Триста двадцать шесть суток под водой
Такое количество времени за свою службу провел под водой на атомной подводной лодке К-90 старшина І статьи Юрий Федорович Юрасов. Призвали его в армию в сентябре 1965 года и со сборного пункта направили в учебный отряд подводного плавания в г. Северодвинске. С отличием окончив «учебку», получил военную специальность «машинист-турбинист подводных лодок со специальными энергетическими установками (атомными реакторами)». Службу на Северном флоте начал на новой, только что спущенной на воду субмарине АПЛ К-90 в г. Североморск–8 (база подводных лодок – Западная Лица). Как рассказывает Юрий Федорович, «АПЛ К-90 – это огромный подводный ракетоносец 675 проекта, на борту которого находились восемь крылатых ракет надводного старта и шесть торпедных аппаратов. По классификации НАТО, эта субмарина называлась – «Эхо-2», а на нашем флотском жаргоне, среди североморцев, - «ревущая корова» или «раскладушка».
Материал с источника-http://ilich.in.ua/news.php?id=56622
- С экипажем мне повезло, - продолжил рассказ Юрий Федорович. Командовал крейсером капитан І ранга Н.А. Шумков – боевой командир, один из четырех командиров подводных лодок, охранявших транспорт, идущий на Кубу в 1962 году во время Карибского кризиса. Очень опытный и решительный специалист. Экипаж лодки формировал сам, и команда подобралась «работящая». Лодку получали и обкатывали ее все вместе. Учили ее быстрому погружению, бесшумному ходу, четкой работе всех механизмов. И самое главное, учились сами взаимодействию друг с другом, приобретали навыки в борьбе за живучесть каждого отсека и корабля в целом. Под водой жизнь любого члена экипажа, всей команды и лодки зависит от правильных действий каждого офицера и матроса. Первые месяцы службы матроса Юрасова проходили, как и везде в армии, нелегко. Опытные старослужащие «годки» заставляли молодых ребят досконально изучать все общекорабельные системы. Но это шло им только на пользу. Уже через два с половиной месяца матрос Юрасов успешно сдал экзамены на самостоятельное управление лодкой и несение боевого дежурства. И вот в ноябре 1966 года - первый выход в море, погружение, первые 100 м глубины – и посвящение в подводники. По давней флотской традиции Юрию отпустили десять «банок». После отработки необходимых задач в море, получив отличную оценку, лодка была готова и допущена к выполнению автономного боевого дежурства. Первое боевое дежурство было в Атлантику к берегам Кубы. Командир атомного крейсера капитан І ранга Шумков уже бывал в этом районе, правда, на дизельной подводной лодке, и когда американский корвет обнаружил их и три часа гонялся, он, благодаря своим умелым и решительным действиям, сумел оторваться от преследования, и экипаж продолжил патрулирование заданного района дежурства. Атомный крейсер оказался послушным в маневрировании, запас мощности атомной установки был вполне достаточным, чтобы при необходимости развить максимальную скорость и уйти от неприятеля. Командир после похода вспоминал: «Это же не на дизельной лодке. Я отыгрался перед американцами за свой предыдущий поход в 1962 году».
После первой «автономки» было много коротких выходов в море на выполнение всевозможных боевых задач. В августе 1967 года атомный крейсер К-90 принимал участие в учениях Северного флота с кораблями и лодками НАТО в Баренцевом море. В сентябре этого же года экипаж получил задание отправиться в следующее автономное плавание для несения боевого дежурства в Средиземном море. Там в это время началась арабо-израильская война. Вход и выход из Средиземного моря через Гибралтарский пролив был сопряжен с определенными трудностями. Контроль прохода всех кораблей осуществлялся военно-морскими силами Великобритании, там находилась их база. Наши лодки должны были проходить пролив незамеченными. Вот и приходилось проявлять смекалку. Лодка поджидала какой-либо большой надводный транспорт и, подстраиваясь под шум винтов и скорость движения этого корабля, подныривала под него и вместе с ним проходила пролив. Конечно, в такие моменты от командира боевого поста машинистов-турбинистов старшины І статьи Юрасова требовались четкие и умелые действия по поддержанию оборотов винтов лодки синхронно с оборотами винтов транспорта. Как сказал Юрий, «обороты держали «тютелька в тютельку», и не дай бог допустить какой-либо сбой. И, как говорится, трудно первый раз. А потом в Средиземное море ходили, как к себе домой, хотя хозяйничал там 7-й американский флот».
Опыт прохода пролива пригодился в следующем, третьем автономном плавании в Средиземное море, которое началось в апреле 1968 года и продолжалось около трех месяцев. В этом походе старшина ІІ статьи Юрасов у острова Крит отпраздновал свое 22-летие. Командир лодки Шумков, по сложившейся у подводников традиции, вручил имениннику праздничный торт.
По прибытии с третьего боевого задания лодке был положен капитальный ремонт. Но… в августе 1968 г. начались события в Чехословакии, и хотя на корабле уже был приказ о демобилизации, лодка снова оказалась на боевом дежурстве и поэтому «дембель» пришлось чуть-чуть отложить.
За участие в дальних боевых походах старшина І статьи Юрасов был награжден жетоном «За дальний поход», удостоен знаков «Отличник ВМФ» и «Специалист І класса». И еще, кроме того, что Юрий провел 326 суток под водой, он успел побывать в двух отпусках с выездом на родину: 90 и 25 суток, а также дважды после дальних походов отдохнуть в военных домах отдыха в Геленджике и Баку.
Демобилизовался Юрий в феврале 1969 года. Устроился работать на прокатно-штамповочный завод. В этом же году поступил на вечернее отделение в Ждановский металлургический институт на специальность «Инженер-механик». После его окончания некоторое время продолжал работать на прокатно-штамповочном мастером. В 1976 году Юрий Федорович поступает работать на комбинат имени Ильича в ЦЛАМ инженером-конструктором. В 1985-м его назначают начальником лаборатории механизации прокатного производства № 2. Проработав на комбинате более 34 лет, Юрий Федорович в 2006 году ушел на заслуженный отдых.
Юрий Федорович женился вскоре после демобилизации. Жена - Галина Михайловна - одноклассница, которая ждала его со службы. Прожили они вместе 43 года. У них два сына. Первенец – Дмитрий - сейчас проживает и работает в Москве, окончил Московский авиационный институт по специальности «Проектирование летательных космических аппаратов». Второй сын – Алексей – окончил Приазовский государственный технический университет по специальности «Обработка металлов давлением» и работает сейчас на комбинате имени Ильича в ЛПЦ-1700 оператором стана.
В Экипаже ветеранов ВМФ СССР Юрий Федорович зарегистрирован с 2010 года. В связи с приближающимся праздником – Днем Военно-морского флота - коллектив Экипажа ветеранов ВМФ СССР и совет ветеранов комбината сердечно поздравляют бывшего моряка-подводника Юрия Юрасова и желают ему крепкого здоровья, семейного благополучия и, конечно, же как моряку – семь футов под килем корабля, несущего его по морю жизни.
А. Проскурин
|
Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
неділя, жовтня 28, 2012
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар