понеділок, жовтня 01, 2012

ИЗ РАССКАЗА БЫВАЛОГО МОРЯКА

Из флотов и ВМС стран соцсотружества на Балтийском море самым большим по количеству нкнк и плпл, авиации и пр. ударным и обеспечивающим компонентам однозначно был ДКБФ. Но и задачи перед ним ставились соответствующие.
Следующий, как по численности, так и по решаемым задачам, несомненно шёл НВМФ ГДР. Советские военные моряки достаточно часто общались с немецкими камрадами, немецкие офицеры учились в ВМА, курсанты – в КВВМУ им. С.М. Кирова, совместные учебно-боевые задачи решались в зоне ответственности ДКБФ и, как правило, в полигонах БП ДКБФ. В Заснице был наш пункт маневренного базирования, который мы долго, но малоуспешно пытались превратить в военно-морскую базу, частыми гостями в Балтийске и др. вмбвмб были и ГДР-вские военморы. 

  http://kortic.borda.ru/?1-3-0-00000056-000-0-0-1348513695

Естественно, подобное притягивается подобным, потому противолодочники тяготели к противолодочникам, катерники – к катерникам и т.д., тем более что офицеров объединяла как совместная служба во всей своей специфике, так и личное знакомство, зачастую ещё с училища или с лейтенантства, или с приёма-передачи кораблей и катеров, которое со временем перерастало если не в дружбу, то в очень хорошие товарищеские отношения. Да и поляков не любили ни мы, ни они: хотя эту тему, как и тему хода и исхода Великой Отечественной войны, обоюдно старались в общении избегать (в отличие, скажем, от тех же моряков ВМС ПНР, там порой со стороны поляков доходило до откровенного хамства, причём в отношении не только немцев).
Хотя (под настроение) могли вместе с немцами поорать и «Катюшу», и «Лили Марлен», или «Варяга» (на двух языках) и др. общеизвестные песни.
«На дружбу» и связанные с этим мероприятия не скупилось ни наше, ни немецкое командование, и оно же закрывало глаза, когда «мероприятия дружбы» переходили в военно-морское братание. У нас немцы любили бывать ещё и потому, что продуктов (а они,- катерники по крайней мере-, ставились на все виды довольствия, кроме разве что финансового) у нас они получали и больше и разнообразнее. С обратным мы сталкивались в ГДР, как на мероприятиях совместной с НВМФ ГДР боевой подготовки, так и при приёме-передаче кораблей и катеров.
Но - не хлебом единым, хотя это, конечно, тоже немаловажно…
Организация корабельной службы и боевой подготовки в ВМФ стран Варшавского договора (по крайней мере на Балтике) была практически идентичной и опиралась на наши руководящие документы и наставления по боевой деятельности различных классов кораблей (катеров). При этом была и своя, т.с. национальная специфика: немцы обходились значительно меньшим кол-вом разного рода «бумажек» чем мы, поляки – наоборот. Касалось это и планирующих, и информационных, и отчётных документов. С другой стороны – тыловое и техническое обеспечение у немцев было «заточено» на максимально быстрое предоставление всех положенных видов и предметов довольствия кораблям (катерам) и плавсоставу, у нас, а ещё в большей степени у моряков ПНР – «родные» береговые базы жёстко держали первое место в списках противокорабельных (противокатерных) организаций.
Особенно поражали сознание станочные парки немецких судоремонтных мастерских в соединениях (флотилиях) - номенклатуре инструментария и квалификации персонала которых мог позавидовать любой отечественный судоремонтный завод. Бригада уже ждала возвращающийся с моря катер и послепоходовый осмотр проводила вместе со штатным экипажем, после чего все механизмы и приборы, работа которых не соответствовала требованиям (про поломки мы просто скромно молчим) тут же «брались в оборот»: от ремонта на месте, до съёма, выгрузки и отправки в СРМ и, при необходимости, далее, причём отправка производилась только после того, как на место снятого прибора вставал вытребованный с тех же мастерских резервный. Причём всё, от выписки наряда до дефектации и последующего ремонта (кроме сложных его видов) делалось на месте, в пределах флотилии. Экипаж в обычных условиях ремонтом не занимался вообще: максимум – замена предохранителей (плавких вставок), агрегатная замена (из ЗИПа)…и всё.
Комплектование личным составом (матросами) производилось из числа юношей прежде всего приморских районов имеющих морскую специальность и какой-никакой стаж работы по специальности, наиболее ценились, говоря по-нашему, судовые электрики и мотористы. Срок срочной службы в плавсоставе - 3 года, из них в «учебке» – в зависимости от специальности от 6 до 8 месяцев. Учебка не при флотилии, но для обучения на конкретную технику.
Как это было устроено – не знаю/ потому и не скажу, но квалификация (классность) полученная матросом на срочной и срок службы засчитывались ему и в гражданской жизни. Потому на флот рвались, особенно те, кто по окончанию службы хотел продолжить работу в гражданском торговом или рыболовном флоте. Выбирать было из кого...
Повседневной службой и работой на кораблях и личным составом руководили и занимались мааты, офицерский состав же почти всегда находился в тренажёрных залах, оборудованных так же как и командные пункты на катере (корабле) и отрабатывали КБР (корабельный боевой расчёт), подобные же тренажерная база была для всех категорий л/с, разнились только время работы на них.
Курсовые задачи на катерах НВМФ ГДР принимались командованием флотилии люто: чтоб кто-то сдал «с первого предъявления» аналог нашей «К-1», такого, наверное, и не было. Но в подготовке морской части («К-2» и пр.) курсовых задач, - возможностей для творчества, фантазии и просто планового выхода в море у командира было фантастически много, такого нам и не снилось.
Это всё о немцах ГДР. Поляки уже тогда потихоньку «делились» топливом с госхозами, колхозами и частными хозяйствами, в море ходить особо не любили (разве что на яхтах и прогулочных катерках), если морская подготовка одиночного корабля (катера) была так-сяк, то сплаванность тактических групп была просто никакая, что особо, как нам казалось, их командование не заботило.
Содержание кораблей всё же, наверное, лучше было у поляков, но они же и превращали свои корабли в склад красивого пожароопасного барахла: от учебных и агитационных стендов до обивки/обшивки кают, кают-компаний и пр. Немецкий корабль в этом плане больше напоминал, наверное, танк – всё в тему, ничего лишнего, но как то и уюта в нём было маловато. Впрочем, немецкие катерные экипажи жили не на катерах (как наши), а на плавбазе, где всегда к их услугам было почти всё от душа (ванной) до телевизоров и пива (в т.ч. и матросам срочной службы). Злоупотребляющих последним, правда, не было или таковых не наблюдал.
Впрочем, выходные и немцы, и поляки проводили почти одинаково: если не в море на б.дежурстве, то- «корабль – на замок», т.е. осталась только деж. служба, остальные – по домам (отдельные умудрялись даже в ФРГ к родственникам на выходные съездить).
«-А вдруг что случится? А если, не дай бог, война?»
«- А на это есть дежурная служба …и русские»
Собственно, что-то подобное было и в ВМС ФРГ, просто там русских замещали американцы.
Финны были очень сами по себе, но это – отдельная история…

...

с уважением, АВЩ


Немає коментарів: