четвер, вересня 27, 2012

ЗВЕЗДЫ НАД БАЛТИКОЙ.ИЗ РАССКАЗОВ КОНТР-АДМИРАЛА В.КОЗЛОВА.

 
В январе 1943 года приказомкомандующего КБФ "С-7"исключена из состава действующих кораблей, как "погибшая при выполнении боевого задания" (из архива КБФ). Коротка и трагична оказалась корабельная жизнь этой "эски", хотя за два года нахождения в строю, ее экипаж, добившись пяти побед, успел прославиться. Он стал полностью орденоносным, а командир С.П. Лисин удостоился высшей награды Героя. Правда свою звезду он сумел получить только после войны, а его супруга Антонина Григорьевна, эвакуированная в Новосибирск, получила "похоронку": "Сообщаем, что Ваш муж капитан 3 ранга Сергей Прокофьевич Лисин погиб в борьбе с немецкими захватчиками..." Погибшие лодки уносят с собой тайну последних событий, море скрывает в своих глубинах стальные корпуса субмарин, зачастую вместе с экипажами.
Но в судьбе "семерки" многое оказалось необычным..
http://www.russika.ru/ctatjajv.asp?index=205&pr=3 

.. О трагически оборвавшемся в октябре 1942 года последнем боевом походе, рассказал сам командир, но только через два года. Он оказался в живых, выброшенный взрывом с мостика ПЛ, во время торпедирования ее финской лодкой. Вместе с тремя своими подчиненными удачно прошел двухлетний вражеский плен, миновал "родной Гулаг", заслужив доверие Родины. И, наконец, более чем полвека спустя, "С-7" случайно обнаружили шведские аквалангисты вблизи Аландских островов.
Немного не дожил ветеран-подводник капитан 1 ранга Сергей Прокофьевич Лисин, упокоившись на Серафимовском кладбище в 1992 году, до посещения морской могилы своих боевых товарищей.
Впервые на Балтике в октябре 1998 года состоялась, как ее назвали СМИ, "Акция памяти" -поход корабля БФ "Серебряков" к выявленному месту гибели "С-7" и отдание положенных почестей павшим подводникам. На борту корабля находились их однополчане по бригаде подводных лодок и родственники. Среди них сын С.П. Лисина, Сергей Сергеевич, со своей дочерью.
С ним, в недавнем прошлом - флотским моряком, я встретился, готовя этот материал. Он принес часть отцовского архива, фотографии. Другая часть отдана в музей Подводных сил им. Маринеско и музей Училища подводного плавания, где многие годы преподавал капитан 1 ранга, кандидат военно-морских наук, доцент С.П.Лисин. Мы с его сыном рассматривали постаревшие газетные вырезки, листовку из блокадного Ленинграда, посвященную героическому экипажу "С-7" и его командиру, недавно возвратившихся из 37-суточного боевого похода с победами. Перечитали трогательное письмо, отправленное супруге перед злополучным походом 17 октября 1942 года. Я тоже извлек свои альбомы, вобравшие почти 20-летнюю мою службу на Балтике. Среди них фотографии с Сергеем Прокофьевичем во время его посещения Либавы в послевоенные годы. Сюда, в бригаду лодок привел осенью 1940 года капитан-лейтенант Лисин недавно построенную "С-7". В советское время, почти полвека Либава (Лиепая) была основным пунктом базирования балтийских подводных лодок. 37-я Краснознаменная дивизия тогда насчитывала свыше 50 единиц, в последствии она преобразовывалась в эскадру. Чтя память и подвиги балтийских подводников военной поры, мы часто организовывали встречи с ветеранами. Героями соединения, проводили интересные военно-исторические конференции, с участием военных командиров, бывших командующих БФ. Вместе с тремя участниками "финской" войны в соединении числилось девять Героев (в девяностые годы к ним добавились еще двое; "забытые" в войну А.Маринеско и А.Матиясевич). При подготовке встречи 20-й годовщины Великой победы осуществили крупную задумку, создали Аллею Героев-подводников Балтики, разместив её рядом с пирсами, у которых стояли лодки. Каждый Герой был увековечен в бронзе на гранитном постаменте. Во время "бегства" из Прибалтики, к счастью удалось вывезти это монументальное сооружение, и теперь оно расположено на территории бригады лодок в Кронштадте.
Впервые я познакомился с С.П.Лисиным в Ленинграде 1951 году, обучаясь на специальных курсах в КУОППе им. С.М.Кирова. Подтянутый, симпатичный капитан 2 ранга, в ладно сидящей на нем морской форме, со звездой Героя и знаком командира лодки на тужурке, обращал всеобщее внимание обучавшихся офицеров. Его лекциями, сдобренными примерами и эпизодами из собственной боевой службы мы буквально заслушивались, восхищаясь богатой эрудицией преподавателя. Запомнилось одно из партсобраний того времени. На повестке дня, как отмечалось по регламенту, стоял вопрос о восстановлении в рядах ВКП(б) Лисина С.П. С интересом и волнением слушали мы, члены парторганизации курсов, исповедь капитана 2 ранга, как оказалось коммуниста еще с 1929 года., исключенного из партии в связи с нахождением в плену. Воинское звание и награды ему восстановили и вернули вскоре после окончания войны, зато партийное разбирательство затянулось на несколько лет.
Много нового узнали участники того собрания о тяжелых испытаниях выпавших на долю командира "С-7" и трех членов экипажа, оставшихся в живых после торпедирования лодки. В прямом смысле зримо я получил возможность уточнить некоторые штрихи к биографии С.Лисина через театр. В начале б0-х годов театр Балтфлота ставил пьесу (автора я запамятовал) " Звезды над Балтикой", посвященную личности нашего героя. Сергей Прокофьевич приехал на генеральную репетицию в Либаву, а заодно и побывать в родном соединении, которым я в то время командовал. Мы сидели с ним в полупустом зале Дома офицеров и с большим интересом знакомились с пьесой, и я узнавал кое-что новое из его непростой, поистине героической жизни. Боевое крещение впервые он получил на испанской лодке, выполняя в 1938 году интернациональный долг в сражающейся с фашистами республиканской Испании. Об этой необычной миссии, да ещё и в роли старпома на иностранной лодке я попросил моего гостя рассказать нашим молодым подводникам. Следующий раз мы увиделись там же в Либаве на военио-исторической конференции дивизии в 1963 году. В памяти осталась теплая встреча с ветеранами и Героями соединения. Почетным руководителем конференции был командующий БФ во время войны адмирал В. Трибуц. Шел большой интересный разговор подводников двух поколений о боевом использовании подлодок в условиях Балтики. Гостей интересовали наши успехи в торпедной подготовке. Мне пришлось нелегко, выступая на эту тему с докладом, хотя к тому времени моя бригада получила приз главкома ВМФ за групповую атаку лодок. Слушатели были умудренные боевым опытом, а капитаны 1 ранга С.Лисин, М.Калинин, В Коновалов, П.Грищенко преподавали тактику боевых действий ПЛ в училищах. С Сергеем Прокофьевичем мы продолжили эту тему в моей флагманской каюте на плавбазе. Там он, увидев на моей полке несколько мемуарных книг, в том числе и иностранных авторов, критически отозвался о попытках некоторых из них приукрашивать или наоборот однобоко представлять войну на море. Прощаясь, он вручил мне свою фотографию с надписью: "Капитану 2 ранга В.С. Козлову в память о чудесной встрече. Герой Сов. Союза С. Лисин 19.03.1963".
Особо запомнилась встреча с нашими Героями и конечно с Лисиным в дни открытия монумента "Славы подводникам и аллеи Героев" летом 1965 года на территории дивизии. Кстати там же у входа в штабную казарму долго стояли два ограждения боевых рубок гвардейской "Л-З" и краснознаменной "Щ-307", снятые с боевых лодок после их списания. Праздничное событие, приуроченное к 20-й годовщине Победы, и награждение соединения орденом Красного знамени прошли волнительно и шумно. Много было гостей, среди них семь Героев, командование флота руководители города, тогда еще нас не обзывали латыши оккупантами, а старое поколение почитало советскую власть. Кроме красочной официальной части и праздничного обеда гости общались с личным составом, многие посетили лодки. Праздник продолжался почти три дня. В один из вечеров "посидели" в непринужденной обстановке за домашними столами. У меня на квартире собрались С. Лисин, И. Травкин, В. Коновалов. Тепло прошел вечер, гости вспоминали годы молодые в Либаве, Сергей Прокофьевич отличался как интересный рассказчик, умеющий поддерживать веселую кампанию.
В последующие годы мы встречались на сборах подводников в Ленинграде, в Кронштадте. Всегда было приятно видеть и беседовать с сохранявшим бодрость и оптимизм капитаном 1 ранга в отставке. В последние активные годы жизни он трудился в мореходном училище им. Макарова. И там, по отзывам моих знакомых товарищей, пользовался большим авторитетом, как опытный педагог и старший товарищ. Возвращаясь к беседе с его сыном Сергеем Сергеевичем, я с большим интересом выслушал его рассказ о посещении места гибели "С-7", сожалея, что сам в то время отсутствовал в Питере.
Группу ветеранов-подводников из восьми человек, которые шли на "Серебрякове", возглавил мой давний сослуживец, еще по Средиземному морю, капитан 1 ранга Г. Гавриленко. Он, как Председатель комиссии по увековечиванию памяти подводников Президиума ОСВП, и явился инициатором такого мероприятия - похода корабля с родными и близкими к месту обнаружения прославленной лодки и отдания положенных почестей погибшим морякам. Помогли средства массовой информации, с помощью того же Г. Гавриленко опубликовавшие ряд материалов, посвященных обнаружению погибшей лодки, ее командиру С.П. Лисину и боевым действиям "семерки". На это последовала положительная реакция главкома ВМФ адмирала В. Куроедова, одобрившего "Акцию памяти" и давшего необходимые распоряжения командующему БФ по ее организации и проведению. Переход корабля под флагом начштаба ВФ вице-адмирала А. Бражника был спланирован из расчета прибытия 21 октября в точку, где 56 лет назад в этот день погибла "С-7". На переходе корабля, несмотря на осеннюю хмурую балтийскую погоду, ветераны провели с экипажем и курсантами училища подводного плавания, находившимися на борту, ряд бесед на темы боевых действий балтийских подводников в годы войны. Пообщались моряки и с родственниками экипажа "эски".
Вблизи Аландских островов произошло рандеву со шведским флагманским минзагом "Висборг", под флагом местного морского начальника контр-адмирала Т.Линда. Шведский адмирал перешел на борт "Серебрякова", в сопровождении военно-морских атташе России, Финляндии и Швеции, а так же священника православной церкви в Стокгольме Александра, где с их участием и состоялась церемония. На траурном митинге выступили, пожалуй, все желающие, затем состоялась панихида по павшим подводникам, ее провели два священника. С нашей стороны богослужитель Николо-Богоявленского морского собора тоже Александр.

Немає коментарів: