КАРТА ПРЕДПОЛОГАЕМЫХ МЕСТ ГИБЕЛИ ПЛ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ПОСЛЕ 1920 ГОДА.
Подводный флот СССР
по состоянию на 1-е сентября 1939 года был самым большим в мире. Он
насчитывал более двухсот подводных лодок в строю, причем все они были
построены в течение десяти последних лет. Примерно 45% от этого числа
составляли небольшие подводные лодки, пригодные для действий только в прибрежной зоне.
С осени
1939 года до лета 1941 года в связи с войной в Европе, строительство
подводных лодок было ускорено. К началу войны с Германией советский флот
уже имел 211 подводных лодок. Однако подготовка командных кадров
подводников не отвечала современным задачам. Предписанная им тактика
боевых действий являлась неэффективной, она с самого начала ограничивала
шансы на успех. Качество постройки подводных лодок также являлось
низким. К тому же основу подводных сил на Балтике и Черном море
составляли малые лодки, имевшие очень слабое вооружение, низкую
мореходность и незначительную дальность плавания.
Подводных
лодок средней и большей дальности действия было недостаточно. Но даже
если бы их было больше, они бы не смогли ничего сделать в силу общей
стратегической ситуации на сухопутных фронтах, сложившейся крайне
неблагоприятной для моряков.
За весь период боевых действий в действующем составе Черноморского флота
на этом ТВД побывали 56 подводных лодок ВМФ СССР. С 1942 года им
противостояли 5 немецких подводных лодок (тип II), доставленных по
Дунаю, и 5 итальянских сверхмалых лодок (тип СВ), доставленных по суше. В
боевом строю ЧФ числились подводные лодки:
29 малых лодок: А-2, А-3, А-4, А-5, М-30, М-31, M-32, M-33, М-34, M-35, M-36, M-51, М-52, М-54, М-58, М-59, М-60, М-62, М-111, М-112, М-113, М-114, М-115, М-116, М-117, М-118, М-120, М-202.
20 средних: Щ-201, Щ-202, Щ-203, Щ-204, Щ-205, Щ-206, Щ-207, Щ-208, Щ-209, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215, Щ-216, С-31, С-32, С-33, С-34.
7 больших: Д-4, Д-5, Л-4, Л-5, Л-6, Л-23, Л-24.
29 малых лодок: А-2, А-3, А-4, А-5, М-30, М-31, M-32, M-33, М-34, M-35, M-36, M-51, М-52, М-54, М-58, М-59, М-60, М-62, М-111, М-112, М-113, М-114, М-115, М-116, М-117, М-118, М-120, М-202.
20 средних: Щ-201, Щ-202, Щ-203, Щ-204, Щ-205, Щ-206, Щ-207, Щ-208, Щ-209, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215, Щ-216, С-31, С-32, С-33, С-34.
7 больших: Д-4, Д-5, Л-4, Л-5, Л-6, Л-23, Л-24.
Из этих 56 подводных лодок боевые потери составили 28 подводных лодок – ровно 50%.
1941 год
В
первые дни Великой Отечественной войны немцы заминировали подходы к
Севастополю минами, сброшенными с самолетов, временно заблокировав
находившиеся там подводные лодки. Четырем подводным лодкам удалось выйти
в дальний дозор: в районах между Констанцой и Сулиной, Констанцой и
Бургасом начались минные постановки. Подводные лодки также крейсировали
возле турецких и болгарских портов, и в районе Босфора, где ожидали
германские корабли, на тот случай, если их пропустят турки из
Средиземного моря.
Во
второй половине 1941 года советские подводные лодки действовали
позиционным методом на морских коммуникациях противника в западной и
северо-западной части Черного моря. Этот метод оказался малоэффективным в
условиях мелководья, минных заграждений и сильной противолодочной
обороны противника, при низкой активности судоходства в этот период.
Каботажное судоходство вдоль румынского и болгарского побережья
предоставляло много заманчивых целей, но успехи советских подводных
лодок были весьма незначительными, так как применялась неверная тактика.
После
падения Николаева и Херсона, Севастополь был окружен. Все подводные
лодки ушли в Поти и Батум, где отсутствовала судоремонтная база для них.
Однако
общие итоги первого полугодия войны были для подводного флота
неутешительны. Командующий флотом дал суровую оценку действиям
подводников в 1941 году. В Приказе по этому поводу говорилось: «Итоги
подводной войны Черноморского флота за 6 месяцев войны показывают
абсолютно неудовлетворительные результаты – при выполнении моих
приказаний в части использования подводных лодок…За полгода потоплено
шесть транспортов противника, в то же время погибло семь наших подводных
лодок». В Приказе были указаны и конкретные недостатки и причины таких
низких результатов.
К концу
1941 года подводными лодками ЧФ в 24 торпедных атаках были потоплены 6
судов, в том числе 1 немецкая десантная баржа и 2 малых турецких судна.
Наиболее крупными были: итальянский танкер «Superga» и румынский пароход
«Peles»(оба потопила Щ-211), итальянский танкер «Torcello» (потопила
Щ-214).
За шесть месяцев 1941 года погибли 7 подводных лодок:
М-34
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 23 февраля 1939 года, спущена на воду 23 июня
1940 года, вступила в строй 31 декабря 1940 года. Совершила семь боевых
походов. Предположительно погибла 3 ноября 1941 года в районе Констанцы
(Румыния).
М-58
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 25 октября 1937 года, спущена на воду 28 апреля
1939 года, вступила в строй 27 сентября 1939 года. Совершила шесть
боевых походов. Предположительно погибла 21 октября 1941 года в районе
Констанцы (Румыния).
М-59
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 25 октября 1937 года, спущена на воду 13 июня
1939 года, вступила в строй 3 июня 1940 года. Совершила три боевых
похода. Предположительно погибла на мине в период 27 октября – 2 ноября
1941 года в районе Сулины (Румыния).
Щ-204
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(V-бис-2 серия). Заложена 15 июня 1934 года, спущена на воду 31 декабря
1934 года, до 15 сентября 1934 года именовалась «Минога», вступила в
строй 30 декабря 1935 года. Совершила три боевых похода. Погибла 6
декабря 1941 года в районе Варны (Болгария). Обнаружена болгарскими
рыбаками и обследована. Часть останков экипажа захоронена в Севастополе
на Братском кладбище.
Щ-206
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(V-бис-2 серия). Заложена 5 января 1934 года, спущена на воду 6 ноября
1934 года, до 15 сентября 1934 года именовалась «Нельма», вступила в
строй 16 августа 1936 года. Совершила один боевой поход, в котором
предположительно погибла 9 июля 1941 года от воздействия противолодочных
сил противника в районе Мангалия (Румыния).
Щ-211
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(Х серия). Заложена 3 сентября 1934 года, спущена на воду 3 сентября
1936 года, вступила в строй5 мая 1938 года. Совершила четыре боевых
похода, потопила 1 транспорт и 1 танкер. Предположительно погибла от
воздействия вражеских катеров в период 17 – 30 ноября 1941 года в районе
мыса Свети-Атанас (Болгария).
С-34
Средняя торпедная подводная лодка тип «С»
(IX-бис серии). Заложена 29 ноября1937 года, спущена на воду 31
сентября 1939 года, вступила в строй 29 марта 1941 года. Совершила
четыре боевых похода. Предположительно погибла от подрыва на мине 12 –
13 ноября 19451 года, выполняя боевой задание в районе Бургаса
(Болгария).
1942 год
С
начала 1942 года по причине перебазирования флота в порты Кавказского
побережья (Новороссийск, Туапсе, Очемчири, Батум, Поти) сократилось
время пребывания лодок на позициях, и поэтому возникла необходимость
использовать подводные лодки в качестве транспортов для снабжения
Севастополя, вследствие чего их ограниченные боевые возможности еще
больше сократились. Малые подводные лодки (тип «М» и тип «А»)
ограничились северо-западным сектором Черного моря, остальные подводные
лодки действовали у берегов Румынии и Крыма.
С 17
мая 1942 года по 1 июля 1942 года двадцать четыре подводные лодки
совершили 80 транспортных походов из Новороссийска и Туапсе к
Севастополю. При этом им шестьдесят восемь раз удалось прорваться в
осажденный Севастополь, двенадцать транспортных походов завершились
неудачей: на этом маршруте погибло две подводные лодки.
В общей
сложности подводные лодки доставили в Севастополь 3695 тонн груза (2156
тонн – снаряды; 1031 тонна – продовольствие; 508 тонн бензина). Кроме
того, были доставлены сорок шесть офицеров связи и медицинских
работников, восемь ящиков орденов. Из Севастополя подводные лодки
вывезли 1392 человека, около трех тонн документов и ценностей. Весь этот
груз взял бы легко один грузовой пароход среднего водоизмещения, но в
условиях полного господства немецкой авиации у берегов Крыма этот
вариант полностью исключался.
За 1942
год потоплено подводными лодками ЧФ 15 судов противника: 8 турецких
судов, 3 немецких, 3 румынских, 1 болгарское судно. Наиболее крупные
жертвы: румынские пароходы «Caprati» (потопила А-3), немецкий пароход
«Salzburg» (потопила М-118).
Погибло тринадцать подводных лодок:
М-31
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 31 августа 1938 года, спущена на воду 25 февраля
1940 года, вступила в строй 31 октября 1940 года. Совершила 15 боевых
походов, потопила пароход и буксирное судно. Предположительно погибла от
воздействия противолодочных сил противника 17 декабря 1942 года в
районе Жебрияны (Румыния).
M-33
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 31 августа 1938 года, спущена на воду 23 июня
1940 года, вступила в строй 8 декабря 1940 года. Совершила 14 боевых
походов. Погибла предположительно 22 – 25 августа 1942 года,
подорвавшись на немецкой мине в Одесском заливе. После войны М-31
поднята, останки экипажа захоронены в г.Одессе на Аллее Славы у
мемориала Неизвестному Матросу.
M-60
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 25 октября 1937 года, спущена на воду 28 августа
1939 года, вступила в строй 31 мая 1940 года. Совершила 9 боевых
походов. Погибла 23 – 26 сентября 1942 года, подорвавшись на мине в
Одесском заливе в районе мыса Большой Фонтан. После войны М-60 поднята и
останки моряков экипажа захоронены в г.Одессе на Аллее Славы у
мемориала Неизвестному Матросу.
M-118
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 29 января 1940 года, спущена на воду 30 июня 1941
года, вступила в строй 28 октября 1941 года. Совершила 9 боевых
походов, потопила один транспорт противника. Предположительно погибла 1
октября 1942 года от воздействия противолодочных сил противника в районе
мыса Бурнас (Украина).
Щ-208
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(Х серия). Заложена 18 мая 1934 года, спущена на воду 7 октября 1935
года, вступила в строй 16 января 1937 года. Совершила 6 боевых походов.
Предположительно погибла от подрыва на мине 8 сентября 1942 года в
районе устья Дуная.
Щ-210
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(Х серия). Заложена 3 июня 1934 года, спущена на воду 13 марта 1936
года, вступила в строй 31 декабря 1936 года. Совершила 5 боевых походов,
повредила один транспорт. Предположительно погибла от подрыва на мине в
период с 15 по 28 марта 1942 года в районе мыса Шаблер (Болгария).
Щ-211
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(Х серия). Заложена 3 сентября 1934 года, спущена на воду 3 сентября
1936 года, вступила в строй 5 мая 1938 года. Совершила 4 боевых похода,
потопила один транспорт и один танкер. Предположительно погибла от
воздействия вражеских катеров в период 17 – 30 ноября 1941 года в районе
мыса Свети-Атанас (Болгария).
Щ-212
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(Х серия). Заложена 18 ноября 1934 года, спущена на воду 28 декабря
1936 года, вступила в строй 31 октября 1938 года. Совершила 9 боевых
походов, в том числе три рейса в осажденный Севастополь.
Предположительно погибла 10 декабря 1942 года от подрыва на мине в
районе острова Змеиный. Обнаружена летом 1975 года, водолазное
обследование произведено в мае следующего года.
Щ-213
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(Х серия). Заложена 4 февраля 1934 года, спущена на воду 13 апреля 1937
года, вступила в строй 31 октября 1938 года. Совершила 7 боевых
походов, потопила один транспорт и одно вспомогательное судно.
Предположительно погибла в период 15 – 17 октября 1942 года при
возвращении из района Констанцы в Поти.
Щ-214
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(Х серия). Заложена 13 июля 1935 года, спущена на воду 23 апреля 1937
года, вступила в строй 4 марта 1939 года. Совершила 5 боевых походов,
потопила один танкер и пять вспомогательных судов. Предположительно
погибла 19 июня 1942 года от воздействия противолодочных сил противника в
районе мыса Ай-Тодор.
А-1
Малая торпедная подводная лодка тип «АГ».
Заложена в 1917 году под обозначением АГ-23 в Николаеве, спущена на
воду 1 июня 1920 года, вступила в строй 21 октября 1940 года.
Участвовала в гражданской войне. 31 декабря 1922 года переименована в
«Шахтер», 15 сентября 1934 года переименована в А-1. 26 июня 1941 года
взорвана личным составом из-за невозможности перевода на Кавказ.
Д-6
Большая торпедная подводная лодка тип «Декабрист»
(I серия). Заложена 25 марта 1927 года, спущена на воду 15 ноября 1931
года, вступила в строй 12 июня 1931 года. 26 июня 1942 года при
оставлении нашими войсками Севастополя взорвана личным составом из-за
невозможности перехода на Кавказ.
Л-24
Подводный минный заградитель тип «Ленинец»
(XIII-бис серия). Заложен 24 октября 1938 года, спущен на воду 17
декабря 1940 года, вступил в строй 29 апреля 1942 года. Совершил пять
боевых выходов, повредил один танкер. Предположительно погиб от подрыва
на мине 15 декабря 1942 года в районе мыса Калиакра (Болгария).
С-32
Средняя торпедная подводная лодка тип «С»
(IX-бис серии). Заложена 15 октября 1937 года, спущена на воду 27
апреля 1939 года, вступила в строй 19 июня 1940 года. Совершила шесть
боевых походов. Предположительно погибла от воздействия авиации
противника 26 июня 1942 года в районе мыса Сарыч (Крым).
1943 год
В вооружении торпед для подводных лодок были внедрены новые взрыватели, но успехи оставляли желать лучшего.
За 1943
год было потоплено 17 кораблей противника: 10 немецких, 4 турецких, 2
румынских, 1 болгарское судно. Наиболее крупные: румынские пароходы
«Suceava» (потопила С-33) и «Boy Feddersen» (бывший советский «Харьков»)
(потопила Д-4), немецкие пароходы «Santa Fe» (потопила Д-4), «Tisbe»
(потопила Щ-215), болгарский пароход «Варна» (потопила Д-4).
Погибло четыре подводные лодки:
М-51
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(VI серия). Заложена 17 ноября 1932 года, спущена на воду 8 сентября
1933 года, вступила в строй 9 сентября 1934 года. Совершила одиннадцать
боевых походов. 22 сентября 1943 года затонула в районе Очамчири
(Грузия) в результате аварии. 24 сентября 1944 года М-51 поднята и вновь
введена в строй. 30 декабря 1944 года выведена из боевого состава флота
и передана Гидрографической службе ЧФ.
Щ-203
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(V-бис серия). Заложена 10 марта 1933 года, спущена на воду 29 мая 1934
года, до 15 сентября 1934 года именовалась «Камбала», вступила в строй
29 декабря 1935 года. Совершила 18 боевых походов. Погибла 26 августа
1943 года от воздействия противолодочных сил противника в районе
Евпатории. Обнаружена после войны и поднята. Останки экипажа захоронены в
Севастополе на кладбище Коммунаров.
А-3
Малая торпедная подводная лодка тип «АГ»
(построена в США, приобретена Морским ведомством России в 1916 году,
достроена советской промышленностью как АГ-25 и вступила в строй 26 мая
1922 года). С 23 марта 1923 года именовалась как «Марксист», c 15
сентября 1934 года – А-3. Совершила 21 боевой поход, потопила один
транспорт. Предположительно погибла 28 октября – 3 ноября 1943 года у
западного побережья Крыма от подрыва на мине.
Д-4
Большая торпедная подводная лодка тип «Декабрист»
(I серия). Заложена 14 апреля 1927 года, спущена на воду 16 апреля 1929
года, вступила в строй 30 декабря 1930 года и до 15 сентября 1934 года
именовалась «Революционер». Совершила 18 боевых походов, потопила три
транспорта противника. Предположительно погибла 2 – 4 декабря 1943 года в
районе мыса Тарханкут (Крым) от воздействия противолодочных сил
противника.
1944 год
В
начале 1944 года подводные лодки ЧФ действовали в районе Одессы и
Скадовска в контакте с самолетами-разведчиками. Операции в Черном море
закончились после того, как осенью 1944 года нашими войсками были
захвачены все румынские и болгарские порты.
За 9
месяцев 1944 года были потоплены 5 кораблей противника: 2 немецких, 2
турецких и 1 болгарское судно). Наиболее крупное из них – германская не
самоходная баржа Е-5 (потопила Щ-202). Погибли четыре подводные лодки:
М-36
Малая торпедная подводная лодка тип «М»
(XII серия). Заложена 22 февраля 1939 года, спущена на воду 20 августа
1940 года, вступила в строй 20 февраля 1941 года. Совершила 12 боевых
походов, потопила один транспорт противника. Погибла 4 января 1943 года в
районе Кобулети (Грузия).
Щ-216
Средняя торпедная подводная лодка тип «Щ»
(X-бис серия). Заложена 23 июля 1939 года, спущена на воду 30 мая 1940
года, вступила в строй 17 августа 1941 года. Совершила 15 боевых
походов, потопила один и повредила один транспорт. Предположительно
погибла 10 февраля 1944 года от воздействия противолодочных сил
противника юго-западнее мыса Тарханкут (Крым).
Л-6
Подводный минный заградитель тип «Ленинец»
(II серия). Заложен 15 апреля 1930 года, спущен на воду 3 ноября 1932
года, и до 15 сентября 1934 года именовался «Карбонарий». Совершил 13
боевых походов, потопил один транспорт и повредил два танкера.
Предположительно погиб 16-21 апреля 1944 года от воздействия
противолодочных сил противника восточнее Констанцы (Румыния).
Л-23
Подводный минный заградитель тип «Ленинец»
(XIII серия). Заложен 17 октября 1938 года, спущен на воду 29 апреля
1940 года, вступил в строй 31 октября 1941 года. Совершил 22 боевых
похода, повредил один танкер. Предположительно погиб от воздействия
авиации противника во второй половине января 1944 года на переходе из
позиции района Евпатории (Крым) в базу в Поти.
Всего
за годы Великой Отечественной войны подводные лодки Черноморского флота
потопили торпедным, артиллерийским и минным оружием 63 транспортных
судна. От их ударов получили повреждения 13 транспортных судов.
Гвардейскими подводными лодками ЧФ стали: М-35, М-62, С-33, Щ-205,
Щ-215, Краснознамёнными подводными лодками — А-5, М-111, М-117, Л-4,
С-31, Щ-201, Щ-209. Подводникам-черноморцам: капитану 2 ранга
Б.А.Алексееву, капитанам 3 ранга М.В.Грешилову, Я.К.Иосселиани,
капитан-лейтенантам А.Н.Кесаеву, М.И.Хомякову, мичману И.С.Перову,
старшему краснофлотцу А.С.Морухову — присвоено звание Героя Советского
Союза.
1-я
Бригада подводных лодок Черноморского флота удостоилась ордена Красного
Знамени и наименования Севастопольской, 2-я Бригада — ордена Ушакова I
степени и наименования Констанцской.
Навечно
останутся в нашей памяти подвиги советских подводников в годы Великой
Отечественной войны. Действуя в неимоверно тяжелых условиях, которые и
не снились никаким другим подводникам стран, участвовавших во Второй
мировой войне, подводники ВМФ СССР показали такие образцы мужества и
отваги, такой уровень оперативно-тактического мастерства, которые были
недоступны ни подводникам Kriegsmarine, ни подводникам Италии, США,
Англии и Японии.
Владимир Бойко
ветеран-подводник ВМФ
редактор военного отдела
НВО «Фарватер-submariners»
ветеран-подводник ВМФ
редактор военного отдела
НВО «Фарватер-submariners»
материал предоставлен Севастопольским новостным порталом ForPost
Немає коментарів:
Дописати коментар