Помнит ли флот своих героев или же советских старается не вспоминать?
Оснований для подвига нет
|
|
| |
Мы любим, когда нашу страну называют державой, - это тешит
патриотические чувства. Иных порой тешит настолько, что лишает трезвого
взгляда. Таким держава представляется великим, сильным, но общим
понятием, без конкретики. Это не так. Держава – от слова «держать».
Держать первенство, лидерство, мощь, авторитет, свою национальную марку,
если хотите… Поэтому держава - это вовсе не обширная территория или
огромное население, а прежде всего люди, чьим трудом, талантом, а порой и
отвагой создается то, чего нет у большинства других государств.
На
фото: Герой Советского Союза капитан 1 ранга Морозов Иван Фёдорович;
Герой Российской Федерации капитан 1 ранга ЕФАНОВ Аркадий Петрович;
Глава муниципального образования ЧИРКО Эдуард Михайлович; Герой
Советского Союза вице-адмирал ЧЕРНОВ Евгений Дмитриевич; капитан 1
ранга ЗЕЛЕНСКИЙ Юрий Александрович, командир 1-го экипажа АПЛ К-278
"Комсомолец" СФ. (источник фото-http://www.gazetakoltushi.ru/2009/25/1.htm
РЕЧЬ СЕГОДНЯ об уникальном корабле, каких не было и нет ни у кого
в мире. И об отважных людях в его отсеках. А еще о короткой памяти
России, которой все еще любо именовать себя морской державой.
Дальше всех боевых подлодок в толщу океана проникла советская
атомная К-278 «Комсомолец». Глубина была ее главным преимуществом - так
можно сказать. Потому что хождение ее в запредельной для других подлодок
океанской толще было изначально заложено в проект. Это был суперкорабль
с корпусом из титанового сплава. Построили его в Северодвинске. Правда,
сегодня не о том речь. Как и прародительница семейства советских
титановых подлодок К-222, прозванная «Золотой рыбкой», К-278 разом
меняла многое в тактике морской войны. На своих глубинах «Комсомолец»
был невидим, неслышен и неуязвим – обычным оружием его было не взять.
Зато сам он мог атаковать из океанской бездны!
Шли только добровольцы
Первый командир «Комсомольца» каперанг Юрий Александрович
Зеленский, человек крепкой воли, большого ума и удивительной скромности,
рассказывал мне:
- В экипаж «Комсомольца» набирали только желающих. Предъявлялись
очень высокие требования к здоровью. Так, из 75 добровольцев половину
за¬браковали медики. Сформированный экипаж больше года учился в Сосновом
Бору, а когда учились, офицеры изучали техническую часть будущего
корабля на заводах-изготовителях оборудования. Уровень подготовки был
очень высоким…
А на то погружение 4 августа шли добровольцы – никто никого не
принуждал. Одного офицера все же пришлось заменить. Он сказался больным.
Правда, позже были разговоры, мол, он испугался. Не знаю, может, и в
самом деле болел. Я не придал этому значения…
Точка истины
4 августа 1985-го «Комсомолец» пришел в точку (это в Норвежском
море) без спасателя. Для обеспечения связи ему придали еще одну
подлодку, а на поверхности моря – никого. Они погрузились сразу на 300
метров – для титанового «Комсомольца», образно говоря, это не глубина.
Здесь осмотрелись, приготовились и пошли на поэтапный спуск. Сначала по
50 метров, и так до 500, а дальше уже по 25 - в бездну!
На рекордной глубине 1020 метров «Комсомолец» работал 1 час 15
минут, затем было всплытие, постепенное, согласно испытательной
программе. От мгновения, когда рубка атомной подлодки К-278 исчезла с
поверхности моря, и до того, когда снова показалась из воды, прошло
порядка 12 часов.
1020 метров – глубина, доступная не всякому исследовательскому
аппарату. А тут боевая атомная подлодка! Между прочим, конструкторы
«Комсомольца» заложили в проект его корпуса полуторный запас прочности.
Глубину погружения рассчитали так, чтобы на рожон не лезть. Выходит, был
еще запас, могли и глубже! Даже знаток скажет - фантастика! И будет
прав. Я бы еще добавил: 1020 метров океанской толщи - это и наивысшая
оценка русской храбрости, русской мысли и созидательного труда
корабелов.
Не имею ни малейшего желания обидеть подводников нынешней
российской поры. Однако справедливость требует сказать – до подвигов
своих предшественников большинству из вас, господа, еще далековато. Не
ваша вина, конечно, но так уж теперь случается, Героев дают за то, что
раньше считалось обычной автономкой. Но это к слову.
А «Комсомолец» тогда благополучно вернулся в базу. Лодку на пирсе
встречал командующий Северным флотом Иван Капитанец. Как положено,
говорил хорошие слова, обещал представить экипаж к наградам. Отдел
кадров флотилии после этого оформил наградные листы. Но и поставить
текущие задачи Капитанец не забыл - последующие три года экипаж
«Комсомольца» 150 суток провел в море, где и завершил опытную
эксплуатацию уникальной лодки. И снова, уже во второй раз, отдел кадров
1-й флотилии составил представления к награждению моряков К-278…
О наградах не думали
Из письма капитана I ранга запаса Юрия Александровича Зеленского,
бывшего командира перволинейной глубоководной АПЛ 685-го проекта К-278
6-й дивизии, 1-й флотилии Северного флота, к главкому ВМФ В.В. Масорину:
«Командование соединения и объединения высоко оценивало службу
экипажа. Подводной лодке по итогам боевой подготовки было присвоено
звание «Отличный корабль», а командующий Северным флотом адмирал И.М.
Капитанец, встретивший корабль, возвратившийся с успешных глубоководных
испытаний, перед строем назвал экипаж экипажем героев и объявил, что
весь экипаж будет представлен к правительственным наградам.
Представление к наградам состоялось, а награждение – нет. Прямо
скажу, что в то время несостоявшееся награждение мало кого в экипаже
беспокоило. Служили в то время мы действительно не за награды, да и
некогда об этом было думать… Но трагическая гибель подлодки со вторым
экипажем на борту, а затем и распад страны, которой мы служили, на мой
взгляд, помешали реализации представлений. Прошло два десятка лет, у нас
выросли дети, растут внуки, но мы по-прежнему чувствуем себя экипажем,
чтим память погибших наших товарищей, помогаем по мере возможностей друг
другу и сейчас не можем понять, почему наш труд в глазах высшего
флотского командования перечеркнут действиями других людей и событиями,
на которые мы, как экипаж, повлиять не могли…»
Без бумажки ты…
Из ответа Министерства обороны (войсковая часть 20864):
«Сообщаю, что по разъяснению Комиссии по государственным наградам
при президенте Российской Федерации вопросы награждения за прошлые
заслуги в настоящее время не рассматриваются, за исключением случаев,
когда гражданин представлялся к награждению, но по каким-либо причинам
наградные документы реализованы не были. Центральный ВМ архив и архив СФ
не располагают данными о представлении командованием того времени к
награждению государственными наградами членов экипажа подводной лодки
К-278, отличившихся при проведении глубоководных испытаний в августе
1985 года… Возбуждать ходатайство о награждении государственными
наградами членов экипажа подводной лодки К-278 за отличия при
глубоководных испытаниях в августе 1985 года оснований нет».
Откуда эта военно-бюрократическая коллизия? Из какого кодекса чиновничьего крючкотворства?
Честь имеем?
То, что 4 августа 1985 года в Норвежском море состоялось
испытание, – это, значит, мы признаем. И мировой рекорд – 1020 метров –
тоже признаем – попробуй-ка кто усомниться?!. Как признаем и наличие в
составе флота уникальной лодки К-278 и тех 53 моряков да еще нескольких
гражданских специалистов (не будем о них забывать), кто пошел в бездну.
Между прочим, пошли они туда с риском для жизни, чтобы прославить
Отечество. И этот факт в летопись флота вписали. Чтобы затем помощники
командиров по воспитательной работе воспитывали, говорили - вся наша
держава должна гордиться мировым рекордом этого корабля! А подвигом
людей?! На деле-то выходит - по чьему-то умыслу, нерадению, а может
быть, и случайно бумажка затерялась – и нет никакого подвига!
Страшно все это, господа офицеры! Щелкать каблуками и рапортовать
по праздникам – это вы умеете, гражданские уже вдоволь насмотрелись -
мол, честь имеем, подвиги отцов и дедов помним, державу не посрамим. А
на деле, выходит, чести не имеем, поскольку подвигов не помним, а героев
не чтим. То, что героев здорово наловчились строго под строку
подгонять, – это правда.
Оттого и по поводу ваших «Державу не посрамим» как-то сомнения берут.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Тел. 50-80-12
Немає коментарів:
Дописати коментар