вівторок, жовтня 23, 2012

Раскрыты неизвестные страницы жизни знаменитого контр-адмирала

 
Декабрь 1942 - январь 1943 года. Черноморский флот. Походный штаб Гидрографии. В центре - капитан 1-го ранга Александр Солодунов. Декабрь 1942 - январь 1943 года. Черноморский флот. Походный штаб Гидрографии. В центре - капитан 1-го ранга Александр Солодунов.
На редакцию нашей газеты вышел племянник нашего земляка контр-адмирала Александра Солодунова и сообщил неизвестные до сих пор сведения о именитом вологжанине. Данные о нем были такими скудными, что не вошли в книгу «Генералы и адмиралы Вологодчины», которая была издана накануне Дня Победы в 2009 году. Теперь этот пробел при ее переиздании будет ликвидирован.
Деда сослали на Сахалин за революционные настроения
Вся наша жизнь пронизана нитями случайностей. Судите сами: не подари сыновья нам с женой ноутбук плюс Интернет, я не зажегся бы целью ознакомиться с жизнью вологжан, не узнал бы о создании оригинальной по замыслу книги, куда, к сожалению, не вошла биография моего дяди Александра Солодунова. Выполняю обещание, данное мною в письме красносеверцам, и высылаю очерк об этом замечательном человеке с вологодскими корнями. 

Подготовлен автором блога .Источник-
http://www.krassever.ru/articles/society/history/36843/

В семье дяди не было сыновей (по рассказам мамы, он искренне сокрушался по этому поводу), жена и обе дочери ушли из жизни, остались внучки и правнуки. И я, имея погоны лейтенанта Военно-Морского Флота СССР, зажегся целью собрать воедино все сведения об Александре Солодунове. 
Будущий адмирал родился в 1902 году в Благовещенске-на-Амуре, где его отец, а мой полный тезка, дедушка Виктор, отбывал вольное поселение после ссылки на остров Сахалин за участие в революционных делах: семье запрещалось проживать в столичных и губернских городах. 
Получив разрешение властей, в 1907 году семья переехала в родные края и поселилась в деревне Чебсара Вологодской губернии. Здесь дедушка строит двухэтажный бревенчатый дом и впоследствии открывает в нем небольшую лавку для мелкой торговли. Родные поговаривали, что он был купцом средней руки. 
В какие годы семья перебралась в Вологду, утверждать точно не могу.
Получив начальное образование, в разгар гражданской войны 16-летний Саша Солодунов покидает родительский дом, начинает самостоятельную жизнь и трудится чернорабочим в Вологде. Старательного и грамотного по тем временам мальчишку замечают старшие товарищи: молодой республике позарез нужны кадры, владеющие грамотой. Ему поручают ответственные участки работы - сначала счетоводом губкомтруда, затем райпродкома, уполномоченным по продразверстке губернии.
После трехмесячных учительских курсов Александр преподает в Глухораминской сельской школе, а уже в начале 1920 года, в 18-летнем возрасте, назначается начальником вооруженного отряда рабочих и бывших фронтовиков Вологды, который направляется в район Дона и Ставропольской губернии. 
Задачи отряда определены мандатом: борьба с бандформированиями на освобождаемых территориях, которые терроризировали крестьян и артели, агитационная работа на местах, охрана складов и амбаров с продукцией. Вместе с коммунистами села Янкуля Александровского уезда отряд Александра Солодунова ликвидировал банды капитана Ропота. А совместно с эскадроном александровской милиции - банды полковника Серебрянникова в селах Султан, Керенгериевка и других.
В 1922 году Александр Викторович сильно заболел и вернулся в Вологду. После выздоровления работал помощником заведующего заводом по производству сгущенного молока «Альди молоко».
Десант в Феодосию
В 1924 году Солодунов мобилизован в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, направляется на учебу в артиллерийскую школу младшего комсостава, по окончании которой служит политруком артиллерийской батареи № 7 и зампортом полка крепости Кронштадт. 
Учитывая тягу молодого человека к морю и командирские качества, в 1927 году его направляют на учебу в Ленинградское высшее военно-морское училище (позже училище имени М.В. Фрунзе). По его окончании он служит старшим помощником гидрографического судна «Симонд», старшим производителем гидрографических работ Ленинградского, затем Владивостокского лоцмейстерства. В 1936-39 годах он - слушатель Военно-морской академии в Ленинграде, которую окончил с отличием.
В начале 1940 года капитан 3-го ранга Александр Солодунов назначается начальником Гидрографической службы Черноморского флота (ГС ЧФ). В июне принимает участие в присоединении Бессарабии к Советской Украине. 
- Понимая неизбежность войны с фашистской Германией, он с первых дней своей деятельности на посту начальника ГС ЧФ принимает все меры для отработки, подготовки навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) боевых действий флота, - вспоминает капитан 2-го ранга Федор Немировский. - К началу военных действий, в 1941 году, Черное и Азовское моря в части гидрографии были в основном изучены и картографированы. 
В первые недели войны при штабе Черноморского флота создается «Нештатный отдел обеспечения морских коммуникаций». В его задачу входило обеспечение единого руководства морскими перевозками и их защита, разработка наиболее безо­пасных маршрутов конвоев. Солодунов назначается заместителем начальника отдела.
- В течение всей войны Солодунов возглавлял Гидрографию ЧФ, - рассказывал позже капитан 1-го ранга Седов. - Являясь руководителем оперативной группы и автором разработки всех планов НГО оборонительных и наступательных операций флота, он лично участвовал во многих из них. Особенно много энергии отдавал выполнению заданий командования по обеспечению десантных операций. Вспоминаю подготовку десанта в Феодосию. В непосредственной близости от побережья, захваченного врагом, гидрографы в ночное время с подлодок скрытно развертывали средства навигационного оборудования для определения своего места десантными кораблями, затем осуществляли лоцманскую проводку транспортов по трассе Новороссийск - Феодосия. Маневренные гидрографические группы, следовавшие в составе штурмовых отрядов, первыми ворвались на сторожевых кораблях в порт, участвовали в бою по захвату причалов и феодосийского маяка, установке огней на причалах. Все эти и другие боевые задания успешно выполнялись под непосредственным руководством капитана 1-го ранга Солодунова. Александр Викторович запомнился нам как волевой, требовательный начальник, умевший вместе с тем своей доброжелательностью подбирать ключи к сердцу каждого из нас.
Одним из первых награжден орденом Отечественной войны 
Со страниц газет от 24 июля 1942 года страна узнала имена первых моряков - кавалеров вновь учрежденного ордена Отечественной войны. Ими были отличившиеся в обороне города-героя Севастополя черноморцы: дивизионный комиссар Бойцов, капитаны 1-го ранга Васильев, Громов, капитан 2-го ранга Солодунов.
9 сентября 1944 года десантом на Варну завершилось последнее НГО боевой операции Черноморского флота. В приказе Верховного Главнокомандующего прозвучали слова благодарности и воинам-гидрографам капитана 1-го ранга Солодунова. Это была высокая оценка подвигов черноморцев - живых и погибших в боях.
С капитаном 3-го ранга Николаем Ковалевым, командиром курсантской роты спецфакультета, я познакомился во время учебы в Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде. Его родители погибли в первые дни Великой Отечественной войны. Отступающее подразделение моряков-гидрографов подобрало мальчишку - так он стал сыном Гидрографии. По окончании боевых действий и по настоянию Александра Солодунова был направлен в Нахимовское училище. Мне навсегда запомнились его слова о дяде:
- Бесконечно благодарен Александру Викторовичу за его человечность и доброту не только по отношению ко мне, мальчишке-сироте, но и к окружающим его людям - офицерам, старшинам, матросам, вольнонаемным. Обещаю, что эту светлую память передам как эстафету своим детям и внукам.
Разыскивая сведения о дяде, мы прочли десятки воспоминаний, беседовали со многими близко знавшими его людьми. Все единодушны в оценке: Александр Викторович не был кабинетным командиром, он всегда находился в гуще событий, среди людей, в самых горячих местах. 
В знак признания военных заслуг адмирала Солодунова одна из улиц Вологды названа его именем. Почему бы в 110-ю годовщину со дня его рождения не выйти с ходатайством о присвоении его имени школе?
Освобождали Черное и Азовское море от мин
После освобождения Румынии и Болгарии, в сентябре 1944 года, Александр Солодунов прибыл в Констанцу и принял на себя руководство работами гидрографов в этих странах, ведь война в Европе еще продолжалась.
Не закончилась она для черноморских гидрографов и в сорок пятом. 
- Встала важная задача по очистке Черного и Азовского морей от мин и других боеприпасов, - вспоминает Немировский. - В марте 1946 года было получено правительственное задание - обеспечить крупные перевозки грузов из порта Мариуполь (Жданов). На небольшом гидрографическом судне «Черноморец» Александр Викторович с группой офицеров, в числе которых был и я, вышел из Севастополя в Мариуполь. Где-то на середине Азовского моря ночью нас настиг жесточайший шторм. Судно практически потеряло управление и едва продвигалось вперед. Крутая азовская волна вызывала крен, близкий к критическому. Наше положение осложнялось и тем, что между Керченским проливом и Таганрогским заливом был протрален лишь узкий фарватер (вокруг минные поля, выставленные еще гитлеровцами) и удержаться на нем при слабосильной машине судна, ураганном ветре, в кромешной тьме казалось делом безнадежным. Скажем прямо, многие из нас при­уныли. Было обидно погибнуть в мирной обстановке, пройдя всю войну. Но управление судном и штурманские обязанности взял на себя Александр Викторович, как старший на борту начальник. Незаурядные качества морского офицера, интуиция и знания сделали, казалось бы, невозможное: при подходе уже днем к Таганрогскому заливу выяснилось, что мы не сошли с фарватера. Все это еще больше укрепило и без того высокий авторитет офицера. 
Маяк Солодунова
В 1949 году за успешное руководство Гидрографией Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны и умелые действия по восстановлению безопасности мореплавания Советское правительство присвоило звание контр-адмирала Александру Солодунову - первому из начальников гидрографических служб флотов.
В 1952 году адмирал назначается начальником вновь сформированного Высшего военно-морского гидрографического училища имени Орджоникидзе в Гатчине, а два года спустя из-за тяжелой болезни выходит в отставку.
Родина отметила адмирала многими наградами, среди которых орден Ленина, два - Боевого Красного Знамени, Нахимова II степени, Отечественной войны I и II степени.
А в канун 41-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на Черном море, в Каламитском заливе у города Саки, начал действовать новый маяк Солодунова. Наша семья побывала на нем в 2009 году. Территория маяка обнесена бетонным забором, охраняется подразделением морпехов. Маяк работает в автоматическом режиме. Во внутреннем дворике - клумбы с цветами, вход в служебные помещения украшает металлическая арка, обвитая виноградной лозой. Проложены бетонные дорожки. Везде - чистота и порядок. С 20-метровой башни маяка весь город виден как на ладони. В нескольких десятках метров от нас - песчаный пологий берег Черного моря. Глядя вдаль со смотровой площадки, я гордился и восхищался своим знаменитым дядей. 
В этом же году получили еще одну добрую весть: в Одесском районе Госгидрографии Украины с 2005 года несет свою службу большой гидрографический катер «О. Солодунов» («О» - инициал имени адмирала на украинском языке). Место приписки судна - порт города-героя Одессы. 
Я не мог не побывать на нем. Встретил меня на КПП капитан Анатолий Корнеев. В его рассказе о задачах и экипаже нет-нет да и проскальзывали нотки гордости за вверенный ему корабль: «Наш «БГК», наш «Солодунов»…» Когда перед нами предстал стремительного вида катер с высокой белоснежной надстройкой, Анатолий Никитович спросил: «Виктор Павлович, узнаете?» Не стесняясь присутствия капитана, я поздоровался с корабликом вслух: «Здравствуй, дядя Саша!» Судя по состоянию материальной части и порядку, экипаж любит свой небольшой и компактный кораблик. Ребята создали походный музейный уголок, в фотоальбоме с комментариями отражают трудовую летопись «БГК-302». Так хранится, передается память. 
Поездка к маяку Солодунова и посещение судна заставили подумать: какой краткой и яркой, как луч маяка, была его жизнь!
Всем своим заслугам адмирал обязан конкретным людям, которых отправлял на боевые задания, в нужды и чаяния которых вникал, разрешал их проблемы, отстаивал. Он смело принимал решения в трудных ситуациях, не прятался за спины других людей, подставлял свое плечо случайно оступившемуся человеку. Может, и поэтому так рано - в 1956 году - ушел из жизни: сердце не выдержало бешеной нагрузки. 
В одном из своих последних писем младшая дочь адмирала, Ирина, проживавшая в Риге, писала: «В 2007 году я приехала в Санкт-Петербург проведать могилки родных. На могиле папы увидела большой венок с надписью: «Контр-адмиралу А.В. Солодунову от курсантов первого набора училища». До глубины души была потрясена! Ведь этим благородным людям, седовласым офицерам, уже под восемьдесят. Спасибо им большое за память, искреннюю, настоящую!»
Виктор Солодунов, капитан 2-го ранга в отставке.
Город Белгород-Днестровский, Одесская область, Украина.
Об авторе
Виктор Солодунов, как и его жена, родился в Бессарабии. Здесь после освобождения края от фашистов и румын в числе первого набора смотрителей Шаганского маяка проходил службу его отец, защитник блокадного Ленинграда, уроженец деревни Чебсара Вологодской губернии. Начал службу в северных морях. 
В 70-е годы - член экипажа атомной подводной лодки Северного флота «К-162» («Золотая рыбка»), которая впервые в мире была построена в корпусе из титанового сплава. Субмарина 661 проекта - рекордсмен мира в подводной скорости (44,7 узла), обладательница Голубой ленты Атлантики, до настоящего времени ни одним флотом мира сей рубеж не превзойден. Виктор Павлович с женой воспитали двоих замечательных сыновей, теперь радуются успехам двух внучек-школьниц. Надеется, что когда-нибудь станет обладателем переизданной книги «Генералы и адмиралы Вологодчины», в которую будет включена страница, посвященная его дяде.

Немає коментарів: