понеділок, вересня 24, 2012

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА ВЛАДИМИРА ЛЕБЕДЬКО

Подводники и «холодная война»
 
После второй мировой войны мир не переставал сотрясаться от различных вооружённых столкновений, конфликтов, инцидентов, провокаций и мятежей. Создание атомного и ракетного оружия подталкивало авантюристов к войне против СССР. Они запугивали нас военной силой и одновременно, понимая, что просто так военной силой нас не взять, создавали другую стратегию – стратегию "холодной войны". Мы представляли её, как количественное и качественное противостояние вооружённых сил США и СССР, НАТО и Варшавского Договора. А противник наш, не забывая об оружии, основной упор делал в другом направлении, о котором мало кто догадывался. Во всяком случае, я тогда не догадывался. А между тем всходили первые ростки "холодной войны". Это был вооружённый мятеж в Венгрии в октябре 1956 года. Да, да – это были первые цветочки, а не какие-то "ошибки" Венгерской партии трудящихся. Нам это дорого стоило



29 октября Англия, Франция и Израиль предприняли агрессию против Египта. Это была другая война, целью которой являлся захват Суэцкого канала и ликвидация правительства Насера. Советское правительство в своей ноте от 5 ноября заявило, что если агрессоры не уберутся с территории Египта, то Советские Вооруженные Силы вынуждены будут вмешаться в конфликт и сокрушить агрессоров. Это уже было серьёзно. Однако у нас на Камчатке пока всё было вроде бы тихо и мирно. В общем, воевать мы не собирались.
В Доме офицеров на праздники планировалась концертная программа, показ нового фильма, а кто-то мог сыграть на бильярде или посидеть с друзьями в кафе. Я запланировал себе праздничный выход и встречу с друзьями на вечер 6 ноября. Утром в тот день ко мне зашёл мой хороший приятель – помощник командира С-178 капитан-лейтенант Бец Валентин Иванович. Пришёл он к нам с надводных кораблей, быстро освоился и стал отличным подводником. Его лодка стояла в дежурстве чуть ли не три месяца. Он попросил заменить его дня на два для поездки в Петропавловск. Без всяких разговоров я согласился его заменить, и Валя первым же катером укатил в город.
Начистившись и нагладившись, надев белую сорочку, захватив непочатую пачку "Беломорканала", я сошёл с ПКЗ-108 и начал подниматься к Дому офицеров. На полпути меня догнал матрос и сказал:
– Товарищ лейтенант, в 17.40 дежурной подводной лодке объявлена боевая тревога.
У причала лодка уже разогревала дизеля, сновали матросы, загружая свежие продукты. Я поднялся на мостик, и командир С-178 капитан 3 ранга Ю.С. Сорокин, показав только что доставленный из штаба пакет, сказал:
– Очередная проверка: отойти от причала, выйти в Авачинскую губу, подойти к причалу и предъявить лодку штабу дивизии на предмет соответствия дежурной подводной лодке. Мы это уже проходили не раз, только вот печать Главного штаба ВМФ меня смущает.
– Юрий Семёнович, а Вы какой предполагаете наихудший вариант? – спросил я.
– Залив Аляска.
– Да, далеко придётся топать. Не приведи Господь!
– Ребята вы куда? – прокричал с причала А.Т. Полищук, шедший мимо.
– Походим немножко по Аваче, малость обветримся, – нехотя ответил Сорокин.
– Давненько в море не ходил, – прокричал сквозь шум дизелей Полищук. – Возьмите меня с собой!
– Пожалуйста! Таким людям мы отказать не можем, – ответил Сорокин.
Вышли в Авачинскую губу и легли в дрейф. Командир, старпом и замполит собрались в каюте командира для вскрытия пакета. Через некоторое время, когда они выходили из каюты, их лица казались встревоженными. Я спросил у старпома Григория Александровича Вассера:
– Что-то случилось?
– Володя, случилась война в Египте и вооружённый мятеж в Венгрии. Возможно открытое вмешательство в эти события США и НАТО. Наш ВМФ переводится в повышенную боевую готовность, а дежурным силам приказано занять боевые позиции.
Командир пошёл к штурману, чтобы снять с кальки Главного штаба ВМФ маршрут перехода в район и сам район боевых позиций.
– И где это, Григорий Александрович?
– Где-то юго-восточнее Парамушира.
– И надолго мы в те края?
– На всю оставшуюся жизнь, – горько усмехнулся Вассер.
Через 20 минут весь офицерский состав лодки был собран в кают-компании. Командир некоторое время уделил международной обстановке в связи с событиями в Египте и в Венгрии. Предположительно, частично развёртываются военно-морские и военно-воздушные силы США, начали поэтапный перевод в повышенные готовности силы НАТО. Наш ВМФ также переводится в повышенную боевую готовность. Нашей подводной лодке приказано занять район боевых позиций с задачей вести разведку ударных сил и транспортов США в районе 300 миль восточнее острова Парамушир. С началом военных действий уничтожать боевые корабли и транспорта противника. Указание по связи Сорокин передал командиру БЧ-1-4 лейтенанту Б.П. Шканову.
Все офицеры молча выслушали приказ, и только Полищук воскликнул:
– А как же быть с моими документами, – он приподнял над столом свой портфель, – ведь я везу бланки партийных документов. Прошу меня высадить на берег.
Командир пожал плечами и сказал, что такой возможности, к сожалению, нет. Лодка дала ход, и мы пошли на выход из Авачинской губы. Океан был неспокоен: наверное, 5-6 баллов от юго-запада. Мостик заливало, быстро темнело, горизонт не просматривался.
8 ноября океан свирепел. Решили район занять скрытно. При полностью принятом балласте лодку вышвыривало на поверхность с глубины 30 метров. Наконец, командиру всё же удалось на полном ходу проскочить до глубины 50 метров, но мы погружались глубже и только на 90 метрах начали дифферентовку: лодка была удифферентована на глубине 100 метров для малого хода под двумя моторами. Но и здесь качало по 8-10 градусов на борт. Командир вызвал к себе в каюту старпома и меня.
– Я командую лодкой и решаю поставленную перед ней задачу. На вас возлагается командирская вахта: всплытие, погружение, безопасность кораблевождения. Вы знаете, что делать. Всю обстановку докладывать мне немедленно. Время между собой разделите по 6 часов через 6. Вахтенные офицеры, до улучшения погоды, будут вам помогать только в центральном посту, используя перископ, если это будет возможно. Сигнальщикам нести вахту в боевой рубке, так сказать, на подхвате. На мостике можете быть только вы и только с соответствующей страховкой, и больше никто. Всплывать только на связь и на зарядку батарей через РДП. Верхний рубочный люк должен быть постоянно закрытым в надводном положении. Есть ко мне вопросы?
С нашей стороны вопросов не последовало.
Григорий Александрович пошёл сразу же в центральный пост, объявил общий порядок и тут же заступил на вахту. Мы заняли назначенный нам район 9 ноября. Первое всплытие на связь осуществлял старпом. Он увеличил скорость постепенно до полной, одновременно принимая балласт, чтобы нас не выкинуло на поверхность, но нас выкинуло наверх с глубины 50 метров. Лодку водоизмещением 1080 тонн начало швырять, как щепку. Я поднял зенитный перископ и посмотрел, что творится на поверхности. Кругом сплошная вода, не то, чтобы горизонт был виден, неба не было. По окончании 15-минутного сеанса связи, приняв весь возможный балласт и увеличив ход до полного, минут через 40 нам удалось погрузиться.
На зарядку вновь пришлось всплывать старпому, после чего я принимал у него вахту. На лодке был откачан весь ранее принятый вспомогательный балласт, её понесло наверх, и через какое-то мгновение лодка стала почти в вертикальное положение. Всё, что не было закреплено, полетело вниз, люди повисли на том – кто за что успел схватиться, но в следующее мгновение лодка легла на левый борт с креном 50-60 градусов. Этот момент показался Григорию Александровичу подходящим для открытия люка. Лодка выпрямлялась, но вслед за этим её понесло куда-то вниз. Было трудно сообразить, что мы находимся под гребнем волны, люк был открыт, и в следующий момент гигантская многотонная волна обрушилась на нас сверху. Огромный столб воды ударил в центральный пост, сметая всё на своём пути. Загорелся голубым огнём распределительный щит. В лодке стало темно.
– Володя! Закрой люк! – закричал старпом.
Бросившись по трапу к люку, я не успел схватить его руками, как новый столб воды ударил внутрь лодки.
– Вода! Тонем!
Сквозь зелёно-чёрную воду, захлебнувшись в ней, я закричал:
– Продуть весь балласт аварийно!
Но командир БЧ-5 опередил меня. Лодку несло наверх, и тут я успел выскочить на мостик, захлопнул за собой люк и пристегнулся пожарным ремнём к нактоузу магнитного компаса. «Бывает, что и железо всплывает при сильном желании жить», – мелькнула мысль. И тут новый вал обрушился на меня. Это было что-то невероятное! Я лежал на палубе мостика, ухватившись за решётчатый деревянный настил. Наконец, лодка выпрямилась, и её понесло куда-то вверх. Это помогло мне встать на ноги и осмотреться вокруг. Кругом кромешная тьма и отовсюду вода. Всё же мне удалось понять, что мы идём параллельно огромным волнам, которые то вздымают нас вверх, то стремительно бросают вниз, образуя крен на левый борт.
А внизу между тем шла борьба за живучесть, которой руководил лично командир лодки. В центральном посту было полтрюма воды. То там, то здесь вспыхивали короткие замыкания. По-прежнему не было света, но горели лампы аварийного освещения. Улучив момент, через переговорную трубу я доложил командиру обстановку и предложил изменить курс вправо на 40-45 градусов, чтобы избежать в последующем таких критических положений. Через некоторое время командир согласился с изменением курса, и мы начали зарядку батареи.
Ухватившись за нактоуз магнитного компаса обеими руками, стуча зубами то ли от нервного перевозбуждения, то ли от страха, я всматривался в темноту ночи, но кругом была вода. Она заполняла всё пространство ходового мостика под его крышу, и на мостике образовывался водоворот, который с силой отрывал меня от нактоуза. Потом я к этому привык. Нужно было вовремя схватить запас воздуха, чтобы его хватило на всё время ухода носовой части лодки, её боевой рубки и мостика под воду. Иногда казалось, что мы из-под воды так и не выйдем. Наконец, я осмелел и, держась за пожарный пояс, связался с центральным постом. У них, вроде, более или менее всё в порядке. Зарядку батареи начали со второй ступени. "Да, – подумал я, – это минимум часа четыре, да плюс вентиляция часа два, как раз вся моя вахта". Но человек ко всему привыкает. Так, то по пояс в воде, то полностью – успевай только воздух хватать – прошли четыре часа. Слышу по ударам по переговорной трубе, что меня вызывает центральный пост. Подобравшись к трубе, открываю заглушку и через бульканье воды слышу:
– На мостике! Зарядку закончили, температура электролита 30 градусов, будем вентилировать батарею порядка двух часов.
Промучившись ещё около двух часов, получаю доклад:
– Можно погружаться!
«Эта задача, пожалуй, не из простых» – подумал я. Во-первых, предстояло отстегнуться от нактоуза и удержаться на мостике, чтобы меня не выбросило водоворотом за борт. Во-вторых, нужно было так сманеврировать, чтобы освободить люк от массы воды, могущей хлынуть внутрь лодки. Рассматривая все за и против, пришёл к выводу: вернуться вновь на параллельный волне курс, но волна, казалось, идёт отовсюду. Раз отовсюду, решил разворачиваться вправо и ловить удобный момент. Вроде бы светало, но ни горизонта, ни неба видно не было. Отвязав пожарный пояс, я сел на палубу мостика, ухватившись за люк руками.
Вдруг лодку понесло вверх, и на какой-то миг я увидел кусочек неба с утренними звёздами, и это был как раз тот момент, когда можно было открыть люк и, держась за его рукоятки, прыгнуть внутрь лодки. Мне это почти удалось, и вместе со шквалом воды я захлопнул за собой люк, а затем завернул кремальеру и для прочности забил ее медным молотком, который подал мне сигнальщик.
Спустившись в центральный пост, я сказал Вассеру, что лучше всего погружаться на медленной циркуляции, как бы ввинчиваясь в глубину. Так и порешили. Через 20 минут нам удалось оторваться от поверхности, и вскоре мы заняли глубину 120 метров. Я пошел к командиру и доложил:
– Товарищ командир, зарядка закончена, лодка удифферентована на глубине 120 метров. Разрешите сдать вахту.
Лицо командира было зелёным и казалось совершенно измученным.
– Хорошо. Как там наверху?
– Всюду огромные волны, какая-то толковища, направление волны практически определить трудно. Лодка почти всё время зарывается в воду. Может, всё-таки наверху не будем держать вахту?
– Нет, в такой обстановке ничего в перископы не увидишь, это опасно. Попробуй повоюй в этой обстановке, – командир горько усмехнулся и махнул рукой. Это означало, что мне можно идти.
Выйдя из каюты, я только сейчас почувствовал кислый запах рвоты. Как оказалось, она была всюду на палубе, на столе кают-компании. Обессилев от усталости, я сбросил с себя гидрокомбинезон, сапоги и рухнул на диван, сразу же провалившись в глубокий сон. Но не прошло и часа, как меня кто-то начал трясти за рукав. С трудом открыв глаза, я увидел перед собой лицо начальника медицинской службы старшего лейтенанта медицинской службы Святца Алексея Андреевича:
– Товарищ лейтенант! Докладываю: на лодке сегодня заканчивается пресная вода.
– Как это? – приходя в себя, спросил я.
– Дело в том, что в цистерне центрального поста вода всегда менялась. В концевые цистерны, по моему, никто со времени ухода с Севера не заглядывал. Хранимую в них воду пить нельзя.
– Я должен посмотреть сам, – сказал я, с трудом обувая сапоги, – только этого нам и не хватало.
Вместе мы прошли в первый отсек. Кроме вахтенного, ещё не совсем обалдевшего от качки, все лежали вповалку. Приказал вахтенному открыть цистерну пресной воды. Я зачерпнул воду в стакан и обнаружил устойчивый гнилостный запах. Вода была зелёного цвета и, к моему ужасу, содержала какие-то мелькающие живые организмы. Скользя по рвоте на палубе, мы прошли в корму. Везде грязь и невыносимая вонь.
– Неужели некому всё это убрать, освежить воздух?
– Ничего, через часик оклемаются и порядок наведём, – ответил Святец.
С водой в корме обстановка была такой же, что и в первом отсеке.
– Давайте сделаем так: через час люди придут в себя, ещё час на приборку, а затем я пойду докладывать командиру. Старпому скажу сейчас, пусть подумает, как выходить из этого положения.
Уже засыпая, подумал: "Русскому матросу цены нет. Наверное, откуда-нибудь из глубинки России, где о море слышал от учительницы. И вот стоит на боевом посту, давится рвотой, обязанности свои выполняет...". Через два часа я доложил командиру, что на лодке осталось пресной воды только на ужин. Сорокин выругался, помянув Беца нелестными словами.
– Что предлагаешь?
– Мы со старпомом и замполитом обсудили это дело и считаем, есть два варианта. Первый – продолжать выполнение боевой задачи, используя минимум тщательно очищенной воды для приготовления пищи. При этом доктор должен проконтролировать, чтобы взятая доза воды не привела к отравлению личного состава. Можно было бы использовать дистиллированную воду, предназначенную для аккумуляторной батареи, но механик возражает, говорит, что в его воде имеются какие-то вредные примеси. Второй вариант – донести командованию и возвращаться на базу.
– Нет никаких вторых вариантов. Это же невыполнение боевой задачи из-за халатности личного состава. Хорошо, я подумаю. Через час пригласите всех офицеров в кают-компанию.
«Да, – подумал я – ещё и двух суток не прошло, как мы в районе боевых позиций, а пресной воды на лодке нет. Валя Бец дал здоровую промашку, и не он один. Надводник не освоился со своими обязанностями на подводной лодке».
Через час офицеры были собраны в кают-компании. Командир коротко изложил обстановку и предложил офицерам высказать своё мнение по данному вопросу. При этом он добавил, что, если принять второй вариант, то лодка будет расформирована, а он снят с должности. Все приняли первый вариант. Правда, кто-то предложил вызвать в район водолей. Но это действие влекло за собой вызов в базу. Полищук сказал, что у него больной желудок, и он может пить только консервированные компоты.
– Все на одинаковом положении, каждому члену экипажа должно хватить определённой нормы компота на всю автономность, – ответил Сорокин.
На этом вопрос с водой был исчерпан.
Так уж получилось, что и на вторую зарядку пришлось быть наверху мне. Всплыл под среднюю группу балласта, поднял зенитный перископ: океан не утихает, темно, хотя ещё только начало вечерних сумерек. Что-то бьёт по правому борту.
Чтобы открыть люк и "вылезти" на мостик, ложусь на параллельный волне курс, и лодка тут же стремительно падает вниз, да так, что захватывает дыхание. Поднимаюсь по трапу к люку. Жду. Лодка так же стремительно несётся вверх, остановилась. Мгновенно открываю люк, вываливаюсь на палубу мостика, а сигнальщик в боевой рубке захлопывает люк и берёт его на кремальеру. Лодка начинает валиться на правый борт. Успеваю скатиться в ограждение боевой рубки и ухватиться за тумбу командирского перископа. Огромная волна с силой бьёт в правый борт. Ужас, кажется лодка опрокидывается, волна выбивает иллюминатор мостика на правом борту и что-то скрежещет. Ничего не видно, несемся вверх. Успеваю скорректировать курс, и, с покладкой на новый курс, даю команду:
– Продуть весь балласт и начать зарядку батареи.
Только тут замечаю, что правая часть обшивки мостика разорвана, но не оторвалась и бьёт по корпусу. Привязываю себя к нактоузу. Прежняя картина: либо я по пояс в воде, либо с головой – успевай захватывать воздух, чтобы не захлебнуться. Падаем вниз, и вдруг вижу высоко надо мной чуть правее ходовые огни какого-то судна. Бросаюсь к переговорке:
– Лево на борт!
– Что? А? – дизеля захватывают воздух и через эту трубу – где им там в центральном посту услышать меня?
– Лево на борт! – в последнем отчаянии кричу я вниз.
Мы несёмся друг другу навстречу: лодка вверх, а судно вниз. Кажется, конец. Я зажмурился и инстинктивно прикрыл голову руками. Однако, вопреки всем физическим законам, следующая гигантская волна рассекает нас: его вправо вниз, лодку влево вверх. Всё же я успел на трубе судна заметить кленовый лист – канадец курсом на запад. Куда тебя несёт в такую погоду! Чёрт бы тебя побрал! Но он как упал вниз, так и пропал за огромной волной. Всё это произошло за такие мгновения, что я не успел даже испугаться. Вновь летим вниз. Прижимаюсь лбом к носовому иллюминатору рубки: а вдруг ещё кто-то появится?
Уловив момент, вползает на мостик старпом – моя смена. Коротко говорю ему про канадца и на взлёте лодки ввёрх успеваю нырнуть вниз и задраить за собой верхний рубочный люк.
– Товарищ командир, – докладываю я Сорокину, – вахту сдал. Зарядка батареи на 3-ей ступени. Наверху разошлись правыми бортами с "канадцем" 10-15 тысяч тонн водоизмещения. Глаза Сорокина зажигаются интересом:
– Значит не мы одни в этой круговерти. Хорошо. Отдыхай.
Только тут я почувствовал смертельную усталость. Разделся и забился в угол дивана, чтобы очередной удар волны не сбросил меня на палубу, и тут же отрешился от мира.
Вскоре случилась и другая беда: латунный круг, крепящий резину герметизации люка, оторвался на одном своём конце и резина в этом месте вспучилась. Теперь верхний рубочный люк закрывался неплотно. На 50-60 метрах глубины в боевую рубку начинала поступать вода и чем глубже, тем больше. А чтобы устойчивее удерживаться под водой, необходимо было иметь глубину хотя бы 80 метров. Возникла необходимость задраивать нижний рубочный люк, а чтобы вода в рубке не скапливалась, механик каждые 10 минут пускал главный осушительный насос из рубки за борт.
Ещё три-четыре дня мы кувыркались на поверхности и плавали под водой, и никто не интересовался Яношем Кадаром и его усилиями по стабилизации обстановки в Венгрии. Как мы потом узнали, мятеж в Венгрии подавил Г.К. Жуков ценою жизни двух тысяч русских солдат.
Океан начал успокаиваться, когда 17 ноября мы получили приказ возвращаться в базу. Уже не было тех страшных волн, они осели, превратившись в гладкую зыбь. Этот страшный ураган уходил чёрным пятном на горизонте куда-то к Алеутским островам. Над нами сверкало солнце – ни одного облачка на небе. В это время, наконец, был заполнен вахтенный журнал, который до сих пор невозможно было вести.
Я стоял на вахте, когда на горизонте из океана чуть правее курса показалась Ключевская сопка со своей сверкающей и искрящейся вершиной (4750 метров), затем слева от нее открылась Корякская сопка, затем Шевелуч, Авачинская сопка и целое ожерелье вулканов хребта Баульчик. Красота необыкновенная! На мостик поднялся старпом и сказал, что командир приглашает меня в кают–кампанию. За столом были все свободные от вахт офицеры. Перед каждым стоял наполовину заполненный спиртом стакан, и, кроме того, в центре стола – запотевший графин с зеленоватой водой и две тарелки с консервированной колбасой и хлебом.
Юрий Семёнович встал и сказал:
– Я собрал вас для того, чтобы выразить вам свою сердечную признательность и благодарность за ваше мужество и доблесть, проявленные в этом тяжелейшем походе. Каждый из вас выполнил свой долг с честью. Я провозглашаю этот тост за ваше здоровье и за ваши будущие успехи в службе. Вы все без сомнения достойны этого. Ещё раз благодарю вас, дорогие товарищи офицеры, прошу передать мою благодарность всем вашим подчинённым.
Все встали и выпили, и никто при этом не коснулся графина с зелёной водой.
Я не знаю, как судьба разбросала по жизни всех участников этого потрясающего похода, не могу назвать всех, назову лишь офицеров:
– Командир подводной лодки С-178 капитан 3 ранга Сорокин Юрий Семёнович.
– Заместитель командира подводной лодки по политчасти старший лейтенант Щербаков Николай Иванович.
– Старший помощник командира капитан-лейтенант Вассер Григорий Александрович.
– Командир боевой части 1-4 лейтенант Шканов Борис Петрович.
– Командир рулевой группы лейтенант Дадунцев Эдуард Тасевосович.
– Командир боевой части 3 лейтенант Анненков Николай Иванович.
– Командир торпедной группы лейтенант Малахов Юрий Петрович.
– Командир боевой части 5 инженер капитан-лейтенант Хорьков Виталий Павлович.
– Командир моторной группы инженер-лейтенант Шматок Виктор Петрович.
– Начальник медицинской службы старший лейтенант медицинской службы Святец Алексей Андреевич.
Мы не воевали, но вышли победителями из 10-суточной схватки с неслыханным буйством океанской стихии. А у меня в 24 года появилась первая седина.
Поздно ночью ошвартовались в своей базе. Никто, кроме Вали Беца, нас не встречал, никто не поблагодарил нас за службу. Утром следующего дня на пирсе, где стояла С-178, наши товарищи – подводники, рассматривая разорванные листы обшивки лёгкого корпуса, говорили:
– Эко как вас венгры потрепали в Тихом океане!
Да это был наш вклад в подавление контрреволюционного мятежа в Венгрии. Кто об этом знает? Никто!
Валентину Ивановичу Бецу я высказал всё, что думал о его запасах пресной воды на лодке. Это не нарушило наши дружеские отношения. В последующем Валентин Иванович стал контр-адмиралом, командиром бригады – самого дальнего соединения подводных лодок в бухте Бечевинка близ Авачинской губы. Последний раз мы виделись с ним в декабре 1994 года в городе Троицке Московской области на сборе Союза моряков-подводников. Мы сидели с ним рядом за столом, рядом в автобусе и всю ночь у него дома в ожидании первого утреннего поезда на Ленинград. Он запомнился мне своими голубыми глазами, коротко подстриженными усиками, идущий на встречу с широко распахнутыми руками, чтобы обнять своего старого товарища.
Однако история с водой после прихода в базу закончилась не сразу – месяца два от всех участников похода на С-178 шёл гнилостный запах. Никакие парилки, одеколоны и духи не помогали. Казалось, гнили изнутри. Но всё проходит, прошло и это.
 

Немає коментарів: