Из флотов и ВМС стран соцсотружества на Балтийском море самым большим по
количеству нкнк и плпл, авиации и пр. ударным и обеспечивающим
компонентам однозначно был ДКБФ. Но и задачи перед ним ставились
соответствующие.
Следующий, как по численности, так и по решаемым
задачам, несомненно шёл НВМФ ГДР. Советские военные моряки достаточно
часто общались с немецкими камрадами, немецкие офицеры учились в ВМА,
курсанты – в КВВМУ им. С.М. Кирова, совместные учебно-боевые задачи
решались в зоне ответственности ДКБФ и, как правило, в полигонах БП
ДКБФ. В Заснице был наш пункт маневренного базирования, который мы
долго, но малоуспешно пытались превратить в военно-морскую базу, частыми
гостями в Балтийске и др. вмбвмб были и ГДР-вские военморы.
http://kortic.borda.ru/?1-3-0-00000056-000-0-0-1348513695
Естественно, подобное притягивается подобным, потому противолодочники
тяготели к противолодочникам, катерники – к катерникам и т.д., тем более
что офицеров объединяла как совместная служба во всей своей специфике,
так и личное знакомство, зачастую ещё с училища или с лейтенантства, или
с приёма-передачи кораблей и катеров, которое со временем перерастало
если не в дружбу, то в очень хорошие товарищеские отношения. Да и
поляков не любили ни мы, ни они: хотя эту тему, как и тему хода и исхода
Великой Отечественной войны, обоюдно старались в общении избегать (в
отличие, скажем, от тех же моряков ВМС ПНР, там порой со стороны поляков
доходило до откровенного хамства, причём в отношении не только немцев).
Хотя (под настроение) могли вместе с немцами поорать и «Катюшу»,
и «Лили Марлен», или «Варяга» (на двух языках) и др. общеизвестные
песни.
«На дружбу» и связанные с этим мероприятия не скупилось ни
наше, ни немецкое командование, и оно же закрывало глаза, когда
«мероприятия дружбы» переходили в военно-морское братание. У нас немцы
любили бывать ещё и потому, что продуктов (а они,- катерники по крайней
мере-, ставились на все виды довольствия, кроме разве что финансового) у
нас они получали и больше и разнообразнее. С обратным мы сталкивались в
ГДР, как на мероприятиях совместной с НВМФ ГДР боевой подготовки, так и
при приёме-передаче кораблей и катеров.
Но - не хлебом единым, хотя это, конечно, тоже немаловажно…
Организация корабельной службы и боевой подготовки в ВМФ стран
Варшавского договора (по крайней мере на Балтике) была практически
идентичной и опиралась на наши руководящие документы и наставления по
боевой деятельности различных классов кораблей (катеров). При этом была и
своя, т.с. национальная специфика: немцы обходились значительно меньшим
кол-вом разного рода «бумажек» чем мы, поляки – наоборот. Касалось это и
планирующих, и информационных, и отчётных документов. С другой стороны
– тыловое и техническое обеспечение у немцев было «заточено» на
максимально быстрое предоставление всех положенных видов и предметов
довольствия кораблям (катерам) и плавсоставу, у нас, а ещё в большей
степени у моряков ПНР – «родные» береговые базы жёстко держали первое
место в списках противокорабельных (противокатерных) организаций.
Особенно поражали сознание станочные парки немецких судоремонтных
мастерских в соединениях (флотилиях) - номенклатуре инструментария и
квалификации персонала которых мог позавидовать любой отечественный
судоремонтный завод. Бригада уже ждала возвращающийся с моря катер и
послепоходовый осмотр проводила вместе со штатным экипажем, после чего
все механизмы и приборы, работа которых не соответствовала требованиям
(про поломки мы просто скромно молчим) тут же «брались в оборот»: от
ремонта на месте, до съёма, выгрузки и отправки в СРМ и, при
необходимости, далее, причём отправка производилась только после того,
как на место снятого прибора вставал вытребованный с тех же мастерских
резервный. Причём всё, от выписки наряда до дефектации и последующего
ремонта (кроме сложных его видов) делалось на месте, в пределах
флотилии. Экипаж в обычных условиях ремонтом не занимался вообще:
максимум – замена предохранителей (плавких вставок), агрегатная замена
(из ЗИПа)…и всё.
Комплектование личным составом (матросами)
производилось из числа юношей прежде всего приморских районов имеющих
морскую специальность и какой-никакой стаж работы по специальности,
наиболее ценились, говоря по-нашему, судовые электрики и мотористы. Срок
срочной службы в плавсоставе - 3 года, из них в «учебке» – в
зависимости от специальности от 6 до 8 месяцев. Учебка не при флотилии,
но для обучения на конкретную технику.
Как это было устроено – не
знаю/ потому и не скажу, но квалификация (классность) полученная
матросом на срочной и срок службы засчитывались ему и в гражданской
жизни. Потому на флот рвались, особенно те, кто по окончанию службы
хотел продолжить работу в гражданском торговом или рыболовном флоте.
Выбирать было из кого...
Повседневной службой и работой на
кораблях и личным составом руководили и занимались мааты, офицерский
состав же почти всегда находился в тренажёрных залах, оборудованных так
же как и командные пункты на катере (корабле) и отрабатывали КБР
(корабельный боевой расчёт), подобные же тренажерная база была для всех
категорий л/с, разнились только время работы на них.
Курсовые
задачи на катерах НВМФ ГДР принимались командованием флотилии люто: чтоб
кто-то сдал «с первого предъявления» аналог нашей «К-1», такого,
наверное, и не было. Но в подготовке морской части («К-2» и пр.)
курсовых задач, - возможностей для творчества, фантазии и просто
планового выхода в море у командира было фантастически много, такого нам
и не снилось.
Это всё о немцах ГДР. Поляки уже тогда потихоньку
«делились» топливом с госхозами, колхозами и частными хозяйствами, в
море ходить особо не любили (разве что на яхтах и прогулочных катерках),
если морская подготовка одиночного корабля (катера) была так-сяк, то
сплаванность тактических групп была просто никакая, что особо, как нам
казалось, их командование не заботило.
Содержание кораблей всё же,
наверное, лучше было у поляков, но они же и превращали свои корабли в
склад красивого пожароопасного барахла: от учебных и агитационных
стендов до обивки/обшивки кают, кают-компаний и пр. Немецкий корабль в
этом плане больше напоминал, наверное, танк – всё в тему, ничего
лишнего, но как то и уюта в нём было маловато. Впрочем, немецкие
катерные экипажи жили не на катерах (как наши), а на плавбазе, где
всегда к их услугам было почти всё от душа (ванной) до телевизоров и
пива (в т.ч. и матросам срочной службы). Злоупотребляющих последним,
правда, не было или таковых не наблюдал.
Впрочем, выходные и немцы,
и поляки проводили почти одинаково: если не в море на б.дежурстве, то-
«корабль – на замок», т.е. осталась только деж. служба, остальные – по
домам (отдельные умудрялись даже в ФРГ к родственникам на выходные
съездить).
«-А вдруг что случится? А если, не дай бог, война?»
«- А на это есть дежурная служба …и русские»
Собственно, что-то подобное было и в ВМС ФРГ, просто там русских замещали американцы.
Финны были очень сами по себе, но это – отдельная история…
...
с уважением, АВЩ
Немає коментарів:
Дописати коментар