота. Ветераны-подводники буквально прослезились. Подводная лодка 613-го проекта была исключительно простым и надежным кораблем и дала путевку в жизнь многим будущим асам советского атомного флота. На его базе рождались подводные силы КНР, Индонезии и Египта. Неспроста ПЛ пр. 613 стоит в качестве музея в порту Сурабайя (Индонезия). Летом 1962 г. там появилась целая бригада из шести лодок с советскими экипажами... под индонезийскими флагами. Вскоре был получен приказ "...с 15 августа, по получении особого сигнала, приступить к боевым действиями против любого судоходства". К счастью до военных действий дело не дошло. Голландия уступила Индонезии Западный Ириан (о. Новая Гвинея)...
Зато у скандинавов свои причины пристрастия к "Виски". Бывшая "С-194" используется шведами как передвижной экспонат под двусмысленным названием "Русский музей". Неугасающий интерес объясняется особым восприятием лодок этого типа после посадки "С-363" в октябре 1981 г. на мель в районе главной базы ВМС Швеции - Карлскруны. Флотские остряки немедленно окрестили "эску" "Шведским комсомольцем", но как показал ход событий, последствия банальной навигационной аварии оказались далеко не шуточными. Инцидент, подогретый западной прессой с подачи спецслужб, вызвал резкое охлаждение в отношениях между СССР и Швецией. Были сняты десятки фильмов, написано бессчетное число романов "о тайных операциях злокозненных русских, наводнивших воды нейтрального королевства субмаринами с ядерными зарядами"... В военно-морском музее Карлскруны есть экспозиция, посвященная этому событию, а в одном из парков Стокгольма установлена еще одна субмарина 613 проекта с надлежащими комментариями. Политические спекуляции длились почти четверть века и официально закончились лишь в мае 2008 года, когда министерство обороны Швеции официально объявило, что их последний козырь - запись шумов советской подлодки периода "великой подводной охоты" в Стокгольмском архипелаге является записью шумов их собственного учебного корабля "Амалия" - участника этой охоты. Не правда ли - охота - пуще неволи! И лучше позже, чем никогда!
Заполучить лодки было несложно. С развалом СССР флотское начальство принялось распродавать их так активно, что "эски" грузили на паромы штабелями. В одном шведам не пошли навстречу - не отдали на поругание настоящую "С-363". В том, что глумление "имеет место быть" я убедился лично, когда, попав на борт "русского музея" в Стокгольме, столкнулся в ЦП с манекенами в буденовках и милицейских фуражках. Водочные бутылки в офицерской кают-компании сопровождались комментарием - "традиционное убранство", а над мостиком реял темно-синий флаг вспомогательного флота....
Примерно в этом же ключе выступают и датчане. В небольшом порту Наксков на острове Лолланд стоит бывшая "С-359" (Пр.613). Побывав на ней в преддверии нашего Дня Флота в июле 2008-го, я покинул корабль с тяжелым чувством. Впрочем, увидев на входе в очередной храм холодной войны "светлый образ" Горби, это можно было предвидеть. Под образом красовалось предыстория появления советской подлодки в этих краях.
"Дорогой Президент Горбачев, - начали свое письмо просьбу устроители музея Михаилу Горбачеву - на тот момент президенту Советского Союза.
...Окончание холодной войны подразумевает сокращение арсеналов сверхдержав. Не будете ли Вы столь любезны, передать нам одну из подводных лодок типа "виски" (пр.613)... Мы собираемся установить ее на берегу в Колдинге и превратить в символ мира и центр активности молодежи Востока и Запада"...
Президент, разумеется, ответил - Да!
Что же представляет собой сегодня этот "символ мира и центр развития молодежи"?
- Груду ржавого металлолома, покрытого облупившейся краской и увенчанную помимо датского флага пародией на советский военно-морской флаг с нарочито искаженными пропорциями серпа и молота. Внутреннее убранство подстать экстерьеру. Те же ржавчина и запустение, и бледнолицые манекены в шутовских нарядах, возлежащие на койках в самых нелепых позах. Похоже, вконец измученные единоборством с Западом. Сидящих фигур две: командир, вынашивающий коварные планы под образом Ильича и истощенный герой-подводник, перемазанный тавотом (любимый вид смазки торпедистов - С.А.) верхом на унитазе в гальюне 4-го отсека.
Кто-то скажет: - А чего вы собственно ожидали? Что лодку отремонтируют и будут лелеять как собственную реликвию! Еще чего! Приходят люди, платят свои кроны, ужасаются и укореняются во мнении, что русские - дикие люди враждебной цивилизации. А если учесть, что, по словам знакомой, переехавшей на ПМЖ в ту же Данию, почитай, как лет 10 тому..., местными СМИ не было произнесено ни одного доброго слова о России, стереотипы "холодной войны" остаются в силе. А подобные музеи - элементы идеологической обработки, которая ведется в совершенно конкретных целях - доказать обывателю, что русский медведь остается опасным и чуждым европейским ценностям.
География подводных музеев подтверждает их огромные возможности в плане психологического воздействия на публику. Безусловным лидером здесь остаются США, для которых патриотическое воспитание далеко не пустой звук. Подобных музеев там десятки.
Известная подводными традициями Германия хранит свою первую лодку "U-1" в "Дойче музеуме" Мюнхена. Зато "U-995" (тип VIIC), успевшая не просто повоевать, но и потопить, помимо прочего, советский транспорт "Пролетарский", покоится на берегу Кильской бухты близ главного мемориала германского флота в Лабё. Неподалеку - памятник павшим подводникам с поименным перечислением всех погибших экипажей. Во Второй мировой из 39 000 немецких подводников уцелело лишь 10 000.
К счастью союзников, война уже подходила к концу, когда в бой вступили германские лодки XXI серии, не имевшие равных по боевым возможностям. На сегодня сохранилась лишь одна лодка этого типа - "U-2540" (Вильгельм Бауэр) - украшение Технического музея Бремерхафена. Зато Соединенные Штаты могут похвалиться трофейной "U-505" (тип IXC), выставленной в Научно-промышленном музее Чикаго, а англичане - поднятой со дна морского "U-534" (Музей исторических кораблей, Биркенхед). Гордятся и финны, лишенные Парижским договором 1947 года права на собственный подводный флот, "малюткой" "Весикко" (тип IIA). Сегодняшняя лодка-музей в крепости Суоменлинна (бывший Свеаборг) в войну была грозным кораблем и в 1941 г. торпедировала советский транспорт "Выборг" близ острова Гогланд.
Представительна и коллекция германских подлодок послевоенной постройки. Подлодки 205 проекта, отслужив свой срок, стали экспонатами Музея техники в Шпайере (U9), военно-морского музея в Вильгельмсгафене (U10) и музея г. Бург (U11).
Несмотря на солидное представительство советских подлодок в шведских коллекциях, шведам и без них есть на что посмотреть и чем гордиться. В военно-морском музее Карлскруны стоит первая шведская подлодка образца 1904 г. под лаконичным названием "No.1". А шведский инженер Торстен Норденфельд еще в 1887 г., впервые в мире, создал подводную лодку, оснащенную торпедными аппаратами, вызвав огромный интерес к перспективному оружию во многих странах, причем, на государственном уровне. А двумя годами раньше построил первую в истории лодку из мягкой стали. Любопытно, что именно он является конструктором подлодки "U", построенной в Киле на верфи Ховальддойче в 1890 году. После испытаний, вместе с однотипной "U-2" лодка вошла в отряд миноносцев германского (!) флота. Характеристики субмарин были достаточно высоки, и уже в 1900 году оба корабля приняли участие во флотских маневрах. Таким образом, Норденфельд, наряду с американцами Голландом и Лэком стал зачинателем такого явления как транснациональная корпорация по проектированию и строительству подводных лодок.
История подводного кораблестроения насчитывает, как минимум, 500 лет, а 100-летие празднуют подводные силы, поскольку лишь на рубеже XIX и XX.веков подводное плавание вышло на путь практического использования. Именно тогда морские державы, наконец, признали за подводной лодкой право считаться грозным морским оружием.
Главное, что подобно исследованию космоса, освоение глубин остается столь же "непаханым полем". Техника непрерывно совершенствуется, а списанные корабли порой до слез обидно пускать "на иголки". Поэтому у музеев, делающих ставку на подлодки - блестящая перспектива!
Соотечественники как обычно, осознали это в числе последних, но спохватились вовремя, не позволив исчезнуть целом пласту военно-морской истории. В 2005 г. на Вологодчине в Вытегре обрела свой последний причал "Б-440" - яркий представитель "рабочих лошадок" холодной войны - подлодка проекта 641. Год спустя к набережной Москва-реки ошвартовался "Новосибирский комсомолец" - "Б-396" (Пр.641Б) - очередное подтверждение флотских пристрастий московского мэра, а "Б-413" (Пр.641) стала экспонатом Музея Мирового океана (Калининград). К сожалению, проект увековечения первенца отечественного атомного подводного кораблестроения - "К-3"-"Ленинский комсомол" (пр. 627) продолжает буксовать. Проектное бюро "Малахит" совместно с Севмашпредприятием, где корабль строился, разработали проект мемориала еще в 1989 г., однако недостаток средств мешает его реализации. Переоборудованием лодки займется завод-строитель, а местом постоянной стоянки будет С.-Петербург. А пока атомоход остается в Пала-губе, близ Мурманска, где расположен один из центров утилизации подлодок, выведенных из состава ВМФ. Именно там, в 2004 г. пошла "под нож" печально известная "Хиросима" - "К-19". Впечатляющий проект музея на ее базе остался на бумаге. А жаль, драматических событий, выпавших на долю "Хиросимы" хватило бы на несколько экспозиций. Увы, символ мужества советских подводников и первый атомный ракетоносец "К-19" увековечен лишь монументом на Кузьминском кладбище столицы, да стараниями не вполне дружественного Голливуда...
Темпы утилизации выведенных из состава флота атомоходов растут. Лодки режут столь стремительно, что промедление в пару лет может привести к "шапочному разбору". Одна "радость", американцы и их союзники, субсидирующие эти программы, нацелены на скорейшее уничтожение наиболее современных кораблей. А ну как русские передумают их резать! Так что у потенциальных музейных экспонатов здесь очевидное преимущество. Печальная новость - подписаны документы на утилизацию "Золотой рыбки" - "К-162" (Пр.661) уникальной титановой (а значит вечной!) подлодки, непревзойденного рекордсмена скорости подводного хода - 44.7 узла (83 кмчас). Обратного хода уже не будет. Сегодняшняя Россия, увы, не способна построить ничего подобного, зато способна наделать титановых лопат для огородников, что не могло бы просто придти в голову никому в мире...
Сергей Апрелев
Капитан 1 ранга, 2008, Санкт-Петербург
Немає коментарів:
Дописати коментар